Синдром дефицита внимания в картинках
Просмотров:
353
Заболевание под названием «синдром дефицита внимания» характерно в основном для детей, однако им страдают и некоторые взрослые. Данное заболевание приводит к расстройствам памяти, внимания, психическим отклонениям. Именно по этим причинам нельзя относиться к данному заболеванию не серьезно.
Для того чтобы выявить у ребенка симптомы дефицита внимания на ранних стадиях, необходимо как можно более точно знать, чем характеризуется недуг. Он может стать причиной плохого усвоения ребенком новой информации и неспособностью запоминать теоретический материал. При обнаружении симптомов синдрома дефицита внимания необходимо срочное лечение.
Характеристика заболевания и разновидности
Синдром дефицита внимания обусловлен повышенным интеллектом. Это заболевание воздействует на развитие умственное и физическое.
Второе проявляется в большинстве случаев в комплексе с гиперактивностью. Это значит, что помимо трудностей в обучении такие больные испытывают неусидчивость, избыток энергии и неспособность фокусировать внимание, что служит главной причиной для неотложного лечения синдрома дефицита внимания.
Очень часто подвергаются данным отклонениям именно дети. Признаки синдрома дефицита внимания могут начать проявляться с рождения или гораздо позже.
В школьном возрасте среди учеников не редко встречаются дети с дефицитом внимания и гиперактивностью. Реже всего такое отклонение встречается у девочек, мальчики более восприимчивы к нему.
Виды отклонений
Существует 3 вида отклонений такого рода:
- Повышенная активность и вспыльчивость. Проявляется это неусидчивостью, неспособностью к концентрации и вспышками недовольства в случае малейшей неудачи.
- Невнимательность. Проявляется только в отдельности от других симптомов. При таком расстройстве гиперактивность не наступает.
- Комплексное расстройство. Все вышеперечисленные симптомы возникают одновременно.
Почему может возникнуть синдром дефицита внимания
Возникновение данного заболевания у детей может быть обусловлено как генетикой, так и патологией. При наследовании предрасположенности к синдрому дефицита внимания причиной может послужить не только близкородственная связь, но и дальние предки.
В случаях обращения с данным недугом в стационар в первую очередь обследованиям подвергают родителей ребенка. Если заболевание генетическое, то это сразу станет понятно.
Возникновение генетического отклонения начинается в центральной нервной системе. На генном уровне за данный недуг отвечает вещество дофамин. Именно его выработка влияет на образование гена заболевания.
Патологиями считается употребление во время беременности алкоголя, табачных изделий, либо наркотиков. Причинами могут послужить кроме этого и угроза прерывания беременности и ранние или поздние.
Кроме того, причина может быть в неправильном питании, а именно употреблении генномодифицированной пищи и пестицидов. Врач подскажет, что делать, если у ребенка дефицит внимания.
Симптоматика синдрома дефицита внимания
В большинстве случаев родители из-за неосведомленности о симптомах заболевания не обращаются к врачу своевременно. Именно поэтому довольно часто обращением к специалисту могут служить замечания воспитателей детских садов и педагогов. Ни в коем случае не стоит игнорировать такие замечания.
Симптомами синдрома дефицита внимания могут быть:
Нарушение концентрации внимания. При этом за ребенком замечается постоянное отвлечение от одного занятия. То есть ни одно из дел не доделывается до конца, если не указывать на это. Однако, и указания не всегда срабатывают, так как речь взрослых попросту не усваивается. Отсутствует возможность планирования чего-либо.
Рассеянность. При данном симптоме ребенок не в состоянии уследить за своими вещами. Часто происходит отторжение от выполнения развивающих занятий. Дети не запоминают сказанного, отвлекаются по пустякам.
Гиперактивность. Неусидчивость, не способность к долгому выполнению даже самых простейших дел. ребенок игнорирует просьбы и постоянно делает то, чего не разрешается. Старается все время куда-либо торопиться, чтобы не заниматься важными делами.
Импульсивность. Ребенок «взрывается» по пустякам, срывается абсолютно на всех вне зависимости от возраста. Перебивает собеседников и пытается говорить быстрее и громче остальных. У многих замечается повышенное желание болтать не зависимо от того, по теме ли ведется разговор.
