Синдром дезадаптации что это такое
Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.
Что это такое
Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).
Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).
Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.
Чем это может закончиться:
- при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
- при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
- будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.
Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).
На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.
3 подхода к решению проблемы
Проблемы дезадаптации в настоящее время рассматриваются с разных сторон. Выделяется три основных направления в подходе к их решению.
Медицинский подход
Сторонники данного подхода утверждают, что в основе дезадаптации лежат психические отклонения, которые являются областью изучения психиатрии и должны лечиться медикаментозным путём. Её трактуют как промежуточное состояние между нормой и патологией, но расположено оно ближе к последней. В качестве доказательств приводятся её признаки, которые во многом повторяют клиническую картину пограничных нервно-психических нарушений.
Социально-психологический подход
Его сторонники считают, что любая дезадаптация является социально-психологической. Они трактуют её двояко: и как социальный элемент — несоответствие индивида к требованиям социума, в котором он оказывается, и как психологический — неспособность личности приспособиться к собственным потребностям. При отсутствии одного компонента невозможен второй. Например, если в течение жизни человек не смог сформировать внутреннюю «Я-концепцию», то в любых условиях существования он будет неуспешен. Результат — дезадаптированность личности, и решать данную проблему могут только психологи.
Онтогенетический подход
По мнению сторонников данного подхода, механизм дезадаптации запускается исключительно в кризисные моменты жизни человека. Он попадает в новые условия существования, и они требуют от него изменения уже сложившегося в течение многих лет типа поведения. Доказательством служат вспышки дезадаптивных проявлений в определённые моменты жизни людей: переход из детского сада в первый класс, из школы — в вуз, смена работы, женитьба, переезд в другую страну. Согласно этому подходу, человек может самостоятельно откорректировать собственное поведение, если имеется мотивация и база личностных акцентуаций. В ином случае потребуется помощь специалиста.
Причины
Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.
Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:
- длительная болезнь;
- психические болезни и отклонения;
- ограниченные возможности;
- длительная изоляция;
- переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);
- педагогическая запущенность, недостаток воспитания.
Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:
- неблагоприятная обстановка в семье;
- недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;
- отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;
- новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;
- «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;
- негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;
- дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);
- физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).
При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).
Признаки
У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:
- раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
- агрессия;
- негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
- уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;
- сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;
- частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;
- попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;
- дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;
- ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;
- ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.
Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.
Уровни
В психологии различают несколько уровней дезадаптации.
- Нулевой
Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.
- Формирование установок
Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.
- Систематизация
У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психотерапевтом.
- Аддикции
Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.
Виды дезадаптации и их характеристика
Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.
Общепринятая классификация
В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.
Социальная
Суть: потеря связей и контактов с социумом.
Ведущий признак: асоциальное поведение.
Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.
Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.
Патогенная/психическая дезадаптация
Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.
Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.
Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.
Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.
Психосоциальная / психологическая дезадаптация
Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.
Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.
Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.
Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.
Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.
Другие классификации
В зависимости от вовлечённости в процесс:
- частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки);
- полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.
В зависимости от условий:
- Школьная
Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.
Подробнее в статье: Школьная дезадаптация
- Профессиональная
Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.
Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.
В зависимости от силы проявлений:
- ярко выраженная, патологическая, нескрываемая;
- умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
- скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.
По характеру проявления:
- поведенческая, когда открыто демонстрируется протест;
- эмоциональная – переживается чаще всего внутри.
Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.
Диагностика
Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.
- Люшер
Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.
- Лири
Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.
- Факторы личности
Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.
Коррекция и профилактика
Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:
- курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
- беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
- устранение провоцирующих факторов;
- ролевые ситуации;
- для детей — игровые формы коррекции;
- организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.
Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.
Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.
Источник
Проблема поражения сердечно-сосудистой системы у новорожденных вследствие перенесенной антенатальной или интранатальной гипоксии вызывает большой интерес. Гипоксическое поражение сердечно-сосудистой системы встречается, по данным разных авторов, у 40–70% новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию. В последние годы широкое применение получил термин «постгипоксический синдром дезадаптации сердечно-сосудистой системы». В то же время одной из причин поражения сердца являются внутриутробные инфекции, возбудители которых обладают выраженным тропизмом к ткани сердца (группа энтеровирусов, агенты TORCH-синдрома – вирус краснухи, цитомегаловирус и др.) и приводят к развитию специфического миокардита. Клиническая картина этих двух видов патологии полиморфна и создает дифференциально-диагностические трудности в практической работе.
