Синдром дефицита внимания с гиперактивностью фото
Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:
- Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
- Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
- Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»
Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.
Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.
Как распознать СДВГ
Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.
Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.
И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.
1. Возраст
Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.
Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.
2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев
Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.
Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.
3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе
При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.
Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
4. Симптомы, которые снижают качество жизни
О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .
При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:
- Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
- Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
- Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
- Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
- Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
- Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
- Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
- Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.
При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:
- Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
- Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
- Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
- Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
- Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
- Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.
При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.
Чем опасен СДВГ
Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :
- плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
- отсутствию друзей и поддержки;
- насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
- низкой самооценке;
- неспособности строить и соблюдать планы;
- необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
- частым перепадам настроения;
- горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
- постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
- невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
- злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
- проблемам с выплатой долгов и законом.
Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.
Как лечить СДВГ
Для начала хорошие новости.
От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».
У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.
1. Психотерапия
В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.
2. Работа в семье
Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.
Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.
Вот что могут сделать мама и папа:
- Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
- Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
- Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
- Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.
3. Медикаментозная терапия
Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.
Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.
Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.
Откуда берётся СДВГ
Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.
Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.
1. Наследственность
Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.
2. Преждевременные роды
Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).
3. Вредные привычки матери во время беременности
Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.
4. Повреждения лобной доли мозга
Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.
5. Воздействие токсинов в младенчестве
Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.
Источник
Поведение ребенка может быть крайне невыносимым. Такие дети испытывают трудности с концентрацией внимания, могут проявлять черезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений
Саркисова
Овсанна Акоповна
Детский и подростковый врач-психиатр
Проявления СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. Это не вина, а беда ребенка! Вовремя оказанная помощь специалистов поможет ребенку успешно влиться в социум и преодолеть трудности.
Воспитывать ребенка с СДВГ нелегко. Поведение ребенка может быть крайне невыносимым. Родителей может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба ребенка, также у них может появиться мысль о том, что они — плохие родители («не смогли воспитать своего ребенка»). Часто родители испытывают вину и стыд. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений, вместо того чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети обычно имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ — дефицит дофамина и норадреналина в некоторых областях головного мозга вследствие индивидуальных особенностей созревания мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ — это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Особенности поведение при СДВГ
При СДВГ наблюдаются следующие особенности поведения:
- Симптомы невнимательности. Такие дети, легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
- Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В клаcce они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
- Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе, дети с СДВГ выкрикивают ответы до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они склонны к травматизму.
- Такие дети не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Эти особенности поведения возникают до семи лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.
Довольно часто СДВГ сопровождается следующими расстройствами:
- Расстройство развития, учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики, проявления которых разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
Во взрослом возрасте СДВГ в полном варианте не встречается. Могут быть лишь отдельные симптомы:
- Отсутствие рационального планирования своего времени;
- Плохая память;
- Низкая академическая успеваемость и, как следствие,
- Низкий уровень достижений в профессиональной сфере.
Следствием СДВГ во взрослом возрасте может быть: зависимость от психоактивных веществ, наркомания, депрессия, противоправное криминальное поведение, формирование аномальной личности (психопатии).
Лечение СДВГ в центре «Феникс»
СДВГ — это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. Обследование, наблюдение и лечение пациентов с СДВГ осуществляет врач-психиатр.
При эффективном лечении должно:
- нормализоваться поведение в школе и дома;
- повыситься самооценка ребенка;
- наладиться социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.
Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.
СДВГ нужно и можно эффективно лечить. В центре «Феникс» готовы помочь Вашему ребенку! Мы помогаем людям более 29 лет. Наша практика обширна, уникальна и проверена годами.
- Согласно данным экспертов, эффективность лечения в нашем центре составляет более 80%;
- Установление диагноза происходит на основе доказательной медицины, в соответствии с международными стандартами;
- Мы бережно храним секреты. Конфиденциальность — один из главных принципов нашей работы.
- Мы помогаем даже в «безнадежных» случаях, и имеем опыт достижение выздоровления при лечении хронических состояний длящихся более 5 лет;
- Наша клиника отвечает высоким европейским стандартам сервиса;
- Помощь вам предлагают психиатры, психотерапевты, психологи, специалисты по реабилитации, имеющие огромный практический опыт и научные достижения;
- С нами здоровье доступно. Цены на лечение соответствуют качеству наших услуг.
Статьи о детско-подростковой психиатрии
Вопросы о детско-подростковой психиатрии
Источник
Ñèìïòîìû ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ñîõðàíÿþòñÿ ó âçðîñëûõ â 30-70%
Ïðè ÑÄÂà îòìå÷àåòñÿ íàðóøåíèå àêòèâíîñòè íåéðîìåäèàòîðîâ â îáëàñòÿõ ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà âíèìàíèå. Íåñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå ðàçðóøàåò êàðüåðó è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ. Ïðè÷¸ì ìíîãèå äàæå íå ïîäîçðåâàþò ÷òî ó íèõ ÑÄÂÃ.
