Синдром дауна развитие ребенка таблица
Развитие ребенка с синдромом Дауна до года, его темп роста и прибавка массы имеют огромное диагностическое значение и являются важнейшими показателями его соматического здоровья. Так, низкая прибавка массы тела может оказаться первым симптомом нарушений со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной или нервной системы. Известно, что у детей с трисомией-21 чаще встречаются врожденные аномалии развития. Более того, клинические проявления некоторых заболеваний у детей с синдромом Дауна часто носят «стертый» характер, могут протекать под маской других состояний или принимаются клиницистами за признаки самого синдрома. Так, диагностика гипотиреоза и целиакии у детей с синдромом Дауна на клиническом этапе может вызывать значительные трудности.
Как происходит физическое развитие ребенка с синдромом Дауна
Хорошо известно, что развитие ребенка с синдромом Дауна в целом имеет сниженный темп роста с рождения и до завершения всего периода роста. Причина задержки роста пока однозначно не ясна.
С другой стороны, нельзя недооценивать профилактику паратрофии и избыточной массы тела у детей с трисомией по 21-й паре хромосом начиная с самого раннего возраста.
Определять темпы роста детей возможно при анализе последовательных измерений ребенка, проводимых в определенные сроки, при этом оцениваются темповые изменения отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы). Существует несколько основных способов оценки антропометрических показателей, в том числе параметрический (сигмальный) и непараметрический (по перцентильным таблицам) методы [1, с. 37—57].
Очевидно, что оценивать темпы роста детей с трисомией по 21-й паре хромосом с помощью графиков, разработанных для обычных детей, не информативно. Для оценки физического развития этих детей необходимо применять таблицы, разработанные для детей с трисомией-21 с учетом расово-этнических особенностей конкретного региона.
Впервые перцентильные графики, разработанные для детей с синдромом Дауна, появились еще в 1988 году благодаря усилиям американских ученых [2] и долгое время успешно применялись во всем мире для оценки физического развития детей с синдромом Дауна. Позже подобные графики разрабатывались для детей с трисомией по 21-й паре хромосом и в других странах: Португалии, Швеции и т. д. В нашей стране до настоящего времени графиков для оценки физического развития детей с синдромом Дауна не существовало.
С целью разработки отечественных графиков для оценки массы, длины тела и окружности головы детей с синдромом Дауна первого года жизни нами были обследовано 514 детей с цитогенетически верифицированным синдромом Дауна, находящихся на воспитании в семье, рожденных в период с 2000 по 2011 год. Наблюдались 241 девочка и 273 мальчика. Из них родился доношенным 441 ребенок и 73 родились недоношенными на сроке 35 ±1 недель в среднем. Задержка внутриутробного развития отмечалась у 18,7 %, а морфофункциональная незрелость — у 19 % новорожденных с синдромом Дауна.
Врожденные пороки сердца были выявлены у 45,6 %. Аномалии желудочно-кишечного тракта, такие как болезнь Гиршпрунга, атрезия 12-перстной кишки и др., были диагностированы у 3,5 % исследуемых детей. Гипотиреозом, в том числе субклиническим, страдали 24,2 % младенцев с синдромом Дауна (рис. 1).
В возрасте от 0 до 1 года проводилось динамическое измерение длины, массы тела и окружности головы по стандартным методикам. Показатели физического развития недоношенных детей оценивались в соответствии со скорригированным возрастом.
Половина обследуемых детей (52,7 %) находилась на грудном вскармливании до трехмесячного возраста и только 28,6 % детей — до шести месяцев и дольше. Прикорм вводился по возрасту. При разработке таблиц учитывались данные детей, находящихся как на грудном, так и на искусственном вскармливании.
Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft XL, SPSS.
Физическое развитие ребенка до года
Результаты
Проведено 4538 измерений. Средний вес девочек при рождении составил 3,132 ± 0,429 (M±d) кг (табл. 1), мальчиков – 3,236 ± 0,547 кг (табл. 2). Рост – 50,13 ± 2,41 см и 50,82 ± 2,73 см соответственно.
