Синдром дауна или солнечный ребенок

Синдром дауна или солнечный ребенок thumbnail

Почему детей, страдающих синдромом Дауна, называют «солнечными»? В чем причина генетической аномалии, лежащей в основе развития этой болезни? Почему за границей выстраиваются очереди на усыновление таких детей? Об этом беседа с президентом Союза педиатров России академиком РАН Лейлой Намазовой-Барановой.

Лейла Сеймуровна, вам часто приходится общаться с родителями так называемых солнечных детей, то есть с синдромом Дауна?

Лейла Намазова-Баранова: Конечно. Недавно ко мне практически одновременно обратились две семьи, где растут особые дети. Надо сказать, что лет двенадцать назад судьба как-то незаметно вовлекла меня в круг проблем детей, которые «не как все». Формально этот термин был придуман для категории детей с редкими (орфанными) болезнями. Но, по сути, любой ребенок, хоть чем-то отличающийся от других, тем более с генетически обусловленной патологией, и есть тот самый «особый».

На этот раз обратились семьи, в которых росли дети с трисомией в 21-й паре хромосом. В переводе на обычный язык — синдромом Дауна. Первая семья была более чем обеспеченной. Высокая позиция, которую занимал отец ребенка, позволяла использовать неограниченный материальный ресурс для создания наилучших условий жизни маленького «солнечного мальчика». Он жил в комфортной квартире с очень хорошей няней, по базовому образованию медицинской сестрой. Время от времени родители покупали заграничные туры, и эта парочка, демонстрировавшая добрые, скорее даже родственные отношения, смогла посетить несколько стран и увидеть шедевры мировой архитектуры и изобразительного искусства.

Справедливости ради следует отметить, что биологические родители проводили с сыном немного времени. Отец не хотел, чтобы коллеги и партнеры по работе знали про его «особого» наследника. Ребенок был очень ухоженным, прекрасно одетым младшим подростком. Школу не посещал. Учителя приходили на дом, чтобы избежать ненужных контактов и опасных для таких детей инфекционных болезней.

На лице с характерными чертами лица постоянно сияла улыбка. Физическое состояние мальчика было отличным. Все врожденные болезни, часто встречающиеся у таких пациентов, были под контролем. Няня прекрасно следила за физическим состоянием его здоровья. Правда, обращало на себя внимание и то, что интеллектуальное, когнитивное (то есть познавательное) развитие ребенка было не столь блестящим. Речь строилась в основном односложными фразами с использованием базовых слов, воспроизводила манеру общения няни.

Вторая семья была неполной, если следовать определению социальных работников. «Солнечная девочка» примерно того же возраста росла, окруженная заботой и любовью мамы и бабушки. Отец ребенка смог продержаться только первые два с половиной года. А затем покинул семью и завел новую. Мама ребенка, преподаватель высшей школы, имела филологическое образование и в совершенстве знала несколько европейских языков. Бабушка всю жизнь проработала в школе также преподавателем иностранного языка.

Четыре фактора определяют вероятность рождения «солнечного ребенка»: возраст родителей, близкородственные браки, а также (внимание!) возраст бабушки по материнской линии

Материальное положение семьи не было блестящим. Но, как и во многих семьях, любой заработанный рубль тратился, прежде всего чтобы еще что-то полезное сделать для ребенка. К своим неполным 12 годам «солнечная девочка» имела не просто хорошее соматическое здоровье и строгий контроль за любыми отклонениями. Малышка училась в общеобразовательной школе, играла на фортепиано. Прилично говорила на английском и учила второй иностранный язык. Девочка прекрасно говорила и по-русски, используя красивый литературный язык и богатейший набор слов. Все трое с увлечением обсуждали будущую учебу в вузе. Девочка не была красавицей в обычном смысле. Одета была со вкусом, но без всяких брендов. При этом выглядела настоящей маленькой леди. А заглянув в ее широко распахнутые глаза с каким-то солнечным отблеском изнутри, можно было снова поверить, что все в этой жизни возможно.

Нам не обойтись без небольшого ликбеза. Откуда сам термин «болезнь Дауна»? В чем суть недуга?