Ïåðåâîä êíèãè»Driven to Distraction» (àâòîð — Edward Hallowell) îò
https://ru-psiholog.livejournal.com/4808831.html
«Ïðåäëàãàåìûå äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè äëÿ îïåðåäåëåíèÿ ÑÄ ó âçðîñëûõ.
Ïðèìå÷àíèå àâòîðà: ïîâåäåíèå ïîäïàäàåò ïîä îïðåäåëåíèå «äèàãíîñòè÷åñêîãî êðèòåðèÿ» òîëüêî åñëè íàáëþäàåòñÿ â äàííîì ÷åëîâåêå çíà÷èòåëüíî ÷àùå, ÷åì â äðóãèõ ëþäÿõ òîãî æå ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà.
ÑÄÂ ïðèñóòñòâóåò åñëè íàáëþäàåòñÿ ñëåäóþùåå:
À. Õðîíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå (÷òî çíà÷èò — ïðèñóòñòâóþùåå âñåãäà), ïðè êîòîðîì ïî êðàéíåé ìåðå 15 ïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü:
1. ×óâñòâî «íåäî-äîñòèæåíèÿ» (underachievement), íåäîñòèæåíèÿ öåëåé, íåçàâèñèìî äàæå îò òîãî, ÷åãî ÷åëîâåê íà ñàìîì äåëå äîñòèã.
Ìû óïîìèíàåì ýòîò ñèìïòîì ïåðâûì, ïîòîìó ÷òî ýòî ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðè÷èíà îáðàùåíèÿ çà ïîìîùüþ. «ß ïðîñòî íå ìîãó ñîáðàòüñÿ» — ÷àñòûé ìîòèâ â îïèñàíèè ïðîáëåìû. ×åëîâåê ìîæåò áûòü äîñòèã ìíîãîãî ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì, èëè íàîáîðîò — áåñïîìîùíî áóêñóåò íà îäíîì ìåñòå, ñ îùóùåíèåì, ÷òî çàñòðÿë â âÿçêîé ãëèíå, è íå â ñîñòîÿíèè âçÿòü îò æèçíè òî, ÷òî åìó ïðè÷èòàåòñÿ.
2. Òðóäíîñòü ñ ñàìîîðãàíèçàöèåé.
Îáùàÿ ïðîáëåìà äëÿ ìíîãèõ âçðîñëûõ ñ ÑÄÂ. Áåç ñòðóêòóðèðîâàííîñòè øêîëû, áåç ðîäèòåëåé, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçîâàòüñÿ, âçðîñëûé ÷åëîâåê íà÷èíàåò âäðóã ñïîòûêàòüñÿ ïîä òÿæåñòüþ îðãàíèçàöèîííûõ òðåáîâàíèé ïîâñåäíåâíîé æèçíè. Îáû÷íûå «ìåëî÷è» äëÿ äðóãèõ ëþäåé, äëÿ íåãî/íåå ìîãóò íàêàïëèâàòüñÿ è ïðåâðàùàòüñÿ â îãðîìíûå ïðåïÿòñòâèÿ. Îáðàçíî ãîâîðÿ, êîðîëåâñòâî ðàññûïëåòñÿ èç-çà îäíîãî ãâîçäÿ: ïðîïóùåííîé âñòðå÷è, ïîòåðÿííîãî ñ÷åòà, çàáûòîãî äåäëàéíà.
3. Õðîíè÷åñêàÿ ïðîêðàñòèíàöèÿ èëè ïðîáëåìà ñ íà÷èíàíèåì äåë.
Âçðîñëûå ñ ÑÄ àññîöèèðóþò ñòîëüêî òðåâîãè ñ íà÷èíàíèåì äåëà, èç-çà ñòðàõà, ÷òî íå ñäåëàþò ïðàâèëüíî, è ïîýòîìó îòêëàäûâàþò è îòêëàäûâàþò, ÷òî êîíå÷íî æå òîëüêî äîáàâëÿåò òðåâîãè.
4. Çàíèìàþòñÿ íåñêîëüêèìè äåëàìè/ïðîåêòàìè îäíîâðåìåííî; òðóäíîñòü ñ çàâåðøåíèåì äåë.
Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 3. Êàê òîëüêî îäíî äåëî îòëîæåíî â ñòîðîíó — äðóãîå íà÷èíàåòñÿ. Ê êîíöó äíÿ, íåäåëè èëè ãîäà áåñ÷èñëåííûå ïðîåêòû áûëè íà÷àòû, è òîëüêî íåêîòîðûå çàêîí÷åíû.
5. Òåíäåíöèÿ ãîâîðèòü ñðàçó æå âñå, ÷òî ïðèõîäèò â ãîëîâó, íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ñâîåâðåìåííîñòè êîììåíòàðèÿ èëè åãî öåëåñîîáðàçíîñòè.
