Синдром дауна план индивидуальной работы
Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна
СЕНТЯБРЬ
Ребенок на обследовании
ОКТЯБРЬ
Тема «Осень»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)
Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение вращать карандаш между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Капуста»
Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Овощи».
Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Апельсин»
Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.
3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение катать каштан между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Грибы»
Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.
3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)
Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.
НОЯБРЬ
Тема «Одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
Формировать умение катать фасоль между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Рукавицы»
Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.
3. Шнуровка «Завяжи шапочку»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.
Формировать умение катать жёлуди между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Деревья»
Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.
3. Игры с прищепками «Дерево»
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.
Тема «Перелётные птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Кукушка»
Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Птицы»
Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Пальчиковая игра
«Петушок»
Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.
3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).
Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.
ДЕКАБРЬ
Тема «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Учить прокатывать каштан между пальцами.
2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.
Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками
2. Пальчиковая игра «Варежки»
Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого
3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.
Тема «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей
3. Игры с прищепками «Снежинка».
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»
Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.
3. Рисование «Украсим ёлочку»
(рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев.
ЯНВАРЬ
Тема «Мебель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Стол, стул»
Развивать мелкую моторику.
3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая
игра
«Помощники»
Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).
3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.
3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)
Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
ФЕВРАЛЬ
Тема «Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.
2. Пальчиковая игра «Семья»
Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики
3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)
Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»
Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.
3. Трафареты «Игрушки»
Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.
2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»
Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Игра «Завяжи узелки»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»
Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.
3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1
Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.
МАРТ
Тема «Весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Весна»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Мамочка»
Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.
3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра
«Наша группа»
Развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение катать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Ботинки»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»
Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.
АПРЕЛЬ
Тема «Продукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Каша»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Луноход»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Игра «Собери ракету» (мозаика)
Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Мак»
Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.
3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)
Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.
Тема «Насекомые»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Пчела»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Шнуровка «Бабочка»
Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.
МАЙ
Тема «Ягоды»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.
Тема «Ягоды»
1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)
Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»
Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»
Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)
Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.
Источник
Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом 3-4 лет (синдром Дауна)
Направление коррекционной работы
Ознакомление с окружающим миром
Речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
Сенсорное развитие
Развитие психических процессов
Развитие временных и пространст.представлений
Развитие тонкой
моторики рук
Коррекция звукопроизношения
Задачи
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать объём произвольного внимания;
5) развивать произвольное внимание.
Формирование правильной речи
1) развивать восприятие длительности временного интервала
2) развивать представление о частях суток
3) развивать представления о временах года
4) развивать пространственные представления
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность 4)развивать наблюдательность
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой
и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
развивать воображение
и творческие способности
развивать
тонкую моторику рук
Содержание коррекционно- развивающей работы
Формирование первичных представлений о смене времен года. Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). Формирование представлений о значении труда взрослых. Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов. Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи. Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный). Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
Обучение использованию слов большой, маленький. Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). Обучение прямому счету до — Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.
Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову). Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы. Освоение элементарной комбинаторики — размещение по заданному признаку: цвету, величине Формирование умения узнавать предметы на ощупь
Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).
1.
Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади)
.2
.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Конструктивный праксис
Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным
и горизонтальным разрезами).
Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями Построение фигур из 3-4 палочек. Работа с палочками Кюизенера.
Развитие графических навыков Учить правильной посадке Учить правильному захвату карандаша. Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
Учить изображать круглую форму
Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:
С — З — Ц, Ш — Ж — Ч — Щ, Л – Р
Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов). — Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.
Развитие грамматическго
строя речи: — употребление глаголов; — употребление прилагательных; — употребление существительных множественного числа; — употребление предлогов.
