Синдром бродяжничества и уходов из дома

Синдром бродяжничества и уходов из дома thumbnail

Синдром
уходов из дома и бродяжничества
наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и
выражается в повторяющихся уходах из
дома, из дошкольных и школьных учреждений,
из интернатов и сопровождается
бродяжничеством. Выделяют несколько
причин уходов из дома и бродяжничества.

К
первой группе синдрома уходов из дома
и бродяжничества относятся реактивные
состояния, состояния эмансипации,
сенсорной жажды.

Ко
второй группе уходов из дому и
бродяжничества относятся безмотивные
случаи, наблюдающиеся у больных
шизофренией и эпилепсией.

В
ряде случаев уходы из дома связаны с
сугубо психическими заболеваниями типа
шизофрении и эпилепсии, при которых
больные не знают причин уходов и объяснить
их не могут, так называемые «беспричинные»
или безмотивные уходы.

Независимо
от характера первых уходов, за исключением
варианта «безмотивных», сформированный
синдром уходов выражается в более или
менее стойком стремлении к бродяжничеству,
при котором дети уходят одни, лишь на
короткое время, вступая в случайные,
иногда вынужденные контакты.

Синдром
уходов из дому и бродяжничество нередко
возникает у детей и подростков на фоне
задержанного интеллектуального развития.
Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей
ролью изменений элементарной аффективности,
тесно связанной с влечениями, происхождение
синдрома уходов и бродяжничества
рассматривается как выражение аффективного
уровня нервно психического реагирования,
относительно близкого, к психомоторному
уровню.

4. Синдром страхов

Признаками
патологических
страхов

считаются их беспричинность или явное
несоответствие выраженности страхов
интенсивности вызвавшего их воздействия,
длительность существования, склонность
к генерализации, нарушение общего
состояния (сна, аппетита, физического
самочувствия) и поведения ребенка под
влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют
пять основных групп синдрома страха в
детском и подростковом возрасте:

• навязчивые
страхи;

• страхи
со сверхценным содержанием;


недифференцированные,
бессодержательные страхи;

• страхи
бредового характера;

• ночные
страхи.

5. Синдром патологического фантазирования

Патологическое
фантазирование встречается как у детей,
так и у подростков, в связи с чем оно не
может быть отнесено к проявлению какого
либо одного уровня нервно психического
реагирования.

В
отличие от подвижных, быстро меняющихся,
тесно связанных с реальностью фантазий
здорового ребенка, патологические
фантазии характеризуются необычайной
стойкостью, малой подвижностью, нередко
оторваны от реальности, причудливы по
содержанию, часто сопровождаются
нарушением поведения и явлениями
дезадаптации. Возникновение патологического
фантазирования можно наблюдать уже у
детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях
оно выражается в виде своеобразной,
необычной для здоровых детей игровой
деятельностью, которая в зависимости
от характера заболевания, особенностей
личности ребенка и среды, в которой он
растет, может проявляться в разных
формах.

Читайте также:  Народная медицина при синдроме раздраженного кишечника

Наиболее
распространенной формой патологического
фантазирования является перевоплощение.
При этом ребенок перевоплощается в тот
или иной образ. В этом случае резко
меняется поведение ребенка в соответствии
с его представлениями об облике и образе
жизни данного существа. Игровое
перевоплощение может наблюдаться также
при психогенных расстройствах.

Другой
формой патологической игровой деятельности
представляют однообразные,
стереотипные игры, имеющие сверхценный
характер
.
Эта форма нарушения может наблюдаться
у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников
и характеризуется однообразными
действиями с различными предметами,
нередко не имеющими игрового значения:
открывают и закрывают краны, стучат
крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки,
раскладывают на полу веревочки и провода.
Стереотипные игры наблюдаются при
вялотекущей шизофрении и при синдроме
раннего детского аутизма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Факторы. Решение».

