Синдром дефицита внимания с гиперактивностью критерии диагностики
Измерения | Признаки |
Нарушения внимания | 1.Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. |
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. | |
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы | |
4. Не может до конца закончить поставленную задачу. | |
5. Слушает, но кажется, что не слышит. | |
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания | |
7. Плохо организован. | |
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). | |
9. Забывчив | |
II. Гиперактивность / импульсивность | |
Гиперактивность: | 1. Ребенок суетлив. |
2. Неспособен усидеть на одном месте. | |
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте). | |
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге | |
5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как «perpetuum mobile». | |
6. Болтлив. | |
Импульсивность: | 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. |
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. | |
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим | |
Диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1-го измерения) и частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной гиперактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из 2-го измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». При соответствии клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».
При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
· появляться до 8 лет;
· наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрeнии и других каких-либо нервно-психических расстройств.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно быть «мультимодальным», т.е. в нем должны участвовать педиатр, психолог, педагог и родители. Учитывая, что этиология СДВГ до настоящего времени неясна, проводится патогенетическое лечение, состоящее из нескольких блоков: на первом месте – двигательная активность, затем – психотерапия (релаксационные методики), психолого-педагогическая коррекция и медикаментозное лечение.
I. Двигательная активность.
Обоснование необходимости повышенной двигательной активности для детей с СДВГ основано на результатах исследований И.П.Брязгунова и чешских ученых Тржесоглавы и Мачек (1973), которые выявили у детей с синдромом разбалансировку иннервации сердечно-сосудистой системы, снижение ортостатической адаптации (более высокая лабильность вегетативной нервной системы по сравнению с контрольной группой) и снижение физической работоспособности по тесту PWC-170 на велоэргометре: при физической нагрузке субмаксимальной интенсивности (определяемой по тестам) частота сердечных сокращений и другие изменения у детей с синдромом более выражены по сравнению с контрольной группой, а при максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались.
Обоснованность повышенной двигательной активности обусловлена и другими данными (Касатикова и соавт., 1999) о нарушении катехоламинового обмена (высокий уровень норадреналина и адреналина в покое, что свидетельствует о гиперактивации симпатоадреналовой системы. Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинового депо, происходит гипометаболическая защита и у детей наступает двигательная уравновешенность.
Но не все виды физической активности полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
Перед тем, как ребенок начнет заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
II. Психотерапевтические методики.
1. Аутогенная тренировка. Упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма, а мышечное расслабление, достигаемое при этом, стимулирует резервные возможности коры мозга. Гиперактивные дети часто бывают напряжены и использование аутогенной тренировки способствует снижению расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль и концентрацию внимания.
2. Гипноз, самогипноз. Эти методики являются релаксационными и способствуют обучению детей аутогенной тренировке.
3. Медитация. Применяется у подростков – сознательная фиксация внимания на моменте времени, при этом возникает состояние пассивной сосредоточенности, которое иногда называют альфа-состоянием, так как в это время мозг генерирует преимущественно альфа волны, так же как перед засыпанием. Медитация снижает активность симпатической нервной системы, способствует расслаблению и снижению тревожности.
4. Визуализация. Релаксация, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Показано, что визуализация определенного символа, картины, процесса оказывает благоприятный эффект, создает условия для восстановления умственного и физического равновесия у детей с СДВГ.
III. Психолого-педагогическая коррекция.
Ключевой момент программы коррекции – изменение окружения ребенка в школе и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей, основные из которых приведены в конце статьи.
IV. Медикаментозная терапия
Мы рекомендуем медикаментозную терапию лишь в крайнем случае, за рубежом же лекарственная терапия СДВГ используется широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности принимаемых препаратов, нет и единой схемы их приема. Чаще назначают психостимуляторы. Впервые они стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относится метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приеме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции (Spencer T.J., Biederman J.). Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно или используется метод «лекарственных каникул», то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Препараты этой группы противопоказаны детям до 6 лет, а в нашей стране они пока не зарегистрированы и не используются. Кроме того, прием стимуляторов ЦНС может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее частые: потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и давления, лекарственная зависимость. Менее частые: боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность.
Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. В России проведено несколько исследований по изучению влияния ноотропов на симптомы СДВГ. В работе Н.Ю.Сувориновой показана эффективность лечения СДВГ у детей в возрасте 6-8 лет: церебролизином, фенибутом, пирацетамом. Но доказательных исследований с двойным слепым методом с плацебо еще не проводилось. Нами в лечении детей с СДВГ изучается эффективность естественных метаболитов: Глицин, Биотредин, Лимонтар – соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Дальнейшими исследованиями по этой проблеме должны быть:
Источник
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.
