Синдром дефицита внимания и гиперактивность характеризуется

Синдром дефицита внимания и гиперактивность характеризуется thumbnail

Личный опыт женщины, которая построила успешную карьеру, несмотря на склонность прокрастинировать и забывать всё на свете.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.

Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность характеризуется

Саша Коллекат (Sasha Collecutt)

Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.

Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.

Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.

Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).

Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:

  • Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
  • Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
  • Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
  • Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.

Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.

Как бороться с прокрастинацией

Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.

Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.

Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.

Не думайте о чужих ожиданиях

Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.

Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.

Взгляните на проблему по‑другому

Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.

Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.

Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.

Сделайте что‑то, чего ещё не делали

Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.

Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.

Обманите свою прокрастинацию

Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».

И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.

Хвалите себя за достижения

Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.

Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.

Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.

Читайте также:  Депрессия синдром хронической усталости как лечить

Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.

Поймите саму природу прокрастинации

Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.

Как бороться с забывчивостью

Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.

Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.

Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.

Наблюдайте

Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.

Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.

А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.

Читайте

Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.

Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.

Пишите

Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.

Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.

Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.

Обучайте других

Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.

Получайте удовольствие от собственного обучения

Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.

Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.

Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.

Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя

Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.

Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.

Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):

  • День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
  • Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
  • Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
  • Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).

Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.

Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.

Что в итоге

Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.

Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:

  • Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
  • Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.

Источник

Ñèìïòîìû ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ñîõðàíÿþòñÿ ó âçðîñëûõ â 30-70%

Ïðè ÑÄÂà îòìå÷àåòñÿ íàðóøåíèå àêòèâíîñòè íåéðîìåäèàòîðîâ â îáëàñòÿõ ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà âíèìàíèå. Íåñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå ðàçðóøàåò êàðüåðó è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ. Ïðè÷¸ì ìíîãèå äàæå íå ïîäîçðåâàþò ÷òî ó íèõ ÑÄÂÃ.

Ïåðåâîä êíèãè»Driven to Distraction»  (àâòîð — Edward Hallowell) îò

https://ru-psiholog.livejournal.com/4808831.html

«Ïðåäëàãàåìûå äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè äëÿ îïåðåäåëåíèÿ ÑÄ ó âçðîñëûõ.

Ïðèìå÷àíèå àâòîðà: ïîâåäåíèå ïîäïàäàåò ïîä îïðåäåëåíèå «äèàãíîñòè÷åñêîãî êðèòåðèÿ» òîëüêî åñëè íàáëþäàåòñÿ â äàííîì ÷åëîâåêå çíà÷èòåëüíî ÷àùå, ÷åì â äðóãèõ ëþäÿõ òîãî æå ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà.

ÑÄÂ ïðèñóòñòâóåò åñëè íàáëþäàåòñÿ ñëåäóþùåå:

À. Õðîíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå (÷òî çíà÷èò — ïðèñóòñòâóþùåå âñåãäà), ïðè êîòîðîì ïî êðàéíåé ìåðå 15 ïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü:

1. ×óâñòâî «íåäî-äîñòèæåíèÿ» (underachievement), íåäîñòèæåíèÿ öåëåé, íåçàâèñèìî äàæå îò òîãî, ÷åãî ÷åëîâåê íà ñàìîì äåëå äîñòèã.

Ìû óïîìèíàåì ýòîò ñèìïòîì ïåðâûì, ïîòîìó ÷òî ýòî ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðè÷èíà îáðàùåíèÿ çà ïîìîùüþ. «ß ïðîñòî íå ìîãó ñîáðàòüñÿ» — ÷àñòûé ìîòèâ â îïèñàíèè ïðîáëåìû. ×åëîâåê ìîæåò áûòü äîñòèã ìíîãîãî ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì, èëè íàîáîðîò — áåñïîìîùíî áóêñóåò íà îäíîì ìåñòå, ñ îùóùåíèåì, ÷òî çàñòðÿë â âÿçêîé ãëèíå, è íå â ñîñòîÿíèè âçÿòü îò æèçíè òî, ÷òî åìó ïðè÷èòàåòñÿ.

Читайте также:  Синдром стивенса джонсона и синдром

2. Òðóäíîñòü ñ ñàìîîðãàíèçàöèåé.

