Синдром дефицита внимания код мкб
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
Описание
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.
Симптомы
A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Причины
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
• Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
• Угрозы выкидыша.
• Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
Генетические факторы:
Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Лечение
В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
• Психостимуляторы.
O Фенамин.
O Риталин (Метилфенидат).
• Антидепрессанты.
O Венлафаксин.
O Имипрамин.
O Нортриптилин.
O Атомоксетин.
Нефармакологические подходы.
В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
• Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
• Синдромальный.
• Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
• Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Какие коды используют в МКБ для постановки диагноза СДВГ, критерии и симптомы расстройства, основные задачи и методы лечения.
В зависимости от клинических проявлений, код по МКБ-10 СДВГ можно отнести к двум рубрикам:
- F90.0 – нарушение активности и внимания;
- F90.1 – гиперкинетическое расстройство поведения.
СДВГ рассматривают в разделе F90 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» и расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Согласно классификации DSM-IV, предложенной Американской ассоциацией психиатров, дано следующее определение синдрому дефицита внимания с гиперактивностью.
СДВГ – это психоневрологическое расстройство, характеризующееся несоответствующей возрасту степенью выраженности нарушения внимания, гиперактивности, импульсивности, которые проявляются в различных социальных ситуациях (в школе, дома и др.).
↯
Больше статей в журнале
«Заместитель главного врача»
Активировать доступ
Пожалуй, ни одно другое расстройство не окружено столь большим количеством обвинений в плохом воспитании или избалованности. И диагноз СДВГ, как ярлык, готовы приклеить любому ребенку, который не может усидеть на месте больше пяти минут. Но так ли это?
Критерии диагностирования
Для постановки диагноза СДВГ разработаны четкие критерии. По каким же признакам можно определить, что у ребенка синдром дефицита внимания МКБ-10 код F90.0?
Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.
Симптомы СДВГ в МКБ-10 относятся к трем группам нарушений.
- Нарушения внимания:
- ребенку с СДВГ тяжело сконцентрироваться на деталях;
- он легко отвлекается и не всегда слушает обращенную к нему речь;
- ребенку тяжело сохранять внимание при выполнении домашних заданий либо других заданий, которые требуют длительной концентрации;
- глупые и беспечные ошибки часто встречаются в домашней/классной работе или при выполнении других заданий;
- таким детям тяжело дается планирование. Они редко могут рассчитать, сколько времени потребует сочинение или чтение параграфа в учебнике;
- потерянная физкультурная форма, пять пар сменной обуви и забытый в школе портфель – это тоже про ребенка с СДВГ;
- ребенку тяжело следовать инструкциям и заканчивать начатое;
- сложно даются задания, требующие значительных интеллектуальных усилий;
- внешний раздражитель (прошедшая мимо кошка, проплывающие облака, пожарная машина на улице) легко отвлекает ребенка от выполняемого задания.
- Проявления гиперактивности:
- ребенку тяжело усидеть на одном месте: он постоянно ерзает, крутится, теребит в руках ручку, детали одежды или школьные принадлежности;
- нарушает порядок в классе, вскакивает, бегает по классу, забирается на подоконники;
- ребенку сложно соблюдать установленные правила;
- спокойные, тихие игры не нравятся ребенку с СДВГ;
- ребенок с синдромом гиперактивности постоянно бесцельно движется, независимо от внешних условий;
- моторная активность носит стойкий характер, на нее не влияют обстоятельства жизни.
- Проявления импульсивности:
- если в игре или в магазине ребенку нужно дождаться своей очереди у него это получается с трудом;
- также тяжело дослушать вопрос учителя и подумать над ним. Ответ будет выкрикивать с места, независимо от того, уверен он в нем или нет;
- может вмешиваться в разговор посторонних или незнакомых людей;
- много, шумно, громко рассказывает, независимо от социальных или других ограничений в ситуации.
Для постановки диагноза синдром дефицита внимания по МКБ-10 важно сочетание не менее шести признаков из категории нарушения внимания, не менее трех из категории гиперактивности и не менее одного из категории импульсивности.
Как собрать анамнез во время эпидемии. Готовый инструктаж для врачей — откройте в журнале «Заместитель главного врача».
