Синдром дефицита внимания и гиперактивности в картинках

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в картинках thumbnail

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.
Читайте также:  Лечение нефротического синдрома с минимальными изменениями

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

Читайте также:  Синдром вегетативных дисфункций код по мкб

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

Источник

Начиная с этого выпуска мы запускаем формат «карточек». Это быстрый и удобный ликбез, который позволит вам познакомиться с темой и узнать о ней всё самое необходимое, — и не успеть заскучать. Комментарии наших экспертов и преподавателей по-прежнему с вами: каждую тему мы освещаем с их профессиональной помощью. 

Наша сегодняшняя тема — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это один из самых часто встречающихся диагнозов, а значит, вокруг него масса мифов и предрассудков. Разбираемся с ними по пунктам с помощью психолога Анастасии Михайловны. 

Что это такое? 

СДВГ (сокращённое название синдрома) — это нарушение в эмоционально-волевой сфере, при которой ребёнок испытывает трудности в концентрации внимания, контроле эмоций, а также плохо управляет своей импульсивностью. 

«Дети с СДВГ — это обычно дети чрезмерно суетливые и разговорчивые, им плохо удаётся соблюдать правила и ждать своей очереди», — поясняет Анастасия Михайловна, гештальт-терапевт. — «Зачастую у них бывают эмоциональные взрывы, а кроме того, может наблюдаться сложность в самоорганизации и забывчивость. Могут быть как все вышеперечисленные симптомы, так и какой-то один». 

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152866348@N08/41569856952/sizes/l)

С чем это связано? 

Количество детей с синдромом дефицита внимания растёт, причём растёт повсеместно (в США, например, синдромом страдают 11% школьников). Исследователи считают, что основных причин СДВГ несколько — генетические (окончательно не доказано, но считается, что СДВГ у родителей увеличивает шансы ребёнка на наследование заболевания), врождённое повреждение головного мозга и социально-психологические факторы. 

«Сложно говорить о причинах наверняка, но в большой степени за возникновение СДВГ отвечает беременность», — говорит Анастасия Михайловна. «Все возможные осложнения — гипоксия, тазовое предлежание, длительный безводный период и асфиксия, стремительные роды, — могут увеличить вероятность синдрома. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Осложнения во время беременности отмечены в 84% случаев детей с СДВГ». 

Среди социально-психологических факторов — конфликты в семье, неподготовленность к появлению детей, низкая материальная обеспеченность, некомфортные условия проживания, родительский алкоголизм и физические методы наказания. 

Чем это чревато? 

Главная проблема детей с синдромом дефицита внимания — проблемы с обучаемостью: как правило, успеваемость таких детей значительно ниже, чем у сверстников. 

«Очень часто у детей с таким синдромом выявляют задержку психоречевого развития или же психического развития», — отмечает Анастасия Михайловна. — «Ребёнок может умышленно «не слушаться», вести себя буйно или враждебно. Кроме того, наблюдаются эмоциональные расстройства — частый  упадок сил, плаксивость. Дети с СДВГ часто бывают несамостоятельными, периодически у них пропадает всякое желание играть с другими детьми. Синдром зачастую сопровождается тиками (подёргивание мышц лица, длительное сопение, подёргивание головой), а иногда и выкрикиваниями — это, в свою очередь, нарушает социализацию детей с СДВГ». 

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/64723635@N05/15379248850/sizes/l)

Как установить у ребёнка СДВГ? И как этого не стоит делать? 

«Диагностика СДВГ связана с большим количеством заблуждений. Это расхожая практика —  родители, почитав интернет, «обнаруживают» синдром у абсолютно нормального ребёнка, который а) пытается привлечь внимание родителей, занятых гаджетами,  б) воспитывается без каких-либо рамок и по любому поводу закатывает истерики и в) протестует своим поведением против родительского гипернадзора. Чтобы диагностировать у ребёнка СДВГ, необходимы веские основания — так, он должен демонстрировать существенные отличия в развитии со сверстниками. Как правило, это можно зафиксировать к 6-7 годам, когда ребёнок готовится пойти в школу. Синдром обычно проявляет себя в полной дезадаптации — как дома, так и в школе», — комментирует Анастасия Михайловна.  

Ставить диагноз должен психиатр, он же подскажет, какие расстройства наиболее характерны для каждого конкретного случая, — гиперактивность, невнимательность, импульсивность или же сочетание всех трёх. 

Это пройдёт? 

«Как правило, во взрослом возрасте уходят симптомы гиперактивности и импульсивности — не полностью, но во всяком случае отходят на второй план. Что мы знаем о СДВГ у взрослых, так это то, что он проявляется как рассеянность, повышенная самокритичность, отсутствие мотивации, забывчивость и т.п. Чаще всего эти люди адаптируются, приспосабливаются к своему синдрому. Тем не менее — и это плохая новость — по статистике среди таких людей очень много тех, у кого развиваются аддикции. Они часто склонны к асоциальному образу жизни — связано это с тем, что скорее всего в детском возрасте их не направили в подходящем направлении, и их интерес не нашёл подходящего применения; отсюда неуспешность и отсутствие интереса к «нормальным» человеческим занятиям». 

