Синдром дауна ребенок 3 года

  • Главная
  • Нарушения развития
  • Синдром Дауна

В 1866 году английский врач Джон Даун описал набор характерных признаков, которые указывают на патологию на генном уровне: вместо положенных 46 нормальных хромосом — частичек, отвечающих за передачу генетической информации, фиксируют 47: 21 пара имеет не две, а три копии, что называют трисомией.

информацияДанная аномалия, названная синдромом Дауна, приводит к различным психическим расстройствам, с которыми человеку приходится жить всю жизнь, приспосабливаясь к окружению.

Распространенность

Эта хромосомная патология — достаточно распространенное явление, встречающееся в среднем один раз на 700-1000 новорожденных. При этом ни пол ребенка, ни национальная принадлежность не влияют на фиксацию признаков, принятых называть синдромом Дауна.

Отмечается возрастная пропорциональность риска родить нездорового ребенка: чем старше мать, тем больше вероятность, что у малыша будет этот синдром. Учитывая этот факт, тем не менее, следует заметить, что матери до 35 лет рожают 80% детей с данной патологией.

Увеличивается риск и в случае, если отцу больше 42 лет. На появление синдрома Дауна могут повлиять какие-то случайные события, сопровождающие либо процесс созревания половых клеток, либо формирование беременности. Но ни здоровье будущих родителей, ни окружающая среда на эти процессы никоим образом не влияют.

Признаки синдрома Дауна у детей

Для опытного специалиста достаточно одного взгляда, чтобы сделать заключение: у новорожденного налицо все признаки генетического отклонения. Однако врач может поставить только предварительный диагноз, требующий аналитического подтверждения.

важноТолько лабораторные исследования в праве достоверно констатировать наличие или отсутствие синдрома Дауна.

Внешне диагностировать наличие данного синдрома у ребенка помогают следующие признаки:

  • маленькая головка с невыразительным, плоским лицом;
  • слегка раскосые глаза – уголки немного подняты, может наблюдаться складка кожи, которая прикрывает внутренний уголок глаза;
  • размер полости рта меньше обычного, из-за чего язычок как будто бы не помещается там, поэтому выглядывает наружу;
  • рот приоткрыт;
  • нёбо «аркообразное»;
  • укороченные конечности;
  • короткие пальчики на широких ладонях, к тому же вовнутрь загнут мизинчик;
  • на шее наблюдается кожная складка;
  • затылок «примят» (плоский);
  • мышечная ригидность;
  • подвижность суставов повышенная.

дополнительноСреди названных признаков некоторые могут встречаться и у обычных детей, без синдрома Дауна.

А вот типичные признаки этого отклонения с возрастом становятся более выразительными:

  • короткая шея;
  • складка поперек ладошек;
  • выраженное нарушение строения зубов;
  • слишком коротенький носик;
  • явная деформация грудной клетки.

К этому внешнему «букету» присоединяются расстройства в работе внутренних органов или систем: эпилептические припадки, сбои в работе эндокринной системы, пороки сердца, стеноз двенадцатиперстной кишки, нарушение слуха и зрения и другие.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

Если некого винить в том, что появился на свет ребенок с синдромом Дауна, то тем более малыш ничуть не должен от этого страдать, испытывая на себе отталкивающие взгляды, отношение «с опаской» и отстранение окружающих. Конечно, им необходимо больше внимания и ухода, чем обычным детям, но говорить о крайних психических патологиях чрезмерно, тем более делать ребят асоциальными.

Синдром Дауна у детей – это не повод считать их необучаемыми, они достаточно эмоциональны, имеют свой особенный внутренний мир, испытывают те же эмоции и чувства, которые свойственны обычным людям, они ищут общения среди сверстников.

важноНаличие лишней хромосомы, приводящее к сбоям в работе других органов и систем, должно как можно раньше быть диагностировано. Вовремя начатое лечение поможет избежать каких-либо побочных явлений или усугубления заболевания.

