Синдром дефицита внимания с гиперактивностью учебник
Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.
Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. — «Шпаргалка для взрослых»
Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких «проблемных» детей, а также советы родителям.
Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.
Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.
ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).
ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.
Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.
Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни
Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.
В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!
Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей
Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания
Источник
Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:
- Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
- Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
- Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»
Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.
Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.
Как распознать СДВГ
Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.
Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.
И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.
1. Возраст
Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.
Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.
2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев
Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.
Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.
3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе
При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.
Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
4. Симптомы, которые снижают качество жизни
О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .
При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:
- Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
- Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
- Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
- Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
- Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
- Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
- Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
- Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.
При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:
- Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
- Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
- Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
- Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
- Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
- Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.
При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.
Чем опасен СДВГ
Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :
- плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
- отсутствию друзей и поддержки;
- насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
- низкой самооценке;
- неспособности строить и соблюдать планы;
- необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
- частым перепадам настроения;
- горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
- постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
- невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
- злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
- проблемам с выплатой долгов и законом.
Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.
Как лечить СДВГ
Для начала хорошие новости.
От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».
У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.
1. Психотерапия
В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.
2. Работа в семье
Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.
Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.
Вот что могут сделать мама и папа:
- Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
- Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
- Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
- Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.
3. Медикаментозная терапия
Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.
Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.
Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.
Откуда берётся СДВГ
Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.
Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.
1. Наследственность
Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.
2. Преждевременные роды
Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).
3. Вредные привычки матери во время беременности
Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.
4. Повреждения лобной доли мозга
Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.
5. Воздействие токсинов в младенчестве
Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.
Источник
Ãèïåðàêòèâíîñòü è ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ
 æèçíè ïðàêòè÷åñêè êàæäîãî ìàëûøà áûâàþò äíè, êîãäà îí ëþáîìó ïîêàæåòñÿ «ãèïåðàêòèâíûì» ðåáåíêîì, îäíàêî èñòèííàÿ ãèïåðàêòèâíîñòü ýòî ðàññòðîéñòâî, êîòîðûì ñòðàäàåò ëèøü 1 èç 20 äåòåé â âîçðàñòå ìëàäøå 12 ëåò. Äåéñòâèòåëüíî ãèïåðàêòèâíûå äåòè íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè, èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì è íå ìîãóò óñèäåòü íà îäíîì ìåñòå äîëåå íåñêîëüêèõ ìèíóò. Îíè ëåãêî âûõîäÿò èç ñåáÿ, äåéñòâóþò èìïóëüñèâíî è èñïûòûâàþò òðóäíîñòè, åñëè èì íóæíî ñîñðåäîòî÷èòüñÿ è âíèìàòåëüíî ïðèñìîòðåòüñÿ èëè ïðèñëóøàòüñÿ ê ïðîèñõîäÿùåìó âîêðóã.
Âû ìîæåòå èñïûòûâàòü îïðåäåëåííîå áåñïîêîéñòâî, ñîìíåâàÿñü, íå ñëèøêîì ëè àêòèâåí âàø ìàëûø, îñîáåííî åñëè îí íåäàâíî íàó÷èëñÿ õîäèòü, îäíàêî åñëè âû ñðàâíèòå åãî ñî ñâåðñòíèêàìè, âû, ñêîðåå âñåãî, îáíàðóæèòå, ÷òî âàø ðåáåíîê àáñîëþòíî íîðìàëåí.  âîçðàñòå îêîëî 23 ëåò äåòè îò ïðèðîäû î÷åíü ïîäâèæíû, èìïóëüñèâíû è íå â ñîñòîÿíèè ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ íàäîëãî. Âñå äåòè èíîãäà êàæóòñÿ ãèïåðàêòèâíûìè è äàæå íå ñïîñîáíûìè êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå. Îñîáåííî ÿðêî ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ, åñëè ðåáåíîê ñëèøêîì óñòàë, âîçáóæäåí êàêèì-ëèáî íåîáû÷íûì çàíÿòèåì èëè âçâîëíîâàí, òàê êàê ïîïàë â íåçíàêîìîå îêðóæåíèå èëè íîâîå ìåñòî.
