Синдром дефицита внимания без гиперактивности

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?” 

СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ . 

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].

Выделяют три варианта течения СДВГ:

  • синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
  • изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
  • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания

Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:

  • генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
  • биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
  • психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.

Признаки и диагностика СДВГ

Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.

Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.

У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения

Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.

В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.

Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией

Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и  беспорядочные, неловкие движения.

По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.

Читайте также:  Синдром рея у детей клинические рекомендации

Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.

Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.

Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.

К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.

Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.

Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.

Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям

Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям

Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.

Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.

Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.

Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.

Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.

Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.

Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.

Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.

Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь  система жетонов.  Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.

При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Читайте также:  Девочка с синдромом дауна из сериала хор

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую  руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источник

ÑÄÂ áåç ãèïåðàêòèâíîñòè

Îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáëóæäåíèé â îòíîøåíèè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ — ìíåíèå, ÷òî îí âñåãäà ñîïðÿæåí ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Ìíîãèå óâåðåíû, ÷òî åñëè ðåáåíîê íå ëåçåò íà ñòåíó, íå èìååò ïðîáëåì ñ ïîâåäåíèåì è äèñöèïëèíîé, òî ó íåãî íåò è ÑÄÂ. Èëè åñëè âçðîñëûé íå áåñïîêîéíûé, òî ó íåãî íå ìîæåò áûòü ýòîãî ñèíäðîìà. Ïîðîé êàæåòñÿ, ÷òî äèàãíîç â îáùåñòâåííîì ñîçíàíèè ñâîäèòñÿ ê ñèìïòîìó äâèãàòåëüíîé ãèïåðàêòèâíîñòè.

Ýòî îøèáî÷íî, íî íåóäèâèòåëüíî, âåäü ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ âïåðâûå áûë îïèñàí èìåííî ó ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé, è íàøè çíàíèÿ î íåì âî ìíîãîì áàçèðóþòñÿ íà èññëåäîâàíèÿõ ýòîé ïîïóëÿöèè. Ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî ó÷åíûå ïðèøëè ê ïîíèìàíèþ, ÷òî ÑÄ ìîæíî áîëåòü è áåç ãèïåðàêòèâíîñòè, âî âñÿêîì ñëó÷àå âî âçðîñëîì âîçðàñòå, îäíàêî ðåïóòàöèÿ óñïåëà ïðèæèòüñÿ, è óñòàðåâøèå óáåæäåíèÿ íå òîðîïÿòñÿ ñäàâàòü ïîçèöèè.

Читайте также:  Лечение синдрома жильбера у новорожденных

Ñîâðåìåííûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî â ìèðå ìíîæåñòâî äåòåé è âçðîñëûõ èìåþò ïîëíûé íàáîð ñèìïòîìîâ ÑÄÂ, íî ïðè ýòîì íå òîëüêî íå ãèïåðàêòèâíû, íî äàæå íå ïðîÿâëÿþò àêòèâíîñòè âîîáùå. Ñêîðåå íàîáîðîò: îíè âåäóò ñåáÿ ìåäëèòåëüíî.

Òàêèå ëþäè — ìå÷òàòåëè. Ýòî äåòè, ÷àñòî äåâî÷êè, êîòîðûå ñèäÿò íà çàäíåé ïàðòå, êðóòÿò ïàëüöåì âîëîñû, ñìîòðÿò â îêíî è ïîäîëãó î ÷åì-òî äóìàþò. Ýòî âçðîñëûå, êîòîðûå «îòêëþ÷àþòñÿ» âî âðåìÿ ðàçãîâîðà èëè ïîñðåäè ñòðàíèöû. Òàêèå ëþäè ñêëîííû èìåòü î÷åíü ðàçâèòîå âîîáðàæåíèå. Îíè ñòðîÿò ëåñòíèöó â íåáåñà è óáåãàþò ïî íåé â ñåðåäèíå áåñåäû, èëè ïèøóò â óìå ïüåñû, õîòÿ íå çàêîí÷èëè ðàáîòó íà äåíü, èëè âåæëèâî êèâàþò ãîëîâîé â çíàê ñîãëàñèÿ, õîòÿ âîîáùå íå ñëûøàëè, ÷òî áûëî ñêàçàíî. Îíè óõîäÿò òèõî, áåç ëèøíåãî øóìà, õàðàêòåðíîãî äëÿ èõ ãèïåðàêòèâíûõ ñîáðàòüåâ, íî â îñòàëüíîì âñå òàê æå.

ÑÄ áåç ãèïåðàêòèâíîñòè âñòðå÷àåòñÿ ó îáîèõ ïîëîâ, íî ó äåâî÷åê è æåíùèí, ïî-âèäèìîìó, ðàñïðîñòðàíåí øèðå, ÷òî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ýêñïðåññèè ñîîòâåòñòâóþùåãî ãåíà èëè ñ îòñóòñòâèåì õðîìîñîìû Y.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ãëàâíûì ñèìïòîìîì îáû÷íî ñëóæèò îòâëåêàåìîñòü — òèõîå, íåçàìåòíîå ñìåùåíèå âíèìàíèÿ, êîòîðîå, îäíàêî, ïðîèñõîäèò ÷åòêî, êàê ðàçðûâ êèíîïëåíêè. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî âû òîëüêî ÷òî áûëè â îäíîì ìåñòå, à óæå â ñëåäóþùóþ ñåêóíäó ïåðåìåùàåòåñü êóäà-òî åùå. Ñàìè ýòèõ äâèæåíèé äàæå íå çàìå÷àåòå: âû ñìèðèëèñü ñ íèìè, êàê ñî ñìåíîé ñöåí â ôèëüìå. Ïåðåä âàìè ðàçâîðà÷èâàåòñÿ ñâîÿ ìûñëåííàÿ èñòîðèÿ, âíóòðåííÿÿ ýêðàíèçàöèÿ ñîáûòèé äíÿ, è âàñ òî÷íî òàê æå óâëåêàåò íèòü ïîâåñòâîâàíèÿ.

 êàêîì-òî îòíîøåíèè ýòî î÷àðîâàòåëüíûé ñèìïòîì. Ðàçóì áëóæäàåò, êàê ðó÷ååê, âåòâèòñÿ, ïîâòîðÿåò èçãèáû ëàíäøàôòà: òóò ñâåðíåò, òàì áëåñíåò âîäîïàäîì, òèõî, ïî ñîáñòâåííîìó ðàñïèñàíèþ ïðîáèâàÿ ïóòü ê áîëüøîé ðåêå ìûñëè.

Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, íè÷åãî î÷àðîâàòåëüíîãî â ýòîì íåò. Âðåìåíàìè íåâîçìîæíîñòü ïîëîæèòüñÿ íà ñâîþ ñïîñîáíîñòü ÷òî-òî çàïîìíèòü, óñïåòü â ñðîê, íå ñáèòüñÿ âî âðåìÿ âàæíîãî ðàçãîâîðà, ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà òîì, ÷òî î÷åíü õî÷åòñÿ ïðî÷èòàòü, èëè íà ïðîåêòå, êîòîðûé æäåò çàâåðøåíèÿ, ñîâåðøåííî ñêîâûâàåò ÷åëîâåêà. Êàæåòñÿ, ÷òî áëóæäàþùèé ðó÷åé óíîñèò âàñ î÷åíü äàëåêî, è ñîâñåì íå òóäà, êóäà âû ñòðåìèòåñü.

«Áûâàåò, ÿ ðàáîòàþ çà ñâîèì ñòîëîì, — æàëóåòñÿ îäíà ïàöèåíòêà, — è âäðóã, ñàìà òîãî íå îñîçíàâàÿ, ïåðåêëþ÷àþñü íà êàêóþ-òî äðóãóþ èäåþ, ïîäñêàçàííóþ ïðîåêòîì. Ïîòîì íà÷èíàþ ñëåäîâàòü çà ìûñëüþ èëè äàæå âûõîæó èç-çà ñòîëà, ÷òîáû ÷òî-òî ïðèíåñòè, íî, ïîêà èäó, çàáûâàþ, çà÷åì øëà. ß ïî÷òè êàê ëóíàòèê. Òàêîå ðàññåÿííîå ñîñòîÿíèå ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ ÷àñàìè.  ãîëîâå ïðîïëûâàåò ìíîãî èíòåðåñíûõ ìûñëåé, ÿ ðàçìûøëÿþ íàä ìíîæåñòâîì òâîð÷åñêèõ èäåé, íî ðàáîòà íå âûïîëíÿåòñÿ. Åñëè ÿ íà ÷òî-òî îòâëåêàþñü, íåñêîëüêî ìèíóò ìîãó ñîçíàòåëüíî áîðîòüñÿ è ñîñðåäîòî÷èâàòüñÿ, íî, êàê òîëüêî ïåðåñòàþ ñëåäèòü çà ñâîèìè äåéñòâèÿìè è ïîãðóæàþñü â ðàáîòó, ïîïàäàþ âî âëàñòü ýòèõ ïðè÷óä. Åñëè áû ïîëó÷àëîñü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ õîòÿ áû íà ÷àñ, ÿ áû, íàâåðíîå, ñäåëàëà ñâîþ ðàáîòó çà äåíü».

Ïîñëå òîãî êàê æåíùèíà âûëå÷èëà ÑÄÂ, åå æèçíü ïðåîáðàçèëàñü. «Ýòî ÷óäåñíî, — ïðèçíàëàñü îíà. —  îáùåì è öåëîì îùóùåíèÿ òàêèå æå, êàê è ðàíüøå, íî ÿ ñòàëà âûïîëíÿòü âñþ ïîëîæåííóþ ðàáîòó! ß íà÷àëà çàâåðøàòü ïðîåêòû, êîòîðûå ìíîãî ëåò îòêëàäûâàëà, è â êîíöå äíÿ íå ìîãó ïîâåðèòü, ñêîëüêî âñåãî óäàëîñü ñäåëàòü. Íî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü — ýòî åùå íå âñå. ß ñòàëà ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó ñìîòðåòü íà ñåáÿ, ïåðåñòàëà ñ÷èòàòü ñåáÿ êàêîé-òî ÷óäíîé è óùåðáíîé, íà÷àëà âåðèòü, ÷òî íå ïðîñòî íå ãëóïåå äðóãèõ, íî è äîâîëüíî óìíà. Çíàåòå, ýòî ðàçèòåëüíàÿ ïåðåìåíà. Æàëêî, êîíå÷íî, ÷òî ÿ íå óçíàëà î ñâîåé áîëåçíè ðàíüøå».

Êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ ìîæåò ìåøàòü íå òîëüêî ÑÄÂ, íî è ìíîãèå äðóãèå ôàêòîðû. Ñàìûå ðàñïðîñòðàíåííûå èç íèõ — ëèõîðàäî÷íûé òåìï ïîâñåäíåâíîé æèçíè, òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì, äåïðåññèÿ, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, òðåâîæíûå ðàññòðîéñòâà, ðåàêöèÿ íà ãîðå, ñåðüåçíûå æèçíåííûå ïåðåìåíû è ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, íåêîòîðûå âèäû ýïèëåïñèè, êîòîðûå òðåáóþò êîíñóëüòàöèè âðà÷à).

Òåì íå ìåíåå äèàãíîç ÑÄ íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü. Îñîáåííî âíèìàòåëüíûì íóæíî áûòü, åñëè îòñóòñòâóåò ãèïåðàêòèâíîñòü. Òàêîé ÷åëîâåê êàæåòñÿ ïðîñòî îäíèì èç ìíîãèõ, êòî «íå ìîæåò ñîáðàòüñÿ ñ ìûñëÿìè». Õî÷åòñÿ âñòðÿõíóòü åãî è ñêàçàòü: «Ïðîñíèñü! Âîçüìèñü çà äåëî! Ïåðåñòàíü ðàçìåíèâàòü æèçíü íà ïóñòÿêè!» Íî åñëè êòî-òî èç áëèçêèõ âäðóã ïîéìåò, ÷òî ïðîáëåìà íå â ëåíè è îáùåé íåçàäà÷ëèâîñòè, à â ÷åì-òî áîëåå ãëóáîêîì, æèçíü ÷åëîâåêà ñòàíåò ãîðàçäî ëó÷øå.

Источник