У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.
У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.
Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.
СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.
Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.
Симптомы СДВГ
Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.
Гиперактивность
Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.
Импульсивность
Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.
СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Нарушения внимания
- Ребенок плохо организован.
- Часто забывает.
- Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
- Постоянно что-нибудь теряет.
- Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
- С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
- Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
- Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
- Ребенок очень болтлив.
- Ему сложно сидеть на одном месте.
- Ребенок всегда в движении.
- Постоянно суетится.
- Ему сложно тихо и спокойно играть.
- Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
- Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
- Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Диагностика СДВГ
Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.
Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.
Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Коррекция СДВГ
Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.
Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.
Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.
Советы родителям
- Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
- В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
- Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
- Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.
Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? — Подписывайтесь на наш канал!
Источник
НАШИ ДЕТИ
Методические рекомендации
Клиницисты проявляют значительный
интерес к синдрому дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой
распространенностью в детской популяции (5—9%). У
детей с таким синдромом наблюдаются трудности в
обучении и нарушения в поведении. В целом
проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная
двигательная активность, расстройства внимания
и импульсивность поведения, которые
сопровождаются слабой успеваемостью в школе,
заниженной самооценкой. Характерная для детей с
СДВГ двигательная неловкость обусловлена
статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с
развитием представлений о минимальных мозговых
дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД
рассматриваются как последствия ранних
локальных повреждений головного мозга,
выражающиеся в возрастной незрелости отдельных
высших психических функций и их дисгармоничном
развитии. СДВГ представляет собой наиболее
распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на
критериях десятого пересмотра Международной
классификации болезней (ВОЗ, 1994) для
гипердинамического (гиперкинетического)
синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно
используются критерии классификации DSM-IV (1994)
Американской психиатрической ассоциации,
рекомендованные ВОЗ для практического
применения в качестве критериев диагноза СДВГ
(ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV
приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится
встречаться с детской гиперактивностью и
нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить
внешними признаками других состояний. В связи с
этим нами была разработана схема
дифференциального диагноза СДВГ. Основные
принципы дифференциального диагноза СДВГ
приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной,
свойственной многим детям высокой двигательной
активностью. Необходимо иметь в виду возможность
проявления индивидуальных особенностей
темперамента, а также то, что функции внимания и
самоконтроля у детей находятся в процессе
естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с
мотивацией: дети не склонны уделять внимание
тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут,
почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том
числе нарушение внимания и гиперактивность,
могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы,
конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г.
Москва
Таблица 1. Диагностические
критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки | |
(1) шести или более из НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ1. Часто неспособен удерживать | (2) шести или более из ГИПЕРАКТИВНОСТЬ1. Часто наблюдаются беспокойные ИМПУЛЬСИВНОСТЬ7. Часто отвечает на вопросы не |
В. Некоторые | |
С. Проблемы, | |
D. Имеются |
Согласно принципам классификации DSM-IV,
в случаях полного соответствия наблюдаемой
клинической картины за последние шесть месяцев
одновременно разделам (1) и (2) перечисленных
критериев ставится диагноз сочетанной формы
СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(1) при частичном соответствии критериям раздела
(2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(2) при частичном их соответствии критериям
раздела (1), то используется диагностическая
формулировка: «СДВГ с преобладанием
гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз
СДВГ
Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические | Дополнительные |
Индивидуальные | Развитие внимания и | Анализ |
Неврозы и невротические | Особенности поведения ребенка | Анализ анамнестических |
Церебрастенический | Высокая психическая и | Обследование |
Побочные эффекты лечения | Основными являются болезни | Обследование педиатром, |
Резидуальные явления | Когнитивные и | Неврологическое |
Другие формы ММД: дислексия, | Нарушения внимания и | Неврологическое |
Заболевания | Наряду с нарушениями | Обследование |
Значительное снижение остроты | Особенности развития и | Анализ анамнестических |
Эпилепсия | Гиперактивность и | Анализ |
Психические расстройства: | При дифференциальной | Анализ анамнестических |
Синдром Туретта | Основным признаком | Анализ |
Наследственные синдромы: | Характерно наличие умственной | Анализ анамнестических |
Спонсор публикации статьи: компания «Магия сада» — предоставляет полный спектр ландшафтных услуг. Ландшафтный дизайн от компании «Магия сада» — это большой перечень работ, начиная с проектирования и подготовки почвы, заканчивая авторскими проектами позволяющими создать на Вашем участке настоящее произведение искусства, которое будет радовать глаз, снимать стресс и дарить чувство гармонии с природой. Все работы по проектировке и изготовлению ландшафтного дизайна участка, осуществляют высокопрофессиональные специалисты Киева, с большим опытом работы.
Источник