Особенности строения кардиомиоцитов у новорожденного ребенка, особенности биоэнергетики сердечной клетки (ведущая роль углеводного обмена с быстрым истощением аэробного гликолиза) определяют значительную роль гипоксии в генезе нарушений процессов адаптации сердечно4сосудистой системы. В результате гипоксии у плода и новорожденного нарушается вегетативная регуляция сердца и сосудов, в том числе и коронарных. Возникающие нарушения вызывают изменения в энергетическом обмене миокарда, приводя к быстрому снижению его сократительной функции. Этому способствуют такие анатомо-физиологические особенности, как рассыпной тип коронарных артерий и физиологическая карнитиновая недостаточность. Следствием последней является резкое уменьшение образования макроэргов в митохондриях кардиомиоцитов. Результатом гипоксического повреждения миокарда является очаговая дистрофия. В дальнейшем дистрофические процессы могут иметь два варианта развития – полное восстановление функции либо формирование очагового кардиосклероза. Сохранение вегетативной дисфункции в дальнейшем может приводить к формированию стойких вегето-висцеральных нарушений, одним из проявлений которых является функциональная кардиопатия или так называемый цереброкардиальный синдром, в последнее время он получил название постгипоксический синдром дезадаптации сердечно-сосудистой системы.
По данным многих авторов, выделяют четыре клинико-патогенетических варианта постгипоксического синдрома дезадаптации сердечно-сосудистой системы. Диагностика постгипоксического синдрома дезадаптации сердечно-сосудистой системы представлена в трудах известных ученых – профессора А. В. Прахова (2002), профессора Л. Г. Кожарской (2006) и др.
- Неонатальная легочная гипертензия и персистирование фетальных коммуникаций (персистирующее фетальное кровообращение) – шифр Р.29.3, согласно МКБ-10.
- Транзиторная дисфункция миокарда с дилатацией полостей, нормальной или повышенной сократительной способностью – шифр Р.29.4, согласно МКБ-10.
- Транзиторная дисфункция миокарда с дилатацией полостей и сниженной сократительной способностью – шифр Р.29.4, согласно МКБ-10.
- Нарушения ритма и проводимости – шифр Р.29.1, согласно МКБ-10.
Возможно также сочетание указанных вариантов у одного ребенка.
Клинические проявления постгипоксического синдрома дезадаптации сердечно4сосудистой системы у новорожденных крайне неспецифичны и встречаются при большом количестве заболеваний этого возрастного периода. В легких случаях данная патология может протекать без какой-либо или с очень скудной клинической симптоматикой. Основными клиническими признаками постгипоксического синдрома дезадаптации сердечно-сосудистой системы являются бледность кожных покровов, акроцианоз и локальный цианоз, диффузное цианотическое окрашивание кожных покровов, тахипноэ, приглушение или глухость сердечных тонов, акцент II тона над легочной артерией, систолический шум недостаточности атриовентрикулярных клапанов и (или) персистирующих фетальных коммуникаций, перкуторное расширение границ относительной сердечной тупости, дизритмии, могут иметь место признаки недостаточности кровообращения. В силу неоднозначности трактовки клинических симптомов особое и подчас основное значение приобретают данные инструментальных исследований.
Для неонатальной легочной гипертензии и персистирования фетальных коммуникаций характерно существование двух клинических вариантов в зависимости от выраженности давления в системе «правый желудочек – легочная артерия» и, соответственно, от направления сброса крови через фетальные коммуникации. При высоком давлении в системе малого круга кровообращения и право-левом шунтировании крови через открытое овальное окно и открытый артериальный проток (прекапиллярная легочная гипертензия) у ребенка наблюдается клиническая картина врожденного порока сердца синего типа, проявляющаяся синдромом артериальной гипоксемии. Диффузное цианотическое окрашивание кожных покровов имеется с рождения, не реагирует на тест с вдыханием 100% кислорода, имеет тенденцию усиливаться при крике и кормлении. Кроме того, при осмотре выявляется умеренное расширение границ относительной сердечной тупости. Тоны сердца, как правило, хорошо выслушиваются, имеется акцент II тона над легочной артерией (ЛА), во II межреберье слева от грудины определяется короткий систолический шум. При рентгенографическом исследовании грудной полости специфическими признаками являются увеличение кардиоторакального индекса (КТИ), обычно умеренное (до 65%) и разной степени выраженности обеднение легочного рисунка. На электрокардиограмме (ЭКГ) имеются признаки перегрузки правого предсердия в виде P-pulmonale, нарушения внутрижелудочковой проводимости по системе правой ножки пучка Гиса (ПНПГ) – от полной блокады правой ножки пучка Гиса до неспецифических нарушений проводимости. Обычная эхокардиография малоинформативна. Доплерэхокардиография позволяет определить давление в полости ПЖ и ЛА, направление сброса крови через фетальные коммуникации, определить их размер. При R-логическом исследовании выявляется обеднение легочного рисунка, зачастую рентгенологическая картина без особенностей («удивительная норма»).
