Синдром дауна программы психологической коррекции
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
I год обучения
Цель: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
2. Создание психологической основы разных видов деятельности.
Задачи коррекции | Способы реализации |
1. Развитие адекватных форм коммуникации. 2. Формирование стереотипа учебного поведения. 3. Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие понимания речи. 5. Сенсорное развитие 6. Формирование элементарных математических навыков. 7. Продуктивная деятельность | а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях; б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком; в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения; г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях; а) обучение выполнению инструкций; б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий; а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности; б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики; в) лепка; г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов); д) рисование пальцами (при помощи специальной краски); а) обучение пониманию названий частей тела; б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций; в)обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах; а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами; а) соотношение форм и фигур; б) складывание разрезных картинок; в) конструирование по образцу; г) формирование представлений о количестве; д) формирование представлений о цвете; а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности; б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях; |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
II год обучения
1. Социализация:
Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.
Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».
2.Социальное развитие.
Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.
Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».
3.Познавательное развитие.
Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.
Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
4.Сенсорное воспитание:
Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»
5.Формирование наглядно-действенного мышления:
Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.
Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».
6.Ознакомление с окружающим.
Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности.
Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.
1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».
2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».
3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»
4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».
Источник
Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:
• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
• определении содержания и методов обучения и воспитания;
• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;
• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность.
Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.
Диагностические
• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
• Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
• Социализация.
• Формирование самостоятельности.
• Становление нравственной ориентировки.
• Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
• Развитие познавательной активности.
• Формирование всех видов детской деятельности.
В программевыделены следующие разделы:
• Социальное развитие
•Познавательное развитие:
1.1. Сенсорное воспитание.
1.2. Формирование мышления.
1.3. Формирование элементарных количественных представлений.
1.4. Ознакомление с окружающим
1.5. Развитие речи.
• Формирование деятельности.
1.1 Обучение игре.
1.2 Изобразительная деятельность:
а) лепка
б) аппликация
в) рисование
1.3 Конструирование.
1.4 Трудовое воспитание:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков
б) ручной труд
в) хозяйственно – бытовой труд
• Эстетической развитие
1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
1.2 Ознакомление с художественной литературой.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период –март, апрель, май.
В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Источник
Ìåòîäèêà êîððåêöèè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Âîçäåéñòâèå êîððåêöèîííîãî îáó÷åíèÿ íà ïðîöåññû âíèìàíèÿ, îòíîñÿùèåñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ äîëè îøèáîê ðàçíûõ òèïîâ â îáùåì êîëè÷åñòâå îøèáîê.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: àíàëèç ñëó÷àÿ
Áàóëèíà Ì.Å. (Ìîñêâà, Ðîññèÿ)
Àííîòàöèÿ
 ñòàòüå àíàëèçèðóåòñÿ îïûò íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ äåâî÷êè 10 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â êîòîðîì áûë ñäåëàí àêöåíò íà ðàçâèòèå ïðîöåññîâ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ.  ðàáîòå îïèñûâàåòñÿ ìåòîäèêà êîððåêöèè, âêëþ÷àþùàÿ íåñêîëüêî áëîêîâ, îòíîñÿùèõñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì: çðèòåëüíîìó, ñëóõîâîìó, òàêòèëüíîìó è äâèãàòåëüíîìó âíèìàíèþ. Ïðîâîäèòñÿ êîëè÷åñòâåííûé è êà÷åñòâåííûé àíàëèç íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ îøèáîê, ñðåäè êîòîðûõ âûäåëÿþòñÿ ïðîïóñêè ñòèìóëîâ, èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïîòåðÿ èíñòðóêöèè è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ. Äåëàþòñÿ âûâîäû î ðàçëè÷íîì âîçäåéñòâèè êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ íà ïðîöåññû âíèìàíèÿ, îòíîñÿùèåñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì. Ïîä÷¸ðêèâàåòñÿ âûðàæåííàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â ñôåðå çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ ïðè îòñóòñòâèè çíà÷èòåëüíûõ óëó÷øåíèé â òàêòèëüíîé è äâèãàòåëüíîé ñôåðå.  ðàáîòå äåëàåòñÿ çàêëþ÷åíèå î íåäîñòàòî÷íîñòè òîëüêî ëèøü ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà è î íåîáõîäèìîñòè äëèòåëüíîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: ñèíäðîì Äàóíà; íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé àíàëèç; âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè; âíèìàíèå.