Îáùàÿ ïðîáëåìà äëÿ ìíîãèõ âçðîñëûõ ñ ÑÄÂ. Áåç ñòðóêòóðèðîâàííîñòè øêîëû, áåç ðîäèòåëåé, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçîâàòüñÿ, âçðîñëûé ÷åëîâåê íà÷èíàåò âäðóã ñïîòûêàòüñÿ ïîä òÿæåñòüþ îðãàíèçàöèîííûõ òðåáîâàíèé ïîâñåäíåâíîé æèçíè. Îáû÷íûå «ìåëî÷è» äëÿ äðóãèõ ëþäåé, äëÿ íåãî/íåå ìîãóò íàêàïëèâàòüñÿ è ïðåâðàùàòüñÿ â îãðîìíûå ïðåïÿòñòâèÿ. Îáðàçíî ãîâîðÿ, êîðîëåâñòâî ðàññûïëåòñÿ èç-çà îäíîãî ãâîçäÿ: ïðîïóùåííîé âñòðå÷è, ïîòåðÿííîãî ñ÷åòà, çàáûòîãî äåäëàéíà.

3. Õðîíè÷åñêàÿ ïðîêðàñòèíàöèÿ èëè ïðîáëåìà ñ íà÷èíàíèåì äåë.

Âçðîñëûå ñ ÑÄ àññîöèèðóþò ñòîëüêî òðåâîãè ñ íà÷èíàíèåì äåëà, èç-çà ñòðàõà, ÷òî íå ñäåëàþò ïðàâèëüíî, è ïîýòîìó îòêëàäûâàþò è îòêëàäûâàþò, ÷òî êîíå÷íî æå òîëüêî äîáàâëÿåò òðåâîãè.

4. Çàíèìàþòñÿ íåñêîëüêèìè äåëàìè/ïðîåêòàìè îäíîâðåìåííî; òðóäíîñòü ñ çàâåðøåíèåì äåë.

Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 3. Êàê òîëüêî îäíî äåëî îòëîæåíî â ñòîðîíó — äðóãîå íà÷èíàåòñÿ. Ê êîíöó äíÿ, íåäåëè èëè ãîäà áåñ÷èñëåííûå ïðîåêòû áûëè íà÷àòû, è òîëüêî íåêîòîðûå çàêîí÷åíû.

5. Òåíäåíöèÿ ãîâîðèòü ñðàçó æå âñå, ÷òî ïðèõîäèò â ãîëîâó, íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ñâîåâðåìåííîñòè êîììåíòàðèÿ èëè åãî öåëåñîîáðàçíîñòè.

Êàê ðåáåíîê ñ ÑÄ â øêîëå, òàê æå è âçðîñëûé — áûâàåò çàõâà÷åí ýíòóçèàçìîì íîâîé ïðèøåäøåé â ãîëîâó èäåè òàê ñèëüíî, ÷òî äîëæåí íåïðåìåííî ñðàçó æå åþ ïîäåëèòüñÿ. Òàêò è ìóäðîñòü âûòåñíÿþòñÿ ïîä äàâëåíèåì äåòñêîé ýíåðãè÷íîñòè è íåïîñðåäñòâåííîñòè.

6. ×àñòûé ïîèñê îñòðûõ îùóùåíèé, âûñîêîé ñòèìóëÿöèè.

Âçðîñëûé ñ ÑÄ ÷àñòî íàõîäèòñÿ â ïîèñêå íîâèçíû, ÷åãî-òî çàõâàòûâàþùåãî, ÷åãî-òî òàêîãî â îêðóæàþùåì ìèðå, ÷òî ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü óðàãàíó âíóòðè.

7. Íåïåðåíîñèìîñòü ñêóêè.

Ïðîäîëæåíèå íîìåðà 6. Íà ñàìîì äåëå, ÷åëîâåê ñ ÑÄ ðåäêî ÷óâñòâóåò ñêóêó, à âñå ïîòîìó, ÷òî â òó æå ìèëëèñåêóíäó, êîãäà ÷åëîâåê îùóùàåò íàñòóïëåíèå ñêóêè — îí ïðèõîäèò â äâèæåíèå è íàõîäèò ÷òî-òî íîâîå, ìåíÿåò íàïðàâëåíèå âûïëåñêà ýíåðãèè, ñêàæåì òàê.

8. Ëåãêàÿ îòâëåêàåìîñòü, ïðîáëåìà ñ ôîêóñèðîâêîé âíèìàíèÿ,òåíäåíöèÿ óïëûâàòü ìûñëÿìè ïîñåðåäèíå ñòðàíèöû èëè áåñåäû. Ýòà òåíäåíöèÿ ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñïîñîáíîñòüþ ê ãèïåðôîêóñó â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ.

