Синдром дефицита внимания с гиперактивностью рекомендации для родителей
Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.
Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.
В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что делать это надо не слишком эмоционально.
Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор.
Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).
Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т.к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.
При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивный детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятельность с 2-3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.
Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.
Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.
Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.
Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:
— постоянный обмен информацией;
— выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.
Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:
- Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
- Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.
- В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
- Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.
- При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.
Примерами поставленных целей для ребенка- дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т.д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одергиваний.
Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т.д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!
При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).
Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.
Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
- Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.
- Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить вред ребенку.
- Главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.
- Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.
- Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т.д.
- Используйте возможности игры в полной мере:
- дидактические игры (лото, мозаика и т.д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;
- подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;
- сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.
- Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
- Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
- Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
- Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.
- Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.
- Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.
- Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Заведите дневник контроля и отмечайте нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.
- Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.
- Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.
- Четко определите для ребенка рамки дозволенного.
- Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.
- Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.
- Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
- Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.
- Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.
- Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.
- Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
- Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.
- Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.
Источник
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) узнать легко: они постоянно шумят, вертятся, им ни минуты не удаётся усидеть на одном месте, ведь двигательная энергия помогает им сконцентрироваться. А если заставить их успокоиться, то внимание у них сразу рассеивается, так как все усилия затрачиваются на то, чтобы выполнить эту сложную задачу.
18 рекомендаций для родителей детей с СДВГ
Многие считают, что СДВГ – это не болезнь, говорят о том, что нужно быть с детьми построже, тогда и с поведением будет всё в порядке. На самом деле, строгость не изменит ситуацию, так как ребёнок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно заниматься и доводить начатое до конца.
Важно разобраться, как правильно помочь им в детстве, чтобы синдром не мешал их полноценной жизни в дальнейшем.
Рекомендации, которые помогут родителям в воспитании гиперактивного ребёнка:
1. Необходимо определить допустимые границы поведения. Ребёнок должен чётко знать, что можно, а что нельзя. Очень важна последовательность в родительских требованиях. Если сегодня ребёнку нельзя много сладостей, значит, и завтра, и в последующие дни тоже нельзя.
2. Также не стоит допускать вседозволенности, но и не нужно ставить перед ребёнком непосильные задачи.
3. Обязательно нужно требовать выполнения правил, которые имеют отношение к здоровью ребёнка и его безопасности. Правил не должно быть слишком много, так как ребёнок с СДВГ просто не запомнит их.
4. Требовать выполнения установленных правил следует спокойным, сдержанным тоном. Постарайтесь говорить не более 10 слов, желательно, чтобы это были одни и те же слова.
5. Устные требования хорошо подкреплять зрительным примером, как нужно правильно делать.
6. Не нужно заставлять обязательно извиняться за плохой поступок.
7. Попробуйте отреагировать на неправильное поведение ребёнка неожиданным образом. Например, можно повторить за ребёнком его действия, сфотографировать его, перевести в шутку, оставить одного (ни в коем случае не в темноте).
8. Обязательным является соблюдение распорядка дня. Все режимные моменты должны проходить в соответствии с определённым графиком.
9. Не следует позволять ребёнку начинать новое дело, пока он не закончил начатое ранее.
10. Необходимо заранее сообщать гиперактивному ребёнку временные рамки для игр и даже наводить будильник. Когда об окончании времени игры напоминает звонок будильника, а не мама или папа, проявления агрессии у ребёнка слабее.
11. Нужно ограничивать время нахождения ребёнка у компьютера и телевизора.
12. Очень полезны для ребёнка с СДВГ ежедневные прогулки на свежем воздухе.
13. Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Улыбайтесь и обнимайте ребёнка, когда хвалите его.
18 рекомендаций для родителей детей с СДВГ
14. Старайтесь избегать рукоприкладства.
В качестве меры наказания можно использовать запрет просмотра телевизора, компьютерных игр, разговоров по телефону.
После наказания объясните ребёнку, за что он был наказан.
15. У ребёнка должны быть домашние обязанности. Например, застелить кровать, убрать игрушки, сложить учебники и др.
Очень важно, чтобы взрослые не выполняли эти обязанности вместо ребёнка.
16. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок хорошо высыпался. Если ребёнок недосыпает, это может привести к ещё большему снижению внимания и самоконтроля.