Дети с синдромом Дауна с первых месяцев жизни проявляют отставание в развитии:

  • быстро устают;
  • движения их конечностей нарушены;
  • плохо реагируют на родных людей;
  • головку такие дети начинают фиксировать только к 3 месяцам, а садятся – к году, ходить начинают в возрасте около 2 лет.

Естественно, что при таких особенностях развития только родительское терпение и последовательные их действия, поддерживающие рост малыша, помогут ребенку приобретать все необходимые для жизни умения и навыки.

Пути решения проблемы

Синдром Дауна — не приговор: с ним нужно научиться жить. Помочь родителям поднять на ноги такого ребенка смогут специалисты. Медицинское наблюдение, консультации педиатров, психиатров, необходимые медикаментозные вмешательства, режим и процедуры в комплексе приведут к положительному результату.

информацияСуществуют реабилитационные центры, в которых индивидуальные медико-психологические консультации позволят подобрать необходимую программу развития ребенка с учетом допустимых норм нагрузок.

Важным этапом для малыша является постижение двигательной активности, которая должна пройти все этапы до ходьбы:

  • лазание на коленках;
  • опора на ножки;
  • первые шаги с поддержкой.

Дополнением в решении этого вопроса эффективными будут гимнастика и массаж.

У детей с синдромом Дауна задержка в речи требует постоянного общения с малышом:

  • он с удовольствием слушает сказки, колыбельные и другие песни;
  • пытается звукоподражать речи родителей, что естественно приведет к первым словам;
  • полезными будут упражнения на развитие артикуляции и речевого аппарата в целом.

важноПостоянные занятия родных и близких с ребенком обязательно дадут хорошие результаты, шаг за шагом приводящие малыша к активной жизни среди ровесников.

Читайте также:  Хлорэтиловая блокада синдром парацентральных долек

Этому тоже необходимо его учить:

  • наблюдать за игрой детей;
  • объяснять малышу правила, по которым играют другие;
  • давать возможность попробовать самостоятельно что-то делать или принимать решение к действию.

Однако родители не должны забывать о том, что дитя с этим синдромом быстрее устает, чем другие, поэтому ему необходимо отдыхать, когда это требуется.

Малыши с синдромом Дауна, достигшие 3-летнего возраста, могут посещать дошкольные заведения. Вот здесь родители должны здраво взвесить, в каком садике будет обучаться их ребенок: в специализированном или в обычном. Профессионалы склонны считать, что обычные детсады и школы дают больше шансов вырасти таким, как все. Тем более методы обучения могут быть различными: после занятий с отдохнувшим ребенком могут дополнительно заниматься педагоги и воспитатели в соответствии с индивидуальными специальными планами.

Дети с синдромом Дауна при тщательной поддержке родных и близких могут вырасти вполне успешными, преуспевающими, например, как современный американский актер Крис Бурк, живущий с этой генетической патологией, или Паскаль Дюкен, получивший в 1997 году на Каннском фестивале главный приз за исполнение лучшей мужской роли.

Родители должны понимать, что именно они, как никто другой, могут помочь своему малышу быть социально адаптированным и расти счастливым среди детей-однолеток. Тяжелый труд обязательно найдет отдачу в любви и благодарности вашего взрослого ребенка, которому вы помогли научиться жить полноценной жизнью.

Источник

Ирина Степанова
Занятие с детьми с синдромом Дауна 3 лет

Занятие с детьми с синдромом Дауна трех лет.

Цели и задачи:

1.Формирование навыков общения у детей: привлекать внимание ребенка к действиям других детей; учить детей внимательно слушать и смотреть на говорящего, дожидаться своей очереди и выполнять задание в соответствующий момент; формирование у ребенка ответного дей-ствия (помахать рукой, протянуть руку, взять из руки колокольчик и позвенеть и т. п.).

2. Формирование навыков подражания (имитации).

3. Формирование эмоциональных контактов со сверстниками и другими взрослыми, вызывание совместных эмоциональных переживаний в организованных педагогами играх. Приучать де-тей действовать сообща.

4. Развитие произвольной регуляции движений. Формирование целенаправленных действий, действий по инструкции.