Êàê ðåáåíîê ñ ÑÄ â øêîëå, òàê æå è âçðîñëûé — áûâàåò çàõâà÷åí ýíòóçèàçìîì íîâîé ïðèøåäøåé â ãîëîâó èäåè òàê ñèëüíî, ÷òî äîëæåí íåïðåìåííî ñðàçó æå åþ ïîäåëèòüñÿ. Òàêò è ìóäðîñòü âûòåñíÿþòñÿ ïîä äàâëåíèåì äåòñêîé ýíåðãè÷íîñòè è íåïîñðåäñòâåííîñòè.
6. ×àñòûé ïîèñê îñòðûõ îùóùåíèé, âûñîêîé ñòèìóëÿöèè.
Âçðîñëûé ñ ÑÄ ÷àñòî íàõîäèòñÿ â ïîèñêå íîâèçíû, ÷åãî-òî çàõâàòûâàþùåãî, ÷åãî-òî òàêîãî â îêðóæàþùåì ìèðå, ÷òî ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü óðàãàíó âíóòðè.
7. Íåïåðåíîñèìîñòü ñêóêè.
Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 6. Íà ñàìîì äåëå, ÷åëîâåê ñ ÑÄ ðåäêî ÷óâñòâóåò ñêóêó, à âñå ïîòîìó, ÷òî â òó æå ìèëëèñåêóíäó, êîãäà ÷åëîâåê îùóùàåò íàñòóïëåíèå ñêóêè — îí ïðèõîäèò â äâèæåíèå è íàõîäèò ÷òî-òî íîâîå, ìåíÿåò íàïðàâëåíèå âûïëåñêà ýíåðãèè, ñêàæåì òàê.
8. Ëåãêàÿ îòâëåêàåìîñòü, ïðîáëåìà ñ ôîêóñèðîâêîé âíèìàíèÿ,òåíäåíöèÿ óïëûâàòü ìûñëÿìè ïîñåðåäèíå ñòðàíèöû èëè áåñåäû. Ýòà òåíäåíöèÿ ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñïîñîáíîñòüþ ê ãèïåðôîêóñó â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ.
Çíàêîâûé ñèìïòîì ÑÄÂ. «Óïëûâàíèå ìûñëÿìè» â ñòîðîíó ïðîèñõîäèò íåïðîèçâîëüíî. Ýòî ïðîèñõîäèò â ìîìåíò, êîãäà íà ñåêóíäó îòïóñêàåòñÿ ñàìîêîíòðîëü, è — áàì! — ÷åëîâåê ìûñëåííî óæå íå ñ âàìè. Âûøåóïîìÿíóòàÿ ñïîñîáíîñòü ê ãèïåðôîêóñó — çà÷àñòóþ ýêñòðàîðäèíàðíàÿ — îáû÷íî òîæå ïðèñóòñòâóåò, ïîä÷åðêèâàÿ, ÷òî ýòî íå «ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ», ñòðîãî ãîâîðÿ, à ñèíäðîì «íåïîñòîÿíñòâà» âíèìàíèÿ.
9. ×àñòî êðåàòèâíûå, èíòóèòèâíûå, î÷åíü óìíûå ëþäè.
Íå ñèìïòîì, íî ÷àñòàÿ õàðàêòåðèñòèêà, çàñëóæèâàþùàÿ óïîìèíàíèÿ (ÿ ñëûøàëà è òåîðèþ î ïðåäïîëàãàåìîì íåñèììåòðè÷íîì ðàçâèòèè ìîçãà, êîãäà èíòåëëåêò ïåðåðàçâèâàåòñÿ â óùåðá êîíòðîëèðóþùåé çîíå ìîçãà, êîòîðàÿ íåäîðàçâèòà. Èíòåðåñíàÿ òåîðèÿ, è ïðèÿòíàÿ, äà. È ïîòîì: ïî÷åìó àâòîð íå ñ÷èòàåò ýòî ñèìïòîìîì: äà ïîòîìó, ÷òî íà õîðîøåå íå ïðèíÿòî æàëîâàòüñÿ))) Âçðîñëûå ñ ÑÄ ÷àñòî îáëàäàþò íåîáû÷íî êðåàòèâíûì ìûøëåíèåì. Ïîñðåäè ñâîåé äåçîðãàíèçîâàííîñòè è îòâëåêàåìîñòè îíè äåìîíñòðèðóþò áëåñòÿùèé óì. Óáðàòü îòâëåêàåìîñòü è îñòàâèòü âîò ýòî «îñîáîå íå÷òî» — öåëü òåðàïèè.
10. Ïðîáëåìà â ïîëüçîâàíèè «ïðîòîðåííûìè òðîïàìè», ïðîâåðåííûìè ïóòÿìè, â ñîáëþäåíèè ïðîöåäóðû.