Ââåäåíèå
 íåéðîïñèõîëîãèè äåòñêîãî âîçðàñòà ðàñïðîñòðàí¸ííîé ïðàêòèêîé ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Êàê ïðàâèëî, àêöåíò äåëàåòñÿ íà ñòðàòåãèè ìåæïîëóøàðíîé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè è îïèñàíèå ñîñòîÿíèÿ îòäåëüíûõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé [4; 6].  òî æå âðåìÿ íàáëþäàåòñÿ íåäîñòàòîê èññëåäîâàíèé, ïîñâÿù¸ííûõ ñòðóêòóðå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà, âûïîëíåííûõ íà ïðèìåðå îòäåëüíûõ ãåíåòè÷åñêèõ ïàòîëîãèé. Òàêæå ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àåòñÿ ðàáîò, äåìîíñòðèðóþùèõ ýôôåêòèâíîñòü ðàçëè÷íûõ ñòðàòåãèé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ÂÏÔ äåòåé ñ ãåíåòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè, â òîì ÷èñëå ïðè ñèíäðîìå Äàóíà.
 ðîññèéñêîé ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêå òîëüêî â ïîñëåäíèå 20 ëåò ñòàëè ñêëàäûâàòüñÿ òðàäèöèè ïîìîùè ñåìüå, âîñïèòûâàþùåé ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Äîëãîå âðåìÿ äåòè ñ ýòèì äèàãíîçîì ïðèçíàâàëèñü íåîáó÷àåìûìè è èì áûëî ðåêîìåíäîâàíî âîñïèòàíèå â çàêðûòûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.  òî æå âðåìÿ â Åâðîïå, â ÑØÀ è âî ìíîãèõ äðóãèõ ñòðàíàõ íàêîïëåí áîãàòûé îïûò ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ýòîò îïûò èìååò ÿðêî âûðàæåííóþ ïðàêòè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü è â ñèëó ýòèõ ïðè÷èí îáëàäàåò ðÿäîì íåäîñòàòêîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê èçó÷åíèþ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé [2; 3].
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå äàííûå î ñèíäðîìå Äàóíà êðàéíå ðàçðîçíåííû. Íàèáîëåå èçó÷åííûìè ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â îáëàñòè ïðàêñèñà è òàêòèëüíîãî ãíîçèñà [1; 5; 6]. Ïðîáëåìû àêòóàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ôóíêöèè âíèìàíèÿ è ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé åãî ðàçâèòèÿ îñâåùåíû â ëèòåðàòóðå íåäîñòàòî÷íî, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî äàííàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ áàçîâûõ ïðåäïîñûëîê ôîðìèðîâàíèÿ âñåõ êîãíèòèâíûõ íàâûêîâ.
 ðÿäå èññëåäîâàíèé îòìå÷àåòñÿ çàäåðæêà â âèçóàëüíîì îáñëåäîâàíèè ïðåäìåòîâ ó 6-ìåñÿ÷íûõ ìëàäåíöåâ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà â èãðîâûõ ñèòóàöèÿõ ñ ìàìàìè; íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé, êîòîðûå ïðåäëàãàëèñü äåòÿì ñ öåëüþ îöåíêè ïðèâûêàíèÿ, — îñëàáëåíèÿ ðåàêöèè ïðè ïîâòîðåíèè âîçäåéñòâèÿ ñòèìóëà [7; 10]. Îäíàêî â äðóãèõ ðàáîòàõ áûëî óñòàíîâëåíî, ÷òî âíèìàíèå äåòåé 10—11 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâî êàê íà ïðîèçâîëüíîì, òàê è íà íåïðîèçâîëüíîì óðîâíå, à íà ôîíå ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè äàæå ïðîÿâëÿåòñÿ ýôôåêò ñâåðõïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ [6]. Ïðè óñèëåíèè ìîòèâàöèè èëè ïåðåêëþ÷åíèè íà äðóãóþ äåÿòåëüíîñòü äåòè ñïîñîáíû ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ äî 40 ìèíóò íåïðåðûâíî.