Çíàêîâûé ñèìïòîì ÑÄÂ. «Óïëûâàíèå ìûñëÿìè» â ñòîðîíó ïðîèñõîäèò íåïðîèçâîëüíî. Ýòî ïðîèñõîäèò â ìîìåíò, êîãäà íà ñåêóíäó îòïóñêàåòñÿ ñàìîêîíòðîëü, è — áàì! — ÷åëîâåê ìûñëåííî óæå íå ñ âàìè. Âûøåóïîìÿíóòàÿ ñïîñîáíîñòü ê ãèïåðôîêóñó — çà÷àñòóþ ýêñòðàîðäèíàðíàÿ — îáû÷íî òîæå ïðèñóòñòâóåò, ïîä÷åðêèâàÿ, ÷òî ýòî íå «ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ», ñòðîãî ãîâîðÿ, à ñèíäðîì «íåïîñòîÿíñòâà» âíèìàíèÿ.

9. ×àñòî êðåàòèâíûå, èíòóèòèâíûå, î÷åíü óìíûå ëþäè.

Íå ñèìïòîì, íî ÷àñòàÿ õàðàêòåðèñòèêà, çàñëóæèâàþùàÿ óïîìèíàíèÿ (ÿ ñëûøàëà è òåîðèþ î ïðåäïîëàãàåìîì íåñèììåòðè÷íîì ðàçâèòèè ìîçãà, êîãäà èíòåëëåêò ïåðåðàçâèâàåòñÿ â óùåðá êîíòðîëèðóþùåé çîíå ìîçãà, êîòîðàÿ íåäîðàçâèòà. Èíòåðåñíàÿ òåîðèÿ, è ïðèÿòíàÿ, äà. È ïîòîì: ïî÷åìó àâòîð íå ñ÷èòàåò ýòî ñèìïòîìîì: äà ïîòîìó, ÷òî íà õîðîøåå íå ïðèíÿòî æàëîâàòüñÿ))) Âçðîñëûå ñ ÑÄ ÷àñòî îáëàäàþò íåîáû÷íî êðåàòèâíûì ìûøëåíèåì. Ïîñðåäè ñâîåé äåçîðãàíèçîâàííîñòè è îòâëåêàåìîñòè îíè äåìîíñòðèðóþò áëåñòÿùèé óì. Óáðàòü îòâëåêàåìîñòü è îñòàâèòü âîò ýòî «îñîáîå íå÷òî» — öåëü òåðàïèè.

10. Ïðîáëåìà â ïîëüçîâàíèè «ïðîòîðåííûìè òðîïàìè», ïðîâåðåííûìè ïóòÿìè, â ñîáëþäåíèè ïðîöåäóðû.

 ïðîòèâîïîëîæíîñòü òîìó, ÷òî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ýòî âîâñå íå ïðîáëåìà ïðîòèâîñòîÿíèÿ ñ ëèäåðîì, ñ «ôèãóðîé îòöà». Ýòî ñêîðåå ïðîÿâëåíèå ñêóêè è ôðóñòðàöèè: ñêóêà â ñâÿçè ñ ðóòèíîé, ýíòóçèàçì â ñâÿçè ñ âèäåíèåì íîâûõ ïóòåé, è ôðóñòðàöèÿ â ñâÿçè ñ íåâîìîæíîñòüþ äåëàòü âåùè òàê, êàê «îíè äîëæíû áûòü ñäåëàíû» — òî åñòü ñ íåâîçìîæíîñòüþ ñäåëàòü ÷òî-òî ýôôåêòèâíåå, áûñòðåå è ïðîùå, ïîòîìó ÷òî äîëæíà áûòü ñîáëþäåíà ïðîöåäóðà.

11. Íåòåðïåëèâîñòü. Íå ìîãóò âûíîñèòü ôðóñòðàöèþ.

Ôðóñòðàöèÿ ëþáîãî âèäà íàïîìèíàåò ÷åëîâåêó ñ ÑÄ î âñåõ ïðîøëûõ ïðîâàëàõ. «Îõ íåò, îïÿòü äâàäöàòü ïÿòü» — äóìàåò îíà/îí. Ðåàêöèÿ — çëîñòü èëè äèñòàíöèðîâàíèå. Íåòåðïåëèâîñòü ïðîèñõîäèò èç íóæäû â ïîñòîÿííîé ñòèìóëÿöèè è ìîæåò ïðèâåñòè ê òîìó, ÷òî ÷åëîâåêà íà÷èíàþò ñ÷èòàòü èíôàíòèëüíûì èëè íåíàñûòíûì.

12. Èìïóëüñèâíîñòü, ñëîâåñíàÿ èëè â âèäå äåéñòâèé, êàê íàïðèìåð èìïóëüñèâíàÿ òðàòà äåíåã, ïåðåìåíà ïëàíîâ, èçîáðåòàíèå íîâûõ êàðüåðíûõ ïðîãðàìì, è òàê äàëåå.