 ïðîòèâîïîëîæíîñòü òîìó, ÷òî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ýòî âîâñå íå ïðîáëåìà ïðîòèâîñòîÿíèÿ ñ ëèäåðîì, ñ «ôèãóðîé îòöà». Ýòî ñêîðåå ïðîÿâëåíèå ñêóêè è ôðóñòðàöèè: ñêóêà â ñâÿçè ñ ðóòèíîé, ýíòóçèàçì â ñâÿçè ñ âèäåíèåì íîâûõ ïóòåé, è ôðóñòðàöèÿ â ñâÿçè ñ íåâîìîæíîñòüþ äåëàòü âåùè òàê, êàê «îíè äîëæíû áûòü ñäåëàíû» — òî åñòü ñ íåâîçìîæíîñòüþ ñäåëàòü ÷òî-òî ýôôåêòèâíåå, áûñòðåå è ïðîùå, ïîòîìó ÷òî äîëæíà áûòü ñîáëþäåíà ïðîöåäóðà.
11. Íåòåðïåëèâîñòü. Íå ìîãóò âûíîñèòü ôðóñòðàöèþ.
Ôðóñòðàöèÿ ëþáîãî âèäà íàïîìèíàåò ÷åëîâåêó ñ ÑÄ î âñåõ ïðîøëûõ ïðîâàëàõ. «Îõ íåò, îïÿòü äâàäöàòü ïÿòü» — äóìàåò îíà/îí. Ðåàêöèÿ — çëîñòü èëè äèñòàíöèðîâàíèå. Íåòåðïåëèâîñòü ïðîèñõîäèò èç íóæäû â ïîñòîÿííîé ñòèìóëÿöèè è ìîæåò ïðèâåñòè ê òîìó, ÷òî ÷åëîâåêà íà÷èíàþò ñ÷èòàòü èíôàíòèëüíûì èëè íåíàñûòíûì.
12. Èìïóëüñèâíîñòü, ñëîâåñíàÿ èëè â âèäå äåéñòâèé, êàê íàïðèìåð èìïóëüñèâíàÿ òðàòà äåíåã, ïåðåìåíà ïëàíîâ, èçîáðåòàíèå íîâûõ êàðüåðíûõ ïðîãðàìì, è òàê äàëåå.
Ýòî îäèí èç íàèáîëåå îïàñíûõ (èëè — íàèáîëåå âûãîäíûõ, â çàâèñèìîñòè îò óãëà ïðèëîæåíèÿ) ñèìïòîìîâ ÑÄÂ ó âçðîñëûõ.
13. Òåíäåíöèÿ ïåðåæèâàòü è òðåâîæèòüñÿ áåñêîíå÷íî, áåñöåëüíî; òåíäåíöèÿ îãëÿäûâàòü ãîðèçîíò â ïîèñêàõ ïðè÷èíû äëÿ òðåâîã, ïåðåìåæàÿ ýòî ïîâåäåíèå èãíîðèðîâàíèåì íàñòîÿùèõ ïðîáëåì.
Òðåâîãà çàìåùàåò ïîäëèííîå âíèìàíèå, êîòîðîå äîëæíî áûòü ñôîêóñèðîâàíî íà çàäà÷å.
14. ×óâñòâî íåçàùèùåííîñòè è íåóâåðåííîñòè.
Ìíîãèå âçðîñëûå ñ ÑÄ îùóùàþò ñåáÿ õðîíè÷åñêè íåóâåðåííûìè (íå çíàþ, êàê ïåðåâåñòè insecure ëó÷øå). Ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, íàñêîëüêî ñòàáèëüíà èõ æèçíåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ñàìîì äåëå. Îíè ÷àñòî ÷óâñòâóþò, ÷òî ìèð âîêðóã íèõ ìîæåò ðóõíóòü â ëþáóþ ñåêóíäó.
15. Ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, ëàáèëüíîñòü íàñòðîåíèÿ, îñîáåííî êîãäà îòñóòñòâóåò âîâëå÷åííîñòü â ïðîåêò èëè «âêëþ÷åííîñòü» ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì. ×åëîâåê ñ ÑÄ ìîæåò âíåçàïíî ïîìðà÷íåòü, ïîòîì íåîæèäàííî ñíîâà ðàçâåñåëèòüñÿ, ïîòîì ñíîâà ïîìðà÷íåòü — â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ è áåç âñÿêîãî î÷åâèäíîãî ïîâîäà. Ýòè ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, êîíå÷íî, íå íàñòîëüêî ñèëüíû è ãëóáîêè, êàê ïðè ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíîì ñèäðîìå èëè äåïðåññèè.
Âçðîñëûå ñ ÑÄÂ, áîëåå ÷åì äåòè, ïîäâåðæåíû ïåðåìåíàì íàñòðîåíèÿ. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, ýòî ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ïåðåæèòûõ â ïðîøëîì ðàçî÷àðîâàíèé è ôðóñòðàöèè, íî òàêæå âåðîÿòíî, ÷òî ÷àñòè÷íî ýòî ñâÿçàíî ñ áèîëîãèåé ñèíäðîìà.
16. Íåóãîìîííîñòü/îòñóòñòâèå âíóòðåííåãî ïîêîÿ.
