Синдром дефицита внимания в спорте
Психостимуляторы лечат.
Летом 2016-го в гимнастике грохнула бомба – четырехкратная олимпийская чемпионка Симоне Байлс сдала положительную допинг-пробу. Но все оказалось не так страшно: у американки нашли метилфенидат – психостимулятор, на который у нее было разрешение, ведь она лечилась от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Это распространенный диагноз в американском спорте: от СДВГ страдали многие топ-атлеты, что не помешало им добиться успеха. Что же это за синдром и почему американцы так часто болеют?
СДВГ – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве.
Чаще всего страдающие от СДВГ дети не способны делать домашнее задание, не могут усидеть за партой в школе, постоянно двигаются и бегают. При этом очень часто они не реагируют на замечания и запреты взрослых.
Считается, что при отсутствии лечения, СДВГ либо сам проходит со временем, либо серьезно сказывается на психике ребенка. Последствия могут быть разными: от замкнутости и отчуждения от окружающих до алкоголизма и наркомании. Некоторые больные приспосабливаются к синдрому и живут нормальной жизнью.
Кокаин и марихуана поселились в спорте. Эра допинга началась с них, алкоголя и амфетаминов
Симптомы синдрома наблюдались у детей еще в XVIII веке, но свое название он получил уже в 1900-х.
Причины появления СДВГ до сих пор неизвестны. Есть только теории: виноваты могут быть как плохая экология, так и хронические заболевания матери во время беременности (а еще – употребление алкоголя и курение). Возможно, факторов несколько.
СДВГ распространен во всем мире, но особенно – в США
По статистике, в Штатах синдром диагностируют у 4,4% взрослых и 11% детей (это около 7 миллионов человек). Причем за последние 20 лет количество детей с диагностированным СДВГ увеличилось в два раза (еще в 1998-м синдром наблюдался только у 6%) и по-прежнему быстро растет.
СДВГ – самое распространенное детское психическое заболевание в США. Больные синдромом составляют 64% от общего количества детей с расстройствами психики (к примеру, страдающих от аутизма – только 14%). Чаще всего синдром находят у мальчиков – девочки страдают от него почти в три раза реже.
В России СДВГ диагностируют редко (точной статистики нет), да и терапия у нас другая.
Лечат амфетамином и другими психостимуляторами
В разных странах способы отличаются, но система примерно одинаковая. Детей с СДВГ пытаются лечить психотерапией и педагогической коррекцией, но, как правило, это не работает. В таком случае остается только одно средство – медикаментозное лечение. По статистике, в США 72,5% больных с СДВГ получают лекарства – и чаще всего они дают эффект.
Главные лекарства для детей с СДВГ – психостимуляторы: метилфенидат, амфетамин и метамфетамин. Первый из списка продается под торговым названием «Риталин» и является самым распространенным в США способом лечения СДВГ. Применять препараты нужно несколько раз в день (эффект от одной дозы длится примерно 4 часа).
Психостимуляторы улучшают настроение, повышают внимание и способность к концентрации, вызывают чувство уверенности и комфорта. Еще они повышают двигательную и речевую активность и работоспособность.
Но проблема в том, что эти препараты могут вызвать наркотическую зависимость. И у них очень много побочных эффектов: бессонница, депрессия, тремор, потеря аппетита, боли и различные психозы. Длительное применение может вызвать задержку в росте ребенка и вроде как даже повреждения головного мозга (последнее не доказано).
В России (и еще в ряде стран) метилфенидат и амфетамин запрещены к продаже – у нас СДВГ лечат ноотропными препаратами, хотя у такой терапии нет доказанной эффективности.
Американцы считают, что спорт помогает больным СДВГ. Но не лечит
Медики США уверены: занятия спортом частично снижают симптомы СДВГ. Они рекомендуют отдавать больных детей в секции, чтобы те тратили энергию с пользой и учились концентрации.
При этом медикаментозный курс не отменяют – он остается основным способом лечения синдрома. Однако детям легче справляться с недугом, именно занимаясь спортом. По мнению врачей, физические упражнения нормализуют у таких детей уровни нейромедиаторов (химических веществ, которые отвечают за проведение нервных импульсов), которые нарушаются из-за болезни.
