Синдром дефицита внимания задержка речевого развития
Всем привет! Хочу с вами поделиться своей ситуацией. Может кому-то будет полезна. У меня есть сын Артёмка, ему почти 3 года. Я морально устаю от него и не знаю как себя с ним вести, как ему помочь и себе заодно. Обо всём по порядку.
Ребёнок родился здоровый. Все плановые узи и анализы были в норме. Помню ещё слова врача: у вас «идеальный» ребенок! Как сглазила…
В 3,5 месяца замечаю, что у Тёмки на несколько секунд покраснело лицо, как то пятнами прям, думала может аллергия какая-то. Обратилась к неврологу, он сказал наблюдать. За полмесяца было так 3 раза.
Наступил день Х. Как вспомню до сих пор страшно. Нам 4 месяца. Просыпаюсь рано утром от жуткого крика ребёнка (раньше он так никогда не плакал), подрываюсь к нему, беру на руки, успокоила… Подумала, может испугался чего или приснилось. Покормила, уложила. Не проходит и 5 минут всё повторяется. Я смотрю на него, а у него в глазах жуткий страх, он меня отталкивает ручками, не признает! У кого так было, чтобы ребенок вас не узнал?! Это страшно! Как будто я для него стала чужой тетей…. Длились такие приступы примерно по 2 минуты, проходили также резко, как и начанались. За день приступов 20-30. Скорая. Больница. Госпитализация.
В больнице мы пролежали 2 дня. Невролог сказала, что подозрение на эпилепсию. Я отказывалась в это верить, ведь у большинства людей (как и у меня) складывается мнение об эпилепсии с пеной со рта, судороги…. Потом ЭЭГ, МРТ. Обследование, диагноз- эпилепсия (височная, симптомы приступа- замирание, ребёнок смотрит в одну точку, гиперемия лица, чмокающие звуки языком) . В один момент в голове всё перевернулось: как так, из-за чего, как с этим жить?! Слёзы, размышления и наконец принятие этого факта.
Я считаю, что главное принять это и жить с этим. Момент, когда вы принимаете своего ребёнка со всеми его диагнозами наступает тогда, когда вы не боитесь говорить об этом (не только близким людям), когда вам становится плевать на мнения людей, вы не ищите причину возникновения болезни (смысла в этом уже нет),не сравниваете своего ребёнка с другими, когда смотрите на ситуацию хладнокровно и знаете что и как делать, чтобы помочь своему малышу.
Часто последствия эпилепсии- задержка в развитии (со слов невролога).
Прошёл год. Физически ребёнок развивался как положено, всё по срокам. Сложно было научить его кушать: 2 года пацану, а он сам не ест. Поставила тарелку, ложку, говорю: сам давай. Проревел минут 20 за столом и вуаля! На горшок приучить проблема.
Словарный запас был не большой : мама, папа, баба и ВСЁ! Поведение Тёмы мне тоже не нравилось (об этом ниже). Тут я начала звонить в колокола: ходила к платным врачам и бесплатным, искала развивающие центры, логопедов, массажистов и т.д. Нам ставят задержку речевого развития (ЗРР), задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутичные черты.
Поведение ребёнка, которое заставляет задуматься (отличие от сверстников, аутичное поведение) :
- Не концентрирует внимание на предмете, когда что-то пытаешься показать, чему то научить, как будто игнорирует специально.
- Не говорит
- Плохо развита мелкая моторика рук, нет захвата двумя пальцами
- Не усидчив-тут сказывается гиперактивность, минуты даже не сидит, начинает плакать. На улице постоянно в движении, каждая горка, качели, карусели по несколько секунд.
- Нет указательного жеста.
- Постоянно вырывает руки, когда пытаешься его рукой показать как надо что либо сделать.
- Не фиксирует предмет, например, конструктор, пытается быстрей избавиться от детальки. Когда даю ему печеньку, пирожок, старается всё запихнуть сразу в рот, т.е. держать и понемногу откусывать не может.
- При слове «нельзя», «нет» постоянно плачет, орёт, возмущается, может укусить и не важно как я это говорю тихо или громко, объясняю или нет, реакция одна.
- Нет логической игры, может сидеть и перебирать игрушки. Сам играть не может, даёт мне и типа «играй, мам, а я посмотрю», даже когда показывала как надо. Кидается игрушками.