Îäíèìè èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ êà÷åñòâåííîìó èçìåíåíèþ ïñèõèêè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ÿâëÿþòñÿ îêàçàíèå êîìïëåêñíîé ïîääåðæêè è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî èõ ñïîíòàííûé îïûò íå ñîçäàåò îñíîâû äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ óìåíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ [8; 13]. íåéðîïñèõîëîãè÷åñê ñèíäðîì äàóí ñîïðîâîæäåíèå
Ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ â øèðîêèõ ïðåäåëàõ, è ãðàíèöû èõ îáó÷àåìîñòè äîñòîâåðíî íåèçâåñòíû [9; 11]. Íà äàííûé ìîìåíò ñïåöèàëèñòû íå ìîãóò ÷¸òêî ðàçäåëèòü ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû îòñòàâàíèÿ è ïîñëåäñòâèÿ íåâåðíîãî ïîäõîäà ê îáó÷åíèþ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà [12]. Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ÷óâñòâèòåëüíûìè è àäåêâàòíûìè äëÿ ðåøåíèÿ ýòîé çàäà÷è [2]. Èìåííî îíè ïîçâîëÿþò ïîëó÷èòü öåëîñòíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñîñòîÿíèè âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â òîì ÷èñëå âíèìàíèÿ.
Ìàòåðèàëû è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
 äàííîé ðàáîòå ïðåäñòàâëåíû ðåçóëüòàòû äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ â ïðîöåññå êîãíèòèâíîé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè äåâî÷êè (À. Ï.) â âîçðàñòå 10 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ ïðîõîäèëè íà áàçå ñïåöèàëüíîé (êîððåêöèîííîé) øêîëû ÖÀÎ ã. Ìîñêâû â òå÷åíèå 8 ìåñÿöåâ â 2014 ãîäó.
Ïðè ïåðâè÷íîì äèàãíîñòè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïèëè íàðóøåíèÿ íåéðîäèíàìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ôóíêöèé I ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíîãî áëîêà ïî À.Ð. Ëóðèè) è íåñôîðìèðîâàííîñòü ïðîãðàììèðîâàíèÿ, ðåãóëÿöèè è êîíòðîëÿ (ôóíêöèè III áëîêà).  ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè óêàçàííûå îñîáåííîñòè ïðîÿâëÿëèñü â âèäå íàðóøåíèé êàê íåïðîèçâîëüíîãî, òàê è ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ïîýòîìó èìåííî ýòè ïðîöåññû ñòàëè ìèøåíüþ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè. Äî êîððåêöèîííûõ çàíÿòèé è ïî èõ îêîí÷àíèè áûëî ïðîâåäåíî íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå ðåá¸íêà. Çàíÿòèÿ ïðîâîäèëèñü ñ èñïîëüçîâàíèåì êîãíèòèâíîé ñòðàòåãèè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ÂÏÔ.
 êà÷åñòâå ðàçâèâàþùèõ ìåòîäèê áûëè èñïîëüçîâàíû òðàäèöèîííûå äèàãíîñòè÷åñêèå è êîððåêöèîííûå çàäàíèÿ:
1. Îáâåäåíèå òðàôàðåòîâ è ïóíêòèðíûõ ðèñóíêîâ ïî êîíòóðó.
2. Øíóðîâêà — çàäàíèå, òðåáóþùåå ïîïàäàíèÿ êîí÷èêà øíóðà â îòâåðñòèÿ, íàõîäÿùèåñÿ â äîñêå.
3. Íåâåðáàëüíûé, áóêâåííûé è ÷èñëîâîé âàðèàíòû êîððåêòóðíîé ïðîáû.
4. Ìåòîäèêà Ïüåðîíà — Ðóçåðà (íåâåðáàëüíûé è ÷èñëîâîé âàðèàíò).