Îáû÷íî ó âçðîñëûõ îòñóòñòâóåò ÿâíî âûðàæåííàÿ ãèïåðàêòèâíîñòü, êîòîðóþ ìû ìîæåì íàáëþäàòü ó äåòåé. Âìåñòî ýòîãî, ìû âèäèì ò.í. «íåðâíóþ ýíåðãèþ» (Æàííà äàæå êàê-òî, îïèñûâàÿ ìåíÿ, íàçâàëà ýòî «íåðâè÷åñêîé ýíåðãèåé» — çàáàâíî, ïî÷òè ñëîâî â ñëîâî ïîâòîðèëà àâòîðà êíèãè. — ïðèì. ìîå). ×åëîâåê õîäèò âçàä-âïåðåä, áàðàáàíèò ïàëüöàìè ïî ñòîëó, êðóòèòñÿ, êîãäà ñèäèò íà ñòóëå, ïîêèäàåò êîìíàòó èëè âñòàåò èç-çà ñòîëà ÷àñòî, à òàêæå ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîêîéíî, êîãäà ïûòàåòñÿ îòäûõàòü. (ÿ, íàïðèìåð, äàæå ñïëàíèðîâàâ îòëåæàòüñÿ íà âûõîäíûõ — âñåãäà íàõîæó òûñÿ÷ó äåë, è ýòî îïÿòü ïîòåðÿííûé âûõîäíîé, è îïÿòü ðàçî÷àðîâàíèå îò òîãî, ÷òî âåäü ïëàíèðîâàëà îòäûõàòü, è ñíîâà èñòîùåíà ôèçè÷åñêè, è óæ íà ñëåäóþùèé-òî âûõîäíîé ÿ ïîëåæó! È òä, âñþ æèçíü îäíî è òî æå, íå ìîãó ëåæàòü, â òðåâîãå âñêàêèâàþ, ÷òîáû ÷òî-òî äåëàòü, è òàêèìè æå áûëè ìîÿ áàáóøêà è ìîÿ ìàìà — âñþ èõ æèçíü)
17. Ñêëîííîñòü ðàçâèâàòü çàâèñèìîñòü.
Çàâèñèìîñòü ìîæåò áûòü îò õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ — àëêîãîëÿ, íàðêîòèêîâ èëè êîêàèíà, íàïðèìåð, èëè îò äåéñòâèÿ — àçàðòíûõ èãð, øîïïèíãà, åäû, èëè ÷ðåçìåðíîé ðàáîòû (êîëëåãè-ðàáîòîãîëèêè — ïðèâåò!)
18. Õðîíè÷åñêèå ïðîáëåìû ñ ñàìîîöåíêîé.
Ýòè ïðîáëåìû — ïðÿìîé è ãðóñòíûé ðåçóëüòàò äîëãèõ ëåò ðàçî÷àðîâàíèÿ â ñåáå, ïðîâàëîâ, èëè ïðîñòî íåâîçìîæíîñòè íèêîãäà «ñäåëàòü òàê, êàê íàäî». Äàæå ÷åëîâåê ñ ÑÄÂ, êîòîðûé ìíîãîãî äîñòèã, îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ, êàê íåóäà÷íèê èëè «íåïðàâèëüíûé» ÷åëîâåê. ×òî óäèâèòåëüíî â ýòîì âî âñåì, ýòî òî, íàñêîëüêî ñòîéêî äåðæèòñÿ áîëüøèíñòâî ýòèõ ëþäåé, äàæå ïîä ãðàäîì íåóäà÷ è ðàçî÷àðîâàíèé.
19. Íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå, è î òîì, êàê òåáÿ âèäÿò äðóãèå ëþäè.
Ëþäè ñ ÑÄ íå î÷åíü-òî õîðîøî ìîãóò îöåíèòü ñåáÿ. Îíè íå âèäÿò, êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò íà äðóãèõ ëþäåé. Îíè îáû÷íî âèäÿò ñåáÿ ìåíåå âëèÿòåëüíûìè, ÷åì äðóãèå ëþäè.
20. ÑÄ âñòðå÷àåòñÿ â ñåìüå.
Åñëè ïðîñëåäèòü â ñåìüå — òî ìîæíî íàéòè ëþäåé ñ äåïðåññèåé, àëêîãîëèçìîì, èëè äðóãèìè ïðîáëåìàìè ïîäîáíîãî ðîäà, ñâÿçàííûìè ñ êîíòðîëåì íàä ñâîèìè èìïóëüñàìè è íàñòðîåíèåì.
Ïîñêîëüêó ÑÄ ñêîðåå âñåãî íàñëåäóåòñÿ ãåíåòè÷åñêè, è èìååò ñâÿçü ñ âûøåïåðå÷èñëåííûìè ñîñòîÿíèÿìè, òî äîâîëüíî ÷àñòî (íî íå îáÿçàòåëüíî) ìîæíî íàéòè áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ ñ òàêèìè æå ïðîáëåìàìè.
Á. Íàëè÷èå ÑÄ â äåòñòâå.
