Синдром дауна и музыкальная те
Ольга Гордеева
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития
для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Перспективы развития детей с синдромом Дауна
Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст — период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных.
У детей с синдромом Дауна всегда имеются нарушения высших психических функций, степень нарушений которых варьируется от легкой недостаточности — до грубой.
Несмотря на это дети с синдромом Дауна теперь активно участвуют в жизни общества. Для них открылись реальные возможности играть и учиться вместе с другими детьми, в общем, для всех мире. За этими возможностями появляются следующие, например перспектива жить насыщенной жизнью, в том числе общаться, учиться и работать.
Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности (и вообще, каковы они, тем успешнее их интеграция в общество.
Музыкальное воспитание детей с синдромом Дауна охватывает все направления. Качество этой работы, имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.
Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков.
Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить ряд данных необходимых для выработки правильной стратегии обучения.
Младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с взрослым.
Выделяется целый ряд особенностей сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна: так, например, контакт глаз и социальная улыбка появляются позже, они менее длительны и потому малозаметны для взрослого.
Детям раннего возраста с синдромом Дауна доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.
Игровые технологии и их принципы
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:
— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
— принцип доступности обучения;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
— принцип педагогической поддержки.
Основной метод — «вовлекающий показ».
Поскольку внимание детей с синдромом Дауна в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания интереса каждый игровой момент музыкального занятия или театрализованного показа, имеет вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимают взрослые, что способствует успешному усвоению материала детьми.
Игровая форма разучивания движений помогает каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентированы на включение детейв разные виды деятельности:
-слушание музыки (иллюстрированный показ и беседа о произведении);
-пение (подпевание);
-музыкально-ритмические движения (танцы, развитие основных движений под музыку);
игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкальный материал занятия дети осваивают с помощью музыкально-ритмических упражнений под музыку; ориентируются на подражание музыкальному руководителю; взаимодействуют с предметами; эмоционально откликаются на отношение взрослого к происходящему процессу.
Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включены различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие внимания, активного слушания и мелкой моторики.
Это способствует повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, снятию эмоционального напряжения.
Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно с каждым новым занятием включаются в творческий процесс.
Основные задачи музыкально-развивающих занятий
На музыкальных занятиях поддерживается и развивается в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.
Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует основные эмоциональные чувства, стимулирует социальное развитие ребенка.
Организовывая этот вид работы, необходимо создавать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и певческо-речевые.
Средства общения
Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
-Имитирует жесты и действия окружающих — во всех песенках.
-Участвует в общей игре, организуемой взрослым — во всех песенках
-Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей — «Бубен».
-Участвует в ситуации диалога — «Где же наши ручки», «Птичка», «Собачка».
-Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках.
-Инициирует общение- «Курочка и цыплята».
-Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы.
Особенности развития музыкально-познавательной деятельности у детей
с синдромом Дауна (когнитивное развитие)
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения.
Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так же причины ее нарушения у таких детей, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
При анализе музыкального развития детей с синдромом Даунаможно отметить следующие моменты:
• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития.
• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно развивающегося сверстника, однако ребенок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.
• Включение усвоенных навыков в музыкальной деятельность происходит на основе тех же принципов, что и в норме.
• Характерный для нормы временный регресс, сопровождающий переход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные навыки, а их единство и взаимодействие.
• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.
• Относительно часто встречаются нарушения зрительного восприятия в виде физических нарушений зрения (миопия, астигматизм и т. д.)
• Возможны трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте.
• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.
Восприятие
•Снижен темп восприятия: требуется более длительное время для узнавания объекта.
• Ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия.
• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения совмещения образов, полученных от одного и нескольких анализаторов.
Внимание
• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие могут значительно повлиять на внимание ребенка.
• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, может быть причиной нарушения внимания.
Память
• Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания.
• Аффективная память не имеет значительных отклонений.
• Больше всего страдает извлечение информации.
• Для запоминания требуется большое количество повторений.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо — потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам.
Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любой воспитатель.
Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
Мишка косолапый
Мишка косолапый, По лесу идет
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает, Песенки поет.
(Приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ! (Топаем ногой)
Ладошки
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
Лады — лады
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Игра «Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.
Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания: Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо-громко).
В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
ИГРА «СОБАЧКА»
Методические пояснения: все действия выполняются согласно тексту игры.