Американцы часто отдают детей с СДВГ в спорт. К примеру, в 2018 году 101 бейсболист в Главной лиге бейсбола (MLB) имел этот диагноз. Около 7% спортсменов-студентов постоянно употребляют препараты для лечения синдрома.
Метилфенидат и амфетамин входят в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства (WADA), так что спортсмены с СДВГ оформляют терапевтические исключения (TUE). Препараты запрещены по понятным причинам – они входят в класс стимуляторов, которые увеличивают работоспособность организма.
СДВГ может положительно влиять на навыки спортсменов. Корейская профессиональная лига бейсбола провела исследование, в результате которого пришла к выводу, что у бейсболистов с СДВГ реакция и ловкость лучше, чем у обычных атлетов.
Американский спортивный врач Джордж Пуялте считает, что СДВГ может стать преимуществом в некоторых видах – особенно в тех, где важны скорость реакции и принятия решений.
СДВГ болели Байлс, Фелпс и Гэтлин
От СДВГ лечились многие американские топы: Мишель Картер (олимпийская чемпионка в толкании ядра), Камми Гранато (олимпийская чемпионка по хоккею), Крис Каман (играл в НБА), Майкл Джордан, Кейтлин Дженнер (до смены пола – олимпийский чемпион в десятиборье), Карл Льюис (девятикратный олимпийский чемпион в спринте), Грег Лемонд (трехкратный победитель «Тур де Франс»).
«Это всего лишь пенис!» Олимпийский чемпион стал женщиной и потряс мир
Ниже – три истории главных американских звезд, которые страдали от СДВГ.
• Майкл Фелпс, 23-кратный олимпийский чемпион по плаванию
В 7 лет Майкл не мог концентрироваться на занятиях в школе, ненавидел чтение и раздражался по любому поводу. Сам Фелпс вспоминает это так: «Я просто не мог сидеть на месте и на чем-то фокусироваться. Я хотел быть сразу повсюду».
Когда Фелпса отдали в плавание, он злился от того, что вода попадает ему на лицо – поэтому тренер стал учить его плаванию на спине. Но это не помогло.
И тогда Дэбби Фелпс, мама пловца, повела сына к врачу: «Один из учителей сказал мне, что Майкл ни на чем не может сконцентрироваться. Это едва не разбило мне сердце. Мне захотелось доказать всем, что они неправы. Я знала, что если мы с Майклом будем работать вместе, то сумеем добиться всего, чего бы он ни пожелал».
Фелпсу поставили диагноз СДВГ – и мальчик начал прием лекарств. Но уже в шестом классе отказался от психостимуляторов и, как ни удивительно, симптомы не вернулись.
После Олимпиады-2008 в Пекине Фелпс основал фонд помощи больным СДВГ детям.
• Симоне Байлс, 19-кратная чемпионка мира по спортивной гимнастике
Байлс принимала лекарства от СДВГ с раннего детства до победной Олимпиады-2016 в Рио (и неизвестно, прекратила ли сейчас). Симоне очень медленно росла (ее рост – 142 см), из-за чего даже хотела бросить гимнастику. Но с приемом психостимуляторов эту проблему никто не связывал.
У американки были оформлены TUE на метилфенидат и амфетамин, но известно это стало только благодаря хакерам из группы Fancy Bears.
Вы знаете Байлс по победам, но это не все: она жила в приюте, пила антидепрессанты и жаловалась на домогательства
Симоне ничего плохого в этом не увидела: «У меня синдром дефицита внимания и гиперактивности. Я с детства пью эти препараты. Знайте, что я верю в чистый спорт и всегда следовала правилам. И я продолжу это делать, потому что это очень важно для меня и для спорта. В том, что у меня такой диагноз, и я принимаю лекарства – нет ничего постыдного. Мне не страшно, что об этом узнали люди».
• Джастин Гэтлин, 4-кратный чемпион мира по легкой атлетике (спринт)
Да, это тот самый Гэтлин, которого дважды ловили на допинге. В 2001-м его дисквалифицировали на год за прием амфетамина, а в 2006-м – на 4 года из-за повышенного содержания тестостерона в пробе.
Джастину поставили СДВГ, когда он учился в первом классе. С тех пор он принимал лекарства, но как раз в 2006-м забыл оформить на них терапевтическое исключение, за что и поплатился.