5. Ðàáîòà íàä àâòîìàòèçèðîâàííûì ÷èñëîâûì ðÿäîì íà ïðèìåðå öèôåðáëàòà ÷àñîâ.
6. Ñðàâíåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð.
7. Íàõîæäåíèå îòëè÷èé íà äâóõ ïîõîæèõ êàðòèíêàõ.
8. Çàäàíèÿ íà îïðåäåëåíèå ëîêàëèçàöèè ïðèêîñíîâåíèé (ìîäèôèêàöèÿ äèàãíîñòè÷åñêîé ïðîáû äëÿ èññëåäîâàíèÿ òàêòèëüíîãî ãíîçèñà).
Îñíîâàíèåì äëÿ ïîäáîðà êîððåêöèîííûõ çàäàíèé áûëî ñòðåìëåíèå îõâàòèòü âñå ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèå êîìïîíåíòû âíèìàíèÿ: çðèòåëüíûé, ñëóõîâîé, òàêòèëüíûé è äâèãàòåëüíûé. Êðîìå òîãî, óêàçàííûå ìåòîäèêè îáëàäàþò øèðîêèìè âîçìîæíîñòÿìè äëÿ ïîñòåïåííîé ñåíñèáèëèçàöèè ïðè ñîõðàíåíèè íåèçìåííîé èíñòðóêöèè. Âûïîëíåíèå ýòîãî óñëîâèÿ î÷åíü âàæíî äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, òàê êàê ââåäåíèå íîâûõ èíñòðóêöèé è çàäàíèé ÷àñòî çàìåäëÿåò ïðîöåññ âûðàáîòêè íàâûêà âñëåäñòâèå âûñîêîé ðèãèäíîñòè è çàìåäëåííîé àâòîìàòèçàöèè óìñòâåííûõ äåéñòâèé.
Äëÿ ñðàâíèòåëüíîãî àíàëèçà ðåçóëüòàòîâ äî è ïîñëå êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ áûëè âûáðàíû ÷åòûðå ìåòîäèêè, ÿâëÿþùèåñÿ îäíîâðåìåííî è äèàãíîñòè÷åñêèìè, è êîððåêöèîííûìè è îòðàæàþùèå ñîñòîÿíèå âíèìàíèÿ â ðàçíûõ àíàëèçàòîðíûõ ñôåðàõ: «Êîððåêòóðíàÿ ïðîáà» — äëÿ çðèòåëüíîé ñôåðû, «Ïîâòîðåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð» — äëÿ ñëóõîâîé, «Ëîêàëèçàöèÿ ïðèêîñíîâåíèé» — äëÿ òàêòèëüíîé è «Øíóðîâêà» — äëÿ äâèãàòåëüíîé. Ïîñëåäíÿÿ ìåòîäèêà áûëà èñïîëüçîâàíà â êà÷åñòâå àíàëîãà êëàññè÷åñêîé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé ãðàôè÷åñêîé ïðîáû «Çàáîð». Îò èñïûòóåìîé òðåáîâàëîñü ñîáëþäåíèå îïðåäåë¸ííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè âûïîëíåíèÿ äåéñòâèé ïðè øíóðîâêå, íàïðèìåð ÷åðåäîâàíèå ñòåæêîâ ðàçíîé äëèíû (îäèí êîðîòêèé è äâà äëèííûõ).
Äëÿ êîëè÷åñòâåííîé îöåíêè ðåçóëüòàòîâ ïî äàííûì ÷åòûð¸õ ìåòîäèê èñïîëüçîâàëàñü áàëëüíàÿ øêàëà, ñîãëàñíî êîòîðîé 0 áàëëîâ ñîîòâåòñòâîâàë áåçîøèáî÷íîìó âûïîëíåíèþ çàäàíèÿ â ðàìêàõ ìåòîäèêè, 1 áàëë íà÷èñëÿëñÿ çà 1—2 íåãðóáûå îøèáêè (íàïðèìåð, èìïóëüñèâíûé îòâåò ñ ïîñëåäóþùåé ñàìîñòîÿòåëüíîé êîððåêöèåé), 2 áàëëà — çà 1—2 ãðóáûå îøèáêè (íàïðèìåð, ïðîïóñê ñòðî÷êè â êîððåêòóðíîé ïðîáå), 3 áàëëà — çà 3 è áîëåå ãðóáûå îøèáêè.
