Синдром дефицита внимания это овз

Синдром дефицита внимания это овз thumbnail

Синдром дефицита внимания это овз

      Работая
в школе, специалисты встречаются с разнообразными запросами клиентов. Очень  часто причиной обращения к психологу
становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость,
импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти
признаки характеризуют гиперактивное поведение.

     Дети,
отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны
учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают;
не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют
сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами
ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже
неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют  окружающие 
предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно
разрешить возникшую ситуацию.

Гиперактивное
поведение детей отличается следующими признаками:

    • Часто
      наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться,
      вертится.
    • Встает
      со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно
      оставаться на месте.
    • Проявляет
      бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть,
      причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    • Обычно
      не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    • Находится
      в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили
      мотор».
    • Часто
      бывает болтлив.
    • Часто
      отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их  до конца.
    • Обычно
      с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    • Часто
      мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Для
выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного
ребенка.   

Наверное,
в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте,
молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе
воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны
и безответствены. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные
предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто
обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Поведение
гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной
тревожностью, поэтому педагогу  и
родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от
другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение
тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является
источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка:

Критерии
оценки

Гиперактивный
ребенок

Тревожный
ребенок

Контроль
поведения

Постоянно
импульсивен

Способен
контролировать поведение

Двигательная  активность

Постоянно
активен

Активен
в определенных ситуациях

Характер
движений

Лихорадочный,
беспорядочный

Беспокойные,
напряженные движения

Анкета
для педагога

            В какой степени выражены нижеперечисленные
признаки у ребенка?

Проставьте
соответствующие цифры: 0 — отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной
степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной
степени.

Признаки

Баллы

  1. Беспокоен,
    извивается, как уж.
  2. Беспокоен,
    не может оставаться на одном месте.
  3. Требования
    ребенка должны выполнятся немедленно.
  4. Задевает,
    беспокоит других детей.
  5. Возбудимый,
    импульсивный.
  6. Легко
    отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.
  7. Не
    заканчивает работу, которую начинает.
  8. Поведение
    ребенка требует повышенного внимания учителей.
  9. Не
    старателен в учебе.
  10. Демонстративен
    в поведении (истеричен, плаксив).

Общее
число баллов

Если  результат 11 и более баллов для девочек и 15
и более балов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

    Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

    • дефицит активного внимания,
    • двигательная расторможенность,
    • импульсивность.

Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком):

Дефицит активного внимания

    • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
    • Не слушает, когда к нему обращаются.
    • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
    • Испытывает трудности в организации.
    • Часто теряет вещи.
    • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
    • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

    • Постоянно ерзает.
    • Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
    • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
    • Очень говорлив.

Импульсивность. Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
    3. Плохо сосредоточивает внимание.
    4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
    5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет).

Синдром дефицита внимания это овз

Чрезмерно активные дети с нарушением восприятия существенно отличаются от детей, которым свойственно «лишь» кратковременное внимание. Они не в состоянии хотя бы недолго посидеть спокойно, постоянно носятся туда-сюда, часто очень шумны и импульсивны. «Гиперактивные» дети, часто, в середине урока,  вдруг начинают прыгать или выкрикивать что-то, совершенно не относящееся к занятиям. Часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратится к ним с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них очень мала, они не усваивают большую часть того, о чем говорится на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном класса.

Разумеется, это отражается на их школьных успехах. Для детей с СГДВ (и, соответственно, для их родителей) домашние задания превращаются в настоящее мучение: многие сидят часами над выполнением одного задания, так как они постоянно на что-то отвлекаются. Также при СГДВ характерны проблемы с грамотностью (дислексия) или со счетом (дискалькулия).

Эмоциональное состояние младших школьников, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все эти проявления обусловливают низкую успеваемость детей в школе, несмотря на их, как правило, достаточно высокий интеллект. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом СНВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

В подростковом возрасте у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, как правило, гиперактивность сохраняется. В это время школьники проявляют разные типы поведения, порой совершенно противоположные: как безынициативность и бездеятельность, так и готовность любое дело довести до конца. Поскольку в своей жизни они уже испытали достаточно неприятия со стороны окружающих и до сих пор продолжают его ощущать, у многих из них развивается депрессия, причем временами настолько сильная, что таким подросткам грозит опасность суицида.

По мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.

Источник

Понимание СДВГ – Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

  Вашему ребенку трудно спокойно сидеть или концентрировать внимание? Возможно, вам говорили, что причиной этого может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Эта статья поможет вам понять, что такое СДВГ и как помочь вашему ребенку.

Читайте также:  Отличие колита от синдрома раздраженного кишечника

Что такое СДВГ?