Можно использовать игрушку или маску. Роль собачки выполняет воспитатель или наиболее активный ребенок.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Наших деток не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Источник
Восприятие музыки – сложный внутренний процесс, его механизм сродни механизму восприятия речи. Он вызывает появление у человека неосознаваемых движений. Физиологи назвали их зачаточными. У эмоциональных людей это выражается в напряжении отдельных групп мышц. Например, после концерта возникает ощущение напряжения и усталости в голосовых связках. А делясь впечатлениями от услышанной музыки определенного характера, мы можем сказать: «Еле сдерживал себя. Ноги сами пускались в пляс!».
В силу физиологической незрелости мозга у детей раннего возраста ведущим является эмоциональный компонент восприятия музыки, когнитивный же развивается гораздо позже. Малыши воспринимают музыку в целом, как сложный акустический стимул, не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагирует в основном на ее характер.
Для маленького ребенка характерна и естественна эмоционально-двигательная реакция на музыку, то есть внешние проявления чувств – непосредственные движения, жесты, возгласы. Слушая музыку, он не способен себя контролировать, так как механизмы регуляции его нервной системы находятся в процессе развития. Движения, как правило, однообразные. Моторный характер музыки выражается чаще всего в пружинных полуприседаниях, подпрыгиваниях, хлопках в ладоши; лирический, напевный – в ритмичных покачиваниях корпуса или головы. Иными словами, ребенок использует доступные ему средства, чтобы выразить свое отношение к музыке. Если его эмоциональные проявления остаются незамеченными, то они быстро угасают, а позднее малыш и вовсе перестает реагировать на музыку.
Маленькие дети, когда впервые слышат музыку, затихают и могут 30–40 секунд находиться в таком состоянии, затем начинают отвлекаться. В следующий раз такая заинтересованность продлится еще меньше, а затем и вовсе пропадет. Это ориентировочная реакция ребенка на новизну. Чтобы она постепенно переросла в интерес к музыке, необходимо восприятие музыки превратить в игру. Такие игры сродни играм с красками или цветным тестом в раннем возрасте, когда еще нет продуктивной деятельности как таковой, но есть познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение ко всему, что связано с ней. Данная особенность характерна для всех малышей, в том числе и с синдромом Дауна, независимо от того, развиваются ли они в пределах возрастной нормы или отстают в развитии. Эмоционально-двигательный этап восприятия музыки необходим каждому ребенку. Только «наигравшись» с музыкой, малыш поднимется на следующую, более высокую ступень ее восприятия. Отношение к музыке, эмоции, связанные с ней в дальнейшем, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах развития, в том числе на этапе эмоционально-двигательного восприятия.
Восприятие музыки может стать уникальным направлением в коррекционной работе с ребенком с синдромом Дауна, средством его психического развития. Перед специалистами, использующими музыку в своей работе, стоит нелегкая, но важная задача: научить маму малыша подбирать музыку для слушания и игр, предлагать ребенку движения в соответствии с его возможностями. Если музыкальная работа активно ведется в кругу семьи, а не только в музыкальном зале, это является залогом успешного преодоления имеющихся у ребенка проблем в развитии.
Выбор произведений для восприятия является ответственным моментом и во многом зависит от личных предпочтений взрослого. Однако есть правила, которые необходимо донести до каждой мамы, независимо от ее музыкальных пристрастий. Самое главное из них – помнить, что включение музыки в жизнь малыша с синдромом Дауна происходит в процессе эмоционального общения со взрослым.
Музыка должна быть интересной ребенку, разнообразной по характеру, ладу, тембру и темпу, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, незаконченных музыкальных фраз, навязчивых и ломаных ритмов. Необходимо, чтобы с музыкой связывались только положительные эмоциональные переживания ребенка. Кроме того, надо помнить: музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры малыша. В лучшем случае он ее просто не услышит, а в худшем — музыка вызовет переутомление и негативно отразится на его поведении. Лишенное контроля использование фоновой музыки часто приводит к формированию вторичных отклонений в развитии ребенка с синдромом Дауна, эмоциональным нарушениям.
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие пьесы. Музыкальный фрагмент на начальном этапе коррекционной работы состоит буквально из нескольких фраз, звучащих 20—30 секунд.
