Синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностические признаки

Измерения Признаки
Нарушения внимания 1.Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
  2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы
  4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
  5. Слушает, но кажется, что не слышит.
  6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания
  7. Плохо организован.
  8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
  9. Забывчив
II. Гиперактивность / импульсивность  
Гиперактивность: 1. Ребенок суетлив.
  2. Неспособен усидеть на одном месте.
  3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).
  4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге
  5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как «perpetuum mobile».
  6. Болтлив.
Импульсивность:
 
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
  8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим
   

Диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1-го измерения) и частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной гиперактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из 2-го измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». При соответствии клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

· появляться до 8 лет;

· наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребенка (в школе и дома);

· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрeнии и других каких-либо нервно-психических расстройств.

Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно быть «мультимодальным», т.е. в нем должны участвовать педиатр, психолог, педагог и родители. Учитывая, что этиология СДВГ до настоящего времени неясна, проводится патогенетическое лечение, состоящее из нескольких блоков: на первом месте – двигательная активность, затем – психотерапия (релаксационные методики), психолого-педагогическая коррекция и медикаментозное лечение.

I. Двигательная активность.

Обоснование необходимости повышенной двигательной активности для детей с СДВГ основано на результатах исследований И.П.Брязгунова и чешских ученых Тржесоглавы и Мачек (1973), которые выявили у детей с синдромом разбалансировку иннервации сердечно-сосудистой системы, снижение ортостатической адаптации (более высокая лабильность вегетативной нервной системы по сравнению с контрольной группой) и снижение физической работоспособности по тесту PWC-170 на велоэргометре: при физической нагрузке субмаксимальной интенсивности (определяемой по тестам) частота сердечных сокращений и другие изменения у детей с синдромом более выражены по сравнению с контрольной группой, а при максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались.

Обоснованность повышенной двигательной активности обусловлена и другими данными (Касатикова и соавт., 1999) о нарушении катехоламинового обмена (высокий уровень норадреналина и адреналина в покое, что свидетельствует о гиперактивации симпатоадреналовой системы. Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинового депо, происходит гипометаболическая защита и у детей наступает двигательная уравновешенность.

Но не все виды физической активности полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.

Перед тем, как ребенок начнет заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.

II. Психотерапевтические методики.

1. Аутогенная тренировка. Упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма, а мышечное расслабление, достигаемое при этом, стимулирует резервные возможности коры мозга. Гиперактивные дети часто бывают напряжены и использование аутогенной тренировки способствует снижению расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль и концентрацию внимания.

2. Гипноз, самогипноз. Эти методики являются релаксационными и способствуют обучению детей аутогенной тренировке.

3. Медитация. Применяется у подростков – сознательная фиксация внимания на моменте времени, при этом возникает состояние пассивной сосредоточенности, которое иногда называют альфа-состоянием, так как в это время мозг генерирует преимущественно альфа волны, так же как перед засыпанием. Медитация снижает активность симпатической нервной системы, способствует расслаблению и снижению тревожности.

4. Визуализация. Релаксация, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Показано, что визуализация определенного символа, картины, процесса оказывает благоприятный эффект, создает условия для восстановления умственного и физического равновесия у детей с СДВГ.

III. Психолого-педагогическая коррекция.

Ключевой момент программы коррекции – изменение окружения ребенка в школе и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей, основные из которых приведены в конце статьи.

IV. Медикаментозная терапия

Мы рекомендуем медикаментозную терапию лишь в крайнем случае, за рубежом же лекарственная терапия СДВГ используется широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности принимаемых препаратов, нет и единой схемы их приема. Чаще назначают психостимуляторы. Впервые они стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относится метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приеме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции (Spencer T.J., Biederman J.). Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно или используется метод «лекарственных каникул», то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Препараты этой группы противопоказаны детям до 6 лет, а в нашей стране они пока не зарегистрированы и не используются. Кроме того, прием стимуляторов ЦНС может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее частые: потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и давления, лекарственная зависимость. Менее частые: боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность.

Читайте также:  Изменения в костном мозге при миелодиспластическом синдроме

Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. В России проведено несколько исследований по изучению влияния ноотропов на симптомы СДВГ. В работе Н.Ю.Сувориновой показана эффективность лечения СДВГ у детей в возрасте 6-8 лет: церебролизином, фенибутом, пирацетамом. Но доказательных исследований с двойным слепым методом с плацебо еще не проводилось. Нами в лечении детей с СДВГ изучается эффективность естественных метаболитов: Глицин, Биотредин, Лимонтар – соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Дальнейшими исследованиями по этой проблеме должны быть:

Источник

23 апреля 20181155,1 тыс.

В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.

Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.

Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.

Причины

Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.

Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.

Симптоматика

СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.

В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.

Читайте также:  Инвалидность из за синдрома бехтерева

Диагностика

Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.

Лечение

Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.

Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.

Источник

Дефицит внимания и гиперактивность представляют собой сборную группу состояний, включающую несколько синдромов: синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и разнообразные сочетания обоих. В «Международной классификации психических и поведенческих расстройств» (МКБ-10) эта группа состояний включена в рубрику «Поведенческие и эмоциональные расстройства с началом, характерным для детского и подросткового возраста» (F90-F98). Большинство вариантов этих состояний в МКБ-10 отнесены к группе «Гиперкинетические расстройства» и соответствуют шифру F90.

Согласно МКБ-iO, гиперкинетическое расстройство (F90) диагностируется, если в различных ситуациях, в течение минимум шести месяцев, с началом не позднее семилетнего возраста, при отсутствии расстройств развития или аффективных эпизодов и тревожных расстройств отмечается не менее шести симптомов невнимательности, трех симптомов гиперактивности и хотя бы один симптом импульсивности.
Симптомы невнимательности:
в часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;
• часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
• часто нарушена организация заданий и деятельности;
• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
• часто легко отвлекается на внешние стимулы;
• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Симптомы гиперактивности:
• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это неуместно (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
Симптомы импульсивности:
• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
В классификации «Американской психиатрической ассоциации» (DSM-IV), изданной в 1994 г., и текстуально переработанной в 2000 г., различаются три варианта состояний дефицита внимания или гиперактивности:
314.01—дефицит внимания / гиперактивное расстройство, со-четанный тип;
314.00 —дефицит внимания / гиперактивное расстройство, с преобладанием дефицита внимания;
314.00 — дефицит внимания / гиперактивное расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Термин «гиперактивность», использующийся в DSM-IV, более точный, чем «гиперкинетическое расстройство», так как последний провоцирует ошибочную ассоциацию с гиперкинезами. Подобная омонимия создает определенные неудобства в диагностике. Более прогрессивна и стратегия разделения синдромов с преобладанием дефицита внимания и синдромов с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Условием постановки диагноза СДВГ становится наличие специфических симптомов, выступающих критериями включения для этой диагностической рубрики. Эти симптомы должны выражаться в разных ситуациях (школа, семья, игровая / трудовая деятельность) и должны наблюдаться в течение длительного времени (не менее шести месяцев). Они обычно вариабельны и по-разному проявляются в разных социальных ситуациях. Например, в ситуациях монотонной, однообразной, малопривлекательной деятельности они выражены сильнее. При частой смене видов деятельности, эффективном, привлекательном для ребенка подкреплении, во время увлекательной игры эти симптомы минимальны. Кроме того,при диагностике этих симптомов необходимо учитывать возрастные особенности поведения. Симптомы могут считаться признаками патологии в том случае, если они выходят за пределы допустимых в этом возрасте затруднений. Признаки дезадаптации должны проявляться в двух и более социальных сферах (например, и дома, и в школе). Если ребенок дезадаптирован только в домашней обстановке или только в школе, этого недостаточно для постановки диагноза СДВГ. Кроме того, эти симптомы не должны быть следствием аутизма, тревожных расстройств или умственной отсталости.
В МКБ-10 симптомы дефицита внимания и гиперактивности сгруппированы в три синдрома: «невнимательность», «гиперактивность» и «импульсивность». В свою очередь, в DSM-IV рассматриваются три подтипа расстройства дефицита внимания и гиперактивности (ADHD):
A) с преобладанием дефицита внимания (далее — СДВГ ДВ);
B) с преобладанием гиперактивности и импульсивности (далее-СДВГ ГИ);
C) комбинированный подтип.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания (СДВГ ДВ). Для установления диагноза этого синдрома необходимо наличие, по меньшей мере, шести симптомов из приведенного списка, которые сохраняются в течение шести месяцев и более в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, работе, других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребенок часто не способен следовать инструкциям или доводить до конца выполнение школьных заданий, повседневных дел, обязанностей на рабочем месте (не из-за реакций оппозиции или непонимания инструкции).
5. Часто испытывает трудности в организации выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Часто избегает, не любит заданий, требующих постоянных умственных усилий (школьных заданий, домашних заданий).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Часто отвлекается на посторонние вещи.
9. Часто бывает забывчив в повседневных делах.
СДВГ с преобладанием гипераптивиости и импульсивности (СДВГ ГИ).
Не менее трех симптомов из перечисленных сохраняются шесть месяцев и долее в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте.
2. Часто вскакивает с места в классе или в других ситуациях, требующих усидчивости.
3. Часто бесцельно бегает по комнате, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неуместно.
4. Часто неадекватно шумен в играх, не может спокойно проводить досуг.
5. Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто у него внутри мотор.
6. Часто бывает болтливым.
7. Часто выпаливает ответ, не дослушав вопрос до конца.
8. Часто не способен дожидаться своей очереди в играх.
9. Часто прерывает других или вмешивается в разговор или игры других.
Если у ребенка обнаружены шесть и более симптомов из списка СДВГ ДВ, но меньше шести из списка СДВГ ГИ, то диагностируется первый подтип, т. е. СДВГ с преобладанием дефицита внимания. Если у ребенка выявлено обратное соотношение, т. е. шесть и более симптомов из списка СДВГ ГИ, но меньше шести симптомов из списка СДВГ ДВ, то диагностируется второй подтип — СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Если по обоим спискам число найденных симптомов превышает шесть, этот случай рассматривается как смешанное состояние, включающее дефицит внимания и гиперактивность.
Говоря о диагностике СДВГ, необходимо отметить, что хотя в практической работе с детьми специалистам часто приходится встречаться с гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными именно СДВГ, эти симптомы могут быть признаками и ряда других состояний.
СДВГ важно разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от СДВГ как по своим причинам, внутренним механизмам, а следовательно, и методам коррекции. По данным Н. Н. Заваденко (2005), к их числу относятся:
• индивидуальные особенности личности и темперамента;
• тревожные расстройства;
• специфические расстройства развития школьных навыков:
дислексия, дисграфия, дискалькулия;
• последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
• астенический синдром при соматических заболеваниях;
• эндокринные заболевания;
• сенсоневральная тугоухость;
• эпилепсия;
• умственная отсталость;
• наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса,
ломкой Х-хромосомы и другие;
• патохарактерологическое развитие личности, аффективные расстройства, аутизм, шизофрения.