- Не повторяет движения за мной (пальчики-кулачки, катание мяча друг другу, топать, хлопать и т.д.)
- Игнорирует детей (но это вроде норма до 3х лет), может подойти и ударить ребёнка, он не понимает, что такое «больно». Ему нравиться стучать по предметам будь то турник, горка, карусель, батарея, люди и т.д.
- Любит крутящиеся предметы: игрушки из фикс прайса на батарейках, где колеса есть и сам пытается крутить, например, кольцо от пирамидки.
- Не ходит за руку (если нужно идти в определённом направлении ) , вырывается, кусается, садится на попу. В магазин ходим только на коляске.
- Тащит все в рот, пробует на вкус. Когда ребенок маленький, то это норма, но не для нашего возраста.
Прогресс в развитии пошел только после курса озокерита, милты, магнита, массажа- нам назначили такой курс в больнице, электрофорез и рефлексотерапия противопоказаны при эпилепсии. Ребенок стал спокойней, меньше агрессии, чуть повнимательнее.
Из медицинских препаратов нам прописывали: глицин, пантогам (эффекта не увидела), магне Б6, винпоцетин- курс повторялся раза 3, при ремиссии приступов (1,5 года) назначили кортексин и церебрум композитум, параллельно делали массаж (голова, руки, спина, ноги). Последние два препарата помогли. С ноотропами осторожно. Консультируйтесь с врачом.
После всех «манипуляций» начал говорить новые слоги, появилась обращенная речь, стал более усидчив, повторяет за мной многие жесты, ходим за руку, показывает указательным пальчиком картинки и многое другое.
Мамочки, хочется вам сказать : ЗАПОМНИТЕ! НЕ БЫВАЕТ ЧУДО-ТАБЛЕТКИ, КОТОРАЯ ВСЁ ИЗЛЕЧИТ, ЕСЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПРИЕМОМ ПРЕПАРАТОВ ВЫ НЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ С РЕБЕНКОМ-ЭФФЕКТА НЕ БУДЕТ! Да, лекарства влияют на мозг, это наши «помощники», но ваши усилия главнее всего.
Вроде и прогресс есть, и всё налаживается… Всё да не всё. Играть он по-прежнему один не может, постоянно меня дергает, когда я занимаюсь домашними делами. Говорить толком не может постоянно ноет или орёт. Как же достало периодическое нытье по пустякам! С улицы приходим-орёт, не идёшь играть с ним-орет, что-то не по его-орёт, пока еду разогреваю, одеваемся на улицу и т.д. постоянные крики. У меня, наверное, голова квадратная уже…. Я тоже не железная и от этого устаю. Так охота уехать в лес и тупо лежать в тишине))). Часто одергиваю себя, ведь мы уже такой путь прошли, есть много изменений и ещё работать и работать, главное не опускать руки.
Может быть прогресс в развитии пошел быстрее, если бы я не совершала ошибок. Ребёнок первый и особенный, поэтому откуда мне знать как надо!?
В следующих статьях расскажу о своих ошибках воспитании, как я занималась с ребёнком, кстати идем в сад на днях-тоже напишу как всё прошло.
Источник
Мамочки, у которых ребенок с такими особенностями поделитесь своим опытом. Каких специалистов посещали, как обстояли дела с детским садом, помогли ли своевременные занятия с ребенком выправить его к школе.
Дальше просто крик души, не серчайте за много букв.
У нас ситуация следующая: мальчик 3, 5 года. Проблемы начали замечать в 2 года. Когда в первый раз решили посетить группу короткого дня в частном детском саду. Оттуда нам позвонили через час и сказали забрать так как ребенок «невменяемый». До этого момента я и подумать не могла, что с моим ребенком что-то не так, так как особо нет в окружении других детей и я его активность никогда не считала патологией. Да и на плановых осмотрах ни у кого никогда не было претензий. Да «мальчик активный» максимум, что я слышала от врачей в районной поликлинике.
Первым делом мы пошли к неврологу по месту прописки, она больше обратила внимание на задержку речи, так как он и правда в этом возрасте говорил непонятную белиберду и даже мама и папа не говорил. Но при этом выполнял простые просьбы, подходил и брал за руку если ему было что-то нужно, показывал. Нам прописали курс Пантогама и мельком сказали, что мальчик гиперактивный. Что это за синдром и как с ним работать нам не объяснили. Я стала искать в интернете и выяснила, что с этим синдромом работают нейропсихологи. Мы пошли к платному специалисту.
