Синдром бродяжничества у подростков как с этим бороться

Синдром бродяжничества у подростков как с этим бороться thumbnail

Синдром бродяжничества, о психологии и социологии бомжей в заметке информационного новостного сайта России: https://infonewsportal.ru/sindrom-brodyazhnichestva.htmlСиндром бродяжничества, о психологии и социологии бомжей в заметке информационного новостного сайта.

Служба помощи бездомным – это один из старейших проектов. Именно сюда обращаются люди, оказавшимся без крыши над головой, без документов и средств к существованию. Их кормят, выдают одежду по сезону, а также им оказывают профессиональную помощь – доврачебную медицинскую, духовную и социальную. Но зачастую туда приходят люди не только за едой, вещами и доврачебной помощью, но и с просьбами купить билет и куда-то уехать.

С такими просителями всегда нужно работать индивидуально, вникать в каждую конкретную ситуацию, необходимо выяснить, куда именно человек направляется, с какой целью он хочет поехать туда, ждет ли кто-то его там, будет ли где ему жить, кому позаботиться о нем.

И еще важный момент – доверяй, но проверяй! Все факты нужно проверить, во-первых, чтобы удостовериться, что человека встретят и примут, что он не окажется вновь на улице, а, во-вторых, чтобы не вводить его в грех возможностью проехаться «на халяву».

– Среди наших подопечных, действительно, достаточно часто встречаются люди, которые постоянно куда-то едут. Для большинства это «легенда», с помощью которой они добывают деньги у доверчивых сограждан. Но встречаются и люди с синдромом бродяжничества, – рассказал руководитель Службы помощи бездомным Константин Бунин.

С фальшивым путешественником все достаточно просто:

1. Не стесняйтесь задавать вопросы: кто его ждет, на какой улице дом, как выглядит дом (это можно проверить по интернет картам), как связаться со встречающей стороной?

2. Не стесняйтесь проверить информацию! Если у вас нет на это времени, дайте путешественнику телефон Службы, там ему поможет социальный работник.

Если человек не хочет взять телефон и не хватается за возможность поговорить с социальным работником, скорее всего, он никуда не едет, а деньги ему нужны на какие-либо другие цели.

Помогать необходимо в том случае, если вы уверены, что ваша помощь улучшит жизнь обратившегося (Будет ли ему там лучше, чем здесь?). Например, если у человека здесь нет ни жилья, ни работы, а в другом городе его ждут родные, готовые его принять и позаботиться о нем. Как в случае с безногим мужчиной, который был в плену у цыган, а затем поехал к родным в другой город. В противном случае, помощью можно навредить.

Люди с синдромом бродяжничества – редкий и самый сложный случай.

Недавно к нам обратился за помощью молодой парень Юрий: 21 год, сирота, стоит в очереди на квартиру, в данный момент лицо без определенного места жительства. Первым насторожившим нас моментом стало то, что он просил о помощи, но в итоге отвергал ее.

Негде жить – мы предлагаем ему вариант проживания в социальной гостинице. Отказ. Нет средств – в той же социальной гостинице для бездомных есть вариант получить более-менее работу. Отказ. Он говорил, что у него есть договоренность с Серафимо-Девеевским женским монастырем, где его готовы принять в качестве трудника. Нужно лишь добраться туда.

Купить билет до монастыря у нас возможности не было. Поэтому мы предложили ему три дня поработать в храме дворником, а сами в это время связались со знакомым священником в Казани. Батюшка предложил встретить нашего путешественника, устроить его в приюте, чтобы там он подзаработал на билет до монастыря.

Координировать переговоры помогала доброволец Ирина:

– Я звонила отцу Тихону, когда Юрий уехал. На душе было неспокойно и не зря. Батюшка рассказал, что встретил нашего путешественника, но тот от проживания в приюте отказался и предпочел ночевать в парке на лавочке. Затем на перекладных он все же добрался до Серафимо-Дивеевского монастыря и позвонил мне: «Меня тут не принимают. Договоренности изменились. Мне посоветовали ехать в Сергиев Посад, одна добрая женщина уже купила мне билет и дала денег в дорогу. До связи!» Но на связь он больше не выходил…

Когда человек не может жить на одном месте, предпочитает жить в дороге, а не дома, когда часто «им овладевает беспокойство, охота к перемене мест» – такое состояние психологи называют «синдромом бродяжничества».

Это часто бывает у людей с поврежденным чувством привязанности, детскими трагедиями. Дети-сироты, дети из неблагополучных семей ищут счастья «где-то, но не дома». При том, что жизнь бродяги наполнена всевозможными лишениями, она для него милее и привлекательнее, чем жизнь дома.

«Синдром бродяжничества» – нужно ли оказывать помощь таким людям?

Возможно ли помочь таким людям? Комментирует кандидат психологических наук, доцент, руководитель Службы психологической помощи «Ладья» Надежда Валинурова:

– Действительно, есть такая категория людей с так называемой низкой социальной ответственностью: им не нужна работа, семья, им даже не нужен дом. Даже если по стечению жизненных обстоятельств у них появится что-то из вышеперечисленного, они быстро это теряют.

В Службе таким людям оказывают срочную помощь: голодного кормят, замерзшего обогревают, обносившегося одевают и так далее. Плюс немаловажно, что бездомного всеми силами стараются подключить к тому, чтобы он сам себе помогал (устраивался на работу, восстанавливал документы).

Нужно ли им покупать билет бродяге, если он все равно в месте назначения не осядет? Думаю, нужно, если есть такая возможность. Человек изменчив. И, несмотря на многолетний опыт бестолковой жизни в дороге он может в какой-то момент остановиться и измениться.

Вот наш герой Юрий едет из одного монастыря в другой. Но ведь он едет в монастырь, а не в Голливуд. Может быть, именно ваша помощь, встречи с попутчиками, какое-то мудрое доброе слово в итоге остановят его, помогут ему повзрослеть. На все воля Божия!

Служба помощи бездомным приглашает в свою команду добровольцев, готовых идти нестандартным путем помощи. Собеседования проходят каждое воскресенье в 13:00

Акция «С Миру по нитке» в помощь бездомным, об итогах рассказывает новостной информационный портал России: https://infonewsportal.ru/akciya-s-miru-po-nitke-v-pomoshh-bezdomnym.html

Источник

Факторы. Решение».

Социальный педагог

Бродяжничество-это устойчивая поведенческая реакция в виде уходов, скитания;

Уходы и бродяжничество детей— это поведенческие реакции, вызываемые неблагоприятными обстоятельствами, условиями жизни, патохарактерологическими и иными личностными расстройствами.

Различают три вида бродяжничества и уходов из дома:

1. Планируемые уходы.

Причины:

1) инфантилизм, педагогическая запущенность, сформированность негативных стереотипов поведения;

2) продолжительная безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные;

3). отсутствие условий для самовыражения, проявления активности; незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных жизненных целей и планов.

Синдром бродяжничества у подростков как с этим бороться

Факторы:

Сенсорная жажда, т. е. потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Они и сами увлекаются игрой, теряя чувство меры и реальности, ответственности перед ближними, и способны увлечь других, более слабых и внушаемых детей (вспомнили «Приключения Тома Соера»?).

Преимущественно они бродяжничают в поисках новых впечатлений и при нежелании заниматься учебой, требующей от них определенной усидчивости и трудолюбия. В школе и дома скучно, но определить свои интересы они не могут, поэтому бесцельно слоняются по улицам. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т. д.

Что делать?

Синдром бродяжничества у подростков как с этим боротьсяВоспитательное воздействие педагогов и родителей. Важно вовремя понять таких детей, уделить им своё время, отучать от бессмысленной страсти, увлечь их интересным делом, помочь найти подходящее хобби.

2. Реактивные уходы.

Причины:

Длительные психотравмирующие ситуации и обостренное переживание несправедливости.

1) Часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т. п.

2) Первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля.

3) Иногда первые уходы и побеги у подростков носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний

Факторы:

Сильные переживания обиды, ущемление самолюбия (например, после физического наказания) являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т. п. (вспомним попугая Кешу).

Такие протестные реакции могут, закрепившись, часто повторяться уже в ответ на незначительные замечания, укоры, требования. Итак, под влиянием длительных психотравмирующих ситуаций и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых, несправедливостей у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Не всегда таким детям удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе и многих других причин. В таких случаях «трудное» поведение еще больше усиливается, появляется агрессивность, конфликтность. Побеги из дома перестают быть более или менее изолированным симптомом и уходят на задний план, оказываясь, все менее и менее психологически понятными, мотивированными и больше не увязываются с неблагоприятной ситуацией. Наступает глобальное изменение личности человека, во многих случаях уже не обратимое.

Синдром бродяжничества у подростков как с этим бороться

Что делать?

Психотерапевтическая помощь. Если этим детям удается вовремя пройти психотерапевтическое лечение (иногда даже в лечебном учреждении), то их состояние улучшается и характер становится более гармоничным.

3.Немотивированные уходы.

Причины:

Недостаточность центральной нервной системы: родовые травмы, врожденные и наследственные болезни и травмы головы в детстве, психические болезни: шизофрения, истерия.

Синдром бродяжничества у подростков как с этим боротьсяФакторы:

1) Острое стремление к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.

2) Импульсивное неодолимое влечение.

Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте. Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления

к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются

этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям. Такие дети плохо учатся, имеют низкую учебную мотивацию и школьную дезадаптацию. Они часто лгут. Родителям говорят, что к ним плохо относятся в школе: наказывают, бьют, плюют в глаза и т. п. Учителям рассказывают том, что дома их избивают, выгоняют, что «к маме приходят чужие дяденьки, а к папе – чужие тетеньки

3) Амбулаторный автоматизм в состоянии сумеречного расстройства сознания у некоторых больных шизофренией и истерией. Во время такого изменения сознания больные могут сутками, иногда неделями бродяжничать, не понимая, что с ними происходит, полностью забывая, что с ними было. Уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили.

Что делать?

Специальное лечение и обучение в специальных школах. Помогают таким детям и подросткам врачи, но эта помощь будет тем более эффективна, если «трудных» подростков будут по направлению врача помещать в специальные школы.

Источник