Синдром дефицита внимания в логопедии

Синдром дефицита внимания в логопедии thumbnail

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ

Учитель-логопед: Ерышева Ольга Николаевна.

Повышенная психомоторная возбудимость – это патология поведения у детей, всё чаще встречаемая в различных странах. Чаще всего такое отклонение в поведении классифицируется как ADHD. В России такое нарушение называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

ADHD – это диагноз, который ставят и детям и взрослым, имеющим проблемы в познавательной деятельности, а также нарушенную регуляцию поведения, проявляющуюся в наиболее важных жизненных сферах ( например, в семейных и межличностных отношениях, в учёбе или в работе). Такие проблемы являются следствием отклонений в сфере контроля импульсов, а также повышенной возбудимости и расстройства внимания.

В классификации выделяются три подтипа ADHD:

— преобладают нарушения концентрации внимания;

— преобладают повышенная моторная возбудимость и

чрезмерная импульсивность;

— смешанный тип.

Согласно классификации МКБ -10, мы имеем дело с синдромом гиперактивности при наличии следующих симптомов: рассеянность, повышенная возбудимость и импульсивность.

Типичное для СДВГ отклонение в поведении обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет, однако первые симптомы могут проявиться в любом возрасте. Если первые симптомы проявляются в возрасте старше 7лет, то диагноз СДВД исключается. Часто уже в младенческом возрасте сверхвозбудимые дети капризны, плаксивы, имеют проблемы с засыпанием. У некоторых детей наблюдается неприязнь к физическим контактам. Иногда такие дети проявляют отвращение к определённым вкусам, запахам или продуктам, а также чрезмерную чувствительность к свету, к звукам.

Увы, повышенная психомоторная возбудимость – это нарушение, которое не проходит с наступлением периода полового созревания. Симптомы данной патологии могут проявляться и после 20-года жизни. Большая часть взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, несмотря на отсутствие типичных отклонений, имеют проблемы с адаптацией в своей школьной, профессиональной среде либо в иных социальных ситуациях.

Дети с СДВГ в два, а в некоторых случаях и в три раза чаще, чем сверстники, терпят школьные неудачи, остаются на второй год либо вообще бросают школу. Даже дети, у которых уровень интеллектуального развития средний и выше среднего, достигают намного меньше своих возможностей.

Несмотря на то, что дети с СДВГ такие же способные, как и их сверстники, они, однако, имеют проблемы с пониманием, переработкой и передачей вербальной информации, ведут себя неадекватно, проявляют иные познавательные стили. Такое поведение часто трактуется как признак низкого уровня интеллектуального развития. Педагоги воспринимают сверхвозбудимых детей как рассеянных, невнимательных, иногда определяют их как способных, но ленивых, в связи с чем не ждут от них хорошей успеваемости.

У детей с СДВГ появляются также проблемы с социальной адаптацией.

Эти дети имеют повышенную потребность в контактах со сверстниками. Увы, низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции нередко приводят к тому, что дети с СДВГ бывают социально изолированными и чувствуют себя одинокими.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляется при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребёнка становятся все заметнее.

Полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам.

В дошкольном возрасте взрослые не всегда осознают глубину проблемы, считая что ребёнок «просто маленький, вот пойдет в школу, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Её последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию.. Важное место занимает медикоментозная терапия

Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех случая. Проявления ребёнком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

— возникает в возрасте до 8 лет;

— присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в

школе, дома, в труде, играх);

— не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными,

Читайте также:  Принципы ухода за пациентом с депрессивным синдромом

диссоциативными расстройствами или психопатиями;

— вызывает значительный психологический дискомфорт и

дезадаптацию;

— признаки сохраняются не менее 6 мес.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, из многолетнего опыта разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ

  1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

  2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

  1. Меньше замечаний – больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.

  1. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, тактильный ( для привлечения внимания и взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

  1. Вседозволенность, заискивание перед ребёнком недопустимы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

1.Форма проведения занятий – индивидуальная или в небольшой группе.

  1. В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы ( игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

  2. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

  3. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

  4. Использовать разнообразный наглядный материал.

  5. Использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты.

  6. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

  7. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

  8. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СНЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований

По отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны быть дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребёнка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением:

— Использование биоэнергопластики ( соединение артикуляционной гимнастики с движением руки).

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

— запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ША(руки вперёд) – ШО (руки вверх) – ШУ(руки опустить);

— «игра на пианино». « Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со;

Можно предложить сделать «песенку» грустной или весёлой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

— игры с перебрасыванием друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь

пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

— «Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного

предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

— «Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача –

занять своё место в предложении;

— «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем

продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьёт

ананасовый сок») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения,

затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает её содержание;

— «Прошагай предложение»:

Ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы.

Таким образом логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ

Учитель-логопед: Ерышева Ольга Николаевна.

Источник

Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны; с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители   порядка и спокойствия», «неуправляемые», «беспокойные» – самые мягкие эпитеты, которыми награждают   этих детей взрослые.  

К сожалению, многие взрослые не только не понимают причин подобного поведения ребенка, не только не проявляют терпения, но и не берут на себя ответственность за его состояние.

Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2 – 3 годам, но родители объясняют этот факт шаловливостью, живостью характера ребенка, условиями воспитания сложнее становится в 5 – 6 лет, когда ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера.

Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении. Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как занятия — даже на этапе подготовки к школе — становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него все большее давление. Собственные неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Невольно возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?» Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы сможем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки». Несомненно, с послушным ребенком легче. Во-первых, потому, что он не мешает. Во-вторых, потому, что взрослые в большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде – «сказал – сделал». В-третьих, что бы мы ни говорили о праве ребенка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает. Особенно сложно непоседам в коллективе, при четко организованном режиме и в системе достаточно жестких требований. Как правило, это так называемые «несадовские» дети. Это довольно большая группа детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

Читайте также:  Общий анализ крови при синдроме жильбера

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л.О. Бадалян, 4 – 10%   детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях         дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и         до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.        

Причины данного расстройства чаще всего проявляются        при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.        

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде         нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки,

С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина [3], полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму» [2, с. 32]. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность,  негативизм,  и,  как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.    

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию. Важное место занимает медикаментозная терапия. Она назначается врачом по два – три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

– возникает в возрасте до 8 лет;

– присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

– не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

– вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

– признаки сохраняются не менее 6 мес.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

1. Беспокойные движения рук и ног.

2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или во время занятий.        

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр.

5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий, испытывает трудности, связанные с непонима        нием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

10. Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.        

11. Часто теряет вещи (например, игрушки,         карандаши, книги и т.д.).

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу,  не оглядываясь по сторонам).        

Если в поведении ребенка проявляются         ежедневно — по крайней мере, в течение полугода – не менее восьми перечисленных признаков, можно говорить о СДВГ.

Читайте также:  Синдром бабинского у детей что это такое

Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дождавшись сглаживания проявления СДВГ.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, нами разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать положительное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.

Требования к организации и методике проведения логопедических занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и поводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

5. Содержание занятий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. Отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще         давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего         обучения – совершен-ствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д.        

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и         устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются  физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на         автоматизацию с двигательными заданиями.

        Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

        – расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;        

– «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

– запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

– «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су – сы – са –со.

Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

– игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

– «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета,

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

– «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении;        

– «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

– «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит        предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.        

Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Используемая литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник. М., 2006.

2. Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые. Журнал «Дошкольное воспитание». 2002. №5.

3. Халецкая О.Б., Трошин ВМ. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Н. Новгород, 1995.

4. Чутко Л.С., Пальчик A3.,Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков, СПб., 2004.

Источник