Лейла Намазова-Баранова: Чуть более 150 лет назад (в 1862 году) английский врач Джон Лэнгдон Даун впервые описал таких пациентов. Правда, сам доктор считал болезнь формой психического расстройства, которую назвал монголизмом (из-за специфической складочки у внутреннего угла глаза — эпикантуса — таких больных называли монголоидами).

Генетическая природа болезни была расшифрована только через 100 лет — в 1959 году Жеромом Леженом. Хотя болезнь не новая и известна человечеству как минимум несколько тысячелетий. Самое древнее захоронение в одном из французских церковных некрополей датируется пятым веком нашей эры. Причем останки ребенка с характерными для синдрома Дауна изменениями покоятся рядом с другими. Это говорит об отсутствии социальной стигматизации, а проще — отрицательного отношения в те далекие времена. Увы! Того же нельзя сказать о сравнительно недавнем прошлом!

Люди с этим синдромом подвергались серьезным гонениям еще совсем недавно. Евгеническое движение в ХХ веке привело к принудительной стерилизации лиц с синдромом Дауна в большинстве штатов в США и многих других странах. А принудительное умерщвление таких пациентов входило и в так называемую программу Т4 нацистской Германии. Лишь к началу 70-х годов прошлого столетия удалось отстоять право на жизнь этих «детей солнца».

Читайте также:  Синдром дауна по биохимии высокий риск первый скрининг

Кстати, название болезни — «монголизм», или «монгольский идиотизм», — с самого начала дискриминирующее пациентов, было заменено ВОЗ на официальный термин «синдром Дауна» (в России более принято название «болезнь Дауна») лишь в 1965 году.

Между тем сам доктор Даун в своем докладе о таких пациентах, опубликованном в 1866 году, писал, что, несмотря на снижение умственной активности, такие дети отличаются добрым нравом. Они улыбчивы, ласковы, открыты, доверчивы, полны любви к окружающим. Вероятно, тот факт, что пациенты по своей сути похожи на солнышко, улыбающееся всем, и привело к появлению объединяющего их названия.

Все «солнечные дети» похожи друг на друга. Они, как правило, невысокого роста, склонны к избыточной массе тела и ожирению. У них характерное плоское лицо с раскосыми «монголоидными» глазами. У них широкие губы, широкий плоский язык, скошенный лоб, приросшие мочки ушей, мягкие редкие волосы с низкой линией роста на шее, ладони с одной поперечной бороздой, короткие конечности, расширенные стопы и кисти, укороченные и искривленные мизинцы. Такие пациенты, как правило, имеют пороки со стороны сердечно-сосудистой системы (каждый второй), желудочно-кишечного тракта (тоже каждый второй) и некоторых других органов. У них часто развивается гипотиреоз, сахарный диабет, миелолейкоз, различные инфекционные болезни. Зато «дети солнца» редко болеют онкологическими заболеваниями.

Явная генетическая поломка до сих пор не разгадана?

Лейла Намазова-Баранова: Над расшифровкой причин генетической аномалии, лежащей в основе развития болезни Дауна, бьются ученые всего мира. К сегодняшнему дню известны четыре фактора, определяющие вероятность рождения «солнечного ребенка»: возраст матери, возраст отца, близкородственные браки, а также (внимание!) возраст бабушки по материнской линии. О том, что риск рождения ребенка с болезнью Дауна растет с возрастом матери, было известно давно. Есть данные статистики. Среди 20-летних беременных риск рождения — 1 на 2000 рождений. Среди 35-летних — 1:365. Среди 40-летних — 1:100. В 49 лет — 1:12 и так далее.

Оказалось, что наиболее значим как раз последний фактор: чем старше была бабушка, когда рожала мать ребенка, тем выше вероятность, что родится внук или внучка с болезнью Дауна. Это еще один повод задуматься тем женщинам, которые считают, что первична карьера.

С тех пор как стала возможной антенатальная диагностика, а проще — во время беременности, число рожденных «солнечных детей» уменьшилось. Но какой ценой?

Лейла Намазова-Баранова: Подсчитано: ежедневно в среднем три женщины в Англии делают аборт из-за обнаружения у их внутриутробных детей синдрома Дауна. В целом после объявления информации о том, что у нее внутри «ребенок-солнце», девять из десяти матерей принимают решение избавиться от него.