5. Учить пониманию последовательности событий в сказке, внимательному слушанию. Форми-рование выразительных движений, игровых действий с персонажами сказки.

6. Развитие общей и мелкой моторики, зрительно – двигательной координации. Стимулирова-ние двигательной активности.

7. Стимулировать собственную речевую активность детей.

Материалы и оборудование: мягкие пуфы на каждого ребенка, колокольчик, мягкие игрушки еж и заяц, мяч, свечка.

Ход занятия:

Часть 1.

Педагог-психолог: «Ребята, здравствуйте! Мы рады видеть вас и ваших родителей у нас в гостях. Мы хотели бы поздороваться с каждым из вас. Садитесь в круг.»

(Педагоги, дети рассаживаются в кружок на коленях или рядом с родителем).

Приветственная песенка

Здравствуй, Ваня (2 раза; называется имя ребенка, наш дружок (2 раза)

Звонкий колокольчик (2 раза, динь-динь-дон (2 раза).

Педагог поет каждому из сидящих в кругу детей песенку-потешку. На 1 куплете педагог звенит колокольчиком, здоровается за руку с каждым ребенком, а на 2 куплете передает коло-кольчик ребенку (ожидается, что ребенок позвенит колокольчиком в ответ). Педагог здорова-ется и с каждым из родителей по имени (Здравствуйте, Ваня и мама Женя).

Основная часть: игры в кругу

1. Совместная игра «С добрым утром»

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза.

Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам как «Чебурашка»

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки.

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я — проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

2. Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной. Дети показывают большой па-лец правой руки

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный. Указываем друг на друга указа-тельным пальцем правой руки

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний. Отгибаем средний палец

Этот пальчик безымянный,

Он не любит каши манной Сгибаем средний палец,

как будто он не хочет манной каши

Самый маленький – мизинчик,

Любит бегать в магазинчик Оттопыриваем мизинец, как будто он хочет убежать от остальных пальцев

3. Пальчиковая игра «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанной осинки Левая рука вытянута

Ладонь опущена вниз

Опустился паучок Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз

С крестиком на спинке. Указательным пальцем левой руки чертим крестик на тыльной стороне правой руки

Свил уютный гамачок,Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны в щепоть, которую опускаем в гамачок.

Сам в сторонку- Руки за спину

И молчок. Указательный палец правой руки подносим к губам

4. Совместная игра «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами

Топ-топ, топ-топ.

Дети и взрослые встают в круг. Топают ногами

Читайте также:  Чтобы не родить ребенка с синдромом дауна

Мы хлопаем руками

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

хлопают руками

Качаем головой,

Ай-ай, ай-ай

качают головой

Мы ручки поднимаем

Вверх-вверх, вверх-вверх,

поднимают руки

Мы ручки опускаем

Вниз-вниз, вниз-вниз.

опускают руки

Мы ручки подаем

И бегаем кругом

берутся за руки,

бегут по кругу.

5. Свободная игра детей

Цель: Формировать положительное отношение к детям и взрослым. Учить обращаться при необ-ходимости за помощью. Формировать общение в игре. Стимулировать взаимодействие детей во время игры, организовывать парную игру. Стимулировать исследовательскую активность, фор-мировать игровую деятельность.

2 часть

6. Совместная игра «ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ»

Педагог читает потешку, сопровождая текст соответствующими движениями рук. Дети по-вторяют за ним, родители помогают детям.

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

7. Игра на взаимодействие «Колобок»

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий — «ли-са». Играющие перекатывают мяч — «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Во-дящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

8.Драматизация: «Ежик и заяц, или чья шубка лучше»

Встретились в лесу ежик и заяц. Ежику очень понравилась шубка. Пошел он в магазин и ку-пил себе шубку, как у зайки, а свою в магазине оставил.Хвастается ежик: «Шубка у меня пуши-стая, мягкая». (На игрушечного ежика можно накинуть ватку и дать детям потрогать ее руками). Но тут встретилась ежику лиса. Хотел ежик свернуться клубочком да иголки выставить, да во-время вспомнил, что иголок нет. Еле успел до норки добежать. На утро пошел ежик в магазин и забрал свою шубку. (Опять дать потрогать детям потрогать колючую шубку ежа.)

Ритуал окончания занятия

Дети и взрослые садятся в круг. Педагог в тишине зажигает свечку, берет ее на ладонь и подносит на расстояние 25-30 см к ребенку.После слов: «Наше занятие сегодня закончилось. До свидания, Ваня и мама Женя» ребенок вместе с мамой задувают свечу. То же проводится и с остальными детьми по очереди. Затем все дети и взрослые встают,берутся за руки и произносят хором: «До свидания!».

Источник

Обещала написать про вехи развития ребёнка после года, но никак не соберусь. К тому же народу тут поубавилось, так что вроде и не нужно уже никому. Поэтому пока для присутствующих и интересующихся краткий обзор достижений на текущий момент, и некоторые комментарии, что мы делали (в нашем случае скорее всего не делали), чтобы дойти до жизни такой )))

Итак, на сегодня мальчику 3 года 7 месяцев…

ОБЩАЯ МОТОРИКА: все навыки по возрасту присутствуют, но немного хромает качество движений. Упомяну только самые поздние достижения: ходит задом наперёд, прыгает на месте, ходит по поребрикам, спускается/поднимается по лестнице, в том числе шведской, ходит на цыпочках, крутит педали трехколесного велосипеда, ездит на самокате и многое другое – всё это самостоятельно, без помощи. Недочёты – бегает/ходит неправильно, «уточкой», то есть слишком широко ставит ноги и как-то их подворачивает не по-человечески, не очень точно ловит мяч, не прыгает в длину, да и вверх-то прыгает на пару сантиметров всего ))) Что делали – ничего особо не делали для развития, потому что и так было видно, что сам справится… Правда, дома есть небольшой спорткомплекс и все виды детских средств передвижения.

ТОНКАЯ МОТОРИКА: всё, что касается, скажем так, логики, например, сортировка, пазлы, конструктор, разобрать/собрать машинку, соотносить картинкии предметы, сам «читает» книги (листает постранично, комментирует звуками ижестами) и т.п., а также то, что касается терпения и методичности, например, отлично с нанизыванием (шнуровки), с балансом (высокие башни из кубиков), со штырькамии т.п. – всё это почти по возрасту, а то, что касается механики хромает, например, не вырезает, толком не лепит, не раскрашивает (в пределах контуров), плохо с точностью линий… и даже с попадание ложкой в рот случаются проколы ))) Что делали – играли в то, что нравится маме ))) то есть в наведение порядка в доме)))

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ: вот тут немного приторможу, потому что это было очень слабое звено, но буквально в последние пару-тройку месяцев понимание полностью включилось, то есть теперь можно разговаривать в нормальном темпе, не повторяя, не требуя сосредоточиться, без глазного контакта и т.д. Естественно, что это ребёнок, а значит он может отвлечься, не переключиться сразу, игнорировать вас ))) допускаю также, что пассивный словарный запас несколько отстаёт от положенного по возрасту, но в бытовой обстановке уже никаких недопониманий нет… кроме того теперь отлично слушает и понимает более сложные, в том числе новые, сказки и тем более мультики, соответственно, интересуется ими. Более простые и хорошо знакомые сюжеты интересуют тем, что он может участвовать в их пересказе. «Рассказывать» может сказку «добровольно», без книжки, например, вдруг решит рассказать «репку» или «курочку Рябу» (мало личто-то навеяло )))

Читайте также:  Материнство синдром эдвардса часть 9

Поскольку ребёнок не говорит, то в полной мере оценить, что понял, что не понял, конечно, нельзя, но наличие понимания, в том числе правильного понимания, очевидно по действиям и реакциям. Безусловно от возрастной нормы отстаёт, однако теперь общение вполне комфортное, то, что я называю «голосовое управление» активировано ))) отстаёт время отклика, то есть даже когда понял, то между услышал и сделал есть заметная задержка (младшая всегда успевает метнуться в этом интервале и сделать за него, но, раз уж я упомянула младшую, то замечу, что хотя голосовое управление младшей гораздо более отзывчивое, но по некоторым вопросам всё же старший очевидно старший, видимо, некий опыт тоже имеет значение). Что делали: преимущественно читали книжки и смотрели мультики, а также родители ленились вставать с дивана и терпеливо ждали, пока ребёнок всё же сделает всё сам после сотого повтора команды. Слабое место родителей: неумение разговаривать с детьми (за детей) и комментировать свои действия.