Äàæå åñëè îíî íå áûëî äèàãíîñòèðîâàíî, ýòî ñîñòîÿíèå ìîæíî óñòàíîâèòü, çàäàâàÿ âîïðîñû î äåòñòâå è íàáëþäàâøèõñÿ òîãäà ñèìïòîìàõ, êîòîðûå äîëæíû áûëè áûòü óæå òîãäà.
Â. Ñèòóàöèþ íåâîçìîæíî îáúÿñíèòü äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè òåëà èëè ïñèõèêè
(Èç äðóãîé åãî êíèãè: Äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó íåîáõîäèìî óáåäèòüñÿ, ÷òî ñèìïòîìû áûëè óæå â äåòñòâå. Äàæå åñëè ñèìïòîìû íå áûëè âûÿâëåíû íåïîñðåäñòâåííî â äåòñòâå âðà÷ äîëæåí áûòü â ñîñòîÿíèè íàéòè èõ â àíàìíåçå (èñòîðèè). Åñëè æå òàêèõ ñèìïòîìîâ â äåòñòâå íå íàáëþäàëîñü, åñëè ñèìïòîìû âíåçàïíî ïîÿâèëèñü âî âçðîñëîì âîçðàñòå íåîáõîäèìî èñêàòü ïðè÷èíó â èíîì äèàãíîçå, è ýòî íå ÑÄÂ. Ýòî, âîçìîæíî, è íå äèàãíîç âîâñå. Ìû æèâåì â ÑÄÂ-èíäóöèðóþùåì ìèðå, è ýòî ìîæåò áûòü ò.í. «ïñåâäî-ÑÄ». Áûñòðûé ðèòì, ìóçûêà, ïðèâû÷êà ê íåìåäëåííîìó âîçíàãðàæäåíèþ è îáèëèå êîììóíèêàöèîííûõ óñòðîéñòâ ñêëîííû ìåíÿòü íàñ â ñòîðîíó «ÑÄÂ-ëè÷íîñòè». Äàæå åñëè âû íå áûëè ðîæäåíû ñ ÑÄÂ, íî ðîñëè â ãîðîäñêîé ñðåäå, åñòü áîëüøîé øàíñ, ÷òî ê 15 ãîäàì âû áóäåòå âûãëÿäåòü òàê, ñëîâíî ó âàñ ÑÄÂ.
Íî ýòî íå íàñòîÿùèé ÑÄÂ. Îäèí èç ñïîñîáîâ îòëè÷èòü èñòèííûé ÑÄ çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì: åñëè âû âîçüìåòå ÷åëîâåêà ñ ïñåâäî-ÑÄ è ïîìåñòèòå åãî íà ôåðìó â Âåðìîíòå, ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ åãî ñèìïòîìû ñîéäóò íà íåò. Åñëè æå âû âîçüìåòå ÷åëîâåêà ñ íàñòîÿùèì ÑÄ è ïîìåñòèòå åãî íà ôåðìó ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ôåðìà áóäåò õîäèòü õîäóíîì ☺
Ïîõîæèå íà ÑÄ ñèìïòîìû ìîãóò òàêæå íàáëþäàòüñÿ ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ, òàêèõ êàê íàïðèìåð äåïðåññèÿ ñ àæèòàöèåé, ìàíèàêàëüíàÿ ôàçà ÌÄÏ, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå êîôåèíà, ðåçêîå ïðåêðàùåíèå êóðåíèÿ, ãåíåðàëèçîâàííîå òðåâîæíîå ðàññòðîéñòâî, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèé ñòðåññ è ìíîãèå äðóãèå ñîñòîÿíèÿ. Òî åñòü, âîçíèêíîâåíèå ñèìïòîìîâ ÑÄ âïåðâûå âî âçðîñëîì âîçðàñòå ïîâîä äëÿ ïîäðîáíîé äèàãíîñòèêè.)
Âûøåïèñàííûå êðèòåðèè îñíîâàíû íà íàøåì êëèíè÷åñêîì îïûòå è îïèñûâàþò ðÿä ñèìïòîìîâ, íàáëþäàåìûõ íàìè ó âçðîñëûõ ñ ÑÄÂ. Ñóùåñòâóþò òàêæå äðóãèå øêàëû äëÿ îïèñàíèÿ ÑÄÂ, íàïðèìåð, øêàëà Ïîëà Âåíäåðà, êîòîðóþ èñïîëüçóþò ìíîãèå âðà÷è è èññëåäîâàòåëè. Ýòî íàçûâàåòñÿ «Êðèòåðèè Þòû», ïîòîìó ÷òî Âåíäåð, ïèîíåð â èññëåäîâàíèè ÑÄÂ, ðàáîòàåò ïðîôåññîðîì ïñèõèàòðèè â Ìåäèöèíñêîé Øêîëå øòàòà Þòà.
È ïîä êîíåö, åùå äîïîëíåíèå èç êíèãè Answers to Distraction:
Âîïðîñ: Ïî÷åìó ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ òàê íàçûâàåòñÿ?