Âñå èñïîëüçóåìûå êîððåêöèîííûå çàäàíèÿ ïîäâåðãëèñü òàêæå êà÷åñòâåííîìó àíàëèçó äëÿ âûÿâëåíèÿ íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ òèïîâ îøèáîê â ðàçíûõ ñôåðàõ âíèìàíèÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àëèñü îøèáêè, îòíîñÿùèåñÿ ê ñëåäóþùèì òèïàì: èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïîòåðÿ èíñòðóêöèè, ïðîïóñêè ñòèìóëîâ è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ.
Ðåçóëüòàòû
 ðåçóëüòàòå êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ áûë äîñòèãíóò çíà÷èòåëüíûé ýôôåêò â ñôåðå ñëóõîâîãî è çðèòåëüíîãî êîìïîíåíòîâ ïðîèçâîëüíîãî è íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ÷òî ïîëîæèòåëüíî îòðàçèëîñü íà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.
Óëó÷øåíèÿ â îáëàñòè çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ ìîæíî çàìåòèòü, àíàëèçèðóÿ äèíàìèêó âûïîëíåíèÿ «Êîððåêòóðíîé ïðîáû».  ïðîöåññå çàíÿòèé îíà âûñòóïèëà ñâîåîáðàçíûì òðåíàæ¸ðîì äëÿ êîððåêöèè âñåõ òèïîâ îøèáîê, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðè èòîãîâîì îáñëåäîâàíèè À. Ï. äîïóñòèëà âñåãî 2 ïðîïóñêà, ÷òî áûëî îöåíåíî â 1 áàëë. Äëÿ ñðàâíåíèÿ ñëåäóåò óêàçàòü íà òî, ÷òî ïðè ïåðâè÷íîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè áûëè âûÿâëåíû ìíîãî÷èñëåííûå èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïðîïóñêè ñòèìóëîâ è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ. Ïîõîæàÿ äèíàìèêà íàáëþäàëàñü íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïðîöåññà êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ. Òàê, êîëè÷åñòâî ïðîïóñêîâ çàìåòíî óìåíüøèëîñü ïðè âûïîëíåíèè òàêèõ çàäàíèé, êàê «Îáâåäåíèå òðàôàðåòîâ è ïóíêòèðíûõ ðèñóíêîâ» (ãäå â êà÷åñòâå ïðîïóñêîâ ðàñöåíèâàëèñü ÷àñòè êîíòóðà, îñòàâøèåñÿ áåç îáâåäåíèÿ), «Ìåòîäèêà Ïüåðîíà — Ðóçåðà» è «Íàõîæäåíèå îòëè÷èé».
Ðàáîòà íàä àâòîìàòèçèðîâàííûì ÷èñëîâûì ðÿäîì íà ïðèìåðå öèôåðáëàòà ÷àñîâ ïðîâîäèëàñü ñ èñïîëüçîâàíèåì èãðîâîãî ìàòåðèàëà, àíàëîãè÷íîãî äîñêàì Ñåãåíà. Öèôåðáëàò ÷àñîâ ïðåäñòàâëÿë ñîáîé êðóãëóþ äåðåâÿííóþ îñíîâó ñ óãëóáëåíèÿìè äëÿ öèôð ðàçëè÷íîé ôîðìû. Îò èñïûòóåìîé òðåáîâàëîñü îòûñêèâàòü íà ñòîëå è ïî ïîðÿäêó âêëàäûâàòü â óãëóáëåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèå öèôðû. Ïðè âûïîëíåíèè äàííîãî çàäàíèÿ îòìå÷àëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî èìïóëüñèâíûõ îøèáîê è òðóäíîñòåé ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ, íîñÿùèõ õàðàêòåð «çàñòðåâàíèé».