По словам, Гэтлина, после дисквалификации он завязал с препаратом, из-за чего проблемы с концентрацией сразу вернулись: «На одном турнире я увидел плакат с моим лицом. Фотография мне сильно не понравилась – я не мог думать о чем-то другом, кроме нее. Это разрушило мне забег. Тогда я впервые прибежал последним. И потом я понял: меня ничто не сможет больше остановить. Даже СДВГ».
СДВГ высмеивали в «Южном парке»
Еще с 1970-х вокруг СДВГ ведутся споры по всему миру. Главные проблемные точки – сложность диагностики и расплывчатость симптомов, а также назначение серьезных психотропных препаратов в качестве лечения.
Некоторые ученые сомневаются в существовании такого синдрома и считают, что Штаты уделяют СДВГ слишком много внимания. Есть мнение, что это нормальное поведение ряда детей, не требующее коррекции.
Так думает известный американский психотерапевт Том Хартманн. Он выдвинул теорию о том, что причины в поведении детей кроются в далеком прошлом человека. По его мнению, раньше люди добывали пропитание в основном охотой, а потому им требовались сила и энергия. Позже человечество перешло на собирательство и земледелие, однако физическая потребность к движению и охоте осталась. Причем у некоторых этот диссонанс проявляется сильнее – отсюда и расстройства в поведении.
Лечение СДВГ – еще одна проблема. Национальный институт психического здоровья США считает, что при условии медицинского наблюдения психостимулирующие препараты считаются безопасными, однако не все с этим согласны. Длительный курс психостимуляторов может привести к риску возникновения симптомов биполярного аффективного расстройства, не считая других побочных эффектов.
В 1990-е борцы с психостимуляторами называли «Риталин» детским кокаином. Крупные фармацевтические компании часто получали критику за рекламу «Риталина» как средства для лечения СДВГ.
Повальное назначение «Риталина» американским детям даже высмеивали в мультсериале «Южный Парк» в 2000 году. По сюжету серии, дети Южного Парка имитировали симптомы СДВГ, чтобы освободиться от домашнего задания и получать психостимуляторы.
Научные сотрудники канадского Университета Макмастера определили пять проблем, из-за которых вокруг СДВГ до сих пор идут споры:
• СДВГ нельзя подтвердить лабораторно. Никаких физических признаков заболевания тоже нет;
• критерии диагностики СДВГ неоднократно менялись;
• не существует разового лечения СДВГ. Синдром купируется только длительным приемом препаратов;
• СДВГ чаще всего лечат при помощи психостимуляторов, которые тоже могут быть вредны для детей;
• в разных странах диагностика и лечение синдрома серьезно различаются.
Несмотря на это, СДВГ признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и включен в международную классификацию болезней (МКБ). Детей с синдромом рождается все больше (либо диагностируется он чаще, чем раньше), а это значит, что число спортсменов с СДВГ в мире тоже будет только увеличиваться.
Фото: Gettyimages.ru/Andrew Toth, /Scott Barbour, /Jonathan Wood; globallookpress.com/Meghan Mccarthy/ZUMAPRESS.com, /Michael Weber IMAGEPOWER, Wang Lili/Xinhua; Gettyimages.ru/David Silverman; youtube.com/southparkstudios
Источник
У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.
СДВ и СДВГ
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.
Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.
Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.
Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.
Причины возникновения
Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:
- наследственность;
- родовая травма;
- педагогическая запущенность.
Наследственность
Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.
Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.
В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.
Родовая травма
Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.
Педагогическая запущенность
Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.
Ритмы головного мозга человека
Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.
Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.
Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.
Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.
Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.
Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.
Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.
Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.
Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.
Методы лечения
Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:
- медикаментозный метод;
- методика навязанных ритмов;
- психотерапия;
- метод биологической обратной связи (БОС-терапия).
Медикаментозный метод
К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.
Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов головного мозга.
При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.
В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.
При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.
Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.
Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.
И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.
Методика навязанных ритмов
Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.
Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к своему первоначальному уровню.
Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.
Психотерапия
В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.
Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.
Психодинамическая модель
Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).
Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.
Поведенческий подход
Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и, соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.
Десенситизация
Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).
Экзистенциально-гуманистическое направление
Здесь в качестве основных потребностей личности выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».
Когнитивная терапия
Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)
Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.
В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов. Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.
СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше работать и учиться.
Заключение
И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.
Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.
На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.
Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?
Оригинал: photo-drive.ru
Источник