Îòâåò: Íà ñàìîì äåëå îíî íå äîëæíî òàê íàçûâàòüñÿ. «Äåôèöèò» — íåòî÷íîå îïðåäåëåíèå. Ëó÷øå áûëî áû íàçûâàòü åãî «íåñòàáèëüíîñòü âíèìàíèÿ» èëè «âàðèàáåëüíîñòü âíèìàíèÿ». Ëþäè ñ ÑÄ ìîãóò èíîãäà áûòü î÷åíü ñîñðåäîòî÷åíû. Èíîãäà îíè ìîãóò î÷åíü õîðîøî ôîêóñèðîâàòüñÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò òîãäà, êîãäà îíè î÷åíü ìîòèâèðîâàíû èëè çàõâà÷åíû ñèòóàöèåé, êîòîðàÿ ïîëíà íîâèçíû.
Âîïðîñ: âû ïèøåòå, ÷òî ãèïåðàêòèâíîñòü ìîæåò ëèáî ïðèñóòñòâîâàòü, ëèáî íåò. ×òî âíèìàíèå ìîæåò áûòü íåñòàáèëüíûì, íî â òî æå âðåìÿ, ÷òî ëþäè ñ ÑÄ ìîãóò èíîãäà êîíöåíòðèðîâàòüñÿ õîðîøî. Ïî÷åìó ñòîëüêî ïðîòèâîðå÷èé?
Îòâåò: Íà ñàìîì äåëå, ïðîòèâîðå÷èÿ ýòî ÷àñòü ÑÄÂ. Äîêòîð Ýëèçàáåò Ëåéìêóëåð íàçâàëà ÑÄ «ñèíäðîìîì ïàðàäîêñîâ», è îí äåéñòâèòåëüíî òàêîâûì ÿâëÿåòñÿ. Ïðîòèâîïîëîæíîñòüþ ãèïåðàêòèâíîñòè ìîæíî íàçâàòü «âèòàíèå â îáëàêàõ», òèõàÿ ÷àñòü ÑÄÂ. Îòâëåêàåìîñòè ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ ñîñòîÿíèå ïîâûøåííîé ôîêóñèðîâàííîñòè (â íîâûõ êíèãàõ ýòî íàçûâàþò ãèïåðôîêóñîì ïðèì. ìîå).
Äðóãèå ïàðàäîêñû òîæå ñóùåñòâóþò è ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â îäíîì è òîì æå ÷åëîâåêå. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ìîæåò áûòü ñâåðõ÷óâñòâèòåëåí ê ÷óâñòâàì äðóãèõ ëþäåé è áåñïîäîáíî íàñòðîåí íà îäíó âîëíó ñ äðóãèìè ëþäüìè èíîãäà. À èíîãäà ïîðàçèòåëüíî íå â êóðñå ïðîèñõîäÿùåãî ìåæäó ëþäüìè. ×åëîâåê ìîæåò áûòü î÷åíü êðåàòèâíûì è ïîðàçèòåëüíî ëèøåííûì èäåé â ñëåäóþùóþ ñåêóíäó. ×åëîâåê ìîæåò áûòü î÷åíü ñòîéêèì â òÿæåëîé ñèòóàöèè, ñëîâíî õèðóðã â îïåðàöèîííîé, à ÷åðåç ÷àñ áåçîòâåòñòâåííûì è ðàçáîëòàííûì. Îïòèìèñòè÷íûì â îäíîé áåñåäå è ïîëíûì ïåññèìèñòîì â ñëåäóþùåé. Òåïëûì ñåãîäíÿ — õîëîäíûì çàâòðà.
Ýòè ïàðàäîêñû âûõîäÿò çà ðàìêè îáûêíîâåííûõ ïðûæêîâ íàñòðîåíèÿ. Ýòî öåëûå ïðîòèâîðå÷àùèå òåíäåíöèè ïîâåäåíèÿ. Ïî ýòîé ïðè÷èíå òàê òðóäíî îïèñàòü ÷åëîâåêà ñ ÑÄÂ. ×åëîâåê ìîæåò îòëè÷àòüñÿ ñàì îò ñåáÿ íàñòîëüêî ñèëüíî, ÷òî ïàðàäîêñàëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ åãî îñíîâíûì îïèñàòåëüíûì ïðèçíàêîì. Âîò òîëüêî ÷òî áûë áëèçêèì — è ïîëíîñòüþ çàêðûòûé â ñëåäóþùóþ æå ñåêóíäó. Òîò æå ÷åëîâåê, òîò æå ìîçã äðóãàÿ ïðîãðàììà. Ýòà îñîáåííîñòü íàñòîëüêî âñåîáüåìëþùà, ÷òî ëþáîå îïèñàíèå ÑÄÂ, íå ñîäåðæàùåå ïðîòèâîðå÷èé íå åñòü ïîëíîöåííîå îïèñàíèå ÑÄÂ.