Äåéñòâèòåëüíî ãèïåðàêòèâíûå äåòè, îäíàêî, çàìåòíî áîëåå àêòèâíû, ïðîùå âûõîäÿò èç ñåáÿ è áîëåå ëåãêî âîçáóäèìû, ÷åì èõ ñâåðñòíèêè. À âàæíåå âñåãî òî, ÷òî òàêèå äåòè íèêîãäà íå áûâàþò áîëåå ñïîêîéíûìè â îäèí èç äíåé, à òàêæå èõ ïîâåäåíèå ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ íå ìåíÿåòñÿ ê ëó÷øåìó.
Õîòÿ ìíîãèå ãèïåðàêòèâíûå äåòè íàäåëåíû æèâûì èíòåëëåêòîì, ìîæåò êàçàòüñÿ, ÷òî îíè ìåäëåííî îáó÷àþòñÿ, ïîñêîëüêó íå â ñîñòîÿíèè óäåðæàòü ñâîå âíèìàíèå èëè ñëåäîâàòü óêàçàíèÿì îò íà÷àëà äî ñàìîãî êîíöà. Êðîìå òîãî, òàêèå äåòè ìåäëåííåå îâëàäåâàþò óìåíèåì êîíòðîëèðîâàòü ñâîè æåëàíèÿ è ýìîöèè, ó íèõ ìåäëåííåå ôîðìèðóåòñÿ ñîîòâåòñòâóþùàÿ âîçðàñòó ñïîñîáíîñòü êîíöåíòðèðîâàòüñÿ è ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ. Ãèïåðàêòèâíûå äåòè ÷àñòî îêàçûâàþòñÿ ñëèøêîì ðàçãîâîð÷èâûìè, ýìîöèîíàëüíûìè, òðåáîâàòåëüíûìè, ñâîåíðàâíûìè è íåïîñëóøíûìè, ÷åì èõ ñâåðñòíèêè. Èõ ïîâåäåíèå ÷àñòî îñòàåòñÿ íåçðåëûì âñå äåòñêèå è þíîøåñêèå ãîäû, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ ïðîáëåì â øêîëå, â îáùåíèè ñ äðóçüÿìè è, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ, ñ çàêîíîì. Áåç äîëæíîé ïîääåðæêè è ëå÷åíèÿ ó äåéñòâèòåëüíî ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé ìîæåò íå ïîÿâèòüñÿ äîñòàòî÷íîé óâåðåííîñòè â ñåáå, êîòîðàÿ èì íåîáõîäèìà, ÷òîáû æèòü çäîðîâîé, ïðîäóêòèâíîé æèçíüþ.
Íèêòî â òî÷íîñòè íå çíàåò, ÷òî âûçûâàåò ãèïåðàêòèâíîñòü. Èíîãäà îêàçûâàåòñÿ âîçìîæíûì óñòàíîâèòü âçàèìîñâÿçü ìåæäó äàííûì ðàññòðîéñòâîì è ïåðåíåñåííûì çàáîëåâàíèåì, ïîðàæàþùèì ãîëîâíîé ìîçã, òàêèì êàê ìåíèíãèò, ýíöåôàëèò, àëêîãîëüíàÿ ôåòîïàòèÿ èëè ñèëüíàÿ íåäîíîøåííîñòü. Îäíàêî áîëüøèíñòâî ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé íèêîãäà íå ñòðàäàëè òàêèìè áîëåçíÿìè, à òàêæå ó áîëüøèíñòâà äåòåé, ïåðåíåñøèõ ýòè áîëåçíè, ãèïåðàêòèâíîñòü íå ðàçâèâàåòñÿ. Ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ó ìíîãèõ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé èìåþòñÿ áëèçêèå ðîäñòâåííèêè ñ òîé æå ïðîáëåìîé, ÷òî ïîçâîëÿåò çàïîäîçðèòü êàê ìèíèìóì ÷àñòè÷íî íàñëåäñòâåííóþ ïðèðîäó ðàññòðîéñòâà. Êðîìå òîãî, âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ãèïåðàêòèâíîñòè ó ìàëü÷èêîâ â 47 ðàç âûøå, ÷åì ó äåâî÷åê. Îò÷àñòè ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ó ìàëü÷èêîâ îò ïðèðîäû îáëàñòü ðåãóëèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ çà ïîâåäåíèåì ðàçâèâàåòñÿ ìåäëåííåå, îäíàêî íèêòî íå ìîæåò ÿñíî îáúÿñíèòü ïðè÷èíû òàêîé ðàçíèöû. Õîòÿ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñïåêóëÿöèé íà òåìó ñïîñîáñòâîâàíèÿ ðàçâèòèþ ãèïåðàêòèâíîñòè óïîòðåáëåíèÿ íåêîòîðûõ ïðîäóêòîâ è ïèùåâûõ äîáàâîê, ïðîâåäåííûå âñåñòîðîííèå èññëåäîâàíèÿ íå ñìîãëè äîñòîâåðíî ïîäòâåðäèòü íàëè÷èå ïîäîáíîé ñâÿçè. Äåòè ñ ÑÄÂà çà÷àñòóþ íå ñïîñîáíû èçâëå÷ü óðîêîâ èç íåãàòèâíîé è îñóæäàþùåé ðåàêöèè ðîäèòåëåé èëè äðóãèõ âçðîñëûõ íà èõ ïîâåäåíèå, êîòîðûå íå ïîíèìàþò èñòèííóþ ïðèðîäó ãèïåðàêòèâíîñòè. Èçëèøíèé êîíòðîëü è ñòðîãàÿ êðèòèêà çàñòàâëÿåò òàêèõ äåòåé ëèøü çàíèæàòü ñâîþ ñàìîîöåíêó è íåãàòèâíî îòíîñèòüñÿ ê ñåáå.
Êàêîâà áû íè áûëà ïðè÷èíà ãèïåðàêòèâíîñòè, òå÷åíèå ðàññòðîéñòâà õîðîøî èçó÷åíî è ïðîãíîçèðóåìî, à ñàìà áîëåçíü ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ è êîððåêöèè. Ïîëîæèòåëüíûé èñõîä äëÿ ðåáåíêà â áîëüøåé ñòåïåíè çàâèñèò îò ðåàêöèè íà åãî ïîâåäåíèå ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé è ó÷èòåëåé. Ýìîöèîíàëüíî çäîðîâàÿ ñåìüÿ, ãäå ðîäèòåëè âîñïèòûâàþò ñâîèõ äåòåé ìÿãêî, íî óâåðåííî è òâåðäî, íå çàáûâàÿ õâàëèòü äåòåé çà õîðîøåå ïîâåäåíèå è äåìîíñòðèðóÿ èì ñâîþ ëþáîâü, èìååò íàèáîëüøèå øàíñû íà óñïåõ.
Êîãäà ñëåäóåò îáðàùàòüñÿ ê âðà÷ó
Íàáëþäåíèå çà ïîâåäåíèåì ðåáåíêà â îáùåñòâå äðóãèõ äåòåé åãî âîçðàñòà íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü ëó÷øèé ñïîñîá óñòàíîâèòü, ñòðàäàåò îí ãèïåðàêòèâíîñòüþ èëè íåò. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ñàìûì ïîëåçíûì èñòî÷íèêîì èíôîðìàöèè î âàøåì ìàëûøå áóäåò ðåãóëÿðíîå îáùåíèå ñ âîñïèòàòåëÿìè äåòñêîãî ñàäà, êîòîðûå ìîãóò ðàññêàçàòü âàì, âåäåò ëè ñåáÿ ðåáåíîê â ãðóïïå íîðìàëüíî è ñîîòâåòñòâóåò ëè åãî ïîâåäåíèå åãî âîçðàñòó.  ÷èñëî îïðåäåëÿþùèõ ïðèçíàêîâ ãèïåðàêòèâíîñòè âõîäÿò ñëåäóþùèå:
Ðåáåíîê ñ òðóäîì ñîñðåäîòà÷èâàåò âíèìàíèå íà çàíÿòèè, êîòîðîå èíòåðåñíî äåòÿì åãî âîçðàñòà.
Ðåáåíîê ñ òðóäîì ñëåäóåò ïðîñòåéøèì èíñòðóêöèÿì èç-çà íåäîñòàòêà âíèìàíèÿ.
Ðåáåíîê ïîñòîÿííî âûáåãàåò íà ïðîåçæóþ ÷àñòü, ìåøàåò èãðàì äðóãèõ äåòåé, ïûòàåòñÿ ïðîíèêíóòü â çàïðåùåííûå è îïàñíûå çîíû, íå îñîçíàâàÿ ïîñëåäñòâèé.
