Синдром дефицита внимания без гиперактивности у подростков

Синдром дефицита внимания без гиперактивности у подростков thumbnail

Бытует мнение, что к 12 годам, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) исчезает. Но это не соответствует реальности, ведь основные симптомы сохраняются и в зрелом возрасте. СДВГ у подростков не обязательно проявляется гиперактивностью и повышенной возбудимостью, как это часто происходит у детей.

О подростках могут отзываться как о ленивых, невнимательных и рассеянных людях. Они больше остальных склонны к прокрастинации (откладыванию важных дел на потом), ранимы и мало думают о том, как их слова и поступки, совершенные импульсивно, повлияют на дальнейшие отношения с окружающими.

Симптомы СДВГ у подростков

Убеждение некоторых родителей в том, что дефицит внимания у подростка пройдет с возрастом, грозит переходом симптоматики и во взрослую жизнь. Необходимо вовремя выявить синдром и обратиться за квалифицированной помощью.

Дело в том, что в период полового созревания происходит гормональный всплеск, влияющий абсолютно на все сферы жизни ребенка. И даже если в детском возрасте симптоматика СДВГ не была обнаружена, в 12-13 лет она может проявить себя очень ярко.

Принято выделять симптомы первого и второго типа.

Первый – это гиперактивность.

Второй представлен признаками рассеянности. Но могут быть и сопутствующие проявления.  Ниже детальнее описаны признаки синдрома дефицита внимания у подростков.

СДВГ у подростков

Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте

Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте
ПризнакОписание
ИмпульсивностьРебенок может осуществлять необдуманные действия, за которые ему позже бывает стыдно. Иногда возможны слишком эмоциональные проявления, вплоть до агрессивности. Как правило, конфликты в школе и семье усиливаются. Подросток становится замкнутым, неуверенным в себе. Его легко вывести из себя. Также присутствуют постоянные движения рук и ног, неугомонность, своеобразное «недержание речи».
Неспособность сосредоточения и концентрации вниманияМожет складываться впечатление, что ребенок не слышит, как вы к нему обращаетесь. Он небрежно относиться к мелочам, выполняет задания и любые действия некачественно, с упущением нужных этапов. Также при СДВГ подросток часто теряет ключи, тетради, очки. Плюс, он забывает позвонить или прийти на встречу. Задачи, в которых требуется большая концентрация внимания, такими детьми избегаются.
Беспокойство, депрессивные расстройстваЭто не обязательные признаки, но очень распространенные. Ребенок может стать апатичным, иметь усталый вид. Появляется меланхоличность, плаксивость, острое реагирование даже на малые трудности.
Ухудшение успеваемости в учебеНесмотря на то, что такая проблема наблюдается практически у всех подростков, даже абсолютно здоровых, при СДВГ данное проявление может только усугубиться.

Стоит отметить влияние тревожно-депрессивных расстройств на протекание СДВГ. Они могут стать причиной появления алкоголизма и наркомании. Поэтому не стоит затягивать с походом к врачу для своевременной диагностики синдрома и определения курса лечения.

Признаки СДВГ у мальчиков и девочек: есть ли различия?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у подростков разного пола может проявляться по-разному.  Как показывает практика, появлению синдрома больше подвержены мальчики.

Диагностировать синдром у парней в разы проще, ведь симптоматика проявляется ярче, и именно так, как ее представляют обычные люди.

Так, они скорее гиперактивны, импульсивны, имеют признаки первого типа. Именно поэтому мамы вовремя отводят сыновей на диагностику, сетуя на плохое поведение и съехавшую успеваемость.

СДВГ у девочек школьного возраста проявляется несколько по-другому. Они не будут утомлять родителей своей постоянной неусидчивостью и сверхвозбудимостью. Однако, утеря ключей, бесконечные разговоры и неспособность нормально сконцентрироваться, могут выдать наличие синдрома.

СДВГ у подростков

Отзывы родителей подростков с СДВГ

Каждый ребенок индивидуален. Это касается и проявлений СДВГ. Так, синдром может проявиться себя по-разному, в каждом отдельном случае. Ниже представлены отзывы мам, столкнувшись с подобной проблемой.

ИринаПоначалу считала, что просто переходной период пошёл (постоянная невнимательность, обман, ухудшение успеваемости, неаккуратность, неспособность сидеть на месте больше 20 минут).  Если читать нотации — идет агрессия. Думала, что проблема во мне как родителе, что не наладить контакт с сыном.
КираРебенок умненький, все, что привлекает внимание — сразу запоминает. А вот то, что нет -проходит мимо него. Но школа для нас — это настоящая каторга.
ГостьМы с мужем дочку называем «настоящий живой ребенок». Причем порой создается впечатление, что остальные дети какие-то необычайно малахольные. Просто мамочки, которые жалуются от активности ребенка, задумайтесь, а что было бы, если бы ваши дети хоть на неделю стали «обычными»?. Не факт, что это лучше. Любите своих деток такими, какие они есть.
ГостьНа учебе ребенок ужасно себя ведет. Постоянные проблемы в отношениях с одноклассниками. При этом учится неплохо, но ужасно невнимательный и рассеянный.
ГостьЯ переживаю, что не самостоятельный, безответственный сын растет. Без контроля сам уроки не сделает, будет увиливать от выполнения домашнего задания. Или просто сядет, и уткнется в одну точку или телефон. Плюс, ему как будто все равно как выглядеть.

Детальнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах woman.ru и forum.materinstvo.ru.

Вывод

Как показывает практика, симптомы СДВГ у подростков проявляются либо по одному из двух типов признаков, либо в смешанном порядке. Однако диагностировать синдром не сложно, если внимательно отнестись к своему чаду.

Именно здоровые отношения в семье, забота и желание помочь и услышать своего ребенка будут способствовать скорому выздоровлению. Главное – это быстрое оказание необходимой помощи не зависимо от проявляемой симптоматики.

Синдром дефицита внимания у подростков (Видео)

Источник

СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.

СДВГ обусловлен изменениями в строении головного мозга, поэтому избавиться раз и навсегда от симптомов, без постоянной работы над собой, не получится.

Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.

Признаки СДВГ у подростков

У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.

При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.

Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.

Признаки гиперактивности у подростка:

  • Забывчивость.
  • Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
  • Легко отвлекаются от важной задачи.
  • Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
  • Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
  • Не завершают начатое.
  • Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
  • Неорганизованность.
  • Постоянные опоздания.
  • Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.

Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.

Читайте также:  Синдром дауна и умственные способности

Вторая разновидность заболевания – гиперактивность, подростки неконтролируемо много двигаются, импульсивны, грубы.

Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:

  • Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
  • Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
  • Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
  • Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
  • Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
  • Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
  • Встревает в чужие разговоры и игры.
  • Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.

Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.

Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками.  Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.

Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.

Причины СДВГ у подростков

Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:

  • Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
  • Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.

Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.

В редких случаях симптомы заболевания остаются незамеченными в детстве, активизируясь в подростковом возрасте, после полового созревания.

Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:

  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.
  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
  • У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
  • Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.

Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.

Лечение СДВГ у подростков

Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».

С годами действительно, большинство научатся контролировать проявления синдрома, однако это не значит, что симптомы пропадают. Лечение и коррекционная работа необходима ребенку для того, чтобы вписаться в социум, стать его полноценной частью.

Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.

Абсолютное большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры:

  • Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
  • Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.

Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.

  • Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
  • Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.

Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.

Список использованной литературы

  1. Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
  2. Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
  3. Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
  4. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
  5. Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

 В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем детской психологии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей.

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.

Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка, первое описание которой появилось около 100 лет назад.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.

Читайте также:  Сколько живут с синдромом дюшена

Множественность используемых здесь терминов: «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «минимальное повреждение мозга», «легкая детская энцефалопатия» и многие другие — объясняется в первую очередь тем, что симптоматология заболевания весьма вариабельна, а термин, как правило, носит отпечаток специальности автора. Однако все авторы сходятся в одном — такое состояние существует, его необходимо диагностировать и корректировать, лечить.

 На сегодняшний день установлено, что биологические факторы, в частности пре-, пери- и постнатальные патологии наиболее значимы в этиологии ММД. Эта дисфункция, как сейчас считают, лежит в основе развития такого расстройства психики как «синдром дефицита внимания» у детей (СДВ).

Ведущим симптомом в СДВ является нарушение произвольного внимания детей. Кроме того, следует отметить, что уровень интеллекта этих детей, как правило, не ниже возрастной нормы. Но их интеллектуальный потенциал не может проявиться должным образом и получить своё дальнейшее развитие и реализацию в силу их эмоциональных и психофизиологических особенностей.

Бесспорно, что значительным «препятствием» на пути развития и становления личности являются внутриличностные проблемы, конфликты, противоречия. Поиск истоков этих проблем выводит нас к общефилософскому вопросу о соотношении биологического и социального в человеке. При этом зачастую психологи видят преимущественно психологическое, а медики — биологическое.

На наш взгляд в этих проблемах есть и то, и другое и рассматривать их следует одновременно на обоих уровнях. Многие личностные нарушения имеют психофизиологическую природу, соответственно коррекция при таких расстройствах только психологических отклонений, либо только физиологических дисфункций не может полностью снять возникшие ограничения в развитии личности. Одним из таких нарушений мы считаем синдром дефицита внимания у детей.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов .

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

— синдром дефицита внимания без гиперактивности;

— синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения[3]. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина. S. Faraone, J. Biederman[4] обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина[5]. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей[6]. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе — лишь у 5% .

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

— раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

— некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

— симптомы не являются проявлением других заболеваний;

— нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он[7]:

— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе.

— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

— не слушает то, что ему говорят;

— не в состоянии следовать инструкциям.

— не может организовать игру или деятельность;

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

— часто теряет вещи;

— часто и легко отвлекается;

— бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

— совершает суетливые движения руками и ногами;

— часто вскакивает со своего места;

— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

— не может играть в «тихие» игры;

— всегда находится в движении;

— очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он[8]:

— отвечает на вопрос, не выслушав его;

— не может дождаться своей очереди;

— вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Читайте также:  Флаг больных синдромом дауна фото

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности[9] — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто — с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.).

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального[10]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных[11]. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы .

Источник