Синдром дефицита внимания с гиперактивностью рекомендации родителям
Татьяна Мазурчак
Рекомендации родителям детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Т. Е. Мазурчак
Педагог-психолог гимназии № 363
ГБОУ гимназия № 363 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Рекомендации родителям детей с СДВГ
(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
На причинах СДВГ я останавливаться не буду, об этом говорилось не однажды, а вот о способах коррекции синдрома через работу с родителями я бы хотела рассказать (Что говорю я, общаясь с родителями детей СДВГ).
Сегодня существует несколько концепций работы с детьми СДВГ.
1. Лекарственная терапия. Использование препаратов, улучшающих обменные процессы в работе ГМ. Считается, что это ускорит созревание высших психических функций (логическое мышление, абстрактное мышление, воля, произвольность поведения). За рубежом часто рекомендуют амфетамины
(стимулятор центральной нервной системы). Механизм их действия основан на выбросе нейромедиаторов (дофамина и норадреналина). У наших невропатологов популярны ноотропил, пантагам, фенезепам и диазепам. В качестве успокаивающих веществ применяют различные бромиды, настойки пустырника, валерианы, пиона. Проявление синдрома компенсируется в 50-60%. Прекращение применения лекарств ведет к появлению синдрома снова. Кроме всего прочего, применение транквелизаторов и бромидов имеет много побочных эффектов, в частности привыкание (т. е формирование зависимости). При длительном применении возможно хроническое отравление, проявляющееся рядом соматических, неврологических и психических расстройств.
2.Немедикаментозная терапия: массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия. Это актуально, когда причиной СДВГ является смещение шейного позвонка.
3. БОС-биологически обратная связь. Ребенок имеет возможность видеть на экране свою электроэнцефалограмму и каким-то образом ее изменять. Изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет электрическую активность своего мозга. Большой плюс этой методики, что в организм не вмешивается ничего извне, но в случае смещения позвонков, никакая БОС ребенку не поможет.
4. Использование бихевиоральной терапии. На западе этот метод распространен широко, у нас используется реже. Идеология бихевиоральной терапии состоит в том, что никто не лезет в тонкие причины и механизмы явления. Есть неприемлемое поведение гипердинамического ребенка, с этим и надо работать. Т. е. ребенка попросту учат вести себя правильно. По И. П. Павлову, через положительное и отрицательное подкрепление. В 40-60% случаев наступает улучшение.
Я являюсь сторонницей 4 способа — коррекции поведения, но это предполагает работу психолога в основном с родителями и небольшую беседу с учителем.
• Раз в 2 года я провожу семинар для учителей, посвященный СДВГ, где рассказываю о причинах синдрома, трудностях родителей и самого ребенка.
• Выявляю таких детей в первых классах с помощью учителя и диагностики Ясюковой Л. А.
• Приглашаю родителей на консультацию. Т. е. маму и папу (это возможно не всегда).
ЧТО Я ГОВОРЮ:
1. Расспрашиваю о протекании родов. Если подтверждается мое предположение, что ребенок СДВГ (этих слов я не говорю). Рекомендую сделать рентген шейного отдела позвоночника и обратиться к мануалам если есть смещение.
2. Далее, я говорю родителям: «У вас особый ребенок». Неудобный ребенок для обучения в классе с 30 (и более) учащимися. Неудобный для учителя, для других учеников и их родителей. Надо понять, как непросто учителю организовать учебную деятельность. Советую подходить к учителю. Регулярно. Спрашивать об успехах ребенка, слушать все недовольства и претензии, которые высказывает учитель, спрашивать совета и благодарить за терпение. (Это здорово, если учитель понимает причины поведения ребенка и правильно на него реагирует, но это бывает далеко не всегда. Да простят меня учителя). А рассказывать подробности заболевания ребенка, демонстрировать ЭЭГ- это лишнее.
3. НЕ переносить негатив, полученный от общения с учителем на ребенка. Очень часто родитель воспринимает критику на ребенка,как на самого себя: «Я плохой родитель!». Лучше начать беседу с ребенком,после разговора с учителем с фразы: «Марья Федоровна говорит, что ты стал вести себя лучше! Я очень рада и горжусь тобой! Однако… такие –то вещи могли бы быть лучше….» Дать фору ребенку — важно. Это окупится. То, что мы ожидаем, сбудется. Пусть ожидания ваши будут позитивны.
