Синдром дауна развитие ребенка программа для детского сада
Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:
• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
• определении содержания и методов обучения и воспитания;
• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;
• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность.
Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.
Диагностические
• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
• Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
• Социализация.
• Формирование самостоятельности.
• Становление нравственной ориентировки.
• Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
• Развитие познавательной активности.
• Формирование всех видов детской деятельности.
В программевыделены следующие разделы:
• Социальное развитие
•Познавательное развитие:
1.1. Сенсорное воспитание.
1.2. Формирование мышления.
1.3. Формирование элементарных количественных представлений.
1.4. Ознакомление с окружающим
1.5. Развитие речи.
• Формирование деятельности.
1.1 Обучение игре.
1.2 Изобразительная деятельность:
а) лепка
б) аппликация
в) рисование
1.3 Конструирование.
1.4 Трудовое воспитание:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков
б) ручной труд
в) хозяйственно – бытовой труд
• Эстетической развитие
1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
1.2 Ознакомление с художественной литературой.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период –март, апрель, май.
В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Источник
Галина Романова
Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3 лет с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» составлен на базе программы Центра Даун синдром университета Маккуэри, программы «Маленькие ступеньки» и методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», — авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП».
Созданию проекта «Сотворим чудо» послужило принятие в МАДОУ общего типа ребенка – девочки Даши 3-х лет с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости. Предварительно ребенокбыл обследован специалистами разного назначения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-психиатром, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом детского сада и ПМПК.
Проанализировав результаты обследования всеми специалистами,решением ПМПК было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери). Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным ребенком, с учетом того, что возможности коррекционного обучения и восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости у всех разные.
На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы «Сотворим чудо» составлен с учетом специфических особенностей моторно — двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов. Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Синдром Дауна встречается во всех странах мира довольно часто, особенно замечено в бедных слоях населения. Исходя из общего населения земли, которое составляет семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Учитывая общее население нашей страны России, а оно составляет 143347059 человек, можно вычислить количество детей с синдромом Дауна, исходя из того, что ежемесячно рождаются 25000 тысяч детей с синдромом Дауна. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, а в нашем случае, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами, особенно по физике и химии. Это говорит о том. что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Конечная цель проекта «Сотворим чудо» заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.
Организация коррекционно- развивающей работы
Ребенок 3-х лет с синдромом Дауна посещает 2-ю младшую группу в детском саду общего типа вместе с мамой.Посещает все запланированные занятия специалистов:
1. Индивидуальные занятия учителя — логопеда—2 занятия. Продолжительностью 10-15 мин. (вместе с мамой). 2. Индивидуальные занятия педагога – психолога — 1 занятие продолжительностью 10-15 мин. (мама- ребенок).
3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию, 10-15 мин. (согласно сетке занятий). 4. Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию в бассейне- 10 мин.
5. Присутствие на музыкальных занятиях (с мамой) со всеми детьми вместе,
выполняя по возможности доступное.
Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:
-относительная сохранность эмоций;
-сохранность зрительно-двигательного восприятия;
-сохранность тактильной чувствительности.
Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.
Не исключением является привлечение в работу родителей — матери, что способствует повышению ее компетентности в воспитании и обучении своего ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна в детском саду один, то контакт, например, учителя- логопеда и матери и других специалистов происходит ежедневно путем определенных бесед и консультаций, объяснений, рекомендаций, что в данной работе немаловажно и стимулирует выполнение определенных заданий дома.
Коррекционная работа по проекту «Сотворим чудо»предполагает два периода обучения:
1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
2. период- январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.
Коррекционная работа с ребенкомстроится на материале лексических тем:
Игрушки, части лица и тела, одежда, семья, домашние животные, посуда, дикие животные.
Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете по ГОСТУ, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.
Задачи коррекционно-развивающего проекта «Сотворим чудо».
Проектпредусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей в диагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.
Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;
-на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;
-формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления
у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребенком. Реализация задач блоков зависит от тяжести умственной отсталости. Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. В проектевыделены следующие разделы:
-социально-эмоциональное развитие;
-формирование общения, развитие речи;
-навыки общей моторики;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие навыков самообслуживания; пребывания
-восприятие речи.
Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.
На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов — представлений.