А российская статистика?

Лейла Намазова-Баранова: По российской статистике в нашей стране каждый год рождается 2500 «солнечных детей». 85 процентов рожениц отказываются от них в родильном доме. В том числе по рекомендации медицинского персонала. А вот в Скандинавии не зафиксировано ни одного отказа от таких детей. А в США более 2500 семей стоят в очереди на их усыновление. Так сказать, информация к размышлению.

В былые времена люди с синдромом Дауна умирали, как правило, в раннем детстве. Теперь они живут по 50-60 лет. Вступают в браки и даже становятся родителями. Хотя при этом примерно в половине случаев их отпрыски также имеют эту генетическую аномалию. Часто в поездках по Европе или Америке можно встретить уже совсем седого человека с характерными чертами «солнечного человека»… К сожалению, проводя довольно много времени в командировках по безграничным просторам России, нечасто встречаю «солнечных детей» в медицинских или образовательных организациях. Эту ситуацию необходимо менять. И к этому есть сегодня все предпосылки.

Все «солнечные дети» очень ласковы. Они дарят невероятную любовь близким. Но перспективы их социализации разнятся. Почему? Степень задержки умственного и речевого развития зависит и от врожденных факторов, и от занятий с ребенком. Да, «солнечные дети» обучаемы. И две истории, с которых мы начали разговор, — яркое тому подтверждение. Среди известных актеров есть люди с синдромом Дауна. Среди выпускников известных высших учебных заведений — тоже.

И сегодня, когда современной науке известны приемы и инструменты более эффективного обучения «солнечных детей», необходима активная жизненная позиция семей. Нужно, можно сделать все для развития их «солнышек»! И не только семья, но и каждый из нас, общество должны поменять отношение к ним. Чтобы родственники не стыдились, а гордились своими детьми. И если наша страна более 30 лет назад ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, где черным по белому написано «обществу дорог КАЖДЫЙ ребенок», значит, пора перестать только отмечать 21 марта День солнечных детей. Надо сделать КАЖДЫЙ день их жизни солнечным!

Справка «РГ»

Всемирный день людей с синдромом Дауна отмечается 21 марта. Почему выбрана именно эта дата? День и месяц символически отражают природу возникновения патологии. Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март — третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта).

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в ссср

Синдром дауна или солнечный ребенок

Люди с синдромом Дауна есть и среди известных актеров, и среди выпускников известных вузов. Фото: Михаил Синицын

Источник

Âñòóïëåíèå.

Ñ ðàçðåøåíèÿ àâòîðà èçâåñòíîãî íà ìíîãèõ ðåñóðñàõ, ðåøèë çàïîñòèòü öèêë åãî ñòàòåé. Ñòàòüè î Ñîëíå÷íûõ äåòÿõ, äåòÿõ êîòîðûõ ñ÷èòàþò «íåòàêèìè». Ñðàçó ñêàæó, ðàññ÷èòûâàþ íà ïîäíÿòèå ñòàòåé â ãîðÿ÷åå, íå äëÿ êàðìû, à äëÿ îçíàêîìëåíèÿ îáùåñòâà ñ òåìîé î êîòîðîé íå î÷åíü ìíîãî èíôîðìàöèè è îò êîòîðîé íèêòî èç íàñ íå çàñòðàõîâàí.

«Ñîëíå÷íûå äåòè äåéñòâèòåëüíî îáû÷íî ÓÎ èëè ÄÖÏ. Àóòèñòû — äåòè äîæäÿ. ÍÎ: ïî÷åìó öèêë è áûë íàçâàí ñîëíå÷íûå äåòè — äîñòàòî÷íî íå ïîìî÷ü äåòèøêàì äî 7-10 ëåò è áóäåò ñèíäðîì Ìàóãëè, à ïîòîì ÓÎ è óæå äåòÿì íå ïîìî÷ü íèêàê. Ìíîãèå ýòîãî íå ïîíèìàþò ê ñîæàëåíèþ, êîíöåíòðèðóÿñü ÷èñòî íà îäíîé ïðîáëåìå. Äàæå ñïåöû ÷àñòî áåðóò òîëüêî ñâîå íàïðàâëåíèå, çàáûâàÿ ÷òî íåâîçìîæíî â îäèíî÷êó òîò æå àóòèçì ñêîððåêòèðîâàòü. Ìû òî æå ñ ãîä ïûòàëèñü â îäíîãî ñïåöà è ñïåö ìåòîäèêàõ ïîðåøàòü. Òåïåðü èäåò êîìïëåêñíàÿ ðàáîòà. È ñîëíå÷íûõ äåòåé ó íàñ íåò. Ìû ïðîñòî íå äîïóñêàåì èõ ïîÿâëåíèÿ.» © Grand