Читайте также:  Церебральный синдром у детей что это

СДВГ редко встречается изолированно — при этом синдроме коморбидность — скорее правило, нежели исключение (Hinshow, La-hey, Hart 1993). Так, частота встречаемости депрессий у детей с СДВГ находится на высоком уровне — приблизительно в 30% случаев. Помимо депрессивных состояний в исследованиях СДВГ обнаруживается коморбидность с другими психопатологическими нарушениями: биполярным расстройством, обсессивно-компульсив-ным синдромом, тревожными и невротическими расстройствами (American Academy of Pediatrics… 2000). Также СДВГ сочетается с оппозиционно-вызывающим расстройством и асоциальными расстройствами поведения (Barkley 2003). Около 20-30% школьников с СДВГ помимо характерных симптомов обнаруживают специфические расстройства школьных навыков (Seidman 2001).
В связи с вышесказанным следует отметить, что при диагностике СДВГ важно опираться на клинические наблюдения, подтвержденные патопсихологическими данными, анамнестическими сведениями, а также результатами опроса родителей и педагогов о поведении ребенка.

Источник: «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» О. Н. Боголюбова, М. В. Галимзянова, А. Н. Корнев, Евина, М. В. Яковлева; Под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова— СПб.: Изд-во С.-Петерб» ун-та, 2009. — 78 с.

Источник