Она сказала что такой диагноз на глаз не ставят, нужно обследование и ЭЭГ. Сделать мы его качественно не смогли, так как ребенок и так шило в попе, а тут еще с датчиками на голове. Не давал закрывать глаза, вырывался. В итоге заключили, что серьезных нарушений нет.Может была микротравма, а может и нет. Нейропсихолог расписала нам тактику работы с таким синдромом: соблюдение четкого режима(он у нас и так был), для развития мозга качели, карусели, батут, дыхательные упражнения. Но качелей у меня сын почему-то боится, на карусели его можно удержать максимум 2 минуты, батут только летом. Говорила еще про нейропсихологические занятия для развития мозга, но сказала что у нас с послушанием будут проблемы пока речь не наладится. Так как вполне вероятно он не всегда понимает, что до него хотят донести. А речь наладится когда и так перегруженный из-за гиперактивности мозг сможет нарастить новые нейронные связи. Отправила для ускорения процесса к неврологу за медикаметозной помощью.
Платный невролог выписал курс Кортексина и Магне b6 и Тенотен для торможения. Для речи сказал — давайте смотреть больше мультиков. К трем заговорит.
И вот нам стукнуло три года, а речь хоть и скакнула в развитии : стал говорить осознанно слова, называть предметы, считать, выучил буквы (сам) но многие слова были и до сих пор с ошибками. Я его в большинстве случаев понимаю, но вот окружающие не очень.
И еще возобновились как и были в 2 года ночные истерики. Просыпался с ревом и не мог успокоится. Вырывался пинался в итоге помогало только полностью разбудить.
Пошли к другому неврологу, которая считается одной из лучших по отзывам в нашем регионе. Все тоже самое ЗРР и синдром гиперактивности. Посоветовала посетить ортопеда и лора чтобы исключить другие заболевания. У этих специалистов вопросов не было. Ну и логопеда-дефектолога-психолога который в игровой форме будет заниматься с таким активным ребенком. Прописала тоже стимулирующее мозг лечение и успокаивающие капли, чтобы снизить активность. И сказала наоборот запретить все экраны минимум на 3 месяца. Я скажу честно не смогла выполнить это требование, так как у меня второму ребенку на тот момент было чуть больше года и иногда я настолько уставала и не выдерживала и давала смотреть мультики
С тех пор мы сменили 3 платных логопеда-дефектолога. Ни один нам не подошел. все ждут от него что он будет сидеть на стульчике 40 минут и выполнять задания. Первая занималась с ним наедине и со второго занятия сказала, что не будет работать так как он ничего не хочет выполнять и не слушает ее. Два вторых были при частном детском саде и занимались в игровой комнате полной игрушек. Разумеется моему ребенку которому и так сложно сосредоточится на одном занятии в таких условиях это практически невозможно. В итоге мы приняли решение просто пойти на лето в частный детский сад. Государственный планировался у нас на осень.
Дело сдвинулось, находясь в группе разговаривающих детей, у него сразу наметился прогресс в речи. за 2-3 месяца он уже начал строить короткие предложения, выполнять сложные просьбы, жалоб о том что он нарушает садиковский порядок не было. адаптация прошла относительно легко. Один раз наругали за то, что толкнул девочку. Он потом неделю обижался и не хотел ходить в сад, но потом отпустило. Оставался там на сон, засыпал спокойно (хотя дома надо с ним сидеть) и лежал тихонечко если просыпался раньше. Я уже порадовалась что таким вот нехитрым образом пример других детей и хорошие воспитатели — помогут ему выправиться гораздо быстрее частных занятий и медикаментов.
Медкомиссию в гос. садик прошли успешно. Логопед в поликлинике сказала, что с такого плана детьми заниматься ранее 4 лет нет смысла, хотя предыдущие платные специалисты убеждали меня, что у нас каждый день на счету и нужно срочно заниматься по системе иначе к школе он так и будет говорить с ошибками. Невролог сказал — само пройдет. психиатр, что нужно его тормозить препаратами — ходите к неврологу %)
С воспитателем в детском саду не сложилось. Она сама призналась что у нее опыт работы всего 9 месяцев и ей с ним не справится. Не слушает ее, не слышит, бегает. Сказала мне сначала, чтобы я его учила выполнять приказы как в армии, чтобы он как робот садился и вставал тогда когда ему скажут. Неужели у них все дети такие и только мой один не-такой? Я ей объясняла что у нас уже был опыт и там с ним справлялись, что дома хоть я ему возможно и многое разрешаю по мнению садика. (никогда не сдерживаю его активность — хочешь скачи, хочешь бегай, только не убейся) Но просьбы и замечания мои он выполняет если его внимание привлечь и четко сказать что нужно сделать. Он и правда может быть увлечен и не слышать что от него хотят. Даже с раздеванием так: дома раздевается одевается сам с небольшой помощью с моей стороны. В садике я его не могу заставить одеться, так как кругом картинки, новая обстановка, он еще не привык и отвлекается.
В конечном итоге мы проходили три недели на пол дня и она сказала мне, что моему ребенку не подходит общая программа, он как будто двух-летний(хотя ни один специалист не сказал, что у него проблемы с интеллектом, наоборот говорили что в чем-то даже опережает), что ему нужно показывать карточки (??!) типа «пошли мыть руки» по другому он не поймет. Дома спокойно моет руки, выносит за собой горшок, моет его, разбирает посудомойку, собирает игрушки и все такое… без карточек почему -то.
Я не стала скрывать что у нас стоит синдром гиперактивности, посоветовала занимать его в течении дня объяснила как я с ним справляюсь, но ей некогда у нее еще 20 других детей. Говорит, что подойдет обсудить ситуацию с психологом и скорее всего нас отправляют на повторную медкомиссию, с переводом в логопедический сад.
Я конечно не против, раз воспитатель ставит так вопрос, то вряд ли можно ожидать от нее желания найти подход. Но просто немного обидно становится, когда тебе указывают что твой ребенок недоразвитый и лучше его держать где-нибудь подальше от других детей, чтобы не мешал. «Если он останется в обычном саду он так и будет на уровне двух-летки до школы» — ее слова. Не жду понимания мам «нормальных» детей, хочу поговорить с теми кто через это прошел
Источник
Гриша Б. 4 года ЗРР Синдром гиперактивности Дефицит внимания
Моему младшему сыну (4 года) ставят такой диагноз. Была уже у нескольких невропатологов, психоневролога, детского психолога.
Назначения различны, поэтому хотелось бы услышать мнения разных специалистов «за» и «против».
Предыстория: Беременность моя (34 года, второй ребенок) протекала тяжело, помимо анемиии II степени, постоянная угроза, на сроке, кажется, 10 недель(думала всегда буду помнить, а вот забыла) курс антибиотика, токсикоз в III триместре беременности, плюс постоянный стресс — в тот момент психологический кризис в семейной жизни, а я ещё осталась без работы.
Набрала большой вес, роды срочные, ребенок родился 4450 г, рост 53 см с диагнозом спинальная травма шестого отдела позвоночника, парез Дюшена-Эрба слева, крупный плод.Шкала Апгар — 5-7 баллов, но слышала, что педиатр спорила с акушеркой — закричал он сразу. Никто мне его к груди не прикладывал — сразу под кислород, увидела его только через три дня — фиолетового цвета. Из-за затруднения выведения плечиков акушерка потянула ребенка за руку — в итоге подвисание левой ручки, которое надо сказать прошло самостоятельно через 5-6 дней после родов. Ещё врожденно патология почки — пиелоэктазия справа.
В неопатологии получал: диакарб, аспаркам, кавинтон, витамины В1, В6, пантогам, э/форез с эуфиллином и магнезией на шейный отдел. Делали УЗИ головного мозга в возрасте 1 неделя — сказали в норме.
От стресса у меня пропала лактация, но т.к. я считала, что я ДОЛЖНА сама кормить своего ребенка, постаралась взять себя в руки, успокоиться, принамала Апилак и молоко появилось через пару недель после родов. Кормила я его до 1,3 г. Но дисбактериоз уже был заработан за те упущенные две недели, запоры по 3-5 дней, склонность к которым осталась до сих пор. Ещё выяснила, что у меня гипотириоз (растолстела и сдала анализы на гормоны) — видимо был уже и при беременности.
В младенчестве у ребенка атопический дерматит, сейчас на некоторые продукты аллергия, ест вообще плохо, последний раз дал аллергическую рекцию на Манту.