17. Посещение больших магазинов, рынков и других мест, где собирается большое количество людей, может привести к перевозбуждению ребёнка, поэтому следует избегать такие места.
18. Не конфликтуйте в присутствии ребёнка. Поддерживайте спокойные и доброжелательные отношения в семье. Организуйте совместный семейный досуг.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Татьяна Мазурчак
Рекомендации родителям детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Т. Е. Мазурчак
Педагог-психолог гимназии № 363
ГБОУ гимназия № 363 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Рекомендации родителям детей с СДВГ
(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
На причинах СДВГ я останавливаться не буду, об этом говорилось не однажды, а вот о способах коррекции синдрома через работу с родителями я бы хотела рассказать (Что говорю я, общаясь с родителями детей СДВГ).
Сегодня существует несколько концепций работы с детьми СДВГ.
1. Лекарственная терапия. Использование препаратов, улучшающих обменные процессы в работе ГМ. Считается, что это ускорит созревание высших психических функций (логическое мышление, абстрактное мышление, воля, произвольность поведения). За рубежом часто рекомендуют амфетамины
(стимулятор центральной нервной системы). Механизм их действия основан на выбросе нейромедиаторов (дофамина и норадреналина). У наших невропатологов популярны ноотропил, пантагам, фенезепам и диазепам. В качестве успокаивающих веществ применяют различные бромиды, настойки пустырника, валерианы, пиона. Проявление синдрома компенсируется в 50-60%. Прекращение применения лекарств ведет к появлению синдрома снова. Кроме всего прочего, применение транквелизаторов и бромидов имеет много побочных эффектов, в частности привыкание (т. е формирование зависимости). При длительном применении возможно хроническое отравление, проявляющееся рядом соматических, неврологических и психических расстройств.
2.Немедикаментозная терапия: массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия. Это актуально, когда причиной СДВГ является смещение шейного позвонка.
3. БОС-биологически обратная связь. Ребенок имеет возможность видеть на экране свою электроэнцефалограмму и каким-то образом ее изменять. Изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет электрическую активность своего мозга. Большой плюс этой методики, что в организм не вмешивается ничего извне, но в случае смещения позвонков, никакая БОС ребенку не поможет.
4. Использование бихевиоральной терапии. На западе этот метод распространен широко, у нас используется реже. Идеология бихевиоральной терапии состоит в том, что никто не лезет в тонкие причины и механизмы явления. Есть неприемлемое поведение гипердинамического ребенка, с этим и надо работать. Т. е. ребенка попросту учат вести себя правильно. По И. П. Павлову, через положительное и отрицательное подкрепление. В 40-60% случаев наступает улучшение.
Я являюсь сторонницей 4 способа — коррекции поведения, но это предполагает работу психолога в основном с родителями и небольшую беседу с учителем.
• Раз в 2 года я провожу семинар для учителей, посвященный СДВГ, где рассказываю о причинах синдрома, трудностях родителей и самого ребенка.
• Выявляю таких детей в первых классах с помощью учителя и диагностики Ясюковой Л. А.
• Приглашаю родителей на консультацию. Т. е. маму и папу (это возможно не всегда).
ЧТО Я ГОВОРЮ:
1. Расспрашиваю о протекании родов. Если подтверждается мое предположение, что ребенок СДВГ (этих слов я не говорю). Рекомендую сделать рентген шейного отдела позвоночника и обратиться к мануалам если есть смещение.
2. Далее, я говорю родителям: «У вас особый ребенок». Неудобный ребенок для обучения в классе с 30 (и более) учащимися. Неудобный для учителя, для других учеников и их родителей. Надо понять, как непросто учителю организовать учебную деятельность. Советую подходить к учителю. Регулярно. Спрашивать об успехах ребенка, слушать все недовольства и претензии, которые высказывает учитель, спрашивать совета и благодарить за терпение. (Это здорово, если учитель понимает причины поведения ребенка и правильно на него реагирует, но это бывает далеко не всегда. Да простят меня учителя). А рассказывать подробности заболевания ребенка, демонстрировать ЭЭГ- это лишнее.