×àñòü1 https://pikabu.ru/story/uvazhaemyie_moderatoryi_autizm_solnec…

×àñòü 2 https://pikabu.ru/story/autizm_solnechnyie_deti_chast_2_51774…

×àñòü 3 https://pikabu.ru/story/autizm_solnechnyie_deti_chast_3_51779…

×àñòü 4 https://pikabu.ru/story/autizm_solnechnyie_deti_chast_4_51782…

×àñòü 5 https://pikabu.ru/story/autizm_solnechnyie_deti_chast_5_51817…

Ñîëíå÷íûå äåòè. Èñïîâåäü ìàòåðè. Îäèí äåíü ðåáåíêà ÐÀÑ.

Ñòàòüÿ áóäåò î÷åíü òÿæåëàÿ ïî âîñïðèÿòèþ. Ðàññêàæó ïðåäûñòîðèþ. Îáû÷íî â êàáèíåòû, ãäå çàíèìàþòñÿ ñî ñïåöàìè äåòèøêè, ðîäèòåëè íå äîïóñêàþòñÿ. Èñêëþ÷åíèÿ äåëàþòñÿ êðàéíå ðåäêî. Äëÿ òîãî ÷òî áû çàíÿòèÿ áûëè ýôôåêòèâíû ðåáåíîê äîëæåí áûòü âåñü ñîñðåäîòî÷åí íà óêàçàíèÿõ ñïåöà. Ïîñåìó ðîäèòåëè íàõîäÿòñÿ â õîëëå, ãäå ñòîÿò äèâàí÷èêè.

Ïðè íåîáõîäèìîñòè, òî÷íåå ïî òðåáîâàíèþ ðîäèòåëåé, ìû ìîæåì âûâåñòè íà ïëàíøåòû âèäåî è çâóê ñ êàìåð, êîòîðûå ñòîÿò â êàæäîì êàáèíåòå è êîíòðîëèðóþòñÿ èëè ìíîé èëè ñèñàäìèíîì. Ñëó÷àè áûâàþò âñÿêèå: è òàíåö áåãåìîòèêîâ íà áàòàðåÿõ îòîïëåíèÿ, è ïîïûòêè ðàçáèòü ñòåêëî ëáîì — ýòî â êàáèíåòàõ ñïåöìåòîäèê, ãäå ñïåöèàëèñòîâ íåò, ðîäèòåëÿì äàþòñÿ óêàçàíèÿ, ÷òî è êàê äåëàòü. Åñëè áû îíè åùå ñëóøàëè íàñ. Íî ýòî âñå ëèðèêà.

Äàííàÿ èñòîðèÿ ìíå áûëà ðàññêàçàíà îäíîé èç íàøèõ ìàìî÷åê, î÷åíü ðàçóìíîé è àäåêâàòíîé. Íî òîñêà áûëà ó íåå â ãëàçàõ …… çàïðåäåëüíàÿ. Äâîå äåòåé. Ñòàðøèé àóòèñò, êëàññèêà. Ìëàäøàÿ äåâ÷îíî÷êà — ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóåò íîðìå. Õîòÿ ÷òî åñòü íîðìà? Ýäèñîí — íîðìà?

Îäíàæäû þíûé Òîìàñ Ýäèñîí âåðíóëñÿ äîìîé èç øêîëû è ïåðåäàë ìàìå ïèñüìî îò ó÷èòåëÿ. Ìàìà çà÷èòàëà ñûíó ïèñüìî âñëóõ, ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ: «Âàø ñûí — ãåíèé. Ýòà øêîëà ñëèøêîì ìàëà, è çäåñü íåò ó÷èòåëåé, ñïîñîáíûõ åãî ÷åìó-òî íàó÷èòü. Ïîæàëóéñòà, ó÷èòå åãî ñàìè.»