Âîïðîñ: åñòü ëè ó Ñèíäðîìà Äåôèöèòà Âíèìàíèÿ êàêîé-òî ïðèçíàê, îñíîâíîé ïðèçíàê, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî åãî ìîæíî îïèñàòü íàèëó÷øèì îáðàçîì?
Îòâåò: Ïî íàøåìó ìíåíèþ, äà. Ýòîò ïðèçíàê — îòíîñèòåëüíàÿ íåõâàòêà èíãèáèöèè (òîðìîæåíèÿ). Ëþäè ñ ÑÄ îáû÷íî áîëåå ñïîíòàííû, ÷åì ëþäè â ñðåäíåì. Îíè âûñêàçûâàþòñÿ ñâîáîäíî, èíîãäà ÷åðåñ÷óð ñâîáîäíî. Îíè è äóìàþò ñâîáîäíî, èíîãäà êðåàòèâíî, èíîãäà õàîòè÷íî. Äåéñòâóþò îíè íåïðåäñêàçóåìî: ÷àñòî äàæå îíè ñàìè íå çíàþò, ÷òî ñäåëàþò â ñëåäóþùèé ìîìåíò. Îíè, ñêàæåì òàê, íå òîðìîçÿò ñâîè ðåàêöèè òàê æå ÷åòêî, êàê áîëüøèíñòâî ëþäåé. Ìåæäó èìïóëüñîì è äåéñòâèåì ó íèõ îòñóòñòâóåò ïðîìåæóòî÷íûé øàã «îñîçíàíèÿ». Ýòî ìîæåò âûãëÿäåòü ïðèòÿãàòåëüíî è ñâåæî, à â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ ðàçäðàæàþùå è ðàçðóøèòåëüíî.
Ëþäè ñ ÑÄ íå ïîäàâëÿþò è íå ôîðìèðóþò ñâîè ðåàêöèè íà òîì àâòîìàòè÷åñêîì óðîâíå, íà êàêîì ýòî äåëàþò ëþäè áåç ÑÄÂ. Ýòî ïðèâîäèò, ïðÿìî èëè êîñâåííî, ïî÷òè êî âñåì ñèìïòîìàì ÑÄÂ, âêëþ÷àÿ ðàçðóøèòåëüíîå ïîâåäåíèå, èìïóëüñèâíîñòü, íåóãîìîííîñòü, íåðîâíîå âíèìàíèå, íåîðãàíèçîâàííîñòü, áåñòàêòíîñòü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íåòåðïåëèâîñòü è ñêëîííîñòü ðèñêîâàòü. Ýòî ïðèâîäèò è êî ìíîãèì ïîëîæèòåëüíûì êà÷åñòâàì ÑÄÂ, òàêèì êàê êðåàòèâíîñòü (ïîòîìó ÷òî êðåàòèâíîñòü íóæäàåòñÿ â íåêîòîðîì óðîâíå ðàñòîðìîæåííîñòè), ñïîíòàííîñòü, âûñîêàÿ ýíåðãèÿ è îòêðûòîñòü (ëþäè ñ ÑÄ íå óñïåâàþò ïîäàâëÿòü ñâîè ðåàêöèè â ìåðå, äîñòàòî÷íîé, ÷òîáû çàêðûòüñÿ è íàñòîðîæèòüñÿ).
Âîïðîñ: Ïðîÿâëÿåòñÿ ëè ÑÄÂ ñ ðàçíîé ñòåïåíüþ òÿæåñòè?
Îòâåò: Äà. ÑÄ ñóùåñòâóåò â ñïåêòðå îò ëåãêîé ôîðìû äî î÷åíü òÿæåëîé. Íà «ëåãêîì» êðàþ ñïåêòðà ìû ïî ñóòè óæå íå ìîæåì ñêàçàòü, ãäå çàêàí÷èâàåòñÿ îáû÷íàÿ êàæäîäíåâíàÿ îòâëåêàåìîñòü è íà÷èíàåòñÿ ÑÄÂ. Íà ïðîòèâîïîëîæíîì, «òÿæåëîì» êðàþ ñïåêòðà ìû íàáëþäàåì äåòåé, êîòîðûå íåñïîñîáíû ñóùåñòâîâàòü âíå áîëüíèöû, è âçðîñëûõ óæå â òþðüìàõ, èëè â «ëó÷øåì» ñëó÷àå íåñïîñîáíûõ èìåòü ðàáîòó è ñåìüþ. Áîëüøèíñòâî æå ëþäåé ñ ÑÄ íàõîäÿòñÿ ãäå-òî ìåæäó ýòèìè äâóìÿ ïîëþñàìè.ÑÄ íå êàê áåðåìåííîñòü: ëèáî åñòü ëèáî íåò. ÑÄ ïîäîáíî äåïðåññèè â òîì ñìûñëå, ÷òî ìîæåò áûòü ðàçíîé ñòåïåíè òÿæåñòè.»
Источник