 îáëàñòè ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ îòìå÷àëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â âèäå çíà÷èòåëüíîãî ñíèæåíèÿ èìïóëüñèâíûõ îøèáîê.  òî æå âðåìÿ òàêèå îøèáêè, êàê «ïîòåðÿ èíñòðóêöèè», ïðàêòè÷åñêè íå ïîääàâàëèñü êîððåêöèè, ïîýòîìó ïðè èòîãîâîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè âûïîëíåíèå ïðîáû íà ïîâòîðåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð áûëî îöåíåíî â 2 áàëëà (ðèñ. 1). Íåîáõîäèìî îòìåòèòü òðóäíîñòè äèôôåðåíöèðîâàíèÿ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ ñíèæåíèÿ ôóíêöèè ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ îò ïðîöåññîâ ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ. Äëÿ âûïîëíåíèÿ ýòîé çàäà÷è èç àíàëèçà èñêëþ÷àëèñü îøèáêè, ñâÿçàííûå ñ íåäîîöåíêîé èëè ïåðåîöåíêîé ïðåäúÿâëåííîãî ðèòìà.  êà÷åñòâå îøèáîê âíèìàíèÿ ðàññìàòðèâàëèñü, íàïðèìåð, èìïóëüñèâíûå ïîïûòêè âîñïðîèçâåñòè ðèòì, íå äîñëóøàâ îáðàçåö äî êîíöà, èëè òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ â âèäå ïîâòîðåíèÿ ïðåäûäóùåãî ðèòìà, íåñìîòðÿ íà ïðåäúÿâëåíèå íîâîãî. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè òèïàìè çàäàíèé ìåòîäèêà âîñïðîèçâåäåíèÿ ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð íå îáëàäàåò äîñòàòî÷íîé íàãëÿäíîñòüþ è ïåðöåïòèâíîé ÿðêîñòüþ, ÷òî ïðèâîäèò ê áûñòðîìó óãàñàíèþ ïðîöåññà ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ.
Çàìåòíàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â ñôåðå çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, à òàêæå èñïîëüçóåìûå ðåá¸íêîì ñïîñîáû âûïîëíåíèÿ çàäàíèé óêàçûâàþò íà ïðåîáëàäàíèå ïðàâîïîëóøàðíûõ ñòðàòåãèé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè.
 îáëàñòè òàêòèëüíîãî âíèìàíèÿ íàáëþäàëèñü íåçíà÷èòåëüíûå ïîëîæèòåëüíûå èçìåíåíèÿ, ÷òî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ áîëåå ðàííèì îíòîãåíåòè÷åñêèì ðàçâèòèåì òàêòèëüíîé ñôåðû è ìåíåå âûðàæåííûì ó÷àñòèåì òàêòèëüíîãî âíèìàíèÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, à òàêæå ñëàáîé âîñòðåáîâàííîñòüþ â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Îñíîâíûìè îøèáêàìè áûëè ïðîìàõè áîëüøå 1 ñì ïðè îïðåäåëåíèè ëîêàëèçàöèè ïðèêîñíîâåíèé êàê íà âåäóùåé, òàê è íà íåâåäóùåé ðóêå.
Äâèãàòåëüíûé êîìïîíåíò âíèìàíèÿ êàê íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàííûé ñ ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì è îáåñïå÷èâàåìûé ðàáîòîé ïåðåäíåé àññîöèàòèâíîé çîíû òàêæå ïðåòåðïåë íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ. Ñðåäè ðàçëè÷íûõ òèïîâ îøèáîê ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ «Øíóðîâêà» ïðåîáëàäàëè îøèáêè, ñâÿçàííûå ñ ïîòåðåé èíñòðóêöèè. Òàê, èñïûòóåìàÿ ïåðåæèâàëà âûðàæåííûå çàòðóäíåíèÿ ïðè âûðàáîòêå ýëåìåíòàðíîé äâèãàòåëüíîé ïðîãðàììû ñ ÷åðåäîâàíèåì äåéñòâèé (îäèí ñòåæîê — â ñëåäóþùåå îòâåðñòèå, äðóãîé — ÷åðåç îäíî îòâåðñòèå), â ðåçóëüòàòå ÷åãî å¸ äåÿòåëüíîñòü ïðèîáðåòàëà õàîòè÷íûé õàðàêòåð.