Ýòî îäèí èç íàèáîëåå îïàñíûõ (èëè — íàèáîëåå âûãîäíûõ, â çàâèñèìîñòè îò óãëà ïðèëîæåíèÿ) ñèìïòîìîâ ÑÄÂ ó âçðîñëûõ.

13. Òåíäåíöèÿ ïåðåæèâàòü è òðåâîæèòüñÿ áåñêîíå÷íî, áåñöåëüíî; òåíäåíöèÿ îãëÿäûâàòü ãîðèçîíò â ïîèñêàõ ïðè÷èíû äëÿ òðåâîã, ïåðåìåæàÿ ýòî ïîâåäåíèå èãíîðèðîâàíèåì íàñòîÿùèõ ïðîáëåì.

Òðåâîãà çàìåùàåò ïîäëèííîå âíèìàíèå, êîòîðîå äîëæíî áûòü ñôîêóñèðîâàíî íà çàäà÷å.

14. ×óâñòâî íåçàùèùåííîñòè è íåóâåðåííîñòè.

Ìíîãèå âçðîñëûå ñ ÑÄ îùóùàþò ñåáÿ õðîíè÷åñêè íåóâåðåííûìè (íå çíàþ, êàê ïåðåâåñòè insecure ëó÷øå). Ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, íàñêîëüêî ñòàáèëüíà èõ æèçíåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ñàìîì äåëå. Îíè ÷àñòî ÷óâñòâóþò, ÷òî ìèð âîêðóã íèõ ìîæåò ðóõíóòü â ëþáóþ ñåêóíäó.

15. Ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, ëàáèëüíîñòü íàñòðîåíèÿ, îñîáåííî êîãäà îòñóòñòâóåò âîâëå÷åííîñòü â ïðîåêò èëè «âêëþ÷åííîñòü» ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì. ×åëîâåê ñ ÑÄ ìîæåò âíåçàïíî ïîìðà÷íåòü, ïîòîì íåîæèäàííî ñíîâà ðàçâåñåëèòüñÿ, ïîòîì ñíîâà ïîìðà÷íåòü — â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ è áåç âñÿêîãî î÷åâèäíîãî ïîâîäà. Ýòè ñêà÷êè íàñòðîåíèÿ, êîíå÷íî, íå íàñòîëüêî ñèëüíû è ãëóáîêè, êàê ïðè ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíîì ñèäðîìå èëè äåïðåññèè.

Âçðîñëûå ñ ÑÄÂ, áîëåå ÷åì äåòè, ïîäâåðæåíû ïåðåìåíàì íàñòðîåíèÿ. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, ýòî ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ïåðåæèòûõ â ïðîøëîì ðàçî÷àðîâàíèé è ôðóñòðàöèè, íî òàêæå âåðîÿòíî, ÷òî ÷àñòè÷íî ýòî ñâÿçàíî ñ áèîëîãèåé ñèíäðîìà.

16. Íåóãîìîííîñòü/îòñóòñòâèå âíóòðåííåãî ïîêîÿ.

Îáû÷íî ó âçðîñëûõ îòñóòñòâóåò ÿâíî âûðàæåííàÿ ãèïåðàêòèâíîñòü, êîòîðóþ ìû ìîæåì íàáëþäàòü ó äåòåé. Âìåñòî ýòîãî, ìû âèäèì ò.í. «íåðâíóþ ýíåðãèþ» (Æàííà äàæå êàê-òî, îïèñûâàÿ ìåíÿ, íàçâàëà ýòî «íåðâè÷åñêîé ýíåðãèåé» — çàáàâíî, ïî÷òè ñëîâî â ñëîâî ïîâòîðèëà àâòîðà êíèãè. — ïðèì. ìîå). ×åëîâåê õîäèò âçàä-âïåðåä, áàðàáàíèò ïàëüöàìè ïî ñòîëó, êðóòèòñÿ, êîãäà ñèäèò íà ñòóëå, ïîêèäàåò êîìíàòó èëè âñòàåò èç-çà ñòîëà ÷àñòî, à òàêæå ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîêîéíî, êîãäà ïûòàåòñÿ îòäûõàòü. (ÿ, íàïðèìåð, äàæå ñïëàíèðîâàâ îòëåæàòüñÿ íà âûõîäíûõ — âñåãäà íàõîæó òûñÿ÷ó äåë, è ýòî îïÿòü ïîòåðÿííûé âûõîäíîé, è îïÿòü ðàçî÷àðîâàíèå îò òîãî, ÷òî âåäü ïëàíèðîâàëà îòäûõàòü, è ñíîâà èñòîùåíà ôèçè÷åñêè, è óæ íà ñëåäóþùèé-òî âûõîäíîé ÿ ïîëåæó! È òä, âñþ æèçíü îäíî è òî æå, íå ìîãó ëåæàòü, â òðåâîãå âñêàêèâàþ, ÷òîáû ÷òî-òî äåëàòü, è òàêèìè æå áûëè ìîÿ áàáóøêà è ìîÿ ìàìà — âñþ èõ æèçíü)

17. Ñêëîííîñòü ðàçâèâàòü çàâèñèìîñòü.

Çàâèñèìîñòü ìîæåò áûòü îò õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ — àëêîãîëÿ, íàðêîòèêîâ èëè êîêàèíà, íàïðèìåð, èëè îò äåéñòâèÿ — àçàðòíûõ èãð, øîïïèíãà, åäû, èëè ÷ðåçìåðíîé ðàáîòû (êîëëåãè-ðàáîòîãîëèêè — ïðèâåò!)

18. Õðîíè÷åñêèå ïðîáëåìû ñ ñàìîîöåíêîé.

Ýòè ïðîáëåìû — ïðÿìîé è ãðóñòíûé ðåçóëüòàò äîëãèõ ëåò ðàçî÷àðîâàíèÿ â ñåáå, ïðîâàëîâ, èëè ïðîñòî íåâîçìîæíîñòè íèêîãäà «ñäåëàòü òàê, êàê íàäî». Äàæå ÷åëîâåê ñ ÑÄÂ, êîòîðûé ìíîãîãî äîñòèã, îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ, êàê íåóäà÷íèê èëè «íåïðàâèëüíûé» ÷åëîâåê. ×òî óäèâèòåëüíî â ýòîì âî âñåì, ýòî òî, íàñêîëüêî ñòîéêî äåðæèòñÿ áîëüøèíñòâî ýòèõ ëþäåé, äàæå ïîä ãðàäîì íåóäà÷ è ðàçî÷àðîâàíèé.

19. Íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå, è î òîì, êàê òåáÿ âèäÿò äðóãèå ëþäè.

Читайте также:  Синдром хронических запоров у детей

Ëþäè ñ ÑÄ íå î÷åíü-òî õîðîøî ìîãóò îöåíèòü ñåáÿ. Îíè íå âèäÿò, êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò íà äðóãèõ ëþäåé. Îíè îáû÷íî âèäÿò ñåáÿ ìåíåå âëèÿòåëüíûìè, ÷åì äðóãèå ëþäè.

20. ÑÄ âñòðå÷àåòñÿ â ñåìüå.

Åñëè ïðîñëåäèòü â ñåìüå — òî ìîæíî íàéòè ëþäåé ñ äåïðåññèåé, àëêîãîëèçìîì, èëè äðóãèìè ïðîáëåìàìè ïîäîáíîãî ðîäà, ñâÿçàííûìè ñ êîíòðîëåì íàä ñâîèìè èìïóëüñàìè è íàñòðîåíèåì.

Ïîñêîëüêó ÑÄ ñêîðåå âñåãî íàñëåäóåòñÿ ãåíåòè÷åñêè, è èìååò ñâÿçü ñ âûøåïåðå÷èñëåííûìè ñîñòîÿíèÿìè, òî äîâîëüíî ÷àñòî (íî íå îáÿçàòåëüíî) ìîæíî íàéòè áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ ñ òàêèìè æå ïðîáëåìàìè.

Á. Íàëè÷èå ÑÄ â äåòñòâå.

Äàæå åñëè îíî íå áûëî äèàãíîñòèðîâàíî, ýòî ñîñòîÿíèå ìîæíî óñòàíîâèòü, çàäàâàÿ âîïðîñû î äåòñòâå è íàáëþäàâøèõñÿ òîãäà ñèìïòîìàõ, êîòîðûå äîëæíû áûëè áûòü óæå òîãäà.

Â. Ñèòóàöèþ íåâîçìîæíî îáúÿñíèòü äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè òåëà èëè ïñèõèêè

(Èç äðóãîé åãî êíèãè: Äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó íåîáõîäèìî óáåäèòüñÿ, ÷òî ñèìïòîìû áûëè óæå â äåòñòâå. Äàæå åñëè ñèìïòîìû íå áûëè âûÿâëåíû íåïîñðåäñòâåííî â äåòñòâå – âðà÷ äîëæåí áûòü â ñîñòîÿíèè íàéòè èõ â àíàìíåçå (èñòîðèè). Åñëè æå òàêèõ ñèìïòîìîâ â äåòñòâå íå íàáëþäàëîñü, åñëè ñèìïòîìû âíåçàïíî ïîÿâèëèñü âî âçðîñëîì âîçðàñòå – íåîáõîäèìî èñêàòü ïðè÷èíó â èíîì äèàãíîçå, è ýòî íå ÑÄÂ. Ýòî, âîçìîæíî, è íå äèàãíîç âîâñå. Ìû æèâåì â ÑÄÂ-èíäóöèðóþùåì ìèðå, è ýòî ìîæåò áûòü ò.í. «ïñåâäî-ÑÄ». Áûñòðûé ðèòì, ìóçûêà, ïðèâû÷êà ê íåìåäëåííîìó âîçíàãðàæäåíèþ è îáèëèå êîììóíèêàöèîííûõ óñòðîéñòâ ñêëîííû ìåíÿòü íàñ â ñòîðîíó «ÑÄÂ-ëè÷íîñòè». Äàæå åñëè âû íå áûëè ðîæäåíû ñ ÑÄÂ, íî ðîñëè â ãîðîäñêîé ñðåäå, åñòü áîëüøîé øàíñ, ÷òî ê 15 ãîäàì âû áóäåòå âûãëÿäåòü òàê, ñëîâíî ó âàñ ÑÄÂ.

Íî ýòî – íå íàñòîÿùèé ÑÄÂ. Îäèí èç ñïîñîáîâ îòëè÷èòü èñòèííûé ÑÄ çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì: åñëè âû âîçüìåòå ÷åëîâåêà ñ ïñåâäî-ÑÄ è ïîìåñòèòå åãî íà ôåðìó â Âåðìîíòå, ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ åãî ñèìïòîìû ñîéäóò íà íåò. Åñëè æå âû âîçüìåòå ÷åëîâåêà ñ íàñòîÿùèì ÑÄ è ïîìåñòèòå åãî íà ôåðìó – ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ôåðìà áóäåò õîäèòü õîäóíîì ☺

Ïîõîæèå íà ÑÄ ñèìïòîìû ìîãóò òàêæå íàáëþäàòüñÿ ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ, òàêèõ êàê íàïðèìåð äåïðåññèÿ ñ àæèòàöèåé, ìàíèàêàëüíàÿ ôàçà ÌÄÏ, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå êîôåèíà, ðåçêîå ïðåêðàùåíèå êóðåíèÿ, ãåíåðàëèçîâàííîå òðåâîæíîå ðàññòðîéñòâî, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèé ñòðåññ è ìíîãèå äðóãèå ñîñòîÿíèÿ. Òî åñòü, âîçíèêíîâåíèå ñèìïòîìîâ ÑÄ âïåðâûå âî âçðîñëîì âîçðàñòå – ïîâîä äëÿ ïîäðîáíîé äèàãíîñòèêè.)

Âûøåïèñàííûå êðèòåðèè îñíîâàíû íà íàøåì êëèíè÷åñêîì îïûòå è îïèñûâàþò ðÿä ñèìïòîìîâ, íàáëþäàåìûõ íàìè ó âçðîñëûõ ñ ÑÄÂ. Ñóùåñòâóþò òàêæå äðóãèå øêàëû äëÿ îïèñàíèÿ ÑÄÂ, íàïðèìåð, øêàëà Ïîëà Âåíäåðà, êîòîðóþ èñïîëüçóþò ìíîãèå âðà÷è è èññëåäîâàòåëè. Ýòî íàçûâàåòñÿ «Êðèòåðèè Þòû», ïîòîìó ÷òî Âåíäåð, ïèîíåð â èññëåäîâàíèè ÑÄÂ, ðàáîòàåò ïðîôåññîðîì ïñèõèàòðèè â Ìåäèöèíñêîé Øêîëå øòàòà Þòà.

È ïîä êîíåö, åùå äîïîëíåíèå èç êíèãè Answers to Distraction:

Âîïðîñ: Ïî÷åìó ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ òàê íàçûâàåòñÿ?

Îòâåò: Íà ñàìîì äåëå îíî íå äîëæíî òàê íàçûâàòüñÿ. «Äåôèöèò» — íåòî÷íîå îïðåäåëåíèå. Ëó÷øå áûëî áû íàçûâàòü åãî «íåñòàáèëüíîñòü âíèìàíèÿ» èëè «âàðèàáåëüíîñòü âíèìàíèÿ». Ëþäè ñ ÑÄ ìîãóò èíîãäà áûòü î÷åíü ñîñðåäîòî÷åíû. Èíîãäà – îíè ìîãóò î÷åíü õîðîøî ôîêóñèðîâàòüñÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò òîãäà, êîãäà îíè î÷åíü ìîòèâèðîâàíû èëè çàõâà÷åíû ñèòóàöèåé, êîòîðàÿ ïîëíà íîâèçíû.