Мне даже казалось частенько, что ацетоновый запах изо рта, но дважды сдавали кровь на сахар — в норме.
Ну вот, что имеем на сегодняшний день:
— с двух лет невозможно уложить днём,
— плохо укладывается и успокаивается вечером,
— упрямство во всём, реагирует только на хитрые уговоры или окрики,
— плюется в ответ на просьбы что-то сделать, если он этого не хочет (чужим может так сделать, если к нему просто обратились),
— ложится и закрывает глаза, когда к нему обращается чужой человек (но некоторым доверяет, например зубному детскому врачу — дал вылечить 4 пульпита без обезболивания),
— склонность к запорам и скрывает позывы к дефекации (из-за чего часто «пачкает штанишки», уходит в укромный уголок и затихнет — если замечу, усаживаю на унитаз и всё в порядке, при этом нет проблемы с мочеиспусканием — проситься нормально, но требует помощи — снять штаны, побыть рядом),
— на занятиях в развивающих группах не повторяет за учителем, не любит рисовать, лепить, закатывает истерики, максимальное время сосредоточенной деятельности 15-20 минут(только то, что ему нравится: например, клеить аппликацию)
— читать книги не давал до 3-х лет, раздраженно рвал страницы
— садик не посещаем из-за невозможности туда попасть, я вынуждена сидеть с ним дома (нет бабушек и денег на няню), но приходится подрабатывать (статьи, компьютер по полночи) из-за чего бываю усталой и раздраженной сама, чтобы нормально корректировать поведение сына.
— мультики и развивающие программы смотрит по 10 раз подряд один и тот же, протестует, если хочу включить что-то другое.
— говорить фразами стал после 3-х лет, но чужим людям мало понятно, хотя сложные звуки (р,ш) произносит хорошо.
— часто проявляет агрессивность: если чем-то раздражен может стукнуть членов семьи, но если это ещё как-то понимает, что нельзя, то собаку пинает просто если чем-то рассержен.
При этом с детьми на площадке с удовольствием играет, очень компанейский, любит подвижные игры (к нам даже профессиональный тренер уже подходил. сказал. что его надо в футбол отдавать — хорошая координация движений, обращение с мячом, подходящий темперамент)
Знает цифры с двух лет, многие буквы (по развивающим детским передачам, т.к. со мной не хочет заниматься).
Очень хорошо запоминает последовательность действий (например найти и запустить интересное ему на компьютере — как-то заметила, что запомнил цепочку из 10 действий).
Выучил стишок, но тоже единственный ему понравившийся.
В общем с интеллектом, видимо. всё в порядке.
Да, он начал очень рано «гулить», а мелкая моторика вообще на удивление — в полгодика собирал с пола упавшие бусинки диаметром 1-2 мм.
Невропатологи ставят ММД, синдром гиперактивности, дефицит внимания. Логопед: задержка речевого развития. Психолог: нарушения в эмоциональной сфере.
Врач же лечебной физкультуры (очень опытная, раньше была педиатром), куда вожу его полгода, понаблюдав за ним отметила, что сначала подозревала по некотрым признакам аутизм, но сейчас она бы так не сказала — у него стал открытый взгляд, больше заданий стал выполнять (они в игровой форме).
Назначения (разных врачей):
пантогам (отменила через три дня — плохо отреагировали почки, почти прекратился диурез)
глиатилин по 1/2 капсуле 2 р/д (невозможно заставить, не нравится ему капсула)
неврохель
когитум
магне В6
нейромультивит (дал аллергию — через 5 дней сыпь на попе)
тенотен детский (по 1 т 2 р/д)
пикамилон 0,02 по 1/2 т 2 р/д (сама очень сомневаюсь) — это как раз последнее назначение
Уважаемые специалисты в данной области! Выскажите, пожалуйста. своё мнение — правильны ли назначения?
Подскажите, на что ещё обратить внимание в поведении ребенка. Может быть (очень надеюсь) это в большой степени моё неправильное педагогическое поведение — хотя старшая дочка у меня умничка-послушничка и отличница в школе…
Кстати дополнительный вопрос: хирурги направляют на плановую операцию (фимоз и пупочная вправимая грыжа 0,5х0,4) — боюсь влияния общего наркоза в нашей ситуации.
Любым ответам благодарна!
Источник