Синдром дефицита внимания с гиперактивностью доклад
Гиперактивность и синдром дефицита внимания
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Сегодня термины «гиперактивность» и «дефицит внимания» так широко употребляются, что их начинают применять чуть ли не к каждому второму непоседливому ребенку.
Но каждый ли ребенок, неспособный посидеть на месте долгое время или неслушающийся родителей, гиперактивен?
Возьмем, к примеру, полуторагодовалого ребенка. Если он не может играть с одной и той же игрушкой более двух минут и отказывается слушать, как вы читаете ему книжку, значит ли это, что он гиперактивный? На самом деле, скорее всего, это здоровый и самый обычный непоседливый малыш, занятый исследованием окружающего мира. Ведь средний показатель периода внимания для этой возрастной группы – менее 2 минут!
Как правило, гиперактивность не диагностируется у детей младше 5-6 лет, поскольку быть активным (и даже очень активным) и непоседливым в этом дошкольном возрасте – абсолютно нормально. Поэтому не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен.
Гиперактивность – это медицинское расстройство
Этот диагноз был официально признан главными медицинскими, психиатрическими и образовательными организациями по всему миру. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций.
Этот синдром имеет биологическую природу. Исследования показывают, что в его основе лежит дисбаланс химических передатчиков – нейротрансмиттеров – в мозге ребенка.
(Нейропсихология – наука, которая исследует, как в мозгу организованы высшие психические функции, как они развиваются.)
В настоящее время специалисты все чаще склонны отказываться от термина «гиперактивность» в пользу термина «дефицит внимания».
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись.
Симптомы почти всегда появляются до 7 лет. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.
«Моторчики с вечным двигателем»
Дети с гиперактивностью почти с самого рождения подвижны, возбудимы, у них нарушен сон и аппетит, они плохо прибавляют в весе. Развитие фразовой речи у такого малыша запаздывает.
Ребенок гипертрофированно подвижен, хотя и неловок, часто ушибается об углы, роняет предметы. Тело таких малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.
Особенно тяжело даются такому ребенку мелкие движения пальцев — застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви. Тяжело приучить его к опрятности, он упрям, непослушен.
Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и даже агрессивность.
Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.
Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
Но основными признаками являются: нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие 6 из девяти признаков из представленных категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев
Дефицит внимания:
Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
Легко отвлекается посторонним шумом.
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Гиперактивность и импульсиность:
При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
Должен часто вставать с места.
Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
Действует, как будто «заведенный».
Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий.
Вмешивается в разговор или деятельность других.
Чтобы отличить эти расстройства от обычного активного поведения требуется длительное наблюдение и довольно опытный глаз. Чтобы определить такое различие, психологу требуется знать поведение и успеваемость ребенка в школе и дома.
Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:
генетическая предрасположенность (наследственность);
биологические (родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, особенности строения и функционирования головного мозга)
социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Главные проблемы начинаются, как правило, когда ребенок идет в школу.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3 — 10%.
Гиперактивные дети вполне обучаемы
Таким детям труднее учиться, у них жуткий почерк, неправильная речь. Примеры трудностей письма у ребенка с дефицитом внимания: пропуски букв, слогов, слияние двух слов в одно, «зеркальное» написание букв и цифр, зрительно-пространственные трудности.
Они не могут сосредоточиться на учебе. Интеллект у ребенка абсолютно нормален, а зачастую даже выше, чем у сверстников, но он нередко начинает отставать в учебе, так как невнимателен, импульсивен, безудержно болтлив, непоследователен, не может сосредоточиться на одном предмете.
Детям с синдромом дефицита внимания для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. При этом создается впечатление, что их мозги работают только тогда, когда двигается тело. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах. Во время запоминания информации они обычно трогают или передвигают какие-либо предметы, и не следует им в этом мешать.
Будучи очень моторными — неусидчивыми, подвижными, капризными, такие дети изводят учителей и сверстников. Поэтому сверстники не хотят с ним общаться, играть, поэтому нередко непоседа дружит с младшими или социально неблагополучными детьми, а порой оказывается изгоем в классе или во дворе, выбирает роль «штатного» шута.
У них бывают немотивированные приступы неадекватного поведения, часто сопровождающиеся агрессией. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться сохраняются. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни.