Форма работы
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
подгрупповая
индивидуальная
подгрупповая
индивидуальная
индивидуал-ая
индивидуальная
подгрупповая
индивидуальная
подгрупповая
Методы
и
приёмы
Практический Словесный Наглядный Игровые
Практический
Словесный Наглядный
Игровые
Практический
Наглядный
Игровые
Практический
Наглядный Игровые
Практический
Наглядный Игровые
Практический
Наглядный
Игровые
Практический
Наглядный
Игровые
Практический
Словесный Наглядный
Игровые
Источник
Людмила Рыжкова
План работы на учебный год с детьми с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего типа
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.
Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.
.
Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Вот и в моей группе есть ребёнок с ОВЗ: с синдромом Дауна. Хочу поделиться с коллегами своим небольшим опытом в этом вопросе. С приходом этого чудного ребёнка я поняла, как мало я знаю о таких детях. Я перерыла массу литературы о детях с синдромом Дауна и составила примерный план работы на учебный год.
Сентябрь.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б) лепка из солёного теста.
3.Нагрузка на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) кидать мячи просто так;
В) игры с пирамидками.
4.Социализация: хороводные игры.
Октябрь.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б) лепка из пластилина (сначала из солёного теста, глины)
3.Нагрузка на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) кидать мячи просто так и в цель;
В) игры с пирамидками.
4.Социализация: хороводные игры.
Ноябрь.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
лепка из глины,пластилина:
— катать шарики и колбаски из пластилина;
-резать пластилиновые колбаски ножом.
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) кидать мячи просто так и в цель;
В) игры с пирамидками;
Г) танцевальное движение «фонарики».
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) покормить куклу.
Декабрь.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2. Арт-терапия.
Лепка из пластилина:
-делать лепёшки и блинчики;
-резать колбаски ножом.
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) кидать мячи просто так и в цель;
В) танцевальное движение «фонарики»;
Г) театрализованные игры (куклы бибабо);
Д) «ладушки».
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) покормить куклу;.
В) одеть куклу на прогулку.
Январь.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б) лепка из твёрдого пластилина:
-катание шариков, колбаски;
-лепить лепёшки, блинчики.
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) танцевальное движение «фонарики»;
В) игры с пирамидками;
Г) катание шарика (пупырчатый).
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) уложить куклу спать.
Февраль.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б)лепка из пластилина:
-втыкать в шарики спички (ёжик).
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) сжимать игрушку- пищалку;
Б) танцевальное движение «фонарики;
В) «Ладушки»;
Г) катание шарика;
Д) заматывать и разматывать ленту на основу.
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) уложить куклу спать;
В)театрализованные игры.
Март.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) самомассаж рук;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации;
Б) лепка из пластилина.
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) катание шарика;
Б) танцевальное движение «фонарики;
В) «Ладушки»;
г) заматывать и разматывать ленту на основу.
4.Социализация:
А) попоить лошадку;
Б) полечить куклу.
Апрель.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) театрализованные игры;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б) рвать полоски бумаги и делать отрывные аппликации;
В)пластилинография: из картона вырезается основа- жучок,помогаем ребёнку размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна- пятна.
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) заматывать и разматывать ленту на основу;
Б) игры с пирамидкой;
В) кидать мяч в цель.
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) попоить лошадку;
В) танцы.
Май.
1.Развитие кисти:
А) пальчиковые игры;
Б) театрализованные игры;
В) телесно-ориентированные игры.
2.Арт-терапия:
А) рисование пальчиковыми красками;
Б)пластилинография: взрослый рисует дерево, а ребёнок отрывает от колбаски из пластилина кусочки пластилина и прикрепляет на веточки (листочки).
3.Увеличение нагрузки на мышцы запястья:
А) заматывать и разматывать ленту на основу;
Б) игры с пирамидкой;
В) кидать мяч в цель.
4.Социализация:
А) хороводные игры;
Б) поставить машину в гараж.
5.Игра с песком:
А) пропускать песок сквозь пальцы;
Б) руками закапывать и откапывать мелкие игрушки;
В) на песке рисовать пальчиками, ребром ладони, всей ладонью;
Г) выкладывать дорожку из камешков.
Источник