Синдром дефицита внимания у детей лечение медикаментозное

В последнее время у детей все чаще диагностируется гиперактивность. Это одна из разновидностей заболеваний нервной системы, которое в большинстве случаев проходит самостоятельно. Однако родителям не стоит оставлять его без внимания. Для лечения гиперактивности используются различные методы: медикаментозная терапия, народные средства, упражнения, воздействие психолога и прочее.

Экседрин

Одним из препаратов, используемых при лечении гиперактивности, является экседрин. Его не назначают детям в возрасте до 15 лет. Препарат относится к группе психостимуляторов, имеет много противопоказаний.

Кроме экседрина, применяют и другие лекарственные средства для лечения гиперактивности.

Что такое гиперактивность?

СДВГ (гиперактивность) – синдром повышенной умственной и физической активности, при котором возбуждение преобладает над торможением. Заболевание связано с нарушением работы ЦНС.

Гиперактивные дети слишком подвижны, им трудно долгое время сидеть на одном месте. Они невнимательные, имеют проблемы с обучением и памятью. Для головного мозга детей с СДВГ обработка информации дается с трудом.

Симптомы гиперактивности у детей:

  • эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • неусидчивость;
  • беспокойство;
  • проблемы со сном;
  • плохое поведение;
  • задержка речи и другие.

Официальные статистические данные указывают на то, что СДВГ диагностирован у 4−18% детей в России. Редко гиперактивность наблюдается у взрослых, что является следствием сохранения симптомов с детского возраста. У девочек заболевание встречается в 3 раза реже, чем у мальчиков.

Как лечить гиперактивность у детей?

Начать борьбу с гиперактивностью стоит с посещения врачей. Прежде всего, нужно обратиться к педиатру, который после осмотра ребенка даст направление к требуемым специалистам.

Лечение СДВГ должно быть комплексным, включать не только медикаментозную терапию, но и другие методы воздействия. Важное место занимает психологическая и педагогическая коррекция, правильное питание.

Препараты

Лечение гиперактивности у детей лекарственными препаратами должно проводиться под контролем специалистов. Только врач может подобрать точные дозировки, определить длительность и эффективность терапии.

Для лечения СДВГ используются лекарства следующих групп:

  • психостимуляторы;
  • успокоительные средства;
  • ноотропы;
  • норадреналивовый препарат.

Также важно принимать витамины.

Медикаменты от СДВГ позволяют добиться следующих эффектов:

  • снизить импульсивность и уменьшить возбудимость;
  • улучшить умственную деятельность, что проявляется в повышении способности к обучению;
  • улучшить работоспособность;
  • развить новые навыки;
  • улучшить поведение;
  • повысить способность к контролю собственных эмоций;
  • развить мелкую моторику.

Лекарство при гиперактивности у детей подбирается в зависимости от преобладающих симптомов.

Психостимуляторы

При лечении СДВГ у детей лекарственными препаратами активно используются психостимуляторы:

  • Риталин – медикаментозное средство, способствующее снижению гиперактивности и импульсивности, улучшению сосредоточенности и общего качества жизни ребенка;
  • Экседрин – основой лекарственного средства являются психолептики и ацетилсалициловая кислота, имеет много противопоказаний (глаукома, авитаминоз и другие), предназначен для подростков с 15 лет и старше.

Дозировка психостимуляторов устанавливается строго врачом. В противном случае могут возникнуть побочные эффекты: головокружение, головные боли, появление нервных тиков.

Витамины

Витаминные комплексы обязательно нужно принимать вместе с лекарствами от СДВГ. Они укрепляют иммунную систему ребенка и помогают ему бороться с болезнью.

Актуально применение следующих видов витаминов:

  • витамины группы В (тиамина хлорид, В1) – синтетический препарат, растворимый в воде, принимает участие в улучшении деятельности головного мозга и восстановлении работы ЦНС;
  • витамин А – жирорастворимое вещество, используемое не только при гиперактивности, но и других нарушениях работы нервной системы.

Несмотря на кажущуюся безопасность витаминов, важно принимать их в определенной дозировке. В противном случае можно столкнуться с гиповитаминозом, который чреват нежелательными последствиями.