При преобладании лево-правого шунтирования через открытый артериальный проток (капиллярная форма легочной гипертензии) нарушается функция легких вплоть до их отека, что клинически имеет свои проявления. Дифференциальный диагноз приходится проводить с ВПС бледного типа. Нарушение адаптации сердечно-сосудистой системы можно считать фактором риска по формированию такого порока сердца, как открытый артериальный проток. Спонтанное его закрытие намного запаздывает и происходит в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет.
Таким образом, причины нарушений проводимости по системе правой ножки пучка Гиса, выявляемые у детей дошкольного и школьного возраста, считающиеся вариантом нормы, следует искать в перинатальном периоде в виде неонатальной легочной гипертензии.
Транзиторную дисфункцию миокарда с дилатацией полоcтей и нормальной или повышенной сократительной способностью сердечной мышцы наиболее трудно диагностировать клинически. Признаками диагностического внимания считаются бледность кожных покровов, умеренное расширение границ относительной сердечной тупости, приглушение сердечных тонов, транзиторные систолические шумы, недостаточность атриовентрикулярных клапанов. Невыраженность шумов приводит к такому аускультативному феномену, как нечистота тонов. На ЭКГ отмечается снижение или элевация сегмента ST относительно изоэлектрической линии и (или) депрессия зубца Т. Повышенная сократительная способность миокарда не должна «радовать» врача, так как при этом в систолу происходит чрезмерное пережатие коронарных сосудов и метаболические изменения могут существовать длительно, имея тенденцию к самоподдержанию. Отмечено, что присоединение интеркуррентных заболеваний у этих пациентов приводит к быстрому снижению сократительной способности миокарда, иногда буквально за несколько часов. Таким образом, изменение сократительной способности сердечной мышцы при транзиторной дисфункции миокарда можно рассматривать как стадии одного процесса.
Однако на практике встречаются пациенты, у которых уже при рождении (а иногда еще внутриутробно) определяется снижение фракции выброса одного или обоих желудочков с недостаточностью атриовентрикулярных клапанов – транзиторная дисфункция миокарда с дилатацией полостей и сниженной сократительной способностью (ТДМ-2 вариант). В клинической картине отмечается «мраморный» рисунок кожных покровов, часто с акроцианозом. Со стороны сердца отмечается значительное расширение границ относительной сердечной тупости (КТИ до 72%), выслушиваются глухие сердечные тоны и систолический шум недостаточности атриовентрикулярных клапанов, имеются признаки сердечной недостаточности. При этом может быть повышено содержание кардиоспецифических ферментов, что свидетельствует о тяжести субэндокардиальной ишемии. Этот вариант возникает в условиях длительного антенатального гипоксического воздействия.
Нарушения ритма сердца (НРС) встречаются часто.
Возникновению аритмий может способствовать наличие фрагментов специализированной проводниковой ткани сердца, не подвергшихся резорбтивной дегенерации, функциональная незрелость основных регуляторных центров продолговатого мозга, наличие выраженного дисбаланса между симпатической и парасимпатической иннервацией сердца из-за асинхронности созревания правых и левых звездчатых ганглиев симпатической нервной системы.
Первенство принадлежит синусовой тахикардии. Длительно существующую, ее можно рассматривать как преднедостаточность сердца, так как она формирует дефект диастолы и ухудшает условия коронарного кровотока. Второе по частоте встречаемости место занимает суправентрикулярная экстрасистолия. В наших наблюдениях наиболее часто встречались одиночные экстрасистолы. Экстрасистолия имеет экстракардиальный генез и наиболее тесно связана с гипоксическим поражением ЦНС в виде синдромов гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефального и судорожного. Гетеротопные тяжелые нарушения ритма, такие как суправентрикулярная пароксизмальная тахикардия, встречаются редко, но могут в течение нескольких часов привести к нарушениям гемодинамики.
=================
Вы читаете тему:
Дифференциальная диагностика поражений миокарда инфекционного и гипоксического генеза у новорожденных детей
1. 4 варианта постгипоксического синдрома дезадаптации сердечно-сосудистой системы.
2. Миокардит у новорожденных: формы, критерии, диагностика.
3. Постгипоксическая дисфункция миокарда у новорожденных.
Лашина Н. Б. Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя».
Опубликовано: «Медицинская панорама» № 8, ноябрь 2010.
Источник