Содержание коррекционно — развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.
Общие цели:
-стимулировать общее развитие ребенка;
-повысить уровень самостоятельности ребенка;
-развивать общую и мелкую моторику ребенка;
-обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.
Социально-эмоциональное развитие
-формировать представления о частях собственного тела;
-формировать общение взрослого с ребенком,их сотрудничество;
-формировать адекватное поведение;
-формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.
Примерный перечень игр
«Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,
Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,
«Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.
Формирование общения, развитие речи.
-формирование общения «взрослый-ребенок»;
-расширение объема понимания обращенной речи;
Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью
предметных действий, использование жестов и звуков.
-развитие правильных движений органов речи;
-поэтапная работа по вызыванию звуков.
Примерный перечень игр
«Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,
«Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.
Моторное развитие
-стимулировать двигательную активность детей;
-развивать ориентировку в пространстве;
-обогащать двигательный опыт;
-развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Примерный перечень игр
«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.
Развитие мелкой моторики
-совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,
-координация «рука- глаз»;
-развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.
Виды работ
Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,
делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.
Развитие навыков самообслуживания
— культурно – гигиенические навыки;
— мытье и вытирание рук;
— умение раздеваться и одеваться.
Восприятие речи
— учить реагировать на слуховые раздражители;
— дифференцировать звукоподражание;
— воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).
Примерный перечень игр и оборудования
«Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.
Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна
Социально-эмоциональное развитие:
-знакомство с пространственной средой группы;
-знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;
-знакомство со сверстниками;
-рассматривание игрушек;
наблюдение за поведением детей, их общением между собой;
-вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.
Формирование общения, развитие речи:
-зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;
-введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.
Воспитание речевого дыхания:
-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.
Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата
Упражнения для губ:
«улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты,хорошо видны верхние и нижние резцы;
«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты);
-попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;
-поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;
-вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;
-отставление губ от зубов –«рупор»;
-втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для развития мышц языка
—«болтушка»-движения языком вперед-назад;
—«часики»-движения языком вправо-влево;
—«качели»-движения языком вверх-вниз;
—«лошадка»-щелкание язычком;
—«блинчик»—(лопатка)-расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)
—«вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.
—«желобок» (трубочка)-высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.
—«присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.
—«грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.
«чашечка»-широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам
«накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем
середину языка (массаж язычка).
Упражнения для развития челюстей
«бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик-
Отдыхает бегемотик.
«Гармошка»-развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку,опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:
На гармошечке играю
Раз и два, раз и два.
И косички заплетаю
Раз и два, раз и два.
Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики).
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка с синдромом Даунак самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
-повторение ребенком имеющихся у него звуков;
-побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;
-использование усвоенных звуков в речи;
-включение звуков в слоги и слова;
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).
Звукопроизношение
Постановка звуков — свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.
Навыки общей моторики
-выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;
-прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы);
— легкий бег (держа ребенка за обе руки);
-повороты вправо, влево;
Наклониться, подняться;
Присесть, встать.
Самомассаж кистей и рук
-грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;
-растирание ладоней движениями вверх-вниз;
-разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;
-растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.
Развитие мелкой моторики
-свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;
-свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;
-разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе);
—«бегают человечки»— указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
—«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.
—«Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
-Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу.
—«стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.
Кулачок-это толстая ножка.
Сверху крышка-наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Заключение
Сравнивая диагностические данные на начало учебного 2011 года и на конец 2012 учебного года, наблюдается, что умения и навыки ребенка с синдромом Дауна при поступлении в детский сад были на нулевом уровне. По окончанию учебного года, благодаря систематическим индивидуальным занятиям специалистов и выполнение рекомендаций мамой, заметна некоторая динамика развития умений и навыков по шести проверочным таблицам. В таблице по развитию навыков самообслуживания по известным причинам, улучшений пока нет. В остальных таблицах при диагностике по двух бальной системе показатель по всем шести таблицам составляет в основном единицу. Но работа с ребенком с синдромом Дауна-это длительный процесс и нужно приложить максимум усилий, чтобы добиться положительных результатов.
Список использованной литературы
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.:Издательство «Союз», 2001.
2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.
3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.
Источник