1.jpg

Почему СДВГ является проблемой

  Ребенку с СДВГ трудно долго оставаться сосредоточенным (дефицит внимания). Кроме того, ему может быть сложно контролировать свои побуждения (гиперактивность). Ребенок, у которого есть одна из этих проблем или обе, ежедневно борется с ними и старается хорошо себя вести. В СДВГ нет ничьей вины. Но если оставить все как есть, СДВГ может понизить его самооценку и ограничить его успехи.

Как вы можете помочь

  Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым и здоровым. В ваших силах способствовать этому. Работайте вместе с врачом вашего ребенка и другими специалистами. При соответствующей помощи ребенок сможет лучше контролировать себя.

Распространенные симптомы

  У каждого человека с СДВГ свой набор признаков. В большинстве случаев некоторые характерные симптомы СДВГ возникают раньше 7 лет. Большинство симптомов, связанных с СДВГ, проявляются в разной окружающей обстановке, например, и дома, и в школе.

Что из нижеперечисленного подходит к описанию вашего ребенка?

  Ниже приведен неполный список симптомов, характерных для СДВГ. У вашего ребенка могут быть признаки из одной или обеих групп.

Дефицит внимания 
— Не может долго оставаться сосредоточенным 
— Испытывает трудности в последовательном выполнении заданий 
— Легко отвлекается 
— С трудом переключается на другие виды деятельности 
— Неорганизован или теряет вещи 
— Забывчив

Гиперактивность/Импульсивность 
— Ему трудно контролировать свои побуждения; бывает болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди 
— Легко расстраивается или раздражается 
— Постоянно находится в движении (иногда бесцельном) 
— Не учится на своих ошибках

Новые особенности, регистрируемые в последние годы

 — «Феномен разбитого зеркала» ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми

— «Феномен соскальзывания взгляда» — потеря строки. Теряется понимание прочитанного.

— Кратковременные выключения внимания. Ребёнок «не здесь». Пробелы в восприятии урока. «Не помню».  

Помните сильные стороны своего ребенка

  Трудно растить детей с СДВГ. Поэтому так легко не заметить их хорошие качества. Что особенного есть в вашем ребенке? Приложите все усилия, чтобы оценить и поддержать его уникальные способности, сильные черты и интересы.

Что происходит в мозгу?

  Мозг контролирует тело, мысли и чувства. Он делает это при помощи нейромедиаторов. Эти химические вещества помогают мозгу посылать и получать сигналы. При СДВГ уровень этих веществ часто меняется. Это приводит к тому, что симптомы СДВГ то появляются, то исчезают.

Когда сигналы не получены

  При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. Сигналы, которые «говорят» человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.

  При низком уровне химических веществ в мозгу сигналы не могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

  При нормальном уровне химических веществ в мозгу сигналы могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

Влияние на функции мозга

  Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

  Окрашенные цветом участки мозга могут находиться под влиянием СДВГ.

Читайте также:  Девочка с синдромом кошачьего крика

Проблемы, сопутствующие СДВГ

  Любой ребенок может испытывать депрессию, страхи или учебные трудности. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину.

Депрессия

  Ребенок, страдающий депрессией, большую часть времени грустит. У него может быть низкая самооценка, и он может проявлять мало интереса к жизни. Ребенок может есть или спать больше или меньше, чем раньше. Он может отгородиться от всего мира. Как правило, если у ребёнка депрессия, то по одной из линий предков (мамы-папы, бабушки-дедушки, дяди-тёти) имеется или имелась выраженная депрессия.

Страхи 

  Это нормально, если ребенок чего-то боится. Но чрезмерный страх может сделать ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. Он может быть неспокоен, слишком активен или замкнут.

  Депрессия и страхи ребенка могут быть связаны с СДВГ, а могут быть вызваны другими причинами.

Учебные проблемы

  Ребенок с учебными проблемами не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят. Другие — то, что они слышат. Например, даже если учитель дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов.

Как диагнозируют СДВГ?

  В диагностике СДВГ используют множество методов. Родители и учителя описывают поведение ребенка. Работники здравоохранения и педагоги могут также наблюдать ребенка. Этот процесс может помочь исключить другие проблемы.

Взрослые описывают ребенка

  Если врач подозревает СДВГ, то он попросит вас заполнить опросник. Вас также попросят охарактеризовать внимание и поведение вашего ребенка. Подумайте и о прошлом, и о настоящем вашего ребенка. Другие взрослые, которые хорошо знают вашего ребенка хорошо, могут также поделиться своими наблюдениями.

Специалисты обследуют ребенка

  Специалист может проверить внимание вашего ребенка. Он может также наблюдать вашего ребенка в классе. СДВГ, похоже, передается по наследству. Сообщите врачу, если другой член семьи проявляет признаки СДВГ. Врач ознакомится со всей информацией. Если поставлен диагноз СДВГ, возможно, будет назначено лечение.