Социальный педагог

Бродяжничество-это устойчивая поведенческая реакция в виде уходов, скитания;

Уходы и бродяжничество детей— это поведенческие реакции, вызываемые неблагоприятными обстоятельствами, условиями жизни, патохарактерологическими и иными личностными расстройствами.

Различают три вида бродяжничества и уходов из дома:

1. Планируемые уходы.

Причины:

1) инфантилизм, педагогическая запущенность, сформированность негативных стереотипов поведения;

2) продолжительная безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные;

3). отсутствие условий для самовыражения, проявления активности; незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных жизненных целей и планов.

Синдром бродяжничества и уходов из дома

Факторы:

Сенсорная жажда, т. е. потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Они и сами увлекаются игрой, теряя чувство меры и реальности, ответственности перед ближними, и способны увлечь других, более слабых и внушаемых детей (вспомнили «Приключения Тома Соера»?).

Преимущественно они бродяжничают в поисках новых впечатлений и при нежелании заниматься учебой, требующей от них определенной усидчивости и трудолюбия. В школе и дома скучно, но определить свои интересы они не могут, поэтому бесцельно слоняются по улицам. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т. д.

Читайте также:  Болезнь курчавых волос синдром менкеса фото

Что делать?

Синдром бродяжничества и уходов из домаВоспитательное воздействие педагогов и родителей. Важно вовремя понять таких детей, уделить им своё время, отучать от бессмысленной страсти, увлечь их интересным делом, помочь найти подходящее хобби.

2. Реактивные уходы.

Причины:

Длительные психотравмирующие ситуации и обостренное переживание несправедливости.

1) Часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т. п.

2) Первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля.

3) Иногда первые уходы и побеги у подростков носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний

Факторы:

Сильные переживания обиды, ущемление самолюбия (например, после физического наказания) являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т. п. (вспомним попугая Кешу).

Такие протестные реакции могут, закрепившись, часто повторяться уже в ответ на незначительные замечания, укоры, требования. Итак, под влиянием длительных психотравмирующих ситуаций и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых, несправедливостей у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Не всегда таким детям удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе и многих других причин. В таких случаях «трудное» поведение еще больше усиливается, появляется агрессивность, конфликтность. Побеги из дома перестают быть более или менее изолированным симптомом и уходят на задний план, оказываясь, все менее и менее психологически понятными, мотивированными и больше не увязываются с неблагоприятной ситуацией. Наступает глобальное изменение личности человека, во многих случаях уже не обратимое.

Читайте также:  Феназепам помогает ли при абстинентном синдроме

Синдром бродяжничества и уходов из дома

Что делать?

Психотерапевтическая помощь. Если этим детям удается вовремя пройти психотерапевтическое лечение (иногда даже в лечебном учреждении), то их состояние улучшается и характер становится более гармоничным.

3.Немотивированные уходы.

Причины:

Недостаточность центральной нервной системы: родовые травмы, врожденные и наследственные болезни и травмы головы в детстве, психические болезни: шизофрения, истерия.

Синдром бродяжничества и уходов из домаФакторы:

1) Острое стремление к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.

2) Импульсивное неодолимое влечение.

Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте. Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления

к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются

этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям. Такие дети плохо учатся, имеют низкую учебную мотивацию и школьную дезадаптацию. Они часто лгут. Родителям говорят, что к ним плохо относятся в школе: наказывают, бьют, плюют в глаза и т. п. Учителям рассказывают том, что дома их избивают, выгоняют, что «к маме приходят чужие дяденьки, а к папе – чужие тетеньки

3) Амбулаторный автоматизм в состоянии сумеречного расстройства сознания у некоторых больных шизофренией и истерией. Во время такого изменения сознания больные могут сутками, иногда неделями бродяжничать, не понимая, что с ними происходит, полностью забывая, что с ними было. Уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили.

Что делать?

Специальное лечение и обучение в специальных школах. Помогают таким детям и подросткам врачи, но эта помощь будет тем более эффективна, если «трудных» подростков будут по направлению врача помещать в специальные школы.

Источник