×åðåç ìíîãî ëåò ïîñëå ñìåðòè ìàòåðè (Ýäèñîí ê òîìó âðåìåíè óæå áûë îäíèì èç âåëè÷àéøèõ èçîáðåòàòåëåé âåêà) îí îäíàæäû ïåðåñìàòðèâàë ñòàðûå ñåìåéíûå àðõèâû è íàòêíóëñÿ íà ýòî ïèñüìî. Îí îòêðûë åãî è ïðî÷èòàë: «Âàø ñûí — óìñòâåííî îòñòàëûé. Ìû íå ìîæåì áîëüøå ó÷èòü åãî â øêîëå âìåñòå ñî âñåìè. Ïîýòîìó ðåêîìåíäóåì âàì ó÷èòü åãî ñàìîñòîÿòåëüíî äîìà».

Ýäèñîí ïðîðûäàë íåñêîëüêî ÷àñîâ. Ïîòîì çàïèñàë â ñâîé äíåâíèê: «Òîìàñ Àëâà Ýäèñîí áûë óìñòâåííî îòñòàëûì ðåáåíêîì. Áëàãîäàðÿ ñâîåé ãåðîè÷åñêîé ìàòåðè îí ñòàë îäíèì èç âåëè÷àéøèõ ãåíèåâ ñâîåãî âåêà.»

ß ïðåäëîæèë ìàòåðè ðåáåíêà ÷àé èëè êîôå, ïðèíåñ ïå÷åíþøåê, âàðåíüÿ è ìû ðàçãîâîðèëèñü. Âîò èç åå ðàññêàçà î ñòàðøåì ðåáåíêå è ðîäèëàñü äàííàÿ ñòàòüÿ.

Êîãäà á âû çíàëè, èç êàêîãî ñîðà

Ðàñòóò ñòèõè, íå âåäàÿ ñòûäà,

Êàê æåëòûé îäóâàí÷èê ó çàáîðà,

Êàê ëîïóõè è ëåáåäà.

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

Ñìîòðþ íà ìîþ êðîâèíî÷êó. Ñëåç óæå íåò, ãëàçà ñóõèå, âñå âûïëàêàëà çà íî÷ü, ïîäóøêà íàñêâîçü ìîêðàÿ. Â÷åðà íåâðîëîã ïîäòâåðäèëà äèàãíîç, êîòîðîãî ÿ óæå ïîäñîçíàòåëüíî îæèäàëà. Ó ìîåãî ñûíà — àóòèçì. Íå ïîìíþ êàê äîøëà äîìîé, íå ïîìíþ ÷òî äåëàëà. Î÷íóëàñü òîëüêî óòðîì, êîãäà ðåáåíîê óðîíèë íà êóõíå êàñòðþëüêó è ãðîìêî çàðûäàë. Ïîäñêî÷èëà, óòåðëà ñëåçèíêè, ïîêîðìèëà. Âûòåðëà ïîë, ñòåíû, ñòîë. Òàê îí è íå íàó÷èëñÿ åñòü àêêóðàòíî. Íàó÷èòñÿ ëè?

Èãðàåò â óãîëêå, ÷òî òî íàïåâàÿ. Ïðèñëóøèâàþñü. Ïåñåíêà èç êàêîãî òî ÿïîíñêîãî ìóëüòèêà. Ñ óäîâîëüñòâèåì è íå îòðûâàÿñü ñìîòðèò ìóëüòèêè áåç ïåðåâîäà, ïîâòîðÿåò ñëîâà. Óæå òðè ãîäà îí æèâåò ñâîåé æèçíüþ. Ìåíÿ è îòöà îí íå çàìå÷àåò. Îáðàùàòüñÿ ê íåìó áåñïîëåçíî. Åñëè ïûòàòüñÿ îòâåñòè êóäà íèáóäü áóäåò îðàòü è ïëàêàòü, ìîæåò áèòüñÿ ãîëîâîé îá ïîë â èñòåðèêå. Êàæäûé âûõîä «â ñâåò» — ìó÷åíüå äëÿ ìåíÿ è îãðîìíûé ñòðåññ äëÿ íåãî, êàæäîå íîâîå âïå÷àòëåíèå, ëþáîå íåçíàêîìîå ëèöî, è ñðàçó â ãëàçàõ ñòðàõ èñïóãàííîãî çâåðüêà.