3. НЕ переносить негатив, полученный от общения с учителем на ребенка. Очень часто родитель воспринимает критику на ребенка,как на самого себя: «Я плохой родитель!». Лучше начать беседу с ребенком,после разговора с учителем с фразы: «Марья Федоровна говорит, что ты стал вести себя лучше! Я очень рада и горжусь тобой! Однако… такие –то вещи могли бы быть лучше….» Дать фору ребенку — важно. Это окупится. То, что мы ожидаем, сбудется. Пусть ожидания ваши будут позитивны.
4. Ребенок не хочет ничего плохого, просто у него не получается. Надо регулировать и держать поведение ребенка в рамках. Устанавливает рамки и контролирует поведение ребенка – взрослый. Спокойно, твердо, уверенно и настойчиво.
• Жесткий режим дня. Остатки регулятивных механизмов ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности.
• Возможность сбросить мышечное напряжение через физическую активность. Активные прогулки, спорт, плавание… но не все виды спорта подходят детям СДВГ.
•Создание систем-ритуалов: отхождения ко сну, к началу выполнения д. з…
• Свести к минимуму или вообще отказаться от дополнительных занятий. (Хотя, здесь нужен индивидуальный подход).
• Читать ребенку регулярно, постепенно увеличивая объем. (Тренировка концентрации внимания). Использовать аудиокниги.
• Чаще говорить слово «Посмотри». Обучение выделению объекта из множества.
• Если обычному ребенку, чтобы понял, надо сказать несколько раз, то СДВГ ребенку — сотни раз. Надо найти для этого время и терпение.
• Доброжелательность. Даже когда ругаете ребенка, называйте ласково. Ребенок всегда хороший, поступок может быть плохим, его и ругаем.
• Самое страшное, что может случиться с ребенком, он потеряет веру в себя (формируется низкая самооценка). Очень уж часто и многие недовольны его поведением — и в садике, и в школе. Если эту линию недовольства будут продолжать родители, ничего хорошего не произойдет. Родителикак раз должны транслировать веру в ребенка: «Верю, у нас многое получится, ты молодец…».
• Хвалить ребенка. Часто. Трудно найти за что, но надо обязательно. Самим создавать ситуации, требующие от ребенка направленных действий, за которыми должна последовать похвала. «Помоги мне убрать со стола. Какой ты молодец! Помощник мой!».
• Эти дети очень чувствительны к похвале и обзыванию. Ни в коем случае не обзывать ребенка! Простит быстро, но травма останется на всю жизнь.
• Помогать выполнять домашние задания с интересом. (Интерес к выполнению д. з. должен быть, в первую очередь, у родителей) Всегда. До появления привычки, т. е. условного рефлекса.
Правила выполнения домашнего задания:
1. Уроки д. б. сделаны все и всегда.
2. Не знаешь, не можешь, не хочешь — см. п. №1
• Режим сна. Ребенок должен спать 9-10 часов. Только за это время его мозг сможет переработать полученную информацию, перевести ее на хранение в долговременную память.
• Вечером перед сном рекомендую душ и обливание холодной водой – закаливание.
• Проветривание помещений, где находится ребенок, а особенно где учится! (Бьюсь с учителями по этому вопросу, и не всегда успешно). Это очень важно. Без должного уровня кислорода в воздухе СДВГ ребенок думать не сможет.
• Питание ребенка. Многие Е-добавки, способствуют гиперактивности. Продукты д. б. наиболее естественными. С минимальным использованием красителей и консервантов. (Исключение «ярких» лимонадов и кондитерских изделий.)
• Рекомендую весной и осенью комплекс микроэлементов и поливитаминов.
Это не просто, быть родителем ребенка с СДВГ, но быть осознанным родителем, понимающим, что происходит, кто виноват и что делать — родители обязаны. И тогда, несмотря на все трудности, они ощутят радость материнства и отцовства, счастье родительства.
Список использаваной литературы:
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — 2-е издание испр. и доп. — М.: Психотерапия, 2008.
2. Джеймс Добсон Непослушный ребенок/ Четвертое изд. испр. пер. с англ. — СПб.: «Мирт», 1998г.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.: М. Генезис, 2000г.
4. Мурашова Е. В. Дети- «тюфяки» и дети «катастрофы»: гиподинамический и гипердинамический синдром- Екатеринбург: У – Фактория, 2006г.
5. Ярошенко Б. Г., Ярошенко Ф. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.:Деан, 1999г.
Источник