Âîïðîñ: âû ïèøåòå, ÷òî ãèïåðàêòèâíîñòü ìîæåò ëèáî ïðèñóòñòâîâàòü, ëèáî íåò. ×òî âíèìàíèå ìîæåò áûòü íåñòàáèëüíûì, íî â òî æå âðåìÿ, ÷òî ëþäè ñ ÑÄ ìîãóò èíîãäà êîíöåíòðèðîâàòüñÿ õîðîøî. Ïî÷åìó ñòîëüêî ïðîòèâîðå÷èé?

Îòâåò: Íà ñàìîì äåëå, ïðîòèâîðå÷èÿ – ýòî ÷àñòü ÑÄÂ. Äîêòîð Ýëèçàáåò Ëåéìêóëåð íàçâàëà ÑÄ «ñèíäðîìîì ïàðàäîêñîâ», è îí äåéñòâèòåëüíî òàêîâûì ÿâëÿåòñÿ. Ïðîòèâîïîëîæíîñòüþ ãèïåðàêòèâíîñòè ìîæíî íàçâàòü «âèòàíèå â îáëàêàõ», òèõàÿ ÷àñòü ÑÄÂ. Îòâëåêàåìîñòè ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ ñîñòîÿíèå ïîâûøåííîé ôîêóñèðîâàííîñòè (â íîâûõ êíèãàõ ýòî íàçûâàþò ãèïåðôîêóñîì – ïðèì. ìîå).

Äðóãèå ïàðàäîêñû òîæå ñóùåñòâóþò è ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â îäíîì è òîì æå ÷åëîâåêå. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ìîæåò áûòü ñâåðõ÷óâñòâèòåëåí ê ÷óâñòâàì äðóãèõ ëþäåé è áåñïîäîáíî íàñòðîåí íà îäíó âîëíó ñ äðóãèìè ëþäüìè – èíîãäà. À èíîãäà – ïîðàçèòåëüíî íå â êóðñå ïðîèñõîäÿùåãî ìåæäó ëþäüìè. ×åëîâåê ìîæåò áûòü î÷åíü êðåàòèâíûì – è ïîðàçèòåëüíî ëèøåííûì èäåé â ñëåäóþùóþ ñåêóíäó. ×åëîâåê ìîæåò áûòü î÷åíü ñòîéêèì â òÿæåëîé ñèòóàöèè, ñëîâíî õèðóðã â îïåðàöèîííîé, à ÷åðåç ÷àñ – áåçîòâåòñòâåííûì è ðàçáîëòàííûì. Îïòèìèñòè÷íûì â îäíîé áåñåäå è ïîëíûì ïåññèìèñòîì – â ñëåäóþùåé. Òåïëûì ñåãîäíÿ — õîëîäíûì çàâòðà.

Ýòè ïàðàäîêñû âûõîäÿò çà ðàìêè îáûêíîâåííûõ ïðûæêîâ íàñòðîåíèÿ. Ýòî öåëûå ïðîòèâîðå÷àùèå òåíäåíöèè ïîâåäåíèÿ. Ïî ýòîé ïðè÷èíå òàê òðóäíî îïèñàòü ÷åëîâåêà ñ ÑÄÂ. ×åëîâåê ìîæåò îòëè÷àòüñÿ ñàì îò ñåáÿ íàñòîëüêî ñèëüíî, ÷òî ïàðàäîêñàëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ åãî îñíîâíûì îïèñàòåëüíûì ïðèçíàêîì. Âîò òîëüêî ÷òî áûë áëèçêèì — è ïîëíîñòüþ çàêðûòûé â ñëåäóþùóþ æå ñåêóíäó. Òîò æå ÷åëîâåê, òîò æå ìîç㠖 äðóãàÿ ïðîãðàììà. Ýòà îñîáåííîñòü íàñòîëüêî âñåîáüåìëþùà, ÷òî ëþáîå îïèñàíèå ÑÄÂ, íå ñîäåðæàùåå ïðîòèâîðå÷èé – íå åñòü ïîëíîöåííîå îïèñàíèå ÑÄÂ.

Âîïðîñ: åñòü ëè ó Ñèíäðîìà Äåôèöèòà Âíèìàíèÿ êàêîé-òî ïðèçíàê, îñíîâíîé ïðèçíàê, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî åãî ìîæíî îïèñàòü íàèëó÷øèì îáðàçîì?