У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации.
Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков.
Учить детей с СДВГ приходится по особой программе. Задания должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования — занятия на дому, в малой группе и т.п.
Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
Гиперактивные дети могут быть очень талантливы и успешны
Как показывают недавние исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем остальные дети. Они проявляют явную неспособность к чему-то, но и столь же явный талант в другой сфере. И очень часто оказывается, что ребенок, неспособный просидеть с учебником в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить наизусть целую поэму.
Эти дети имеют также редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Считается, что гиперактивность наблюдалась у множества известных людей прошлых лет, включая Моцарта, Александра Македонского, Авраама Линкольна, Бенджамин Франклин, Александра Пушкина, Достоевского, Лев Толстой, Ньютона, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Уолт Дисней, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
Гиперактивный ребенок не сидит на месте не потому, что непослушный, а потому, что он просто не может. Поэтому родители должны помочь ему справиться с этой ситуацией:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать шумных, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Оберегать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Организуйте максимально четкий режим дня. Разработайте определенный порядок для малыша, который не должен меняться ни в коем случае. В такой ситуации у ребенка возникнет простой рефлекс, например, спать после сказки или после того, как свет будет погашен.
Ребенок должен находиться в правильной, предсказуемой обстановке, без лишних раздражающих факторов. Это очень важно, ведь на любую внезапно возникшую ситуацию он может отреагировать сильным выбросом энергии. А куда направить эту энергию? Смотрим дальше…
Родители должны организовать в семье активный физический режим. Самый оптимальный вариант — игры для гиперактивных детей. Это действия, требующие постоянного движения: прыжки, бег, скакалка, игры с мячом. Очень полезно записать этих ребят в спортивную секцию, на танцы (но, помните, это должна быть не просто беготня, а осмысленные действия с какой-то целью), но никак не в клуб по шахматам. Они не любят однообразной и монотонной работы.
Не ограничивайте действия ребенка, ведь именно так он расходует свою энергию, которой, как вы понимаете, выше крыши. Насильно сажая ребенка на диван, или же поставив его в угол, вы отнимаете у малыша возможность расходовать излишек энергии, что, кстати, проявится тогда, когда вы будете укладывать его спать.
Если у вас нет возможности отдать ребенка в кружок, организуйте его сами. Отведите специальное место, где малыш мог бы бегать прыгать и кувыркаться. Такие занятия не только снизят опасность травм, но и разовьют координацию движений у ребенка.
6
Источник
Здравствуйте, уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию доклад, но перед ним предложить вам посмотреть фрагмент видеоролика).
Данный мультфильм направлен на тему сегодняшнего доклада. Посмотрев, ответьте на вопрос: Как проявляются симптомы, которые демонстрирует мальчик?
Тема доклада «Гиперактивность – как синдром дефицита внимания».
Гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.
Так в последнее время гиперподвижные дети стали актуальной проблемой для родителей и педагогов. Да и со стороны ученых интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек и более.
Напомню, что слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».
С. Д. Клименс дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровню, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции».
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище — Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.
С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей.
Давайте попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100.
У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере, первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. А не всегда так бывает.
Я думаю, большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. Про наших приемных детей психологи часто говорят, что их общее развитие очень неравномерно. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти, по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, рассмотрим систему критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как же помочь таким детям? Рассмотрим несколько рекомендаций от психологов.
1. Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
2. Если врач — невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
3. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
4. Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).
5. Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
6. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
7. С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
8. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.
9. Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.
10. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
11. Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
12. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
13. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
14. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
15. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
16. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
17. Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Гиперактивный ребенок — особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
Обратимся к педагогу-психологу Ольга Анисимович. Она говорит, что наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
Существую несколько приемов поведения детей с гиперактивностью, к ним можно отнести следующие:
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
Постоянно учитывайте недостатки ребенка.
Я приготовила памятки с рекомендациями для родителей и педагогов, рассмотрите их внимательно. Ими вы можете воспользоваться на родительском собрании.
1. Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
2. Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.
3. Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.
5. Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.
6. Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.
7. Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка.
Подводя итог доклада, можно сделать вывод, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.
Спасибо за внимание.
Источник