Ðèñ. 1. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïîêàçàòåëåé âûïîëíåíèÿ çàäàíèé â ðàìêàõ ðàçëè÷íûõ ìåòîäèê äî è ïîñëå êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ (â áàëëàõ)
Êà÷åñòâåííûé àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ïîêàçàë ðàçëè÷íûå òåíäåíöèè â ðàñïðåäåëåíèè òèïîâ äîïóñêàåìûõ îøèáîê (ðèñ. 2). Äî ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ó èñïûòóåìîé ïðåîáëàäàëè èìïóëüñèâíûå îøèáêè, à ïîñëå 8 ìåñÿöåâ çàíÿòèé íà ïåðâûé ïëàí ñòàëè âûñòóïàòü òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ, â òî âðåìÿ êàê îáùåå êîëè÷åñòâî îøèáîê çàìåòíî ñíèçèëîñü.
Ðèñ. 2. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ äîëè îøèáîê ðàçíûõ òèïîâ â îáùåì êîëè÷åñòâå îøèáîê (â %)
Îáñóæäåíèå ðåçóëüòàòîâ
Îïûò äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ â ïðîöåññå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ïîêàçàë ýôôåêòèâíîñòü êîãíèòèâíîé ñòðàòåãèè êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ñîãëàñóþòñÿ ñ äàííûìè íåìíîãî÷èñëåííûõ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé, èìåþùèõñÿ â ëèòåðàòóðå è óêàçûâàþùèõ íà âåäóùóþ ðîëü ïðàâîïîëóøàðíûõ ïðîöåññîâ ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè. Òàê, â èññëåäîâàíèè Êîâÿçèíîé Ì.Ñ. è Øàïèðî Ì.Ñ. ïîêàçàíî, ÷òî â ïðîáàõ «Õèìåðû» äëÿ äèàãíîñòèêè çðèòåëüíîãî ãíîçèñà äåòè ÷àùå íàçûâàþò òîëüêî îäíó ÷àñòü èçîáðàæåíèÿ, è òðåáóåòñÿ âìåøàòåëüñòâî íåéðîïñèõîëîãà, ÷òîáû îí îáðàòèë èõ âíèìàíèå íà äðóãóþ ÷àñòü [6]. Íàøå èññëåäîâàíèå âûÿâèëî àíàëîãè÷íóþ òåíäåíöèþ: â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ íåâåðáàëüíûõ è âåðáàëüíûõ âàðèàíòîâ êîððåêòóðíîé ïðîáû ïðîèãíîðèðîâàííûìè îñòàþòñÿ ëåâûé êðàé è ñåðåäèíà ëèñòà, ÷òî ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì ïðîïóñêàì ñòèìóëîâ.
 ëèòåðàòóðå îòìå÷àåòñÿ, ÷òî ê 10 ãîäàì ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñîõðàíÿòü âíèìàíèå â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè, ÷òî îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà ðåçóëüòàòû îáó÷åíèÿ [5; 8]. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ, ïðîâåä¸ííûå â òå÷åíèå 8 ìåñÿöåâ, ïðîäåìîíñòðèðîâàëè çàìåòíóþ ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ïðîöåññîâ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿþò ãîâîðèòü î òîì, ÷òî äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âàæíà îðãàíèçàöèÿ íå òîëüêî ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà, íî è ïðîäîëæèòåëüíîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò.
Âûâîäû
Ïî ðåçóëüòàòàì ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ çàíÿòèé ñ äåâî÷êîé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â õîäå êîòîðûõ èñïîëüçîâàëèñü íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäû, áûëè âûäåëåíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ:
1. Áûñòðûé è ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ñòðàòåãèè ïðîèçâîëüíîãî çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, — ñâåðõó âíèç è ñëåâà íàïðàâî.
2. Ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà èìïóëüñèâíûõ îøèáîê ïðè ðàñïîçíàâàíèè ïðîñòûõ ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð.
3. Íåäîñòàòî÷íàÿ ýôôåêòèâíîñòü â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîãî äâèãàòåëüíîãî âíèìàíèÿ â âèäå íåçíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ ñêîðîñòè ðåàêöèè è ñíèæåíèÿ êîëè÷åñòâà èìïóëüñèâíûõ äâèæåíèé.
4. Ñëàáîñòü âêëþ÷åíèÿ â ïðîöåññ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè è òðóäíîñòè å¸ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ.
5. Íàáëþäàåòñÿ ïðåîáëàäàíèå ïðàâîïîëóøàðíûõ ñòðàòåãèé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè, ÷òî îò÷àñòè êîìïåíñèðóåò íåäîñòàòîê ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè ïðîèçâîëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Ëèòåðàòóðà
1. Àë¸õèíà À.Â. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: àâòîðåô. äèñ. êàíä. ïñèõîë. íàóê. — Ì., 2000.
2. Áàóëèíà Ì.Å. Ìàòåðèàëû ïî äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè òðóäíîñòåé îáó÷åíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. — Ì.: ÀÐÊÒÈ, 2009. — 88 ñ.
3. Áàóëèíà Ì.Å. Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû äèàãíîñòèêè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé // Ïðàêòè÷åñêàÿ ìåäèöèíà. — 2013. — ¹ 1(66). — Ñ. 150-152.
4. Ãóùèí Þ.Â. Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå èçó÷åíèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ: îáçîð èññëåäîâàíèé // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë Ìåæäóíàðîäíîãî óíèâåðñèòåòà ïðèðîäû, îáùåñòâà è ÷åëîâåêà «Äóáíà». — 2009. — ¹ 4. — Ñ. 3-9.
5. Êîâÿçèíà Ì.Ñ. Î íåêîòîðûõ àñïåêòàõ ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèÿõ ó äåòåé â íîðìå è ñ ñèíäðîìîì Äàóíà // Âåñòíèê Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. Ñåðèÿ 14. Ïñèõîëîãèÿ. — 2008. — ¹ 4. — Ñ. 54-66.
6. Êîâÿçèíà Ì.Ñ., Øàïèðî Ì.Ñ. Ïèëîòàæíîå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà // Îñîáûé ðåáåíîê. Èññëåäîâàíèÿ è îïûò ïîìîùè. — 1999. — Âûï. 2. — Ñ. 5-20.
7. Ëàóòåñëàãåð Ï. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïðîáëåìû è ðåøåíèÿ. — Ì.: Ìîíîëèò, 2003. — 344 ñ.
8. ×åëûøåâà Ì.Â., Óðÿäíèöêàÿ Í.À. Ïðîôèëü ðàçâèòèÿ êàê îñíîâà ðàçðàáîòêè ïðîãðàìì ðàííåé ïîìîùè // Ñèíäðîì Äàóíà XXI âåê. — 2008. — ¹ 1. — Ñ. 12-19.
9. Fidler D. The Emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood: Implications for Practice // Infants & Young Children. — 2005. — Vol. 18, ¹ 2. — P. 86-103.
10. Freides D. Developmental disorders: a neuropsychological approach. — Oxford: Blackwell Publishers, Inc. — 2001. — 586 p.
11. Gunn P., Berry P., Andrews R.J. Looking behavior of Down syndrome infants // American Journal of Mental Deficiency. — 1982. — Vol. 87, ¹ 3. — P. 344-347.
12. Neuropsychological Effects of Second Language Exposure in Down Syndrome / J.O. Edgin, A. Kumar, G. Spano [et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. — 2011. — Vol. 55, ¹ 3. — P. 351-356.
13. Spatial representation and attention in toddlers with Williams syndrome and Down syndrome / J.H. Brown, M.H. Johnson, S.J. Paterson [et al.] // Neuropsychologia. — 2003. — Vol. 41, ¹ 8. — P. 1037-1046.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник