Синдром дефицита внимания в детском саду
Т.А. Хавкина,
воспитатель,
e-mail: grica-tatyana@yandex.ru,
ГБДОУ детский сад №53,
Красносельского района, Санкт-Петербург
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ
«Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или «Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться» — из воспоминаний гиперактивного ребенка.
С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни воспитатели, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Поскольку такие дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности приводит к тому, что школа начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?
Прежде чем ответить на этот вопрос давайте разберемся что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) на самом деле. Гиперактивность – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Последним термином активно пользуются в настоящее время.
К основным показателям СДВГ относят следующие симптомы:
- Невнимательность (часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях, часто не слушает то, что ему говорят, часто не следует инструкциям или не может закончить школьное задание, часто теряет вещи, которыми только что пользовался),
- Гиперактивность (не способен сидеть неподвижно в течение всего урока, часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит, часто встает с места в классе, не может играть или проводить досуг тихо, часто очень болтлив: говорит слишком много и остановиться не может),
- Импульсивность (не способен сдержать свои немедленные реакции или подумать, прежде чем сделать, часто не может дослушать вопрос до конца и
начинает отвечать, зачастую давая ошибочные ответы, часто прерывает других или мешает им).
Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы – неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.
Так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с СДВГ.
В последние годы этому вопросу начинают уделять всё больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме.
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопросом о готовности к школе для гиперактивных детей родители должны заняться еще с детского сада, обеспечив ребенка определенными условиями в дошкольной образовательной системе и в особенности обеспечить ребенка компетентным дошкольным педагогом.
Важным условием для развития и создания определенных условий для таких детей, служит желание самих родителей оказать непосильную помощь. Родитель должен не только полагаться на социальных партнеров, но и заниматься саморазвитием в области данного вопроса. Необходимо помнить, что ребенок с СДВГ не должен чувствовать за собой вину, не должен ощущать себя «не таким», нельзя сваливать на него вину за то, как он ведет себя. В начале статьи, приводилась выдержка их биографии ребенка с СДВГ, и в ней ярко описываются те чувства, которые испытывает ребенок, и они далеко не положительные. Дети с СДВГ заложники своего диагноза. Поменяв отношение к таким детям, можно напрочь искоренить мнение о том, что такие дети не способны к нормальной обучаемости.
В организации помощи гиперактивным детям, естественно, не мало важную роль играют воспитатели. Выполнение основных правил, при общении с такими детьми, дает возможность положительного взаимоотношения педагога с «трудным» ребёнком, помогает ребёнку достигать более высоких результатов на занятиях. Есть ряд советов и рекомендаций, которые разработали психологи для педагогов и родителей, но главным правилом является само отношение к таким детям – они такие же как и все остальные, только требуют к себе чуть больше внимания. Все окружение ребенка должно приложить усилия к его вопитанию. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков». Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь.
Литература
Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – №3. – С. 95-101.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика, 2002. – 128 с.
Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. – Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010. – 224 с
© Т.А. Хавкина, 2016
Источник
Марина Козырь
Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
Дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью.
Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?
Российские и западные психологи считают, что 20% детей в начальной школе подпадают под данный диагноз, причем 90% из них составляют мальчики (организм девочек сильнее).
Причина. Нарушение ЦНС из-за патологии беременности, микротравмы во время родов, гипоксия плода (кислородное голодание, черепно – мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая предрасположенность.
Родители видят эту проблему сами, о ней говорят воспитатели в детском саду,учителя в школе: ребенок не сидит на месте, его внимание рассеяно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с ними, истерики переходят в агрессию, быстро утомляется, имеет неспокойный сон, плохой аппетит, импульсивен, гипертрофированно подвижен, но неловок часто падает, ушибается; развитие фразовой речи задерживается, на занятиях отвлекает сам и отвлекает других; новую игрушку или другой объект он не исследует, а бегло рассматривает его и переключается на другой, находится в постоянном лихорадочном движении; любая деятельность ему быстро надоедает, из-за невнимательности он как бы отсутствует на занятиях и, как следствие, отстает во многих видах деятельности от сверстников; быстрая истощаемость внимания, слабая регуляция контроля своего поведения с низкой способностью подавления импульсивного поведения в неподходящей остановке; плохое запоминание. Вот, пожалуй, основные проблемы у этих детей.
Пики проявления синдромасовпадают с пиками психоречевого развития: 1-2, 3 года, 6-7 лет.
Рекомендации родителям.
* Необходимо стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребенку изменялось в сторону лучшего его понимания.
* Учитывать недостатки своего ребенка, а не его злой умысел.
* Совместно с ребенком в позитивной форме создать «Правила» о том, что можно делать и можно, а чего нельзя. Ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают.
* Важно поддерживать дома четкий распорядок дня.
* Нужно приучать ребенка к последовательности, целеустремленности, педантичности, пониманию необходимости.
* Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребенка, молчать, прижимать его к себе, отвлекать, переключать его внимание.
* Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (конструирование, лепка, раскрашивание, чтение, настольные игры).
* Для расходования избыточной энергии полезна ежедневно физическая нагрузка на свежем воздухе – спортивные игры, бег, прогулки.
Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.
Рекомендации педагогам.
• Игнорировать вызывающие выпады и поощрять хорошее поведение ребенка.