Успокоительные средства

Среди успокоительных препаратов для лечения СДВГ у детей часто используют следующие средства:

  • Магне В6 – комплексный витамин, обогащает организм магнием и улучшает умственную деятельность;
  • Персен – таблетки обладают мягким воздействием на детскую нервную систему;
  • Глицин – аминокислота, помогающая обеспечить эмоциональную разгрузку, успокоить и нормализовать сон, улучшить мозговую деятельность;
  • Цитраль – антисептик, обладает противовоспалительным и анальгезирующим действием, разрешен для лечения дошкольников, выпущен в форме суспензии;
  • Пантогам – обладает успокоительным эффектом, избавляет от судорог, используется для лечения гиперактивности у детей исключительно в крайних случаях.

Ноотропы

Нейрометаболические стимуляторы восстанавливают обменные процессы в нервных клетках и улучшают работу мозга. Из ноотропов для лечения гиперактивности у детей используются:

  • Пирацетам – усиливает синтез дофамина в головном мозге, способствует улучшению обменных процессов в нем, выпускается в виде капсул;
  • Глиатилин – ноотропное лекарственное средство, улучшающее внимание, память и мышление, что происходит за счет восстановления кровообращения в головном мозге, для лечения детей лучше использовать уколы;
  • Кортексин – оказывает антиоксидантное воздействие на организм ребенка, обеспечивает защиту клеткам от свободных радикалов, выпускается в виде уколов;
  • Ноопепт – отличается нейропротективным действием, улучшает память, повышает способность к обучению, выпускается в виде таблеток;
  • Фенотропил – ноотроп, который выделяется психостимулирующими и успокаивающими свойствами, представлен в виде таблеток.

Перечень ноотропных препаратов достаточно широк. Конкретный медикамент и его дозировку должен подобрать лечащий врач.

Норадреналиновый препарат

Одним из главных представителей норадреналиновых препаратов является Дигиталис. Его редко используют для лечения детей до года. Препарат состоит из трав, поэтому практически не имеет противопоказаний. Запрещено его использовать только при аллергии на один из компонентов средства.

Дигиталис – гомеостатический препарат, который в больших дозировках является ядовитым.

Читайте также:  Лечение синдрома раздраженного кишечника у психиатра

Это далеко не весь перечень препаратов, которые используются для лечения гиперактивности у детей. Зачастую применяются Неулептил, Мексидол и даже БАДы.

Народные методы

Наряду с медикаментозным лечением, избавиться от гиперактивности у детей помогают народные средства. Как именно их использовать – отдельно или в дополнение к традиционной терапии – решает врач. Лечение гиперактивности у детей народными средствами предполагает прием травяных настоев и отваров внутрь, а также применение в виде ванночек.

Травы

Известно несколько рецептов приготовления отваров и настоев из трав, которые помогают сгладить симптомы гиперактивности у детей:

  • сушеные корневища дягиля (10 г) залить кипятком (0,5 л) и настаивать 6 часов, замотав емкость теплым полотенцем или одеялом, пить по 1 ч. л. трижды в день;
  • несколько столовых ложек шишек хмеля залить 300 мл воды, поставить на огонь и варить около 1 минуты после закипания, затем настаивать полчаса, пить 3 раза в день по 10 мл;
  • приготовить отвар зверобоя: залить измельченное сухое сырье (15 г) небольшим количеством кипятка, чтобы он покрыл траву, отварить в течение 15 минут, а затем пить охлажденным по 2 ч. л. дважды в день;
  • заварить 10 г цветков лаванды в 300 мл кипятка и настоять полчаса, принимать по 15 мл 2 раза в день.

Важно помнить о том, что травы также имеют противопоказания и побочные эффекты, поэтому перед их использованием лучше проконсультироваться с врачом.

Травяные ванны

Расслабляют тело и нервную систему травяные ванны. Для приготовления одной из таких необходимо смешать 50 г сухого корневища аира, 20 г плодов можжевельника и 20 г ивовой коры. Залить полученную смесь 3 л воды и поставить на огонь. Томить после закипания примерно 15 минут, а потом еще настоять полчаса. Вылить свежеприготовленный отвар в ванну с водой и выполнить процедуру в течение 20 минут.

Принимать такую ванну не обязательно ежедневно, достаточно готовить ее через день на протяжении 1,5 месяцев.

Коррекция образа жизни

Гиперактивный ребенок должен жить по расписанию, а также придерживаться следующих правил:

  • вовремя ложиться спать и просыпаться по утрам;
  • полноценно питаться;
  • чаще совершать прогулки перед сном;
  • делать зарядку по утрам и в целом вести активный образ жизни.