Средний вес девочек с синдромом Дауна в 1 год составил 8,275 ± 1,06 кг, а мальчиков — 9,356 ± 1,41 кг. К 12 месяцам жизни средний рост девочек достиг 72,29 ± 3,34 см, а мальчиков – 73,3 ± 3,89 см.
Среднее значение окружности головы при рождении у детей с синдромом Дауна соответствовало среднему значению окружности головы обычных детей. У девочек это 33,53 ± 1,47 см, у мальчиков – 34,04 ± 1,72 см. В возрасте 12 месяцев средний показатель окружности головы и девочек и мальчиков с синдромом Дауна находился ниже значений 1 стандартного отклонения окружности головы обычных детей (–1d).
Поскольку качественная оценка роста возможна только при анализе динамических измерений ребенка, для оценки темповых изменений отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы) нами предложены перцентильные графики, так как они не только позволяют оценить антропометрические показатели в настоящий момент, но и дают представление о темпах роста ребенка в целом (рис. 2—7).
При сравнении медиан массы и длины тела детей с синдромом Дауна, полученных в ходе нашего исследования, с показателями, полученными в Америке и Португалии [2, 3], видно, что темпы физического развития российских детей несколько превышают соответствующие американские и португальские данные (рис. 8, 9). Вероятно, разница связана с расово-этническими отличиями исследуемых групп и временем исследования (американское исследование проведено в конце 80-х гг. XX в., португальское – в 2001 г.).
Разработанные нами графики с успехом могут применяться в практике амбулаторного наблюдения за детьми с синдромом Дауна. Это улучшит диагностику у этих пациентов сопутствующей патологии и позволит провести у них раннюю профилактику нарушений питания.
Рис. 1. Частота сопутствующих патологий в исследуемой группе детей с синдромом Дауна
Таблица 1
Показатели массы, длины тела и окружности головы девочек с синдромом Дауна
* стандартное отклонение,
** количество измерений.
Таблица 2
Показатели массы, длины тела и окружности головы мальчиков с синдромом Дауна
Рис. 2. Перцентильные графики массы тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни.
Рис. 3. Перцентильные графики массы тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 4. Перцентильные графики длины тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 5. Перцентильные графики длины тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 6. Перцентильные графики окружности головы девочек с синдромом Дауна первого года жизни
Рис.7. Перцентильные графики окружности головы мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни
Рис. 8. Сравнительные графики медиан массы и длины тела девочек с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев[1]
Рис. 9. Сравнительные графики медиан массы и длины тела мальчиков с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев
Литература
- Шабалов Н. П. Педиатрия. М., 2003.
- Characterization of the somatic evolution of Portuguese children with Trisomy 21 — Preliminary results / A. Fernandes et al. // Down Syndrome Reseach and Practice. 2001. Vol. 6, № 3. P. 134—138.
- Growth charts for children with Down syndrome: 1 month to 18 years of age / C. Cronk, A. C. Crocker, S. M. Pueschel et al. // Pediatrics. 1988. Vol. 81. P. 102–110.
[1] В графиках на рис. 8 и 9 использованы данные зарубежных исследований [2, 3].
Источник
1 Мая 2018
Наличие дополнительной, 47-й, хромосомы сказывается на развитии внутренних органов ребенка, его способностям к умственному и физическому развитию. Однако статистика гласит: 4 из 5 детей с этой геномной патологией обучаемы, а некоторые вполне могут добиться значительных успехов в жизни. Существует огромное количество вариаций синдрома, которые оказывают различное влияние на потенциал ребенка — иногда он и вовсе не нуждается в составлении специальных программ, а его развитие находится в рамках, применимых к возрасту.
И все же, в большинстве случаев у детей наблюдаются проблемы с речью — например, задержка между пониманием и воспроизведением слова. Также распространено медленное развитие мелкой моторики, которая уступает другим двигательным качествам в темпах их усовершенствования. Такие дети могут позже вставать на ножки — от 2-х до 4-х лет. Поэтому врачи придерживаются подхода раннего вмешательства: замечено, что чем раньше назначается физиотерапия и специальные занятия, чем раньше обследования выявляют сдерживающие факторы (например, проблемы со слухом), тем скорее идет развитие ребенка и тем меньше он отстает от сверстников.
Причины синдрома Дауна
Превышение генетического материала корреллирует с возрастом матери, отца и даже бабушки по материнской линии. Однако предугадать, родится ли ребенок здоровым или больным невозможно — его родители почти всегда оказываются здоровыми людьми, а патология обнаруживается только на этапе скрининга плода. Косвенно повлиять на развитие синдрома может:
- зачатие в близкородственном браке;
- наличие среди родственников человека с данной мутацией;
- поздние роды при возрасте матери от 35 лет и отца от 40 лет;
- наличие вредных привычек, нездоровое питание и образ жизни.
Синдром не связан с полом плода и диагностируется при помощи инвазивных и неинвазивных методик. При рождении развитие ребенка практически всегда соответствует нормальному, за исключением незначительных задержек. При этом братья и сестры с заболеванием похожи между собой, но не похожи на родителей.
Отличия с первых дней:
- дети с заболеванием имеют уплощенное лицо и укороченный нос;
- на укороченной шее имеется характерная складка;
- у внутреннего уголка глаза заметен эпикантус, несвойственный детям немонголоидных рас;
- уголки глаз имеют разную высоту, что нередко сопровождается косоглазием;
- язык увеличен, из-за чего ребенку сложно держать рот закрытым;
- наблюдается искривление мизинца, клинодактилия;
- в 20% и более также диагностируется врожденный лейкоз, эпилепсия, проблемы с мочеполовой системой.
Особенности развития
В возрасте до 3 месяцев для ребенка с синдромом Дауна характерен следующий уровень развития:
- выражает чувство голода плачем, а сытости — радостью;
- эмоционально реагирует на внимание и появление значимых взрослых;
- не наблюдается проблем с сосанием и глотанием молока;
- при положении лежа на спине активно двигает ручками и ножками;
- подъем головы не ниже 4-6 см от поверхности, время удержания головки — 8-12 секунд;
- при положении лежа держит головку около минуты;
- хорошо сжимает и разжимает кулачки;
- может дотронуться пальчиками до собственного лица;
- активно наблюдает за интересными предметами;
- узнает голос матери и реагирует на него;
- узнает знакомых людей и эмоционально выражает это.
В возрасте 4-6 месяцев:
- делает попытки к общению с близкими, гулит и лепечет;
- умеет смеяться;
- демонстрирует опаску и сомнение при виде незнакомых людей;
- активно тянет в рот ручки;
- сидит и держит головку без особых затруднений;
- наблюдает за интересными предметами;
- хорошо отличает знакомых, вплоть до частых гостей, от незнакомцев;
- следит за любимыми игрушками и другими интересующими предметами.
Старше 6 — до 10 месяцев:
- реагирует на щекотку смехом;
- улыбается при играх или в ответ на ласку;
- учится говорить короткие слова из пары слогов;
- знает, что если уронить предмет, его поднимут;
- плачет или проявляет другие негативные эмоции, если у него отбирают игрушку;
- умеет кушать из рук, пить из кружки, которую держит взрослый;
- начинает самостоятельно ползать и вставать с поддержкой взрослого;
- передает предметы одной или двумя руками;
- проявляет любопытство к окружающему миру, познавательные попытки.
