Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в доу
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.
Проявления СДВГ
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Неспособность сосредоточиться на деталях;
- Ошибки по невнимательности;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Неспособность доводить задания до конца;
- Низкие организаторские способности;
- Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
- Потери необходимых предметов при выполнении задания;
- Отвлекаемость на посторонние раздражители;
- 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
- Вскакивает с места без разрешения;
- «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать;
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки
- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
- нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
- нарушения сна.
Перечисленные особенности поведения должны
- появиться до 8 лет;
- обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
- не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
- вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- не соответствовать возрастной норме.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.
Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьей;
– не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
Источник
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
в детском саду.
Булыгина В.В., педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»
В настоящее время возросло количество детей с проблемами в развитии, обучении, воспитании. Среди них выделяется группа детей с диагнозом «синдромомдефицита внимания с гиперактивностью» (далее — СДВГ). Поскольку противопоказаний для посещения ими детского сада нет, дети ходят в группы, в которые может быть зачислено от 22 до 28 воспитанников, а это очень осложняет воспительно-образовательную работу в детском учреждении. И, к сожалению, используемые знакомые педагогические приемы и методы воздействия воспитателя ни данных детей не дают положительного результата.
Таких проблемных детей видно сразу, практически с младшей группы. Они очень непоседливы (гиперактивны),иногда это сочетается с агрессивностью вспыльчивостью. Однако развивающая и коррекционная работа с данными детьми начинается в лучшем случае со старшей группы, а в основном с подготовительной, т.е. с 6-7 лет, когда у ребенка уже сформированы определенные привычки, навыки и умения.
Родители гиперактивного ребенка чаще всего не знают способов эффективного взаимодействия с ним. Они считают, что ребенок подрастет и все с возрастом пройдет; долго не верят, что поведение ребенка обусловлено его заболеванием, ане недисциплинированностью или дурным характером. И только при поступлении в детский сад, когда оказывается, что ребенок, возможно, не сможет его посещать в силу индивидуальных особенностей в развитии и поведении, они задумываются.
Таким образом, давно назрела проблема по оказанию квалифицированной помощи детям с диагнозом СДВГна раннем этапе в детских садах, особенно и сельских и поселковых. Если в городе есть психологические центры, почти в каждом саду имеется психолог, то в селах или поселках этого нет. Поэтому необходима тесная связь между детскими врачами, психологами и родителями по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим диагноз СДВГ, а самое главное — раннее выявление таких детей.
Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ:
этап- выявление проблемных детей уже с 1 младшей группы и беседа с родителями о возможных причинах отклонений у детей.
этап- психолого-педагогическое сопровождение детей, начиная с младшей группы до подготовительной:
а) психологическая диагностика состояния детей по «Методике определения готовности детей к обучению в школе» Л.А. Ясюкова;
б)коррекционно-развивающая работа с детьми;
и) психолого-педагогическая работа с родителями.
При составлении индивидуальной программы для таких детей психолог принимает за основу диагноз, поэтому при разработке занятий учитываются основные проблемы гиперактивных детей: 1) развитие дефицитарных функций; 2) отработки конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) коррекция агрессивного поведения.
В занятия включаются релаксационные упражнения, направленные на снятиеэмоциональногои мышечногонапряжения.Например, игра «Запрещенное движение» развивает внимание, умение следовать инструкции. Упражнение «Дракон» позволяет снять мышечное напряжение у детей. Подвижная игра «Найди отличие» развивает умение концентрировать внимание на деталях (Лютова И.К., Монина Г.Б.).
Самое важное в работе с детьми — это изменение отношения родителей к ребенку: они должны быть эмоционально близкими друг к другу, научиться принимать четей такими, какими они есть. Поэтому проводятся тренинги для родителей, на которых родителей знакомят со способами взаимодействия с гиперактивными детьми; консультации по воспитанию и обучению детей. Обязательно даются рекомендации и советы, направленные на развитие организации среды и окружающей обстановки в семье.
Результатом данной работы с гиперактивными детьми является повышение адаптационных возможностей детей к коллективу сверстников и образовательному процессу в детском саду, а затем и в школе.
Источник
Т.А. Хавкина,
воспитатель,
e-mail: grica-tatyana@yandex.ru,
ГБДОУ детский сад №53,
Красносельского района, Санкт-Петербург
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ
«Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или «Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться» — из воспоминаний гиперактивного ребенка.
С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни воспитатели, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Поскольку такие дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности приводит к тому, что школа начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?
Прежде чем ответить на этот вопрос давайте разберемся что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) на самом деле. Гиперактивность – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Последним термином активно пользуются в настоящее время.
К основным показателям СДВГ относят следующие симптомы:
- Невнимательность (часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях, часто не слушает то, что ему говорят, часто не следует инструкциям или не может закончить школьное задание, часто теряет вещи, которыми только что пользовался),
- Гиперактивность (не способен сидеть неподвижно в течение всего урока, часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит, часто встает с места в классе, не может играть или проводить досуг тихо, часто очень болтлив: говорит слишком много и остановиться не может),
- Импульсивность (не способен сдержать свои немедленные реакции или подумать, прежде чем сделать, часто не может дослушать вопрос до конца и
начинает отвечать, зачастую давая ошибочные ответы, часто прерывает других или мешает им).
Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы – неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.
Так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с СДВГ.
В последние годы этому вопросу начинают уделять всё больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме.
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопросом о готовности к школе для гиперактивных детей родители должны заняться еще с детского сада, обеспечив ребенка определенными условиями в дошкольной образовательной системе и в особенности обеспечить ребенка компетентным дошкольным педагогом.
Важным условием для развития и создания определенных условий для таких детей, служит желание самих родителей оказать непосильную помощь. Родитель должен не только полагаться на социальных партнеров, но и заниматься саморазвитием в области данного вопроса. Необходимо помнить, что ребенок с СДВГ не должен чувствовать за собой вину, не должен ощущать себя «не таким», нельзя сваливать на него вину за то, как он ведет себя. В начале статьи, приводилась выдержка их биографии ребенка с СДВГ, и в ней ярко описываются те чувства, которые испытывает ребенок, и они далеко не положительные. Дети с СДВГ заложники своего диагноза. Поменяв отношение к таким детям, можно напрочь искоренить мнение о том, что такие дети не способны к нормальной обучаемости.
В организации помощи гиперактивным детям, естественно, не мало важную роль играют воспитатели. Выполнение основных правил, при общении с такими детьми, дает возможность положительного взаимоотношения педагога с «трудным» ребёнком, помогает ребёнку достигать более высоких результатов на занятиях. Есть ряд советов и рекомендаций, которые разработали психологи для педагогов и родителей, но главным правилом является само отношение к таким детям – они такие же как и все остальные, только требуют к себе чуть больше внимания. Все окружение ребенка должно приложить усилия к его вопитанию. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков». Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь.
Литература
Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – №3. – С. 95-101.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика, 2002. – 128 с.
Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. – Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010. – 224 с
© Т.А. Хавкина, 2016
Источник