Если ребенок увлечется каким-либо видом спорта, не стоит препятствовать этому. Подойдет легкая атлетика, плавание, гимнастика и прочее.

Питание и диета

В меню гиперактивного ребенка следует ввести много продуктов, содержащих сложные углеводы (фасоль, крупы, крахмалистые овощи). Учеными доказано, что такая пища повышает уровень серотонина в крови, которого как раз и не хватает при гиперактивности.

Важно исключить из рациона больного простые сахара. Они способствуют мгновенному всплеску энергии, а в норме она должна вырабатываться постепенно. Продукты с содержанием простых сахаров − это кондитерские изделия, сладкие фрукты, белых хлеб и другие. Также желательно избегать употребления красителей, консервантов и других вредных веществ.

Кроме сложных углеводов, в рационе должно присутствовать много белка, который способствует концентрации внимания и в целом участвует в важных процессах в организме. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно включить в меню ребенка с гиперактивностью больше мяса, орехов, рыбы.

Результаты последних исследований доказали пользу цинка при СДВГ. Поэтому в меню ребенка нужно включить морепродукты, злаковые блюда. Стоит обогатить рацион продуктами, повышающими содержание Омега-3 в крови, такими как авокадо, мясо лосося и другие.

Упражнения

Для устранения симптомов при гиперактивности у детей рекомендуют следующие виды упражнений:

  • развитие мелкой моторики – быстро и поочередно перебирать пальцы рук, совмещая их с большим, смыкая и размыкая кольцо;
  • на ровной поверхности рука поочередно выполняет три положения, которые последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжать в кулак, поставить ребром;
  • сесть на пол, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам.

Первые два упражнения – своеобразный массаж для развития мелкой моторики, а последнее помогает развить внимательность.

Социализация

Чтобы гиперактивный ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду или школе, а также во избежание конфликтов с другими детьми, педагоги должны придерживаться следующих правил:

  • гиперактивных детей всегда держать в поле зрения;
  • сажать не дальше второй парты;
  • не указывать ребенку, что его поведение отличается от сверстников;
  • всегда хвалить за заслуги, но не закрывать глаза на недочеты;
  • поручать мелкие задания, связанные с физической активностью;
  • не наказывать в присутствии других детей.

Не обязательно искать дошкольное или школьное учреждение, специализирующееся на обучении гиперактивных детей. Хороший педагог, который способен дать правильное воспитание, может работать и в обычной школе или в детском саду.

Работа с психологом и психотерапевтом

Параллельно с лечением медикаментами, при гиперактивности ребенка следует показать психологу и психотерапевту. У профессионалов разработаны специальные методики, которые помогут скорректировать поведение малыша. Помимо упражнений и творческих заданий, специалисты используют релаксационные методы.

Если причина гиперактивности у ребенка состоит в родовых травмах, дополнительную помощь сможет оказать остеопат. Если наблюдаются дефекты речи, понадобится консультация логопеда.

Памятка для родителей

Родители должны всегда поддерживать свое чадо, поощрять за хорошие поступки, а также наказывать за плохое поведение. Правильное воспитание детей при СДВГ сводится к следующему:

  • повышение самооценки – оказывать эмоциональную поддержку и хвалить за хорошие поступки;
  • выстроить личностные границы – воспитывать в строгости, но быть справедливым к ребенку;
  • давать небольшие задания – убрать в доме, помыть посуду, сходить в магазин;
  • не заставлять запоминать больше, чем способен ребенок – для гиперактивных детей нагрузки должны быть небольшими, умственная деятельность чередуется с физической активностью;
  • заинтересовать музыкой, рисованием или найти другое занятие по интересам;
  • обсуждать в домашней обстановки причины конфликтных ситуаций, которые постоянно создают дети с СДВГ, а также обговаривать способы выхода из них.
Читайте также:  Психологические синдромы нарушений мышления при различных психических заболеваниях

Результаты

При адекватном лечении и соблюдении всех рекомендаций специалистов через определенный период времени можно наблюдать изменения в поведении гиперактивного ребенка. Он становится более усидчивым, внимательным, лучше идет на контакт. У школьников повышаются оценки в школе. В целом, малыш перестает выделяться среди сверстников чрезмерной активностью, симптомы болезни полностью исчезают.

Источник

Клиника DocDeti, 4 декабря 2019

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Читайте также:  Может ли ребенок с синдромом дауна быть полноценным

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник