Синдром дауна маленькие ступеньки программа развития
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна
Разработана: учителем-дефектологом:
Семеновой Т.Н.
г. Урай, 2015г.
Актуальность
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.
Целевая аудитория
Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.
Научная обоснованность
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.
Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».
Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.
Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.
Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).
Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.
Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»
Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.
Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.
Цели программы
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
- Социализация детей с синдромом Дауна.
Задачи:
- Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
- Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
- Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
- Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
- Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
- Помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Основные этапы психолого-педагогической коррекции
— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.
Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.
Принципы построения индивидуальных программ
- Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
- Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
- Коррекционная направленность воспитательного процесса.
- Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.
Результат
В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.
Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе
Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
Период | Этап | Наименование этапа психолого-педагогической коррекции | Цели | Направление деятельности психолого-педагогической коррекции. | Сроки осуществления деятельности |
I. | 1. | Первичная диагностика | Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей. | Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна. | Сентябрь |
2. | Коррекционно-развивающий. | Усиление психологической активности. Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов |
| Октябрь — май | |
II. | |||||
3. | Вторичная диагностика. | Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции. | Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна. | Май — июнь |
Занятие. Умелые ручки
Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.
Задачи:
- Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
- Обучение действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением;
- Активизация сенсорной чувствительности;
- Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Вид занятия: развивающее.
Форма работы: индивидуальная.
Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.
План занятия:
Этапы занятия | Время |
| |
| |
|
Ход занятия:
- Вводный этап:
Ритуал приветствия «Хлопотушки»
Ход упражнения: в начале занятия специалист и ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»
Игра «Ручки»
Цель: формирование эмоционального и тактильного контакта со взрослым.
Ход игры:
Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.
- Основная часть:
Игра «Сенсорная Божья коровка»
Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)
Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок». Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».
Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.
Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка к называнию и проговариванию ответов.
Игра «Каляки – маляки»
Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.
- Заключительный этап
- Ритуал прощания «Спасибо нам!»
Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».
Литература
- Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
- Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — Спб.: КАРО, 2005.
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
- Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
- Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. — Москва, 2008.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
Источник
Маленькие Ступеньки
— гибкий инструмент: опытными педагогами
эта программа может использоваться
как справочное пособие, а новичками
— как полное руководство для самостоятельной
работы. Программа родилась в Австралии,
и в ней, естественно, отразились австралийские
условия.*
Что
лежит в основе
программы маленькие
ступеньки
Маленькие Ступеньки
тесно связаны с Программой
Маккуэри, которая разработана в
Центре Даун Синдром университета Маккуэри
в Сиднее. (Следует заметить, однако, что
при ее создании имелись в виду дети не
только с синдромом Дауна, но и с другими
отклонениями в развитии).
Сотрудники Центра
первыми в Австралии начали заниматься
ранней педагогической помощью. Влияние
Центра на обучение детей с трудностями
в развитии постоянно ощущается и на австралийском
континенте, и за его пределами.
Вот некоторые принципиальные
положения, которые легли в основу
Программы Маккуэри, и нашли свое
отражение в Маленьких Ступеньках:
Учиться могут все
дети. Ребенок с отклонениями в
интеллектуальном развитии, учится медленнее,
однако он (или она) может учиться.
Детям с отклонениями
в развитии необходимо овладеть всеми
навыками, которые смогут помочь им
в играх, в общении с окружающими,
в достижении максимально возможной независимости,
и, наконец, стать частью общества.
Родители, как педагоги,
играют самую важную роль.
Эффективность обучения
в значительной степени зависит
от возраста ребенка. Занятия нужно
начинать прямо с момента установления
диагноза или обнаружения трудностей
в развитии. Отсюда термин — «ранняя
педагогическая помощь».
Эффективность обучения
обеспечивается хорошо продуманной
системой оценок и методик.
Все дети — разные, и
все семьи — разные. По-настоящему эффективная
программа должна удовлетворять как потребностям
ребенка, так и потребностям семьи.
Программа Маленькие
Ступеньки отнюдь не является инструкцией
«Как стать хорошими родителями»
или фундаментальным трудом на тему:
«Что такое быть родителями ребенка
с отклонениями в развитии». Сведения,
которые вы из нее почерпнете, могут и
должны быть дополнены материалами из
других источников и, желательно, личными
контактами с людьми, которые знают вас
и вашего ребенка.
Программа Маленькие
Ступеньки практична; она составлена
так, чтобы ее можно было использовать
наиболее удобным для вас образом. Она
предполагает, что самое важное из того,
что вы можете дать своему ребенку, дается
всегда — вашей любовью, вашим приятием
малыша, вашей заботой о нем — физической
и эмоциональной.
Программа
Маккуэри
Программа Маленькие
Ступеньки составлена на основе
методик и учебных планов, разработанных
в Центре Даун Синдром Университета
Маккуэри. Их цель — максимально раскрыть
потенциальные возможности ребенка.
Достичь этого можно путем скрупулезных
занятий в первые годы жизни малыша или
сразу после обнаружения отставания в
умственном развитии.
До 70-х годов в
Австралии редко можно было услышать
термин «ранняя педагогическая помощь».
Большинство детей с умственными
нарушениями до поступления в школу вообще
не занимались со специально обученными
педагогами. Систематическая помощь в
раннем возрасте оказывалась, в основном,
детям с нарушениями физического развития,
но отнюдь не умственного. В мире существовало
весьма смутное представление о том, чего
можно достичь, если начать заниматься
с ребенком очень рано, поэтому многим
родителям советовали помещать малышей
в интернаты. А ведь, получи они ту помощь,
которая существует сейчас, их ребятишки
могли бы прекрасно расти дома. Еще больше
было родителей, которым советовали просто
любить своего ребенка, заботиться о его
физическом благополучии и не думать ни
о каком «обучении», кроме формирования
у малыша навыков, связанных с приемом
пищи и отправлением физиологических
потребностей, пока не придет время отдавать
его в специальное учебное заведение.
Конечно, были
и счастливые семьи. Им удавалось
получить первоклассную помощь
от профессионалов — коррекционных
педагогов, специалистов по лечебной
физкультуре, логопедов и социальных
работников, имевших собственное мнение
о результатах, которых можно достичь.
Были и такие семьи, которые не получая
никакой поддержки со стороны, достаточно
эффективно занимались с детьми сами.
Были ученые и педагоги, которые подвергли
сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории
о развитии ребенка признавали важность
познавательного опыта первых нескольких
лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее
значение для развития «обычного»
ребенка, почему бы не задуматься о его
значении для детей с трудностями в развитии?
В основе нового подхода
лежало предположение, что у детей
с затрудненной обучаемостью можно
сформировать большинство из тех
умений, которыми владеют обычные
дети, если сразу после установления
этого диагноза начать регулярные и
хорошо продуманные занятия. Самыми
обнадеживающими в этом смысле были результаты,
приведенные в отчетах Центра Даун Синдром
американского города Сиэтла, штат Вашингтон.
Среди тех, кто заинтересовался данными
этих отчетов, была небольшая группа сотрудников
Педагогической школы Университета Маккуэри.
Им удалось найти финансовые средства
для создания в Университете Маккуэри
точно такого же Центра, как в Сиэтле, и
в 1974 году Центр Даун Синдром начал работу.
Программа ранней педагогической
помощи, получившая название программы
Маккуэри, была в Австралии первой, поэтому
в задачу персонала входило не только
исследование ее эффективности, но и адаптация
к австралийским условиям. Не менее важно
было организовать распространение информации
о методах и результатах работы с детьми,
чтобы заинтересовать ими жителей всей
страны. Материалы Центра стали публиковаться
в различных изданиях; был создан класс,
на примере которого гости могли знакомиться
с учебным процессом.
Сейчас в Австралии
группы ранней педагогической помощи
действуют повсюду. Многие из них пользуются
методами, разработанными в Центре Маккуэри.
Организация, абсолютно идентичная Центру
Университета Маккуэри, была создана в
Гонконге. К этой инициативе проявили
интерес и другие азиатские страны.
Рост популярности
ранней педагогической помощи обусловлен
результатами ее внедрения. Сравнительные
исследования показали, что дети, получившие
эту помощь, к моменту поступления в школу
умели гораздо больше, чем те, кого она
не коснулась. Многие дети с трудностями
в обучении стали посещать обычные
местные школы. Большинство из них в течение
нескольких лет остаются в основном потоке.
Дети со средними и даже серьезными трудностями
в развитии учатся читать и писать, эффективно
общаться с окружающими. Они овладевают
этими умениями не потому, что им дают
какое-то «лекарство», а потому, что
их учили тому что нужно, тогда, когда нужно,
и так, как нужно. Программа Маленькие
Ступеньки призвана помочь вам сделать
именно это для вашего ребенка.
Основные
особенности программы
Маккуэри
Ниже мы коротко
коснемся важнейших особенностей программы
и, соответственно, особенностей подхода,
с которым вы встретитесь в Маленьких
Ступеньках.
Цель программы — помочь
детям с трудностями в развитии
вести жизнь, максимально приближенную
к нормальной. Чем большим вещам
научится ребенок, тем полноценнее он
сможет участвовать в жизни своей семьи
и общества.
Программа Маккуэри —
учебная, а не медицинская. Это значит,
что она является средством формирования
у ребенка тех навыков и
умений, которые он готов воспринять,
а не средством лечения причин его отставания.
В тех случаях, когда лечение, действительно,
необходимо, его проведение поручается
лечащему врачу. Педагоги и воспитатели
Центра Маккуэри видят свою задачу в том,
чтобы помочь детям овладеть необходимыми
умениями, причем часто это делается не
непосредственно в Центре, а дома. С малышами
занимаются родители, используя методы
обучения, предложенные педагогами Центра.
Программа помогает
детям овладеть теми навыками
и умениями, которые обычно формируются
в процессе нормального развития.
Это значит, что программа формирует те
навыки, которые помогут детям развиваться
дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете
ни одного вида деятельности, который
бы не входил в сферу деятельности обычного
ребенка. Просто обычного ребенка не нужно
учить этому столь целенаправленно.
Процесс обучения разбивается
на Маленькие Ступеньки. Отсюда и
название программы! Дети с отклонениями
в развитии учатся точно так же,
как и все остальные дети, только
медленнее. Задача, которая, возможно,
покажется такому ребенку непреодолимо
трудной, может быть решена, если ее представить
в виде серии маленьких задач.
Программа основана на
продуманной системе оценок. Дети
с трудностями в обучении, учатся
значительно лучше, если перед ними
ставятся правильно выбранные задачи
в правильно выбранное время. Поэтому
прежде, чем приступить к обучению, мы
выделяем особое время для точного определения
того, что ребенок способен делать в данный
момент и чему он готов учиться дальше.
Дети работают над
решением конкретных задач. Те умения,
над которыми ребенок работает в определенный
период времени, мы называем его задачами.
Формулирование задач помогает педагогам
и родителям постоянно помнить, к чему
они стремятся, занимаясь с малышом.
Каждый ребенок
занимается по индивидуальной программе.
Задачи, которые решает малыш в течение
определенного отрезка времени, составляют
его «программу». Что в нее входит
— зависит от того, чему он готов учиться,
и от того, сколько времени и какие возможности
имеются для занятий с ним. Программа Маленькие
Ступеньки разрабатывалась так, чтобы
она, с одной стороны, помогала ребенку
успешно учиться, а, с другой стороны, была
практична и удобна для семьи. Большинство
умений, составляющих содержание Маленьких
Ступенек, входят в учебный план Центра
Маккуэри, известный под названием «Перечень
умений, определяющих развитие ребенка»,
однако методики обучения адаптированы
таким образом, чтобы малышу можно было
прививать любой навык, в котором он нуждается.
Методы обучения легко
усваиваются и не требуют специальной
техники. В их основе — годы внимательного
поиска эффективных и практичных приемов,
которые можно использовать как в классе,
так и дома. Эти методы часто легко вписываются
в обычный распорядок дня. Занятия могут
стать частью повседневной жизни и не
потребуют выделения для них особого времени.
Как
строятся занятия
в центре Маккуэри
Дети начинают посещать
Центр в возрасте 6-8 недель. Их привозят
один раз в неделю для занятий
с педагогом и специалистом по
лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог
и специалист по ЛФК рассказывают родителям
об успехах малыша за последнюю неделю.
Наблюдая за ребенком, они определяют,
готов ли он учиться чему-то новому, и если
— да, то показывают родителям, как с ним
нужно заниматься. Специалисты Центра
дают родителям советы о том, как можно
включить занятия с малышом в привычный
ход жизни, чтобы (если это возможно) не
выделять для них специального времени.
С самого начала программа,
которая составляется для каждого
ребенка индивидуально, предполагает
одновременное формирование умений,
относящихся к разным сферам развития
— к тонкой моторике (скоординированной
работе руки и глаза), к восприятию речи
(пониманию того, что говорят окружающие),
к общей моторике (развитию основных движений),
к умению выражать свои чувства и потребности,
к способности играть и взаимодействовать
с другими людьми, к самообслуживанию.
Приблизительно с
18 месяцев малыш начинает посещать
класс, соответствующий младшей
группе детского сада. Теперь он бывает
в классе 3 раза в неделю и проводит
там 2 часа. В течение этих двух часов
он недолго (10-15 минут) занимается с педагогом
индивидуально, по своей программе. Эти
занятия проводятся или за столом — где-нибудь
в тихом уголке, или в игровой обстановке.
Большая часть времени отводится играм,
которые строятся так, чтобы ребенок мог
с удовольствием применить свои умения
и навыки на практике. Кроме того, во время
коротких музыкальных или других групповых
занятий малыш учится вести себя так, как
принято в коллективе. Это очень важная
подготовка для последующего поступления
в обычный детский сад.
Гарантией того, что
занятия в классе и дома ведут
ребенка к одной и той же
цели, являются регулярные беседы педагогов
с родителями.
На четвертом году
жизни ребенок переходит в следующий класс,
который соответствует средней группе
детского сада. Он по-прежнему посещает
Центр три раза в неделю, но остается там
несколько дольше. Теперь больше внимания
уделяется групповым занятиям и играм.
Когда развитие ребенка достигает определенного
уровня, его начинают готовить к изучению
таких учебных дисциплин, как чтение, счет,
письмо, продолжая при этом работу над
формированием других умений. Большая
часть времени ребенка по-прежнему отдается
обычным для дошкольника занятиям: он
рисует, строит из кубиков, наряжается
в разные костюмы, играет на свежем воздухе
и т.п.
К этому моменту
малыш помимо Центра Маккуэри уже, как
минимум, один раз в неделю посещает
обычный «районный» детский сад.
Педагоги Центра наведываются туда, беседуют
с воспитателями, проверяют, как ребенок
пользуется теми умениями, которые он
осваивал в Центре.
Источник