РЕЧЬ: сильно отстаёт от сверстников, прогресс есть и довольно очевидный, в том числе улучшается чистота звуков, при чём он, видимо, себя хорошо слышит, потому что именно те слова, которые начинают получаться объективно правильнее, любит произносить часто и повторять, когда произносит, например, одно из последних — научился очень чётко говорить «бы» вместо «бык» и теперь в нашей жизни быки стали встречаться просто на каждом шагу, раньше мы их как-то не замечали (за одно произошло разграничение быков, коров, телят, козлов, коз и козлят и т.д.)… вообще из полных слов только «мама», «папа», «деда», «баба»,«не надо»… остальное либо лепетные слова, либо один слог/звук из слова плюс интонации и жесты… звуки использует в основном передние, хотя есть и другие, гласные есть все, из согласных труднее всего с «к»…

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: хорошо у мальчика только с взаимодействием с окружающими, может и поддержать контакт и сам инициировать игру/взаимодействие с другими людьми, в том числе с незнакомыми, всегда здоровается (машет рукой и говорит«е-ее», то есть «привет», подаёт первым/пожимает в ответ мужчинам руку, или «даёт пять») и говорит спасибо (кивает и говорит «ма»), без вопросов соблюдает очередность, знает «своё» и «чужое», повторяет за детьми понравившиеся шалости и т.д.

А вот собственно с самообслуживанием у нас как-то так себе (родители мешают процессу): совсем сам одеться не может (только штаны, обувь и, например, олимпийку, то есть то, что не нужно через голову, а иначе голову засунет, а с руками далеко не всегда справится после этого); горшок по настроению, хотя контролировать процесс может и всё понимает, но не просится и не считаетэто нужным ))); ему проще обгадиться и использовать это как повод искупаться – залезет в ванную, включит воду, сам намылится от пяток до макушки(кроме спины, естественно) и сам себя обольёт хоть ковшиком, хоть из душа, и даже худо-бедно вытрется полотенцем… поесть может сам более или менее опрятно (ложка, вилка, чашка), но иногда промахивается ложкой мимо рта и потом пытается собрать еду вокруг рта ложкой и вытереть салфеткой, но также всё ещё интересноразлить воду, да и вообще есть не любит… а ещё совсем не можем договорится поповоду поведения на проезжей части… Что делаем: ну, просто живём ))) никуда неспешим, родители не напрягаются покормить с ложки и надеть подгузник ))) не любит «пачкать руки», то есть вообще что-то делать без инструмента, поэтому столовые приборы, карандаши, кисточки, лопатки и т.д. используются с удовльствием и по назначению.

РЕЗЮМИРУЯ, могу сказать, что каких-либо проблем с развитием ребёнка я не вижу. Конечно, он отстаёт по многим (или даже всем) параметрам от сверстников, но я считаю, что это неизбежно и не собираюсь с этим бороться. Главное, что теперь для меня стало совершенно очевидным, что прогресс неизбежен, пусть он идёт в своём темпе, но спешить нам некуда. Предположим, мальчик научится нормально говорить в 7 лет, а читать в 9, а писать вообще в11, ну и что? Пусть он сможет полностью обслуживать себя только к 30 годам, что это меняет в его или моей жизни? Совершенно точно, что в итоге он справится. И пусть весь этот период он будет счастливым, а не замученный занятиями, целями и достижениями. Кто сказал, что ради какого-то эфемерного будущего счастья нужно отказаться от беззаботного и радостного существования сегодня?! Поэтому мы пока живём и не паримся, чего и Вам всем желаем

Источник