• Посадить такого ребенка лучше в центре перед педагогом и доской. Так он будет меньше отвлекаться, и отвлекать других детей.
• Учебное занятие строить по четко распланированному, стереотипному плану.
• Если ребенок теряет внимание, быстро дать ему выполнять конкретное задание.
• Для расходования избыточной энергии полезна ежедневно физическая нагрузка на свежем воздухе – спортивные игры, бег, прогулки.
• Если эти рекомендации невозможно выполнять в детском коллективе, нужно перевести ребенка в группу, в которой не более 10 человек, в крайнем случае, на домашнее обучение.
Источник
Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ
с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Беляева Е.В., МБОУ ЦПМСС№5 «Сознание», г. Красноярск, тел. (8-3912) 43-27-66, педагог-психолог.
Кузьмина Е.М., МБДОУ № 243, г. Красноярск, тел. (8-3912)247-44-46, воспитатель.
Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы (в дальнейшем, ЦНС) ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает с критическими периодами становления ЦНС детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и др. функций высшей нервной деятельности.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.
Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:
• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;
• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;
• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным — и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;
• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное — приводить к таким же негативным последствиям;
• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.
Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядно воплощенными; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.
Наличие четких пунктов распорядка дня в детском саду также может значительно облегчить функционирование ребенка. Поскольку ребенок с СДВГ нуждается во внешних знаках, подсказках и сигналах, направляющих его поведение, важно, чтобы эти знаки присутствовали в достаточном количестве, а воспитатель мог быть эффективным «регулировщиком». Физическое приближение к ребенку (зрительный контакт, жесты) дает воспитателю возможность направлять его к желательному поведению без лишних слов. Чтобы эффективно влиять на поведение детей, воспитатель должен быть мобильным, использовать различные стратегии уменьшения проблем с вниманием.
Во время организации занятий, основным способом уменьшения невнимательности — сделать занятия интересными, захватывающим. Проблемы с вниманием у детей с СДВГ возникают потому, что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном.
Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение и т.д. Чтобы ребенок был сосредоточен на работе, занятие должно строиться, как мультфильм, — быть структурированным, наглядным, с интересным сюжетом и последовательным развертыванием событий, с частой сменой занятий, возможностью активного привлечения детей. Важно выдерживать четкие правила поведения на занятии и часто поощрять (похвалой, улыбкой, жестом) за хорошее поведение, внимательность и активность.
В процессе проведения занятий воспитатель может использовать маленькие «хитрости»: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры.
Полезно использовать аудио- и визуальные«собиратели внимания»: зазвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони, поднять вверх руку, включить/выключить свет и т.п. Рекомендуется также менять виды деятельности — от тех, где внимание сосредоточено на материале и лице воспитателя, к работе в группах, парах и т.п. Короткая физкультминутка в середине занятия также может оказаться чрезвычайно полезной. Альтернативой могут быть также музыкальная минутка, упражнения на воображение и т.п. Когда видно, что гиперактивный ребенок устал и находится «на грани», можно дать ему какое-то «особое» индивидуaльное задание, которое предусматривает возможность подвигаться и переключиться, отдохнуть: что-то раздать, принести и т.п.
Еще один важный способ поддержания внимания — мультисенсорная подача материала. Часть детей лучше воспринимает информацию зрительно, часть — на слух; а для других (в частности, большая часть детей с СДВГ) оптимален тактильно-кинестетический способ восприятия. Поэтому целесообразно использовать разные формы подачи учебного материала и работы с ним: и вербальные (рассказ, песня, стихотворение), и зрительные (рисунки, фильмы), и тактильно-кинестетические (наглядность, конструкторы, подвижные игры, драматизации, эксперименты и т.п.).
Воспитатель может учитывать индивидуальные особенности детей и соответственно группировать их для выполнения определенных заданий.
Нельзя забывать и об индивидуальном подборе заданий для ребенка с СДВГ: иногда они могут быть несколько меньше по объему, предлагать их следует поочередно или же на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, активность, в случае же отвлечения — жестом или словом перенаправить на работу.
При управлении поведением ребенка с СДВГ в детском саду работают те же принципы, что и дома. Воспитатель должен понимать: такой ребенок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда четкие, выразительные указания и правила; отсюда частый зрительный контакт. Как и дома, в детском саду важен проактивный подход — то есть действие на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.
Разумеется, далеко не всегда воспитатель может предоставить необходимое количество внимания и помощи одному ребенку с СДВГ, ведь в группе много других детей, и все они тоже имеют свои потребности. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые не только помогают уменьшить проблемное поведение ребенка с СДВГ, но будут применимы и ко всем детям, улучшая качество педагогического процесса в целом.
Неотъемлемой частью в решении проблем поведения ребенка с СДВГ является сотрудничество с родителями, которое оказывает существенное влияние на ребенка. Близким родственникам(в частности, матери) нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает длительное время и наступает не сразу. Воспитателю важно сотрудничать с родителями и быть уверенным, что замечания помогают решить поведенческие проблемы, а не усиливают их; что родители применяют методы управления поведением дома. Патологические формы наказания(отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами и совместно применять единые подходы к воспитанию. Если родители испытывают трудности, педагоги ДОУ могут консультировать их или же направлять на специализированные программы помощи детям с поведенческими расстройствами.
Список литературы.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.От рождения до школы-М: Мозаика-синтез,2010.
Источник