Îòâåò: Ïî íàøåìó ìíåíèþ, äà. Ýòîò ïðèçíàê — îòíîñèòåëüíàÿ íåõâàòêà èíãèáèöèè (òîðìîæåíèÿ). Ëþäè ñ ÑÄ îáû÷íî áîëåå ñïîíòàííû, ÷åì ëþäè â ñðåäíåì. Îíè âûñêàçûâàþòñÿ ñâîáîäíî, èíîãäà ÷åðåñ÷óð ñâîáîäíî. Îíè è äóìàþò ñâîáîäíî, èíîãäà êðåàòèâíî, èíîãäà õàîòè÷íî. Äåéñòâóþò îíè íåïðåäñêàçóåìî: ÷àñòî äàæå îíè ñàìè íå çíàþò, ÷òî ñäåëàþò â ñëåäóþùèé ìîìåíò. Îíè, ñêàæåì òàê, íå òîðìîçÿò ñâîè ðåàêöèè òàê æå ÷åòêî, êàê áîëüøèíñòâî ëþäåé. Ìåæäó èìïóëüñîì è äåéñòâèåì ó íèõ îòñóòñòâóåò ïðîìåæóòî÷íûé øàã «îñîçíàíèÿ». Ýòî ìîæåò âûãëÿäåòü ïðèòÿãàòåëüíî è ñâåæî, à â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ – ðàçäðàæàþùå è ðàçðóøèòåëüíî.

Ëþäè ñ ÑÄ íå ïîäàâëÿþò è íå ôîðìèðóþò ñâîè ðåàêöèè íà òîì àâòîìàòè÷åñêîì óðîâíå, íà êàêîì ýòî äåëàþò ëþäè áåç ÑÄÂ. Ýòî ïðèâîäèò, ïðÿìî èëè êîñâåííî, ïî÷òè êî âñåì ñèìïòîìàì ÑÄÂ, âêëþ÷àÿ ðàçðóøèòåëüíîå ïîâåäåíèå, èìïóëüñèâíîñòü, íåóãîìîííîñòü, íåðîâíîå âíèìàíèå, íåîðãàíèçîâàííîñòü, áåñòàêòíîñòü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íåòåðïåëèâîñòü è ñêëîííîñòü ðèñêîâàòü. Ýòî ïðèâîäèò è êî ìíîãèì ïîëîæèòåëüíûì êà÷åñòâàì ÑÄÂ, òàêèì êàê êðåàòèâíîñòü (ïîòîìó ÷òî êðåàòèâíîñòü íóæäàåòñÿ â íåêîòîðîì óðîâíå ðàñòîðìîæåííîñòè), ñïîíòàííîñòü, âûñîêàÿ ýíåðãèÿ è îòêðûòîñòü (ëþäè ñ ÑÄ íå óñïåâàþò ïîäàâëÿòü ñâîè ðåàêöèè â ìåðå, äîñòàòî÷íîé, ÷òîáû çàêðûòüñÿ è íàñòîðîæèòüñÿ).

Âîïðîñ: Ïðîÿâëÿåòñÿ ëè ÑÄÂ ñ ðàçíîé ñòåïåíüþ òÿæåñòè?

Îòâåò: Äà. ÑÄ ñóùåñòâóåò â ñïåêòðå îò ëåãêîé ôîðìû äî î÷åíü òÿæåëîé. Íà «ëåãêîì» êðàþ ñïåêòðà ìû ïî ñóòè óæå íå ìîæåì ñêàçàòü, ãäå çàêàí÷èâàåòñÿ îáû÷íàÿ êàæäîäíåâíàÿ îòâëåêàåìîñòü è íà÷èíàåòñÿ ÑÄÂ. Íà ïðîòèâîïîëîæíîì, «òÿæåëîì» êðàþ ñïåêòðà ìû íàáëþäàåì äåòåé, êîòîðûå íåñïîñîáíû ñóùåñòâîâàòü âíå áîëüíèöû, è âçðîñëûõ – óæå â òþðüìàõ, èëè â «ëó÷øåì» ñëó÷àå íåñïîñîáíûõ èìåòü ðàáîòó è ñåìüþ. Áîëüøèíñòâî æå ëþäåé ñ ÑÄ íàõîäÿòñÿ ãäå-òî ìåæäó ýòèìè äâóìÿ ïîëþñàìè.ÑÄ íå êàê áåðåìåííîñòü: ëèáî åñòü – ëèáî íåò. ÑÄ ïîäîáíî äåïðåññèè â òîì ñìûñëå, ÷òî ìîæåò áûòü ðàçíîé ñòåïåíè òÿæåñòè.»

Источник