Синдром дефицита внимания и гиперактивности статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности статьи thumbnail

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности статьиРисунок Дмитрия Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/

Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов. Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя. Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.

«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

«Ремня им хорошего надо»

Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?

А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате. Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, — и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок. А ремень ничему не учит.

«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»

Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).

«Их не надо лечить, их надо воспитывать»

Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, — и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить. Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе — жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения. Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»

Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности статьи«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер

Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

Читайте также:  Синдром конского хвоста группа инвалидности

«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» — с такими детьми не работают. Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей. Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны. Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:

«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»

Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным. Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий. А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть. То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много. Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Читайте также:  Синдром шахматиста продолжение правила охоты

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности статьиКадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

Источник

Библиографическое описание:

Максакова, Л. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Л. В. Максакова, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12461/ (дата обращения: 12.07.2020).



В последние годы в мире наблюдается рост детской гиперактивности. Что же такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются лёгкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [1,4].

С точки зрения нейропсихологии, СДВГ- это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково- корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [3].

Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить:

1) перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребёнка в раннем возрасте;

2) экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды, радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ;

3) химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания);

4) социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации;

5) экономические факторы [2].

Основные критерии СДВГ:

  1. Гиперактивность. Эти дети чрезвычайно подвижны: они всё время крутятся, бегают, пытаются куда- то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ёрзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока.
  2. Импульсивность. Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очерёдность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
  3. Нарушения внимания. Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключаться с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности.

Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [1].

В период обучения в начальной школе у ребёнка проявляются следующие особенности:

– запоздалая установка «ведущей» руки;

– нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;

– нарушение зрительно- пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений;

– общая двигательная расторможенность;

– дизритмия (у ребёнка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться);

– кратковременная и слабая концентрация внимания;

– нарушения эмоционально — волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничание).

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны учителей и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребёнку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребёнка.

При сочетании СДВГ и трудностей в обучении ребёнку может потребоваться комплексное коррекционно- педагогическое воздействие, включающее работу ряда специалистов: педиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога, психолога, психотерапевта.

Так, например, психолог может работать с гиперактивным ребёнком в следующих направлениях: развивать внимание и произвольность, снижать импульсивность, развивать коммуникативные навыки, обучать приёмам выражения гнева в допустимой форме и саморегуляции. Многие занятия проходят в игровой форме.

Для детей с СДВГ полезны игры по следующим направлениям:

  1. Игры на развитие внимания.
  2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).
  3. Игры, развивающие навыки саморегуляции.
  4. Игры, тренирующие коммуникативные навыки (умение общаться).

Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил:

– Предлагая новую игру, первое время не приглашайте других участников, пока не убедитесь, что ваш ребёнок успешно освоил правила. Особенности детей с дефицитом внимания и гиперактивностью не дают им сосредоточиться на игре, если рядом есть другие ребята. К тому же импульсивность ребёнка и его неумение придерживаться правил могут спровоцировать конфликт среди игроков.

Читайте также:  Узи маркеры плода с синдромом дауна

– Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Для начала выберете для тренировки какую- то одну функцию. К примеру, если решили развивать внимание, не требуйте от ребёнка сидеть ровно и не хватать лежащие на столе предметы. Иначе он вместо концентрации на игре переключится на контроль собственных действий. Только через некоторое время, убедившись, что ребёнок достаточно внимателен, можете добавить контроль поведения.

– Следите за тем, чтобы маленький игрок не перевозбудился. Со стороны гиперактивный ребёнок напоминает «вечный двигатель», но на самом деле он устаёт. А эмоциональное перенапряжение может вызвать у него ещё больший всплеск возбуждения и даже аффективную реакцию. Поэтому, если видите, что ребёнок устал, сделайте перерыв: погладьте его, предложите посидеть, переключитесь на другое занятие.

– Замечайте и хвалите за любые, пусть и небольшие, успехи ребёнка, даже если результат пока далёк от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в своих силах и повышает самооценку. Если будете указывать только на недостатки, он быстро потеряет желание заниматься.

Гиперактивным детям очень полезны игры с водой, глиной, песком, крупой, рисование пальцами- такие занятия помогают снять накопившееся напряжение.

Предлагайте детям с СДВГ любые задания, требующие усидчивости и терпения. Например, можно несколько раз в день показывать детские журналы, в которых нужно искать отличия между картинками, обводить по контуру, разгадывать кроссворды, ребусы и т. п. Не настаивайте жёстко на регламенте — в какой- то день ребёнок увлечётся и просидит над журналом полчаса, а в другой день сорвётся с места через 5 минут. Помните, что даже 5–10 минут таких занятий — это мини- тренировки.

Играйте в ролевые игры, но следите, чтобы ребёнок побывал и в активной, и в пассивной позициях. К примеру, если вы играете в школу, он должен поочерёдно исполнить роль и учителя, и ученика.

Также существуют специальные игры, разработанные или адаптированные специалистами для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

«Запрещённое движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто его повторит, выбывает из игры.

Вместо движений можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют за ведущим все цифры, кроме одной запрещённой (например, цифры «шесть»). Когда дети её услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.

«Ласковые лапки»

Игра помогает снять напряжение, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Взрослый подбирает 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке, и отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» может прикасаться к щеке, колену, ладони. Потом поменяйтесь ролями.

«Ищи безостановочно»

В течение нескольких минут находить вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (размера, формы и др.). Даже если вы будете играть в одном и том же помещении, это занятие долго не наскучит: сегодня ищете всё жёлтое, завтра- деревянное, послезавтра- круглое, затем- зелёное, металлическое, пластиковое и т. д.

«Бывает— не бывает»

Взрослый говорит предложения. Если это бывает — дети хлопают в ладоши, не бывает- топают ногами. (Например: «Корабль плавает по воде», «Лиса сидит на дереве», «Ворона лает», «Мальчик гладит собаку», «Учительница бегает по классу», «В кастрюле варится суп» и т. д.).

«Да инет»

Правила игры очень просты: ведущий задаёт вопросы, а игроки отвечают, не используя слова слова «Да» и «Нет». Чтобы усложнить игру, можно добавить правило «Чёрное» и «Белое» не называть.

По ходу игры ребёнок должен контролировать свои ответы, а это невозможно без определённого развития произвольной регуляции. Вопросы могут быть самые разные: «Тебя зовут Петя?», «Кошки мяукают?», «Коровы летают?», «Лимон кислый?», «Твой папа играет в куклы?», «Чай пьют из кастрюли?», «Обедают ночью?», «У тебя есть игрушки?», «Ты сейчас спишь?».

«Игра спредметами»

Игра развивает внимание и зрительную память. Ведущий берёт 7–10 небольших предметов. Существует несколько разновидностей игры:

Положить предметы в ряд и прикрыть их чем- нибудь. Затем, приоткрыв на 10- 15 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все предметы.

Снова ненадолго показать ребёнку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два предмета, предложить ребёнку назвать, какие предметы переложены.

Играйте с удовольствием и помните, что, как говорил Жан Жак Руссо, «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»! А терпение и настойчивость в сочетании с педагогической и психологической поддержкой помогут детям жить полноценной, насыщенной жизнью.

Литература:

  1. Глущенко В. В.,Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. М., 2013.
  2. Глущенко Н. В. Обзор основных факторов школьной неуспешности современного поколения//Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сб.матер. Всерос.науч.-практ.конф. с междунар.участием (26 февраля 2015г.)/Под ред. Л. В. Козиловой, Е. В. Меркель. М.,2015. Ч.3.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб.пос.6-е изд. М., 2013.
  4. Уманская Т. М. Невропатология. Естественно- научные основы специальной педагогики: Учеб.пос. для студентов- бакалавров/ Т. М. Уманская; Под общ.ред. В. И. Селиверстова. М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, правило, взрослый, окружающая среда, нарушение, место, занятие, синдром дефицита внимания.

Источник