Для многих детей раннего возраста с синдромом Дауна характерным является дефицит внимания, полевое поведение. Ребенка отвлекает все, что попадает в зону его видимости, он не может сосредоточиться на одном предмете, действии – его «ведет» поле.
Чтобы помочь малышу сосредоточить внимание на музыке, необходимо тщательно подготовить место для ее восприятия: убрать на время из поля зрения все, что отвлекает. Ребенку необходимо повторять, настраивая на деятельность: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна быть негромкой. Во время звучания музыкального фрагмента необходимо мимикой, взглядом, ритмичными движениями выражать свое отношение к происходящему. Чтобы продлить время восприятия музыки, лучше включать в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения и физическим возможностям ребенка. Это могут быть покачивания, потряхивания, поглаживания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Изменения положения тела в пространстве дадут маленькому ребенку много неожиданных ощущений, внесут новизну в общение с мамой. Слушать музыкальный фрагмент нужно, пока у малыша сохраняется внимание. Желательно не прерывать музыку, не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если ребенок отвлекся. После того как музыка закончилась, взрослые делятся с малышом своими эмоциональными впечатлениями и, если он не устал, слушание рекомендуется продолжить.
Прекрасно развивают восприятие музыки, вносят в общение элементы новизны и праздника игры с различными атрибутами: «салютиками», султанчиками, цветными лентами, шарфами и звучащими игрушками: колокольчиками, бубнами и т. п. Цель использования нарядной атрибутики и музыкальных игрушек – подчеркнуть характерные особенности произведения, привлечь внимание маленького ребенка с синдромом Дауна к музыке. Такой подход позволяет включать не только слуховое, но и зрительное восприятие малыша, актуализировать двигательный и телесный опыт, сделать восприятие музыки более доступным для него. Кроме того, это создает особое настроение, вносит разнообразие в игру, которая становится более привлекательной для ребенка и длится гораздо дольше.
Помимо слушания музыки в аудиозаписи огромное значение для психофизического развития малыша имеют песни, исполняемые взрослыми. Особенно ценным является мамино пение, которое позволяет актуализировать чувство взаимного доверия, укрепить привязанность и эмоционально насытить взаимодействие. Взрослые могут петь народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни, городские романсы и даже оперные арии (при условии, если мама исполняет их чисто, профессионально, а ребенок – «музыкальный гурман»).
Особое значение имеют колыбельные песни, как народные, так и авторские. Народные песни предназначены для того, чтобы создать определенный ритуал убаюкивания малыша, стабильную, предсказуемую ситуацию, ведь ребенка с синдромом Дауна порой непросто уложить спать, успокоить, расслабить.
В основном это короткие песни, с мерным ритмом и монотонной мелодией. Их напевание успокоит малыша, внесет мир и покой в его душу и поможет сладко заснуть. Колыбельные песни, написанные известными авторами, разнообразны по своим музыкальным характеристикам, выразительны, мелодичны и часто являются классическим наследием. Их также необходимо использовать в коррекционной работе, включая в игровую деятельность (например, при укладывании куклы спать).
Восприятие музыки требует от малыша с синдромом Дауна особого внимания, эмоционального напряжения, поэтому данную деятельность лучше организовывать отдельно от других музыкальных игр. Прекрасно, если она станет ежедневной и будет длиться от 2 до 7—10 минут. В некоторых семьях маленькому ребенку предлагают слушать музыку 2—3 раза в день. Это возможно в случае, если не нарушается его психическое равновесие, не возникают проблемы с поведением. Режим слушания устанавливает мама, знающая особенности своего малыша, но контролирует специалист: музыкальный педагог, психолог, дефектолог, а в некоторых случаях невролог.
Насколько обширным может быть репертуар для развития восприятия музыки дома? Специалист, давая рекомендации, ориентируется на индивидуальные особенности мамы и ребенка. Если музыка – это образ жизни семьи, соответственно репертуар будет шире и богаче. Если же малыш с мамой только приобщаются к музыке, можно посоветовать начать с двух разноплановых музыкальных фрагментов и одной песни (колыбельная, под которую ребенок засыпает, не входит в их число). Репертуар постепенно нужно расширять, чередуя знакомые произведения с новыми. Дружба с музыкой должна привносить в общение взрослых с малышом радость, новые впечатления, положительно влиять на развитие ребенка с синдромом Дауна.