Ðåáåíîê äåìîíñòðèðóåò íåîáÿçàòåëüíóþ òîðîïëèâóþ ïîäâèæíîñòü, áóäü òî áåã, õâàòàíèå âñåãî, äî ÷åãî ìîæíî äîòÿíóòüñÿ, èëè ïðûæêè áåç îñòàíîâîê íà îòäûõ.
Ó ðåáåíêà ÷àñòî ñëó÷àþòñÿ ýìîöèîíàëüíûå ñðûâû, íàïðèìåð, ìàëûø íà÷èíàåò ïëàêàòü, çëî êðè÷àòü, ïàäàòü íà ïîë èëè áèòüñÿ â èñòåðèêå áåç âèäèìîé ïðè÷èíû.
Ðåáåíîê äåìîíñòðèðóåò ïîñòîÿííîå íåïîñëóøàíèå, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî åìó ãîâîðèëè «íåò» ìíîãî ðàç.
Åñëè âû ñàìè ëèáî êòî-ëèáî äðóãîé èç âçðîñëûõ çàìå÷àåòå ïðîÿâëåíèå òðåõ èëè áîëåå èç ïåðå÷èñëåííûõ òðåâîæíûõ ñèãíàëîâ íà ïîñòîÿííîé îñíîâå, ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñ âðà÷îì. Âðà÷ ïðîâåäåò îñìîòð ìàëûøà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü íàëè÷èå ïðîáëåì ìåäèöèíñêîãî ñâîéñòâà, êîòîðûå ìîãóò ñëóæèòü ïðè÷èíîé ïîäîáíîãî ïîâåäåíèÿ, à çàòåì ëèáî íàïðàâèò ðåáåíêà íà äàëüíåéøåå îáñëåäîâàíèå, ëèáî ïîðåêîìåíäóåò êîíñóëüòàöèþ äåòñêîãî íåâðîëîãà èëè ïñèõîíåâðîëîãà. Åñëè âðà÷ äèàãíîñòèðóåò ó ðåáåíêà ÑÄÂÃ, îí ïîðåêîìåíäóåò ñòðàòåãèè êîððåêöèè, ò.í. ïîâåäåí÷åñêóþ òåðàïèþ. Âîçìîæíî, âàì ïðèäåòñÿ èçìåíèòü ñîáñòâåííîå ïîâåäåíèå. Åñëè ïîâåäåíèå ðåáåíêà íå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî íåóïðàâëÿåìûì, ìåäèöèíñêèå ïðåïàðàòû îáû÷íî íå ïðîïèñûâàþòñÿ, ïîñêîëüêó âñå îíè îáëàäàþò ïîáî÷íûìè ýôôåêòàìè, íåáëàãîïðèÿòíûìè äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, à òàêæå ïîòîìó, ÷òî âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ äèàãíîç «ãèïåðàêòèâíîñòü», ïîñòàâëåííûé â âîçðàñòå ìëàäøå 5 ëåò, ÿâëÿåòñÿ ñïîðíûì. Ìàëåíüêèå äåòè ìåíÿþòñÿ ñòîëü áûñòðî è ñòîëü ñèëüíî, ÷òî èõ ïîâåäåíèå, âûãëÿäåâøåå êàê ãèïåðàêòèâíîñòü, ïîëíîñòüþ èñïðàâëÿåòñÿ ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ. Ïî ýòîé ïðè÷èíå áîëüøèíñòâî íåâðîëîãîâ ïðåäïî÷èòàþò íàáëþäàòü çà ðàçâèòèåì ðåáåíêà íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ èëè äàæå ëåò, ïðåæäå ÷åì ïðîïèñûâàòü åìó ñïåöèàëüíûå ìåäèöèíñêèå ïðåïàðàòû.
Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ïîêàçàíî äåòÿì ñòàðøåãî âîçðàñòà, ñòðàäàþùèì ñåðüåçíîé ôîðìîé ÑÄÂÃ. Ãèïåðàêòèâíûì äåòÿì ìëàäøå 3 ëåò íèêàêèõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ íå âûïèñûâàåòñÿ âîâñå.