В возрасте 10-12 месяцев:
- реагирует плачем на отчитывание или ругань;
- понимает, что в ответ на просьбу можно отдавать предметы;
- самостоятельно кушает;
- обнимает родителей;
- переворачивается со спинки на живот по собственному желанию;
- ходит с поддержкой взрослых;
- начинается развитие мелкой моторики в играх;
- понимает, когда к нему обращаются.
От 13 до 15 месяцев:
- машет ручками и хлопает в ладоши, в зависимости от ситуации;
- может отвечать утвердительными или отрицательными движениями головы;
- самостоятельно встает и ходит;
- играет с мячом, конструктором, машинками, пирамидкой;
- делает первые рисунки.
В возрасте 16-19 месяцев:
- понимает простые поручения от взрослых и выполняет их сам или с чужой помощью;
- отдает взрослым предметы при просьбе;
- учится самостоятельно снимать одежду;
- сам умывается;
- умеет подниматься и спускаться по ступенькам с подстраховкой от взрослого.
Обращайтесь, чтобы получить индивидуальную программу Войта-терапии для Вашего малыша!
Источник
26.01.2014, 15:12
#1
0Этапы психо-моторного развития детей с синдромом Дауна представлены в таблице:
Этапы в развитии ребёнкаДети с синдромом Дауна Стандартное развитие Средний возраст (месяцы) Диапазон (месяцы) Средний возраст (месяцы) Диапазон (месяцы) Улыбается 2 1,5-3 1 0,5-3 Перекатывается 6 2-12 5 2-10 Сидит 9 6-18 7 5-9 Ползает 11 7-21 8 6-11 Ходит на четвереньках 13 8-25 10 7-13 Стоит 10 10-32 11 8-16 Ходит 20 12-45 13 8-18 Говорит слова 14 9-30 10 6-14 Говорит предложения 24 18-46 21 14-32 20.02.2014, 10:19
#2
0Таблица соотношения норм развития и развития ребёнка с синдромом Дауна
Навык Норма развития Дети с синдромом Дауна в среднем интервал в среднем интервал Развитие моторики Садится самостоятельно 6 мес. 5-9 мес. 11 мес. 6-30 мес. Ползает 9 мес. 6-12 мес. 15 мес. 8-22 мес. Стоит 11 мес. 8-17 мес. 26 мес. 12-39 мес. Ходит 14 мес. 9-18 мес. 26 мес. 12-48 мес. Развитие речи Первое слово 12 мес. 8-23 мес. 23 мес. 8-23 мес. предложения из 2 слов 24 мес. 15-23 мес. 36 мес. 15-23 мес. Эмоциональное и социальное развитие Улыбка 1,5 мес. 1-3 мес. 3 мес. 1,5-5 мес. Ест руками 10 мес. 7-14 мес. 18 мес. 10-24 мес. Пьет из чашки 13 мес. 9-17 мес. 23 мес. 12-32 мес. Ест ложкой 14 мес. 12-20 мес. 29 мес. 3-39 мес. Полный контроль над мочевым пузырем 22 мес. 16-24 мес. 42 мес. 24-84 мес. Самостоятельно одевается 48 мес. 42-60 мес. 90 мес. 42-102 мес. 09.02.2016, 10:21
#3
024.01.2017, 13:38
#4
0Интересно кто разработал такие таблицы.
24.01.2017, 14:51
#5
0Сообщение от КОТЕНОЧЕК
Интересно кто разработал такие таблицы.
Ну, очевидно, какой-нибудь околонаучный институт.)) На самом деле, если посмотреть внимательно, то станет понятно, что никаких норм для детей с синдромом Дауна нет — такой разброс сроков. Честно говоря. мой ребёнок и в эти чудовищные по своим размерам вилки тоже не везде влезает.)))
07.02.2017, 10:15
#6
0Вот и я так думаю. Они все по своей человеческой глупости, пытаются детей с ограниченными возможностями подогнать под критерии, и не хотят понимать, что нужно как-раз делать — таки наоборот! Под детей надо подстраиваться, а не их подстраивать. Нормы как таковой не существует.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
Правила форума
Источник
Уважаемые читатели, предлагаем вам статью, которая написана нами по результатам консультаций детей с синдромом Дауна.