Восприятие музыки в силу ее эмоциональной природы не только обогатит слуховой опыт малыша новыми, подчас неожиданными впечатлениями, но и будет стимулировать развитие познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, произвольности. Кроме того, это будет способствовать формированию интереса и любви к музыке, эмоциональной отзывчивости и дифференцированного отношения к музыке разного характера.
В качестве образца приведем некоторые примеры использования классической музыки в коррекционных целях.
Г. СВИРИДОВ. ОРКЕСТРОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ». ВОЕННЫЙ МАРШ
Посадите малыша на большой гимнастический мяч со специальными рожками так, чтобы он обхватил рожки руками. Присядьте перед ним на корточки, чтобы он видел ваше лицо. Включите музыку. Придерживая ребенка под мышки, помогайте ему ритмично подпрыгивать на мяче. Улыбайтесь, заражайте малыша эмоциями.
Многие дети с синдромом Дауна настороженно относятся к большим мячам, а некоторые откровенно боятся их. Прежде чем усадить такого малыша на мяч, необходимо подготовить его: предложить похлопать по мячу, показать, как мяч катится, как вы умеете подпрыгивать на мяче, можно усадить куклу, мишку, то есть подобрать приемы, которые помогут снять страх и тревожность.
Эта игра в процессе восприятия музыки будет актуализировать чувство взаимного доверия ребенка и взрослых, привнесет в общение остроту и неожиданность, эмоционально-положительный настрой, будет полезна для физического развития малыша.
Р. ШУМАН. СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК
Можно посоветовать маме сесть на пружинящий диван, ребенка посадить на колени лицом к себе, придерживая под мышками. Под музыку в аудиозаписи легко, ритмично подбрасывать малыша, подталкивая своими коленями, заражая веселым настроением, вызывая смех. С окончанием музыки нужно остановиться, воскликнув: «Тпр-р-ру-у!» (лошадка прискакала). В эту игру можно играть под фортепианное сопровождение, в таком случае маме понадобится помощь второго взрослого. В дальнейшем малыш, услышав знакомую музыку, будет ритмично пружинить ногами без подсказки взрослого.
И. С. БАХ. ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР. Ч. I. ПРЕЛЮДИЯ ДО МАЖОР
Маленькие дети подвижны и любознательны, но не всегда этими качествами обладают малыши с синдромом Дауна. Познавательную активность и действия с предметами можно успешно развивать в процессе восприятия музыки.
Для этой игры понадобится помощь второго взрослого. Пусть мама сядет с ребенком на пол, напротив партнера, и, когда зазвучит музыка, вместе с ним толкает мячик от себя к партнеру. Делать это нужно ритмично, в характере музыкального произведения. Игра продолжается, пока у малыша сохраняется интерес. Чтобы внести в игру элемент новизны, рекомендуем использовать мячи, разные по размеру и фактуре (резиновые, силиконовые, матерчатые, кожаные и т. д.). Толкать мячик можно двумя руками, одной рукой, поочередно – то одной, то другой. На первых порах мама действует с малышом совместно, управляя его движениями, постепенно давая ему все больше самостоятельности.
Такая игра будет развивать движения рук, действия с игрушкой в соответствии с ее свойствами и качествами, эмоции, чувство ритма, совместно-разделенное внимание.
П. ЧАЙКОВСКИЙ. БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК». ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ
Для игры необходимы два колокольчика с нежным звучанием. Колокольчик, предназначенный для ребенка, должен иметь удобный захват. Дайте возможность малышу исследовать музыкальную игрушку, научите правильно извлекать звук. Предложите ему и маме послушать необычную музыку челесты с переливающимся звуком, очень напоминающим колокольчик. Выберите наиболее яркий, понравившийся фрагмент и дайте послушать еще раз, усиливая эффект от восприятия ритмичным звучанием колокольчика.
Эта игра, развивающая восприятие музыки, также будет содействовать развитию внимания, подражания, окажет благоприятное воздействие на движения руки, формирование правильного захвата, поможет ребенку с синдромом Дауна связать представления о музыке с действием (музыка звучит – колокольчик звенит; музыки нет – колокольчик молчит).
Г. СВИРИДОВ. ОРКЕСТРОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ». ВАЛЬС
Научите маму изготовлению «салютиков»: приготовьте разноцветный елочный дождь, разрежьте его на несколько пучков длиной примерно 25—30 см. Каждый пучок свяжите на конце узлом, у вас получатся «салютики». Дайте их по одному в каждую руку маме и ребенку. Включите музыку. В ритме вальса разводите руки в стороны и сводите вместе, поднимайте вверх и опускайте вниз, встряхивайте «салютики», чтобы они сверкали, одновременно выполняйте пружинящие движения ногами. Своими выразительными движениями привлекайте внимание ребенка к музыке, учите связывать движения с ней. Стимулируйте малыша к подражанию взрослым; если он затрудняется, пусть мама выполняет упражнение вместе с ним, действуя руками ребенка. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок подражал всем движениям взрослых, ему это не по силам. Помните, главное – вызвать эмоциональный положительный отклик, активность малыша. Играйте так, пока у него сохраняется интерес.
В конце занятия мама и педагог обязательно хвалят ребенка. Совместное переживание эстетических чувств от легкой, романтической музыки обогатит слуховые впечатления малыша новыми интонациями, ритмами, а непосредственное поведение взрослых укрепит чувство взаимного доверия, внесет новизну в общение.
К. СЕН-САНС. КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ. ПТИЧНИК
Предложите маме с малышом выйти весенним солнечным утром на улицу в ближайший парк и понаблюдать, как суетятся птицы, покормить их хлебными крошками, а вернувшись, рассмотреть картинки с изображением птиц, вспомнить, что видели на прогулке. Спросить у ребенка, как птички клюют хлебные крошки, как машут крылышками, как чирикают, а затем послушать вместе с ним музыкальную зарисовку, узнавая в ней пернатых друзей. Таким образом в игровой форме мама сможет приобщать ребенка с синдромом Дауна к шедеврам мировой музыкальной культуры, прививать ему интерес и любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать эмоционально-положительное и дифференцированное отношение к разной музыке. Кроме того, эта игра поможет развитию внимания, памяти, обогатит запас понимаемых слов, будет стимулировать активную речь, расширит представления малыша об окружающем мире.
И. С. БАХ. СЮИТА СИ МИНОР. ШУТКА
Научите маму, как сделать две цветные атласные ленты (длиной примерно 1,5 м для себя и 50 см для малыша) с кольцом для захвата на конце. Пусть она, включив музыку, рисует лентой круги, змейки и т. д., делая это ритмично, красиво, стимулируя ребенка к подражанию. Он, возможно, будет размахивать лентой вверх-вниз, вправо-влево, а вот фигуры у него пока не получатся, но игра в сопровождении живой, веселой, шутливой музыки принесет много радости. Когда малыш научится уверенно ходить, бегать, сохраняя равновесие, эту игру можно разнообразить, играя с ленточкой не только стоя на месте, но и на бегу. Если ребенок впервые берет в руки ленточку, конечно, его внимание на какое-то время будет поглощено ею. Но постепенно ведущее значение в игре займет музыка.
Эта игра будет стимулировать развитие подражания, двигательную активность, внимание, произвольность, эмоции и социальное поведение.
***
Ученые утверждают, что в переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области головного мозга, в том числе и те, которые задействованы в различных формах познавательной деятельности. Таким образом, музыка оказывает влияние на все сферы психического развития маленького ребенка: моторику, речь, сенсорику и, конечно, социально-эмоциональную сферу.
Создавая условия для воспитания малыша с помощью музыки, необходимо учитывать, с одной стороны, физиологические и психические предпосылки к развитию, сензитивность возраста, а с другой — хрупкость и уязвимость нервной системы ребенка.
Итак, организуя музыкальные игры, напевая малышу песни разного характера, взрослые (чаще всего мама) создают особую атмосферу, наполненную взаимным доверием, новыми впечатлениями. Совместная музыкально-игровая деятельность не только обогащает эмоциональную сферу ребенка, но и стимулирует развитие двигательной и голосовой активности, подражательных способностей, восприятия, музыкальности.
Рекомендуемая литература
- Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких : книга для родителей. М. : Школьная Пресса, 2007.
- Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии : книга для специалистов и родителей. М. : Карапуз, 2014.
Источник