Фото синдрома дефицита внимания
Помогите проекту, раскажите друзьям:
Источник
Начиная с этого выпуска мы запускаем формат «карточек». Это быстрый и удобный ликбез, который позволит вам познакомиться с темой и узнать о ней всё самое необходимое, — и не успеть заскучать. Комментарии наших экспертов и преподавателей по-прежнему с вами: каждую тему мы освещаем с их профессиональной помощью.
Наша сегодняшняя тема — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это один из самых часто встречающихся диагнозов, а значит, вокруг него масса мифов и предрассудков. Разбираемся с ними по пунктам с помощью психолога Анастасии Михайловны.
Что это такое?
СДВГ (сокращённое название синдрома) — это нарушение в эмоционально-волевой сфере, при которой ребёнок испытывает трудности в концентрации внимания, контроле эмоций, а также плохо управляет своей импульсивностью.
«Дети с СДВГ — это обычно дети чрезмерно суетливые и разговорчивые, им плохо удаётся соблюдать правила и ждать своей очереди», — поясняет Анастасия Михайловна, гештальт-терапевт. — «Зачастую у них бывают эмоциональные взрывы, а кроме того, может наблюдаться сложность в самоорганизации и забывчивость. Могут быть как все вышеперечисленные симптомы, так и какой-то один».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152866348@N08/41569856952/sizes/l)
С чем это связано?
Количество детей с синдромом дефицита внимания растёт, причём растёт повсеместно (в США, например, синдромом страдают 11% школьников). Исследователи считают, что основных причин СДВГ несколько — генетические (окончательно не доказано, но считается, что СДВГ у родителей увеличивает шансы ребёнка на наследование заболевания), врождённое повреждение головного мозга и социально-психологические факторы.
«Сложно говорить о причинах наверняка, но в большой степени за возникновение СДВГ отвечает беременность», — говорит Анастасия Михайловна. «Все возможные осложнения — гипоксия, тазовое предлежание, длительный безводный период и асфиксия, стремительные роды, — могут увеличить вероятность синдрома. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Осложнения во время беременности отмечены в 84% случаев детей с СДВГ».
Среди социально-психологических факторов — конфликты в семье, неподготовленность к появлению детей, низкая материальная обеспеченность, некомфортные условия проживания, родительский алкоголизм и физические методы наказания.
Чем это чревато?
Главная проблема детей с синдромом дефицита внимания — проблемы с обучаемостью: как правило, успеваемость таких детей значительно ниже, чем у сверстников.
«Очень часто у детей с таким синдромом выявляют задержку психоречевого развития или же психического развития», — отмечает Анастасия Михайловна. — «Ребёнок может умышленно «не слушаться», вести себя буйно или враждебно. Кроме того, наблюдаются эмоциональные расстройства — частый упадок сил, плаксивость. Дети с СДВГ часто бывают несамостоятельными, периодически у них пропадает всякое желание играть с другими детьми. Синдром зачастую сопровождается тиками (подёргивание мышц лица, длительное сопение, подёргивание головой), а иногда и выкрикиваниями — это, в свою очередь, нарушает социализацию детей с СДВГ».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/64723635@N05/15379248850/sizes/l)
Как установить у ребёнка СДВГ? И как этого не стоит делать?
«Диагностика СДВГ связана с большим количеством заблуждений. Это расхожая практика — родители, почитав интернет, «обнаруживают» синдром у абсолютно нормального ребёнка, который а) пытается привлечь внимание родителей, занятых гаджетами, б) воспитывается без каких-либо рамок и по любому поводу закатывает истерики и в) протестует своим поведением против родительского гипернадзора. Чтобы диагностировать у ребёнка СДВГ, необходимы веские основания — так, он должен демонстрировать существенные отличия в развитии со сверстниками. Как правило, это можно зафиксировать к 6-7 годам, когда ребёнок готовится пойти в школу. Синдром обычно проявляет себя в полной дезадаптации — как дома, так и в школе», — комментирует Анастасия Михайловна.
Ставить диагноз должен психиатр, он же подскажет, какие расстройства наиболее характерны для каждого конкретного случая, — гиперактивность, невнимательность, импульсивность или же сочетание всех трёх.
Это пройдёт?