Речь пойдет о том, что специалисты по двигательному развитию, не зная особенностей детей с синдромом Дауна, пытаются использовать для выработки у них вертикальной позы фиксацию с помощью вертикализаторов или корсетов. Кроме этого, нам встречались и случаи фиксации запястья и щиколоток детей с синдромом Дауна для «появления более точных движений».
Все эти методы, очевидно, копируют методы работы с детьми с ДЦП, особенно со спастическими и гиперкинетическими формами, что позволяет детям с этим нарушением выработать определенные позы и движения.
При синдроме Дауна, отличающегося иной спецификой, данные методы искусственной фиксации являются не просто неэффективными, но и неприемлемыми, заметно тормозящими двигательное развитие детей с синдромом Дауна.
Коротко разъясним суть вопроса.
1. Дети с синдромом Дауна обладают следующими специфическими особенностями:
- Сниженный мышечный тонус
- Недостаточные реакции равновесия
- Недостаточная способность стабилизировать положения суставов
- Нарушенная проприоцептивная ( телесная) чувствительность, то есть искаженная информация о положении тела
2. Данные особенности приводят к нарушению постурального контроля, то есть определенные сложности сложности с удержанием позы, сохранением равновесия и точности движений.
3. В отсутствии представлений об особенностях двигательного развития детей с синдромом Дауна, у специалистов порой возникает иллюзия того, что зафиксировав определенное положение всего тела или его отдельных частей, мы можем научить ребенка правильно стоять и более четко совершать движения.
Но это совершенно не соответсвует реальности: ограничение движений и насильственная стабилизация (вертикализаторы, корсеты, различные ортезы, фиксаторы, манжеты) приводит к тому, что резко нарушается процесс научения ребенка удержанию стабильного положения тела, еще больше снижается мышечный тонус, а также не развиваются движения запястья и голеностопного сустава.
Пока ребенок зафиксирован, он действительно вынужденно сохраняет позу и производит отдельные, весьма ограниченные движения.
Как только фиксаторы снимаются, ребенок превращается в беспомощное малоподвижное существо, у которого страдает не только двигательное развитие, но и исследовательская деятельность, игра, эмоциональное развитие. Очевидно, что все это накладывает серьезный негативный отпечаток на общее развитие ребенка.
Что предлагается современными специалистами по двигательному развитию детей с синдромом Дауна?
Гимнастика активного типа, смысл которой заключается в том, что положения тела ( позы) и движения развиваются в процессе активной деятельности ребенка, буквально с первых недель и месяцев его жизни.
Ношение ребенка в правильных позах, например, в позе «самолетик», позволяет ему успешно выработать контроль головы, то есть активизировать работу мышц шеи и плечевого пояса. Грамотный подбор игрушек и их размещение на нужной высоте — учит ребенка тянуться к ним, что развивает точность движений и развитие координации рука глаз.
Когда ребенок лежит на животе, ему также предлагаются интересные игрушки, что побуждает его перенести вес на одну руку, потянувшись второй рукой к игрушке. Это — перемещение веса из стороны в сторону, то есть, фактически — закладывание основы дальнейших движений, вплоть до ходьбы и бега.
Более подробную информацию об особенностях двигательного развития и о методике проведения гимнастики активного типа вы можете найти в книге «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна». Эта книга входит в пакет информации, который Даунсайд Ап отправляет в каждую семью с маленьким ребенком, так что она у многих из вас есть дома. В настоящее время ее электронная версия размещена на нашем информационном портале.
В заключение повторим: любое ограничение движений ребенка с синдромом Дауна, даже если оно производит впечатление подспорья для сиюминутного успеха, впоследствии отзывается более ощутимыми затруднениями двигательного и общего развития!
Источник