Ê íàì ïðàêòè÷åñêè ïåðåñòàëè õîäèòü äðóçüÿ è çíàêîìûå, òåì áîëåå íå âîäÿò äåòåé. Ìîè ðîäèòåëè åùå õîäÿò, ñâåêðîâü æå çàÿâèëà » ïîêà ÝÒÎÃÎ íå ñäàäèòå â äåòñêèé äîì, íîãè ìîåé íå áóäåò â âàøåì äîìå». Èçîëÿöèÿ. Îáñòðóêöèÿ.

Ìóæ äåðæèòñÿ èç ïîñëåäíèõ ñèõ. ß ïîëíîñòüþ ïîãëîùåíà ðåáåíêîì, ìíå íåêîãäà ïðèëàñêàòü åãî, èíîãäà çàáûâàþ ïðèãîòîâèòü óæèí. Ìû íå õîäèì â ãîñòè, íå õîäèì ïðîãóëèâàòüñÿ â ïàðê, ãäå òàê ëþáèëè ãóëÿòü. Ðàíüøå. Âñïîìèíàþ êàê ìû ìå÷òàëè ïðèäòè òóäà ñ íàøèì ðåáåíêîì.

Читайте также:  Доклад на тему дети с синдромом дауна

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

Òåïåðü ìû ãóëÿåì ïîçäíî âå÷åðîì, êîãäà íà óëèöàõ îñòàþòñÿ òîëüêî ñîáà÷íèêè è òîðîïÿùèåñÿ äîìîé ðåäêèå ïåøåõîäû. Çàòî íàì íèêòî íå øèïèò âñëåä, ÿ íå ëîâëþ êîñûå, èíîãäà íåäîóìåííûå, èíîãäà îòêðîâåííî âðàæäåáíûå, âçãëÿäû, íå ñëûøó ïåðåñóäîâ çà ñïèíîé. Íåäàâíî ïðèøëîñü ïîåõàòü íà àâòîáóñå ñ ðåáåíêîì. Îí íà÷àë ðûäàòü è áèòüñÿ â èñòåðèêå, ñëèøêîì ìíîãî ëþäåé âîêðóã. ß ïðèæàëà åãî ê ñåáå, êðåïêî îáíèìàÿ, ÷òîáû íå óïàë íà ïîë. Îäíà áàáêà àæ çàâèçæàëà: » íå ìó÷àé ðåáåíêà, ôàøèñòêà». Ñïàñèáî ïàðåíüêó, êîòîðûé óñòóïèë ìåñòî ó îêîøêà. Çàáèëèñü â óãîë, ìîé ìàëü÷îíêà ïðèòèõ ïîñòåïåííî, òîëüêî âñõëèïûâàë, óòêíóâøèñü è ñïðÿòàâ ëèöî ó ìåíÿ íà ãðóäè.

Ñîáà÷êè äîáðûå, îíè ñ óäîâîëüñòâèåì ïîäáåãàþò è îáëèçûâàþò ëèöî ìàëûøó, êîòîðûé ðàäîñòíî õîõî÷åò. Íàäî áû çàâåñòè ñâîþ, íî êòî ñ íåé áóäåò ãóëÿòü óòðîì è â îáåä. Ðåáåíêà îñòàâèòü îäíîãî íåëüçÿ, à ãóëÿòü ñðàçó ñ äâîèìè, òðåáóþùèìè ïðèñìîòðà — íåò óæ, óâîëüòå. Âîí ïðèøëà ïåðñèÿíêà, âûëèçûâàåò ìîðäî÷êó ïîñëå åäû, ñåé÷àñ îïÿòü ïîäåðóòñÿ, êîìó ïîíðàâèòñÿ êîãäà òîáîé ïûëü â äîìå âûòèðàþò. Õîäèò âåñü èñöàðàïàííûé, íî ñïÿò òîëüêî âäâîåì, îáíÿâøèñü è ïîñàïûâàÿ.

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

Çâîíîê â äâåðü. Ñûíèøêà ñðàçó ïðÿ÷åòñÿ â äåòñêóþ ïàëàòêó, ïîñòàâëåííóþ ïîñðåäè êîìíàòû, ýòî åãî äîì, ïîêà îí òàì, íèêòî íå èìååò ïðàâî åãî ïîáåñïîêîèòü. Òàì æå ñëîæåíû âñå ñàìûå ëþáèìûå åãî èãðóøêè. Ýòî åãî Ìèð, åãî Âñåëåííàÿ, òóäà íèêîìó íåò âõîäà. Âñå åãî çàáîòû è ïå÷àëè, åãî ãîðå è ðàäîñòü, åãî ìå÷òû — âñ¸ òàì.

Îòêðûâàþ. Ðîäèòåëè. Ïðèíåñëè ïðîäóêòû, ò.ê. õîäèòü çà ïîêóïêàìè ÿ íå ìîãó, âñå ïîêóïàþò èëè ìóæ èëè ðîäèòåëè. Ñòàâëþ ÷àé. Ðàñêëàäûâàþ â õîëîäèëüíèê ïîêóïêè, çàîäíî äîñòàþ áåëóþ øîêîëàäêó è ìåä. Ïå÷åíüå, áåëûé õëåá, ÿ÷ìåíü, ïåðëîâêà, ïøåíèöà, ðîæü, ïîëáà, ÿ÷íåâàÿ êðóïà, îâåñ, ìþñëè, õëåáîáóëî÷íûå èçäåëèÿ, âûïå÷êà ñëàäêàÿ, ïèööà, ïèðîãè ñ ìàñëîì è ñûðîì, ìîëîêî, ìàðãàðèí æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, òâîðîã, éîãóðòû, ñûð, ìîëî÷íûå ñëàäîñòè, ìîðîæåíîå, ìàñëî, ïèðîãè, áóëî÷êè, øîêîëàäíûå ïëèòêè è áàòîí÷èêè, êîíôåòû, ÷åðíûé øîêîëàä — âñå ýòî è ìíîãîå ÷åãî åùå ðåáåíêó íåëüçÿ, ñîîòâåòñòâåííî è ìû íå åäèì, ò.ê. îí áóäåò ïðîñèòü è ïëàêàòü.

Âîò è ñîðâàíåö, îñòîðîæíî âûãëÿäûâàåò èç çà óãëà, ïîòîì áåæèò è ïðÿ÷åòñÿ çà ìåíÿ. Óñè ïóñè íåëüçÿ, ñðàçó áóäåò îðàòü èëè óáåæèò. Ïüåì ÷àé. Ïîïðèâûêíóâ íåìíîãî, èäåò â ñâîé óãîë ê óþòíîìó ñòóëü÷èêó, ñäåëàííîìó íà çàêàç. Âñïîìíèë, íàâåðíî, ëèöà áàáóøêè è äåäóøêè, óñåâøèñü ïðîòÿíóë ðóêó ê äåäó è ðóêîâîäÿ åãî ðóêîé, íàïðàâèë ê òàðåëêå ñ ôðóêòàìè. Äåä ÷èñòèò ìàíäàðèíêó, àêêóðàòíî ðàñêëàäûâàåò íà òàðåëî÷êå äîëüêè. Ïðèñòàëüíî ñìîòðåòü íåëüçÿ, íà÷íåò åðçàòü, ïîòîì óéäåò.

Ïîåë, ÷åòêîãî ðàñïîðÿäêà ó íàñ íåò, íî ãëàçêè òðåò. Áåðó åãî ðó÷êè, â âàííå ñíèìàþ ïàìïåðñ, óìûâàþ. Íåñó â êðîâàòêó. Êîøêà óæå òàì. Áàö çà øåþ è ê ñåáå, òîëüêî ìÿôêíóòü óñïåëà. Ñîáðàëà íà ìåñòî èãðóøêè.

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

Ê ðîäèòåëÿì èäòè íå õî÷åòñÿ, áóäóò îïÿòü ïðÿòàòü ãëàçà, ôàëüøèâî ãîâîðèòü, ÷òî ðåáåíîê õîðîøèé. Î äèàãíîçå îíè íå óçíàþò åùå äîëãî, ïîòîì ìóæ ñëó÷àéíî ïðîãîâîðèòñÿ. Ñîòîâûé. Ìóæ. Ñïðàøèâàåò, ÷òî êóïèòü — ïîòåðÿë ñïèñîê. Äèêòóþ. Âñïîìèíàþ, ÷òî çàáûëà ïðî ïàìïåðñû. Çâîíþ.

Èäó, ñ ïðèêëååííîé óëûáêîé, íà êóõíþ. Îòåö óøåë êóðèòü íà ëåñòíèöó. Ñàæóñü ðÿäîì ñ ìàòåðüþ, òà ãëàäèò ìåíÿ ïî ðóêå, ðûäàþ ó íåå íà ïëå÷å, êàê íåäàâíî òàê æå ïëàêàë ñûíî÷åê. Åëå åëå óñïîêàèâàþñü. Îòåö äåëèêàòíî óøåë â çàë è âêëþ÷èë òè âè ïîãðîì÷å. Ñïàñèáî, ïàïà. Âîò è ìóæ. Áûñòðî æàðþ êàðòîøêó ñ ìÿñîì. Èç ñïàëüíè êîëîííîé èäóò êîøàðà, êàê æå áåç íåå, çàïàõ ìÿñà, çà õâîñò öåïêî äåðæèòñÿ ìàëûø, êàê åùå íå îòîðâàë íåïîíÿòíî. Ñêëàäûâàþ îáðåçêè ìÿñà â òàðåëêó, ñòàâëþ åå íà ïîë. Îòòàñêèâàþ ñûíà, óæå çàëåçøåãî ê íåé â òàðåëêó, è ïîëó÷èâøåãî çà ýòî î÷åðåäíóþ öàðàïèíó. Óìûâàþ. Ñàæàþ íà êîëåíè ê ìóæó. Ðàçâëåêàéòåñü.

Âîò è âå÷åð. Ðåáåíîê ìèðíî ïîñàïûâàåò ìåæäó íàìè. Ìóæ àêêóðàòíî îòíîñèò åãî â êðîâàòêó. Îñòîðîæíî îòöåïëÿÿ îò ñåáÿ ðó÷îíêè. Óòûêàþñü â ïîä ìûøêó ëþáèìîãî è çàñûïàþ. Çàâòðà íàäî áóäåò åõàòü â áîëüíèöó, ïðîõîäèòü ÝÝà ìàëûøó.. Æèçíü ïðîäîëæàåòñÿ.  

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

Ñîíÿ Øàòàëîâà:

Êîñòåð ãîðåë, è ïëàìÿ ïåëî

Î Ñîëíöå è î ãîðäîñòè ëþäåé.

È ãîëîâà ìîÿ ãîðåëà

Îò ãîðå÷è ïðîæèòûõ äíåé.

Ìíå ñêîðî äåâÿòü. Ýòî âå÷íîñòü

 ñðàâíåíüå ñ âðåìåíåì êîñòðà.

Íî îí ñîãðåë ëþäåé.

À ÿ?

Íåìàÿ, íåóìåëàÿ,

Îò ìèðà çà ñòåíîé.

Çîâåòñÿ àóòèçìîì

Íåäóã ïðîêëÿòûé ìîé.

Íåóæòî îäèíî÷åñòâî –

Ñóäüáîé ìíå äî êîíöà

È â ïåïåë ïðåâðàùóñü ÿ,

Íå ñîãðåâ ñåðäöà?..

Êîñòåð çàïëàêàë, äîãîðàÿ.

Ñ ïîëåíüåâ êàïàåò ñìîëà.

È ïëà÷ó ÿ. Âåäü äîðîãàÿ

Öåíà áåçìîëâüÿ. Áîæå, äàé ñëîâà!

Àóòèçì. Ñîëíå÷íûå äåòè. ×àñòü 6. Àóòèñòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, Ñèíäðîì Äàóíà, Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Äëèííîïîñò, Êàðòèíêà ñ òåêñòîì

© Grand

Источник