«Как правило, во взрослом возрасте уходят симптомы гиперактивности и импульсивности — не полностью, но во всяком случае отходят на второй план. Что мы знаем о СДВГ у взрослых, так это то, что он проявляется как рассеянность, повышенная самокритичность, отсутствие мотивации, забывчивость и т.п. Чаще всего эти люди адаптируются, приспосабливаются к своему синдрому. Тем не менее — и это плохая новость — по статистике среди таких людей очень много тех, у кого развиваются аддикции. Они часто склонны к асоциальному образу жизни — связано это с тем, что скорее всего в детском возрасте их не направили в подходящем направлении, и их интерес не нашёл подходящего применения; отсюда неуспешность и отсутствие интереса к «нормальным» человеческим занятиям».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kevinday/2477156170/sizes/l)
Это лечится? И нужно ли это лечить?
СДВГ невозможно вылечить, но можно скорректировать. Обычно для этого используют сочетание лекарственной терапии и психологической коррекции. Детям от 6 лет и старше как правило назначают атомоксетин («Стратерра»), чтобы помочь адаптироваться к школьным требованиям. В средней школе препарат отменяют, так как к этому времени ребёнок обычно уже может справиться самостоятельно.
«Психологическая помощь специалиста — это обычно игровая терапия», — говорит Анастасия Михайловна. «C помощью игры мы не только учимся общаться с другими людьми, но, что важно, выражать эмоции и чувства так, чтобы они были социально приемлемы. Если у ребёнка за пределами кабинета психолога нарушены границы, то психолог их устанавливает. Однако важно, чтобы родители содействовали ему в этом — не стоит думать, что детям с СДВГ можно всё, потому что «они особенные». Как раз наоборот: они больше, чем кто-либо, нуждаются в чётких границах, но устанавливать их с помощью репрессивных методов и на повышенных тонах абсолютно бесполезно».
Что делать родителям?
Для ребёнка с синдромом дефицита внимания родители — его главные ориентиры, помогающие ему контролировать себя. Родители должны установить режим дня, следить за ритмом жизни ребёнка, не нагружать его дополнительными занятиями и установить рамки поведения, допустимого в семье. Если ребёнок ведёт себя несоответствующе (а он непременно будет это делать), важно, чтобы родители умели в этот момент не переходить на крик, а продолжать обращаться с ним в спокойном ключе: ребёнку нужно объяснить, что именно в его поведении вызывает недовольство родителя, объясните последствия (наказание должно быть сопоставимо), не прибегайте к угрозам и не вступайте в споры с ребёнком.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/barretthall/2944856840/sizes/l)
Почему синдром так называется?
«На самом деле название неточное. Эдвард Хэллоуэлл в своей книге Answers to Distraction об этом говорит очень точно: правильнее было бы назвать синдром дефицита внимания «нестабильностью внимания» или же «вариабельностью внимания», потому что дети и взрослые с этим синдромом иногда бывают ОЧЕНЬ сосредоточены (в том числе на своих мыслях, в том числе в середине разговора). И происходит это обычно в тот момент, когда они очень замотивированы или их увлекает ситуация, новая для них».
Что ещё важно знать об этом синдроме?
Обычно в популярной литературе (в том числе и в этой статье) ребёнок с синдромом дефицита внимания рисуется как эдакий непоседливый хулиган, который носится туда-сюда и крушит всё на своём пути. Но мало кто упоминает о другом проявлении СДВГ — его зеркальном отражении, когда ребёнок находится в состоянии повышенной фокусировки, гиперфокусе.
Элизабет Леймкулер, автор многочисленных исследований синдрома дефицита внимания у взрослых, отмечает, что эта связка «гиперактивность-гиперфокус» со временем развивается в парадоксальные проявления у уже выросших детей. Это выражается в противоречащих друг другу тенденциях поведения, которые могут сменять друг друга достаточно быстро, чтобы ввести в ступор стороннего наблюдателя. Так, например, один и тот же человек может быть в один момент крайне оптимистичным — и становиться законченным пессимистом при следующей беседе.
Их близким подобные проявления редко даются легко, потому что, во-первых, сбивают с толку, а во-вторых, провоцируют к поиску причин в себе («Я что-то сделал(а) не так, поэтому он(а) такой/такая мрачный/ая»). И поскольку подобные парадоксы мало похожи на обычные перемены настроения (уж больно велика амплитуда), мириться с ними гораздо сложнее.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/57500213@N02/6668043691/sizes/l)
«Быть партнёром взрослого человека с синдромом дефицита внимания — значит много работать над отношениями и не забывать заботиться о себе. Это во многом похоже на то, как родители подобных детей учатся помогать ему и поддерживать — те же самые вещи выходят на передний план: терпение и забота. И сложности те же самые — чувство вины, стыда и ощущение собственной «недоработки». И тем, и другим — и родителям, и взрослым партнёрам — я бы порекомендовала помнить о том, что синдром — это именно синдром, заболевание, что ребёнок/взрослый не пытается таким образом вас терроризировать. И что при эффективной работе с психологом (и правильно выстроенных отношениях дома) можно помочь человеку раскрыть себя и свести к минимуму негативные проявления синдрома».
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/129863000@N05/15648468144/sizes/o/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
09 октября 2019
Источник
Ñèìïòîìû ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ñîõðàíÿþòñÿ ó âçðîñëûõ â 30-70%
Ïðè ÑÄÂà îòìå÷àåòñÿ íàðóøåíèå àêòèâíîñòè íåéðîìåäèàòîðîâ â îáëàñòÿõ ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà âíèìàíèå. Íåñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå ðàçðóøàåò êàðüåðó è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ. Ïðè÷¸ì ìíîãèå äàæå íå ïîäîçðåâàþò ÷òî ó íèõ ÑÄÂÃ.
Ïåðåâîä êíèãè»Driven to Distraction» (àâòîð — Edward Hallowell) îò
https://ru-psiholog.livejournal.com/4808831.html
«Ïðåäëàãàåìûå äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè äëÿ îïåðåäåëåíèÿ ÑÄ ó âçðîñëûõ.
Ïðèìå÷àíèå àâòîðà: ïîâåäåíèå ïîäïàäàåò ïîä îïðåäåëåíèå «äèàãíîñòè÷åñêîãî êðèòåðèÿ» òîëüêî åñëè íàáëþäàåòñÿ â äàííîì ÷åëîâåêå çíà÷èòåëüíî ÷àùå, ÷åì â äðóãèõ ëþäÿõ òîãî æå ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà.
ÑÄÂ ïðèñóòñòâóåò åñëè íàáëþäàåòñÿ ñëåäóþùåå:
À. Õðîíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå (÷òî çíà÷èò — ïðèñóòñòâóþùåå âñåãäà), ïðè êîòîðîì ïî êðàéíåé ìåðå 15 ïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü:
1. ×óâñòâî «íåäî-äîñòèæåíèÿ» (underachievement), íåäîñòèæåíèÿ öåëåé, íåçàâèñèìî äàæå îò òîãî, ÷åãî ÷åëîâåê íà ñàìîì äåëå äîñòèã.
Ìû óïîìèíàåì ýòîò ñèìïòîì ïåðâûì, ïîòîìó ÷òî ýòî ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðè÷èíà îáðàùåíèÿ çà ïîìîùüþ. «ß ïðîñòî íå ìîãó ñîáðàòüñÿ» — ÷àñòûé ìîòèâ â îïèñàíèè ïðîáëåìû. ×åëîâåê ìîæåò áûòü äîñòèã ìíîãîãî ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì, èëè íàîáîðîò — áåñïîìîùíî áóêñóåò íà îäíîì ìåñòå, ñ îùóùåíèåì, ÷òî çàñòðÿë â âÿçêîé ãëèíå, è íå â ñîñòîÿíèè âçÿòü îò æèçíè òî, ÷òî åìó ïðè÷èòàåòñÿ.
2. Òðóäíîñòü ñ ñàìîîðãàíèçàöèåé.
Îáùàÿ ïðîáëåìà äëÿ ìíîãèõ âçðîñëûõ ñ ÑÄÂ. Áåç ñòðóêòóðèðîâàííîñòè øêîëû, áåç ðîäèòåëåé, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçîâàòüñÿ, âçðîñëûé ÷åëîâåê íà÷èíàåò âäðóã ñïîòûêàòüñÿ ïîä òÿæåñòüþ îðãàíèçàöèîííûõ òðåáîâàíèé ïîâñåäíåâíîé æèçíè. Îáû÷íûå «ìåëî÷è» äëÿ äðóãèõ ëþäåé, äëÿ íåãî/íåå ìîãóò íàêàïëèâàòüñÿ è ïðåâðàùàòüñÿ â îãðîìíûå ïðåïÿòñòâèÿ. Îáðàçíî ãîâîðÿ, êîðîëåâñòâî ðàññûïëåòñÿ èç-çà îäíîãî ãâîçäÿ: ïðîïóùåííîé âñòðå÷è, ïîòåðÿííîãî ñ÷åòà, çàáûòîãî äåäëàéíà.
3. Õðîíè÷åñêàÿ ïðîêðàñòèíàöèÿ èëè ïðîáëåìà ñ íà÷èíàíèåì äåë.
Âçðîñëûå ñ ÑÄ àññîöèèðóþò ñòîëüêî òðåâîãè ñ íà÷èíàíèåì äåëà, èç-çà ñòðàõà, ÷òî íå ñäåëàþò ïðàâèëüíî, è ïîýòîìó îòêëàäûâàþò è îòêëàäûâàþò, ÷òî êîíå÷íî æå òîëüêî äîáàâëÿåò òðåâîãè.
4. Çàíèìàþòñÿ íåñêîëüêèìè äåëàìè/ïðîåêòàìè îäíîâðåìåííî; òðóäíîñòü ñ çàâåðøåíèåì äåë.
Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 3. Êàê òîëüêî îäíî äåëî îòëîæåíî â ñòîðîíó — äðóãîå íà÷èíàåòñÿ. Ê êîíöó äíÿ, íåäåëè èëè ãîäà áåñ÷èñëåííûå ïðîåêòû áûëè íà÷àòû, è òîëüêî íåêîòîðûå çàêîí÷åíû.
5. Òåíäåíöèÿ ãîâîðèòü ñðàçó æå âñå, ÷òî ïðèõîäèò â ãîëîâó, íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ñâîåâðåìåííîñòè êîììåíòàðèÿ èëè åãî öåëåñîîáðàçíîñòè.
Êàê ðåáåíîê ñ ÑÄ â øêîëå, òàê æå è âçðîñëûé — áûâàåò çàõâà÷åí ýíòóçèàçìîì íîâîé ïðèøåäøåé â ãîëîâó èäåè òàê ñèëüíî, ÷òî äîëæåí íåïðåìåííî ñðàçó æå åþ ïîäåëèòüñÿ. Òàêò è ìóäðîñòü âûòåñíÿþòñÿ ïîä äàâëåíèåì äåòñêîé ýíåðãè÷íîñòè è íåïîñðåäñòâåííîñòè.
6. ×àñòûé ïîèñê îñòðûõ îùóùåíèé, âûñîêîé ñòèìóëÿöèè.
Âçðîñëûé ñ ÑÄ ÷àñòî íàõîäèòñÿ â ïîèñêå íîâèçíû, ÷åãî-òî çàõâàòûâàþùåãî, ÷åãî-òî òàêîãî â îêðóæàþùåì ìèðå, ÷òî ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü óðàãàíó âíóòðè.
7. Íåïåðåíîñèìîñòü ñêóêè.
Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 6. Íà ñàìîì äåëå, ÷åëîâåê ñ ÑÄ ðåäêî ÷óâñòâóåò ñêóêó, à âñå ïîòîìó, ÷òî â òó æå ìèëëèñåêóíäó, êîãäà ÷åëîâåê îùóùàåò íàñòóïëåíèå ñêóêè — îí ïðèõîäèò â äâèæåíèå è íàõîäèò ÷òî-òî íîâîå, ìåíÿåò íàïðàâëåíèå âûïëåñêà ýíåðãèè, ñêàæåì òàê.
8. Ëåãêàÿ îòâëåêàåìîñòü, ïðîáëåìà ñ ôîêóñèðîâêîé âíèìàíèÿ,òåíäåíöèÿ óïëûâàòü ìûñëÿìè ïîñåðåäèíå ñòðàíèöû èëè áåñåäû. Ýòà òåíäåíöèÿ ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñïîñîáíîñòüþ ê ãèïåðôîêóñó â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ.
Çíàêîâûé ñèìïòîì ÑÄÂ. «Óïëûâàíèå ìûñëÿìè» â ñòîðîíó ïðîèñõîäèò íåïðîèçâîëüíî. Ýòî ïðîèñõîäèò â ìîìåíò, êîãäà íà ñåêóíäó îòïóñêàåòñÿ ñàìîêîíòðîëü, è — áàì! — ÷åëîâåê ìûñëåííî óæå íå ñ âàìè. Âûøåóïîìÿíóòàÿ ñïîñîáíîñòü ê ãèïåðôîêóñó — çà÷àñòóþ ýêñòðàîðäèíàðíàÿ — îáû÷íî òîæå ïðèñóòñòâóåò, ïîä÷åðêèâàÿ, ÷òî ýòî íå «ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ», ñòðîãî ãîâîðÿ, à ñèíäðîì «íåïîñòîÿíñòâà» âíèìàíèÿ.
9. ×àñòî êðåàòèâíûå, èíòóèòèâíûå, î÷åíü óìíûå ëþäè.
Íå ñèìïòîì, íî ÷àñòàÿ õàðàêòåðèñòèêà, çàñëóæèâàþùàÿ óïîìèíàíèÿ (ÿ ñëûøàëà è òåîðèþ î ïðåäïîëàãàåìîì íåñèììåòðè÷íîì ðàçâèòèè ìîçãà, êîãäà èíòåëëåêò ïåðåðàçâèâàåòñÿ â óùåðá êîíòðîëèðóþùåé çîíå ìîçãà, êîòîðàÿ íåäîðàçâèòà. Èíòåðåñíàÿ òåîðèÿ, è ïðèÿòíàÿ, äà. È ïîòîì: ïî÷åìó àâòîð íå ñ÷èòàåò ýòî ñèìïòîìîì: äà ïîòîìó, ÷òî íà õîðîøåå íå ïðèíÿòî æàëîâàòüñÿ))) Âçðîñëûå ñ ÑÄ ÷àñòî îáëàäàþò íåîáû÷íî êðåàòèâíûì ìûøëåíèåì. Ïîñðåäè ñâîåé äåçîðãàíèçîâàííîñòè è îòâëåêàåìîñòè îíè äåìîíñòðèðóþò áëåñòÿùèé óì. Óáðàòü îòâëåêàåìîñòü è îñòàâèòü âîò ýòî «îñîáîå íå÷òî» — öåëü òåðàïèè.
10. Ïðîáëåìà â ïîëüçîâàíèè «ïðîòîðåííûìè òðîïàìè», ïðîâåðåííûìè ïóòÿìè, â ñîáëþäåíèè ïðîöåäóðû.
 ïðîòèâîïîëîæíîñòü òîìó, ÷òî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ýòî âîâñå íå ïðîáëåìà ïðîòèâîñòîÿíèÿ ñ ëèäåðîì, ñ «ôèãóðîé îòöà». Ýòî ñêîðåå ïðîÿâëåíèå ñêóêè è ôðóñòðàöèè: ñêóêà â ñâÿçè ñ ðóòèíîé, ýíòóçèàçì â ñâÿçè ñ âèäåíèåì íîâûõ ïóòåé, è ôðóñòðàöèÿ â ñâÿçè ñ íåâîìîæíîñòüþ äåëàòü âåùè òàê, êàê «îíè äîëæíû áûòü ñäåëàíû» — òî åñòü ñ íåâîçìîæíîñòüþ ñäåëàòü ÷òî-òî ýôôåêòèâíåå, áûñòðåå è ïðîùå, ïîòîìó ÷òî äîëæíà áûòü ñîáëþäåíà ïðîöåäóðà.
11. Íåòåðïåëèâîñòü. Íå ìîãóò âûíîñèòü ôðóñòðàöèþ.
Ôðóñòðàöèÿ ëþáîãî âèäà íàïîìèíàåò ÷åëîâåêó ñ ÑÄ î âñåõ ïðîøëûõ ïðîâàëàõ. «Îõ íåò, îïÿòü äâàäöàòü ïÿòü» — äóìàåò îíà/îí. Ðåàêöèÿ — çëîñòü èëè äèñòàíöèðîâàíèå. Íåòåðïåëèâîñòü ïðîèñõîäèò èç íóæäû â ïîñòîÿííîé ñòèìóëÿöèè è ìîæåò ïðèâåñòè ê òîìó, ÷òî ÷åëîâåêà íà÷èíàþò ñ÷èòàòü èíôàíòèëüíûì èëè íåíàñûòíûì.
12. Èìïóëüñèâíîñòü, ñëîâåñíàÿ èëè â âèäå äåéñòâèé, êàê íàïðèìåð èìïóëüñèâíàÿ òðàòà äåíåã, ïåðåìåíà ïëàíîâ, èçîáðåòàíèå íîâûõ êàðüåðíûõ ïðîãðàìì, è òàê äàëåå.
Ýòî îäèí èç íàèáîëåå îïàñíûõ (èëè — íàèáîëåå âûãîäíûõ, â çàâèñèìîñòè îò óãëà ïðèëîæåíèÿ) ñèìïòîìîâ ÑÄÂ ó âçðîñëûõ.
13. Òåíäåíöèÿ ïåðåæèâàòü è òðåâîæèòüñÿ áåñêîíå÷íî, áåñöåëüíî; òåíäåíöèÿ îãëÿäûâàòü ãîðèçîíò â ïîèñêàõ ïðè÷èíû äëÿ òðåâîã, ïåðåìåæàÿ ýòî ïîâåäåíèå èãíîðèðîâàíèåì íàñòîÿùèõ ïðîáëåì.
Òðåâîãà çàìåùàåò ïîäëèííîå âíèìàíèå, êîòîðîå äîëæíî áûòü ñôîêóñèðîâàíî íà çàäà÷å.
14. ×óâñòâî íåçàùèùåííîñòè è íåóâåðåííîñòè.
Ìíîãèå âçðîñëûå ñ ÑÄ îùóùàþò ñåáÿ õðîíè÷åñêè íåóâåðåííûìè (íå çíàþ, êàê ïåðåâåñòè insecure ëó÷øå). Ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, íàñêîëüêî ñòàáèëüíà èõ æèçíåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ñàìîì äåëå. Îíè ÷àñòî ÷óâñòâóþò, ÷òî ìèð âîêðóã íèõ ìîæåò ðóõíóòü â ëþáóþ ñåêóíäó.
15. Ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, ëàáèëüíîñòü íàñòðîåíèÿ, îñîáåííî êîãäà îòñóòñòâóåò âîâëå÷åííîñòü â ïðîåêò èëè «âêëþ÷åííîñòü» ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì. ×åëîâåê ñ ÑÄ ìîæåò âíåçàïíî ïîìðà÷íåòü, ïîòîì íåîæèäàííî ñíîâà ðàçâåñåëèòüñÿ, ïîòîì ñíîâà ïîìðà÷íåòü — â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ è áåç âñÿêîãî î÷åâèäíîãî ïîâîäà. Ýòè ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, êîíå÷íî, íå íàñòîëüêî ñèëüíû è ãëóáîêè, êàê ïðè ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíîì ñèäðîìå èëè äåïðåññèè.
Âçðîñëûå ñ ÑÄÂ, áîëåå ÷åì äåòè, ïîäâåðæåíû ïåðåìåíàì íàñòðîåíèÿ. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, ýòî ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ïåðåæèòûõ â ïðîøëîì ðàçî÷àðîâàíèé è ôðóñòðàöèè, íî òàêæå âåðîÿòíî, ÷òî ÷àñòè÷íî ýòî ñâÿçàíî ñ áèîëîãèåé ñèíäðîìà.
16. Íåóãîìîííîñòü/îòñóòñòâèå âíóòðåííåãî ïîêîÿ.