Лечение зачастую комплексное

  Хотя СДВГ не излечивается полностью, его можно корректировать. Цель — помочь ребенку реализовать свой потенциал. В лечении могут сочетаться образовательные, медикаментозные и поведенческие методы. Каждый вид лечения подбирается индивидуально.

Образование

  Ваш ребенок и люди, с которыми он проводит время, должны знать об СДВГ. Желательно, чтобы школьное окружение вашего ребенка было приспособлено к нему. Такие меры могут помочь вашему ребенку лучше учиться и совершенствовать свои социальные навыки.

Медикаментозное лечение

  Лекарства часто помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу ребенка с СДВГ. Некоторые лекарства помогают такому ребенку оставаться сосредоточенным. В результате ребенку легче учиться. Это также содействует успеху поведенческой коррекции.

Поведенческая коррекция

  Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут сформироваться хорошие навыки и улучшится поведение.

Образование — первый шаг

  Прежде, чем вы сможете помочь вашему ребенку, вы должны понять, что такое СДВГ. Хотя СДВГ не является образовательной проблемой, он может помешать учебе. С надлежащей помощью вашему ребенку будет легче учиться как в школе, так и дома.

Изучение СДВГ

  Один из лучших способов помочь вашему ребенку — изучить тему СДВГ. Вы можете начать с того, что поверите в то, что ваш ребенок не ленив или глуп. Когда вы поймете особые потребности, вызванные СДВГ у вашего ребенка, поделитесь своими знаниями с другими. Некоторые люди могут противиться диагнозу или отрицать проблему. Даже в этом случае сообщите им, как они могут помочь вашему ребенку.

Учеба с СДВГ

  За редким исключением, умственные способности ребенка с СДВГ не нарушены. Чтобы облегчить ему учебу, действуйте заодно с его учителем. Помните: федеральный закон подтверждает право вашего ребенка получить помощь, в которой он нуждается.

Что могут сделать родители 

  Вот некоторые способы, как вы можете помочь своему ребенку:

  • Будьте информированы. Читайте об СДВГ. Присоединитесь к местной группе поддержки родителей СДВГ-детей.
  • Убедите вашего ребенка в том, что в СДВГ нет его вины.
  • Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка был учитель, который может помочь ему. Поддерживайте с ним связь.
  • Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.

Что может сделать учитель

  Вот несколько советов учителю:

  • Посадите ребенка в начале класса, подальше от всего, что может отвлечь его, например, от окон или шумных кондиционеров.
  • Найдите наилучший способ обучения ребенка. Используйте магнитофон, компьютеры или игры, если они способствуют учебе.
  • Поощряйте ребенка заниматься любимыми предметами. Предлагайте ему специальные проекты для повышения его самооценки.

Что может сделать ребенок

  Вот несколько советов ребенку:

  • Говори своим родителям и учителям, когда ты нуждаешься в их помощи.
  • Выдели дома и в школе место для хранения своих учебников, папок и проектов.
  • Составь список своих заданий со сроками из выполнения. Можешь также помечать даты в календаре.
  • Если это помогает, делай короткие перерывы между домашними заданиями. Используй таймер, который будет напоминать тебе, когда закончить перерыв и вернуться к домашней работе.

Как могут помочь лекарства

  Во многих случаях лекарственное лечение является частью плана лечения ребенка. Лекарства обеспечивают равномерное снабжение химических веществ, необходимых для передачи и получения сигналов в мозгу.

Передача сигналов

  Некоторые стимуляторы воздействуют на определенные участки мозга так, что они посылают более сильные сигналы. При более сильных сигналах ребенок лучше контролирует свое внимание и деятельность. Стимуляторы действуют быстро на протяжении нескольких часов.

Читайте также:  Где сдать анализ на синдром вильямса

Получение сигналов

  Некоторые антидепрессанты помогают мозгу лучше получать сигналы. Эти лекарства применяются в лечении депрессии и невнимательности, и их принимают ежедневно.

К вашему сведению

  Может потребоваться время, чтобы найти самое лучшее лекарство для вашего ребенка. Доза и время приема также должны быть выверены. В некоторых случаях надо проверить, нет ли у вашего ребенка побочных эффектов. Если лекарство не помогает, подумайте о том, чтобы снова обследовать ребенка.

Что могут сделать родители 

  Если вашему ребенку назначат лекарства, вам необходимо:

  • Знать о лекарствах, которые принимает ваш ребенок. Спросите, каких результатов следует ожидать и как скоро они могут появиться.
  • Поговорить с врачом о любых побочных эффектах.
  • Получить мнение второго специалиста, если у вас есть вопросы по лечению вашего ребенка.
  • Следовать инструкциям врача по приему лекарств.
  • Наблюдать за положительными изменениями у вашего ребенка дома и в школе. Следить за любыми побочными эффектами. Сказать врачу обо всем, что вы замечаете.