4. Ребенок не хочет ничего плохого, просто у него не получается. Надо регулировать и держать поведение ребенка в рамках. Устанавливает рамки и контролирует поведение ребенка – взрослый. Спокойно, твердо, уверенно и настойчиво.
• Жесткий режим дня. Остатки регулятивных механизмов ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности.
• Возможность сбросить мышечное напряжение через физическую активность. Активные прогулки, спорт, плавание… но не все виды спорта подходят детям СДВГ.
•Создание систем-ритуалов: отхождения ко сну, к началу выполнения д. з…
• Свести к минимуму или вообще отказаться от дополнительных занятий. (Хотя, здесь нужен индивидуальный подход).
• Читать ребенку регулярно, постепенно увеличивая объем. (Тренировка концентрации внимания). Использовать аудиокниги.
• Чаще говорить слово «Посмотри». Обучение выделению объекта из множества.
• Если обычному ребенку, чтобы понял, надо сказать несколько раз, то СДВГ ребенку — сотни раз. Надо найти для этого время и терпение.
• Доброжелательность. Даже когда ругаете ребенка, называйте ласково. Ребенок всегда хороший, поступок может быть плохим, его и ругаем.
• Самое страшное, что может случиться с ребенком, он потеряет веру в себя (формируется низкая самооценка). Очень уж часто и многие недовольны его поведением — и в садике, и в школе. Если эту линию недовольства будут продолжать родители, ничего хорошего не произойдет. Родителикак раз должны транслировать веру в ребенка: «Верю, у нас многое получится, ты молодец…».
• Хвалить ребенка. Часто. Трудно найти за что, но надо обязательно. Самим создавать ситуации, требующие от ребенка направленных действий, за которыми должна последовать похвала. «Помоги мне убрать со стола. Какой ты молодец! Помощник мой!».
• Эти дети очень чувствительны к похвале и обзыванию. Ни в коем случае не обзывать ребенка! Простит быстро, но травма останется на всю жизнь.
• Помогать выполнять домашние задания с интересом. (Интерес к выполнению д. з. должен быть, в первую очередь, у родителей) Всегда. До появления привычки, т. е. условного рефлекса.
Правила выполнения домашнего задания:
1. Уроки д. б. сделаны все и всегда.
2. Не знаешь, не можешь, не хочешь — см. п. №1
• Режим сна. Ребенок должен спать 9-10 часов. Только за это время его мозг сможет переработать полученную информацию, перевести ее на хранение в долговременную память.
• Вечером перед сном рекомендую душ и обливание холодной водой – закаливание.
• Проветривание помещений, где находится ребенок, а особенно где учится! (Бьюсь с учителями по этому вопросу, и не всегда успешно). Это очень важно. Без должного уровня кислорода в воздухе СДВГ ребенок думать не сможет.
• Питание ребенка. Многие Е-добавки, способствуют гиперактивности. Продукты д. б. наиболее естественными. С минимальным использованием красителей и консервантов. (Исключение «ярких» лимонадов и кондитерских изделий.)
• Рекомендую весной и осенью комплекс микроэлементов и поливитаминов.
Это не просто, быть родителем ребенка с СДВГ, но быть осознанным родителем, понимающим, что происходит, кто виноват и что делать — родители обязаны. И тогда, несмотря на все трудности, они ощутят радость материнства и отцовства, счастье родительства.
Список использаваной литературы:
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — 2-е издание испр. и доп. — М.: Психотерапия, 2008.
2. Джеймс Добсон Непослушный ребенок/ Четвертое изд. испр. пер. с англ. — СПб.: «Мирт», 1998г.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.: М. Генезис, 2000г.
4. Мурашова Е. В. Дети- «тюфяки» и дети «катастрофы»: гиподинамический и гипердинамический синдром- Екатеринбург: У – Фактория, 2006г.
5. Ярошенко Б. Г., Ярошенко Ф. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.:Деан, 1999г.
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.
Проявления СДВГ
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Неспособность сосредоточиться на деталях;
- Ошибки по невнимательности;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Неспособность доводить задания до конца;
- Низкие организаторские способности;
- Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
- Потери необходимых предметов при выполнении задания;
- Отвлекаемость на посторонние раздражители;
- 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
- Вскакивает с места без разрешения;
- «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать;
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки
- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
- нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
- нарушения сна.
Перечисленные особенности поведения должны
- появиться до 8 лет;
- обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
- не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
- вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- не соответствовать возрастной норме.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.
Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьей;
– не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
Источник