Îáû÷íî ó âçðîñëûõ îòñóòñòâóåò ÿâíî âûðàæåííàÿ ãèïåðàêòèâíîñòü, êîòîðóþ ìû ìîæåì íàáëþäàòü ó äåòåé. Âìåñòî ýòîãî, ìû âèäèì ò.í. «íåðâíóþ ýíåðãèþ» (Æàííà äàæå êàê-òî, îïèñûâàÿ ìåíÿ, íàçâàëà ýòî «íåðâè÷åñêîé ýíåðãèåé» — çàáàâíî, ïî÷òè ñëîâî â ñëîâî ïîâòîðèëà àâòîðà êíèãè. — ïðèì. ìîå). ×åëîâåê õîäèò âçàä-âïåðåä, áàðàáàíèò ïàëüöàìè ïî ñòîëó, êðóòèòñÿ, êîãäà ñèäèò íà ñòóëå, ïîêèäàåò êîìíàòó èëè âñòàåò èç-çà ñòîëà ÷àñòî, à òàêæå ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîêîéíî, êîãäà ïûòàåòñÿ îòäûõàòü. (ÿ, íàïðèìåð, äàæå ñïëàíèðîâàâ îòëåæàòüñÿ íà âûõîäíûõ — âñåãäà íàõîæó òûñÿ÷ó äåë, è ýòî îïÿòü ïîòåðÿííûé âûõîäíîé, è îïÿòü ðàçî÷àðîâàíèå îò òîãî, ÷òî âåäü ïëàíèðîâàëà îòäûõàòü, è ñíîâà èñòîùåíà ôèçè÷åñêè, è óæ íà ñëåäóþùèé-òî âûõîäíîé ÿ ïîëåæó! È òä, âñþ æèçíü îäíî è òî æå, íå ìîãó ëåæàòü, â òðåâîãå âñêàêèâàþ, ÷òîáû ÷òî-òî äåëàòü, è òàêèìè æå áûëè ìîÿ áàáóøêà è ìîÿ ìàìà — âñþ èõ æèçíü)
17. Ñêëîííîñòü ðàçâèâàòü çàâèñèìîñòü.
Çàâèñèìîñòü ìîæåò áûòü îò õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ — àëêîãîëÿ, íàðêîòèêîâ èëè êîêàèíà, íàïðèìåð, èëè îò äåéñòâèÿ — àçàðòíûõ èãð, øîïïèíãà, åäû, èëè ÷ðåçìåðíîé ðàáîòû (êîëëåãè-ðàáîòîãîëèêè — ïðèâåò!)
18. Õðîíè÷åñêèå ïðîáëåìû ñ ñàìîîöåíêîé.
Ýòè ïðîáëåìû — ïðÿìîé è ãðóñòíûé ðåçóëüòàò äîëãèõ ëåò ðàçî÷àðîâàíèÿ â ñåáå, ïðîâàëîâ, èëè ïðîñòî íåâîçìîæíîñòè íèêîãäà «ñäåëàòü òàê, êàê íàäî». Äàæå ÷åëîâåê ñ ÑÄÂ, êîòîðûé ìíîãîãî äîñòèã, îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ, êàê íåóäà÷íèê èëè «íåïðàâèëüíûé» ÷åëîâåê. ×òî óäèâèòåëüíî â ýòîì âî âñåì, ýòî òî, íàñêîëüêî ñòîéêî äåðæèòñÿ áîëüøèíñòâî ýòèõ ëþäåé, äàæå ïîä ãðàäîì íåóäà÷ è ðàçî÷àðîâàíèé.
19. Íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå, è î òîì, êàê òåáÿ âèäÿò äðóãèå ëþäè.
Ëþäè ñ ÑÄ íå î÷åíü-òî õîðîøî ìîãóò îöåíèòü ñåáÿ. Îíè íå âèäÿò, êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò íà äðóãèõ ëþäåé. Îíè îáû÷íî âèäÿò ñåáÿ ìåíåå âëèÿòåëüíûìè, ÷åì äðóãèå ëþäè.
20. ÑÄ âñòðå÷àåòñÿ â ñåìüå.
Åñëè ïðîñëåäèòü â ñåìüå — òî ìîæíî íàéòè ëþäåé ñ äåïðåññèåé, àëêîãîëèçìîì, èëè äðóãèìè ïðîáëåìàìè ïîäîáíîãî ðîäà, ñâÿçàííûìè ñ êîíòðîëåì íàä ñâîèìè èìïóëüñàìè è íàñòðîåíèåì.
Ïîñêîëüêó ÑÄ ñêîðåå âñåãî íàñëåäóåòñÿ ãåíåòè÷åñêè, è