Читайте также:  У больных с синдромом дауна наблюдается

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kevinday/2477156170/sizes/l)

Это лечится? И нужно ли это лечить?  

СДВГ невозможно вылечить, но можно скорректировать. Обычно для этого используют сочетание лекарственной терапии и психологической коррекции. Детям от 6 лет и старше как правило назначают атомоксетин («Стратерра»), чтобы помочь адаптироваться к школьным требованиям. В средней школе препарат отменяют, так как к этому времени ребёнок обычно уже может справиться самостоятельно. 

«Психологическая помощь специалиста — это обычно игровая терапия», — говорит Анастасия Михайловна. «C помощью игры мы не только учимся общаться с другими людьми, но, что важно, выражать эмоции и чувства так, чтобы они были социально приемлемы. Если у ребёнка за пределами кабинета психолога нарушены границы, то психолог их устанавливает. Однако важно, чтобы родители содействовали ему в этом — не стоит думать, что детям с СДВГ можно всё, потому что «они особенные». Как раз наоборот: они больше, чем кто-либо, нуждаются в чётких границах, но устанавливать их с помощью репрессивных методов и на повышенных тонах абсолютно бесполезно».

Что делать родителям?

Для ребёнка с синдромом дефицита внимания родители — его главные ориентиры, помогающие ему контролировать себя. Родители должны установить режим дня, следить за ритмом жизни ребёнка, не нагружать его дополнительными занятиями и установить рамки поведения, допустимого в семье. Если ребёнок ведёт себя несоответствующе (а он непременно будет это делать), важно, чтобы родители умели в этот момент не переходить на крик, а продолжать обращаться с ним в спокойном ключе: ребёнку нужно объяснить, что именно в его поведении вызывает недовольство родителя, объясните последствия (наказание должно быть сопоставимо), не прибегайте к угрозам и не вступайте в споры с ребёнком. 

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/barretthall/2944856840/sizes/l)

Почему синдром так называется? 

«На самом деле название неточное. Эдвард Хэллоуэлл в своей книге Answers to Distraction об этом говорит очень точно: правильнее было бы назвать синдром дефицита внимания «нестабильностью внимания» или же «вариабельностью внимания», потому что дети и взрослые с этим синдромом иногда бывают ОЧЕНЬ сосредоточены (в том числе на своих мыслях, в том числе в середине разговора). И происходит это обычно в тот момент, когда они очень замотивированы или их увлекает ситуация, новая для них». 

Что ещё важно знать об этом синдроме? 

Обычно в популярной литературе (в том числе и в этой статье) ребёнок с синдромом дефицита внимания рисуется как эдакий непоседливый хулиган, который носится туда-сюда и крушит всё на своём пути. Но мало кто упоминает о другом проявлении СДВГ — его зеркальном отражении, когда ребёнок находится в состоянии повышенной фокусировки, гиперфокусе. 

Элизабет Леймкулер, автор многочисленных исследований синдрома дефицита внимания у взрослых, отмечает, что эта связка «гиперактивность-гиперфокус» со временем развивается в парадоксальные проявления у уже выросших детей. Это выражается в противоречащих друг другу тенденциях поведения, которые могут сменять друг друга достаточно быстро, чтобы ввести в ступор стороннего наблюдателя. Так, например, один и тот же человек может быть в один момент крайне оптимистичным — и становиться законченным пессимистом при следующей беседе. 

Их близким подобные проявления редко даются легко, потому что, во-первых, сбивают с толку, а во-вторых, провоцируют к поиску причин в себе («Я что-то сделал(а) не так, поэтому он(а) такой/такая мрачный/ая»). И поскольку подобные парадоксы мало похожи на обычные перемены настроения (уж больно велика амплитуда), мириться с ними гораздо сложнее. 

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/57500213@N02/6668043691/sizes/l)

«Быть партнёром взрослого человека с синдромом дефицита внимания — значит много работать над отношениями и не забывать заботиться о себе. Это во многом похоже на то, как родители подобных детей учатся помогать ему и поддерживать — те же самые вещи выходят на передний план: терпение и забота. И сложности те же самые — чувство вины, стыда и ощущение собственной «недоработки». И тем, и другим — и родителям, и взрослым партнёрам — я бы порекомендовала помнить о том, что синдром — это именно синдром, заболевание, что ребёнок/взрослый не пытается таким образом вас терроризировать. И что при эффективной работе с психологом (и правильно выстроенных отношениях дома) можно помочь человеку раскрыть себя и свести к минимуму негативные проявления синдрома». 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/129863000@N05/15648468144/sizes/o/

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в картинках

Мудрая сова
09 октября 2019

Источник