Что может сделать ребенок

  Вот несколько советов ребенку:

  • Что ты чувствуешь после приема лекарства? Расскажи о своих ощущениях родителям и врачу.
  • Твое лекарство — таблетка. Если ты не можешь проглотить целую таблетку, спроси у родителей, как облегчить тебе прием лекарства.
  • Знай, когда тебе надо принимать таблетку. Напоминай об этом своим родителям.
  • Если кто-то дразнит тебя за то, что принимаешь лекарство, расскажи родителям или учителю. Они могут помочь тебе в том, что сказать этому человеку.

Изменение поведения

  Ребенок с СДВГ часто плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Но вы можете показать вашему ребенку иные способы реакции на происходящее. Этот процесс требует времени и тренировки. Здесь могут помочь занятия с психологом.

Навыки самоконтроля

  Что выводит вашего ребенка из равновесия? Возможно, плохое поведение возникает в результате необходимости выполнить домашнюю работу или поделиться игрушкой. Старайтесь работать с вашим ребенком каждый день. Дайте ему несложное задание. Покажите ему, как успешно реагировать на разочарование и злость. Это может помочь ему научиться самоконтролю.

Закрепление успеха

  Дети с СДВГ плохо учатся на прошедших событиях. Положительная обратная реакция помогает закрепить позитивное поведение. Похвалите ребенка за хорошо выполненную работу. Это поможет ему надолго запомнить такое поведение. Отмечайте каждый успех наклейкой в таблице вознаграждений.

Что могут сделать родители 

  Вот некоторые способы, которыми вы можете помочь:

  • Учите ребенка навыкам самоконтроля после того, как он принял лекарство. В это время обучение, вероятно, будет более успешным.
  • Хвалите ребенка за успехи. Улыбнитесь ему, обнимите его, сделайте позитивное замечание или дайте ему маленькую награду.
  • Установите четкие правила. Объясните, чего ребенок лишится, если не будет следовать этим правилам. Придерживайтесь этой политики до конца.
  • Старайтесь придерживаться заведенного порядка. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.
  • Помогайте ребенку оставаться сосредоточенным. Например, избегайте многолюдных шумных мест, если они выводят ребенка из себя. Кроме того, ограничивайте его выбор.

Что может сделать ребенок

  Вот несколько советов ребенку:

  • Пробуй новые способы реакции на людей и места, которые выводят тебя из себя. Когда ты расстроен, ты можешь говорить, рисовать, писать, бросать мячик или побыть одному какое-то время.
  • Делай так: остановись, подумай, сделай, а затем подумай еще раз, правильно ли ты поступил.

СДВГ — это семейная история

  Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Так не должно быть. Каждый член семьи может помочь выстроить прочные взаимоотношения. Таким образом всем будет лучше.

Что вы можете чувствовать

  Если у вас есть ребенок с СДВГ, вы можете чувствовать вину, тревогу и усталость. Старайтесь побольше отдыхать и заниматься тем, что доставляет вам удовольствие. Ищите поддержку в семье и у друзей.

Вы и ваш супруг

  Легко обвинять друг друга. Возможно, между вами есть разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но пытайтесь ежедневно разговаривать. Это самое время, чтобы выстроить заново ваши отношения.

Воспитание остальных детей

  Вы, вероятно, уделяете много времени и внимания ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Приложите все усилия, чтобы проводить время с другими вашими детьми. Возможно, вы увидите, что такие моменты не только не расходуют ваши силы, но и напротив — восполняют их.

Что могут сделать родители 

  Попробуйте следующее, чтобы позаботиться о себе и о своей семье:

  • Лично для вас:Расслабляйтесь и восполняйте свои силы. Освободите какое-то время для себя, найдя няньку, понимающую СДВГ. Попросите консультанта или свою группу поддержки порекомендовать людей, которые могли бы присмотреть за вашим ребенком.
  • Для вашего брака:Старайтесь уважать иное мнение. Кроме того, проводите время вдвоем. Беседуйте не только об СДВГ и вашем ребенке, но и на другие темы.
  • Для остальных детей:Занимайтесь с ними. Спрашивайте об их любимых занятиях, желаниях и страхах. Давайте им понять, что вы их любите. Помогите им построить отношения с ребенком с СДВГ.
  • Поощряйте старания каждого действовать как член единого целого — семьи.
  • Профессиональные консультации могут помочь вам управлять своим психологическим состоянием. Они помогут укрепить ваш брак и решать семейные конфликты.

  Есть перспектива в будущем

По мере взросления вашего ребенка симптомы СДВГ у него, вероятно, изменятся. Но со временем и при необходимой помощи ваш ребенок может учиться управлять своими особенностями. Есть много счастливых и преуспевающих взрослых с СДВГ

Источник