Помимо перечисленных, критерии СДВГ по МКБ-10 при постановке диагноза должны быть также следующими:
- длительность симптоматики – 6 месяцев и более;
- стабильное нарушение адаптации проявляется при разной окружающей обстановке (школа, поликлиника, детская площадка и т.д.);
- нарушения приводят к проблемам в обучении, детям с гиперактивностью сложно устанавливать новые социальные контакты, находить друзей, общаться с учителем;
- исключена другая психоневрологическая патология (РАС, аутизм, эпилепсия и т.д.)
Причины СДВГ
СДВГ – это этиологически разнородная группа патологий. В настоящее время ведущей теорией в развитии синдрома является теория нарушения обмена нейромедиаторов – адреналина, норадреналина, дофамина в головном мозге.
В патогенезе заболевания основная роль отводится нарушению передачи импульса на уровне синапсов, в результате чего прерывается связь между лобными долями и подкорковыми структурами.
Обратите внимание
Минздрав продолжает менять порядок повышения квалификации медицинских и фармработников. Как медработникам повышать квалификацию c 2021 года, разъяснили замминистра здравоохранения Татьяна Семенова в журнале «Заместитель главного врача».
В пользу теории нейромедиаторных нарушений говорит тот факт, что препараты торможения обратного захвата нейромедиаторов эффективны при лечении СДВГ.
Влияние окружающей среды и негативных факторов в пренатальный период – недоношенность, курение матери во время беременности и употребление различных химических веществ, перинатальное поражение ЦНС, гипоксия, инфекции во время беременности и родов –признается исследователями, однако не считается ведущим в развитии заболевания.
Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители, однако в 1995 году метаанализ опроверг эту связь.
Многочасовой просмотр телепередач также отмечается как провоцирующий фактор в развитии болезни.
График работы в эпидсезон, который поможет своевременно раздать поручения и проконтролировать исполнение, смотрите в журнале «Заместитель главного врача». В статье — чек-лист «Что спросить с руководителей подразделений» и готовые образцы документов по противоэпидемическим мероприятиям, которые инспекторы одобрили при проверке ваших коллег.
Методы лечения
Основная задача при лечении СДВГ – не только уменьшение симптомов заболевания, но и решение целого комплекса важных задач по адаптации ребенка к жизни в социуме: обучение навыкам общения не только в семье, но и в коллективе, формирование независимой, адекватной самооценки, способности к планированию и другим важным для реализации навыкам.
Для помощи детям с СДВГ наиболее эффективен комплексный подход с участием не только врачей различных специальностей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), но и педагогов, обладающих навыками работы не только со сложными детьми, но в первую очередь с родителями. Возлагать лишь на школу или на медицинских работников решение вопросов по коррекции поведения ребенка с СДВГ – задача, обреченная на провал.
В первую очередь при работе с детьми с СДВГ важно взаимодействие в семье с помощью приемов поведенческой и семейной терапии. Важно формирование у родителей навыков воспитания детей с гиперактивностью и/или дефицитом внимания.
Необходимо акцентировать внимание педагогов на создании доброжелательной атмосферы на уроке, потребности в учете индивидуальных особенностей ребенка.
Какой размер премии установить медработникам за допнагрузку в условиях пандемии — откройте в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».
Поскольку детям сложно находиться неподвижно более 10-15 минут, можно привлекать их к раздаче учебных материалов, очистке доски. Ребенку с СДВГ достаточно двухминутного перерыва для того, чтобы на следующие 10 минут вновь стать сосредоточенным.
Медикаментозная терапия
Лекарственным препаратом, используемым для лечения СДВГ, является селективный ингибитор обратного захвата норадреналина атомоксетин.
Однако в начале лечения препаратом стоит предупредить родителей, что на быстрый эффект рассчитывать не стоит – начальная терапия продолжается в течение 2 месяцев.
Именно в этот период происходит уменьшение клинических проявлений заболевания:
- улучшается внимание;
- ребенок становится более спокойным;
- снижается моторная гиперактивность.
Для закрепления достигнутого эффекта терапия продолжается до 6 месяцев с корректировкой дозы от минимума в 0,5 мг/кг/сутки до максимума – 1,8 мг/кг/сутки. В тяжелых случаях медикаментозная терапия СДВГ (МКБ-10 — F90.0, F90.1) может растянуться на весь учебный год.
Источник