Åñëè âû ðîäèòåëü ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà, âîçìîæíî, âû ñëûøàëè î ñóùåñòâîâàíèè àëüòåðíàòèâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ, îäíàêî âàì ñëåäóåò çíàòü, ÷òî íåêîòîðûå èç íèõ îñòàþòñÿ íåïðîâåðåííûìè, à íåêîòîðûå áûëè ïðèçíàíû íåýôôåêòèâíûìè. Ïðåæäå ÷åì íà÷èíàòü êàêóþ-ëèáî àëüòåðíàòèâíóþ òåðàïèþ, îáÿçàòåëüíî îáñóäèòå ýòî ñ ïåäèàòðîì.
Êàê âåñòè ñåáÿ ñ ðåáåíêîì
Åñëè âàø ðåáåíîê äåìîíñòðèðóåò ïðèçíàêè ãèïåðàêòèâíîñòè, âîçìîæíî, ýòî çíà÷èò, ÷òî îí íå ìîæåò ñàì êîíòðîëèðîâàòü ñâîå ïîâåäåíèå. Ïîñòîÿííî êóäà-òî òîðîïÿñü è íàõîäÿñü â âîçáóæäåííîì ñîñòîÿíèè, ðåáåíîê ìîæåò áûòü ïîäâåðæåí íåñ÷àñòíûì ñëó÷àÿì, à òàêæå ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé óãðîçó äëÿ ñåìåéíîãî èìóùåñòâà. Âàì áóäåò íåîáõîäèìî íàó÷èòü åãî êîíòðîëèðîâàòü ñâîå ïîâåäåíèå è ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ íà òîì, ÷òî îí äåëàåò.
×òîáû îáó÷èòü äèñöèïëèíå ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà, âàì ïîòðåáóåòñÿ äåéñòâîâàòü îäíîâðåìåííî «ýôôåêòèâíî» è «êîíñòðóêòèâíî». Åñëè âàøå âîçäåéñòâèå íà ìàëûøà áóäåò «ýôôåêòèâíî», åãî ïîâåäåíèå â ðåçóëüòàòå óëó÷øèòñÿ. Åñëè âû áóäåòå äåéñòâîâàòü «êîíñòðóêòèâíî», ó ðåáåíêà óëó÷øèòñÿ ñàìîîöåíêà, ðàçîâüåòñÿ ëè÷íîñòü.
Î÷åíü âàæíî ðåàãèðîâàòü íåìåäëåííî â ëþáîå âðåìÿ, êîãäà ìàëûø âåäåò ñåáÿ ïëîõî, òàêæå íåîáõîäèìî óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî âñå ëþäè, ó÷àñòâóþùèå â âîñïèòàíèè ðåáåíêà, ðàçäåëÿþò âàøè ìåòîäû óáåæäåíèÿ. Äèñöèïëèíà ýòî îáó÷åíèå ñàìîêîíòðîëþ. Ýôôåêòèâíàÿ äèñöèïëèíà îçíà÷àåò, ÷òî íàêàçàíèÿ òðåáóþòñÿ ðåäêî. Íå øëåïàéòå ðåáåíêà, òàê êàê ýòî íå ñïîñîáñòâóåò åãî ñàìîêîíòðîëþ è ìîæåò ïîäòàëêèâàòü ê ôîðìèðîâàíèþ íåãàòèâíîãî ñîáñòâåííîãî îáðàçà è ê îáèäå íà âàñ.  òî æå âðåìÿ øëåïêè ïîêàçûâàþò, ÷òî áèòü äðóãèõ âïîëíå äîïóñòèìî. Ëó÷øå õâàëèòå ðåáåíêà, êîãäà îí âåäåò ñåáÿ õîðîøî («ëîâèòå» åãî íà õîðîøåì ïîâåäåíèè) è ó÷èòåñü èãíîðèðîâàòü ïëîõîå ïîâåäåíèå, åñëè îíî íå îïàñíî.  äëèòåëüíîé ïåðñïåêòèâå ýòî íàìíîãî ýôôåêòèâíåå. Äåòè, ñòðàäàþùèå ÑÄÂÃ, î÷åíü ñëîæíî ïîääàþòñÿ äèñöèïëèíå, è ðîäèòåëÿì ÷àñòî òðåáóåòñÿ ïîìîùü èëè ðóêîâîäñòâî, ÷òîáû ýôôåêòèâíî êîððåêòèðîâàòü ïîâåäåíèå ìàëûøà.
Источник