Синдром братика что это такое
.
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
- Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
- Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.
- Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
- Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
- Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
- Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
- Возможность потерянного детства. На своего первенца возлагают большие надежды, поэтому записывают его на все кружки, совсем забывая о том, что ребенок должен познавать мир и общаться со сверстниками. Причина этому одна — желание родителей реализоваться через свое чадо.
- Сложности в общении. Оставлять старших детей присматривать за младшими, когда взрослые на работе, является нормой. И так длится годами: пока ребята играют во дворе, кому-то приходится сидеть с малышом, ждать родителей и с завистью смотреть на других детей в окно.
- Повышенная критичность. К старшим детям всегда предъявляется больше требований, а это влияет на то, что малыш и сам начинает ставить перед собой слишком много задач и требовать только идеального их выполнения. Это поможет ему многого добиться в жизни, но также включит повышенную тревожность в структуру личности.
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
- Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
Знаешь, сколько людей в данный момент живут в Церкви, даже не подозревая об этом? Телом они вне храма, но душой они здесь, об этом свидетельствует их состояние, качество их души. Часто их можно увидеть в барах, в ночных клубах, скитающихся здесь и там. Некоторые из них принимают наркотики, вступают в различные связи, оказываются в сомнительных компаниях и обстоятельствах. Несмотря на это, они очень близки к познанию Бога. Всего лишь тонкая грань отделяет их от того, чтобы искренне ухватиться за Него и сказать: «Господи, помилуй меня, помоги мне. Я пропадаю! Прими меня в объятия, согрей меня». Эти люди близки к тому, чтобы обновиться — стать преображенными, смиренными, с ощущением благости в сердце и с умиротворением на лице.
Я говорил, что притча о блудном сыне вдохновляет меня, но она и порождает во мне сильные угрызения совести. Дело в том, что отеческая любовь и объятия, которые Бог являет миру, должны исходить от людей в храме. От меня, от тебя, ведь это мы — люди Церкви.
Господь оставляет нас на земле и говорит: «Чада, вы должны являть миру Мой добрый лик, Мою милость. Не забывайте об этом!
Ваша задача — показать людям Мою отеческую заботу, заключающую в себе и материнскую любовь. Дарите всем Мою доброту, тепло и понимание, Мое сострадание, сочувствие и прощение».
И я спрашиваю себя: где же все это? Реальность совсем иная: приходящие в храм смотрят на нас и делают вывод, что мы какие-то мрачные люди, которые будут их ругать и наказывать. Либо, может, мы сначала их примем и простим, но потом скажем: «Да, но…» То есть я, конечно, тебя прощаю, но отныне ты должен будешь делать первое, второе, третье. И начинаем требовать, ругаться, критиковать, накладывать епитимии. А молодой прихожанин удивляется: «Где же вся та доброта, которую ты проявил по отношению ко мне? Чем же было такое доброе начало? Эти улыбки, которые я видел, и прекрасные фразы типа „приди к нам и ощути красоту“, где все это?»
Мы в храме. Но при этом зачастую мы похожи на старшего брата из притчи. Он был прилежным сыном, но совершенно непохожим на своего отца. По сути, он был гораздо более блудным сыном, нежели его младший брат. Он жил дома, но не ощущал и не искал любви отца. Жил дома, но был эгоистом и не умел любить ни отца, ни отсутствовавшего брата. Он не ждал его возвращения, он чувствовал себя отстраненно, не ощущая единства, обособив свою судьбу. Он говорил: «Меня не интересует мой брат, моя жизнь иная. Я живу здесь и тружусь, я правильный сын». Он был в доме, но сердце его было далеко.
А младший сын ушел, но любил своего отца. Когда он был маленьким, между ними существовали настоящие узы любви. В его душе остался этот след. Отпечаток той, детской любви следовал за ним, куда бы он ни шел. Отец уважал его желание и позволил ему уйти: «Иди, сын мой». — «То есть, отче, ты не любишь меня?» — «Я очень тебя люблю». — «Но ты хочешь, чтобы я ушел?» — «Вовсе нет». — «Тебе не больно, что я ухожу?» — «Мне больно». — «Тогда почему ты ничего не делаешь, чтобы остановить меня?» — «Я делаю, чадо мое». — «Что именно?» — «Я уважаю тебя. Если ты сейчас посмотришь мне в глаза, полные слез, если ты сможешь заглянуть в мое сердце, ты удивишься. Но твоя воля важнее. Все мои желания стоят после твоей свободы. Главное — твоя свободная воля». — «Но каковы твои желания?» — «Я хочу, сын мой, чтобы ты оставался со мной, поскольку ты любишь меня. Но поступай, как ты хочешь, я все равно буду с тобой». — «Как же ты будешь со мной, отец? Ты же останешься дома. Я ухожу, я буду кутить, пить, гулять с женщинами». — «Я буду с тобой». — «Но как? Уже сейчас ты прощаешься со мной, я удаляюсь и вижу, как ты машешь платком, я иду все дальше и дальше и уже исчезаю из поля твоего зрения». — «Я буду с тобой, потому что буду любить тебя. Остаюсь здесь, но незримо буду и там.
Не стану давить на тебя, обвинять, душить угрызениями. Не буду беспокоить, требовать. Я буду невидимо окружать тебя бесконечным терпением и бесконечной любовью».
Можешь ли и ты чувствовать так же? Оставь в покое свое дитя, своего мужа, свою жену, пусть они делают свой выбор и принимают свои решения. Не дави ни на кого. В этом главный вопрос: ты переносишь свои проблемы на других. Не заглядывая в свою душу, пытаешься заглянуть в чужую. Никто не виноват, что ты несчастлив. Никто не виноват в той пустоте, которую ты ощущаешь в своей душе. Ты постоянно винишь обстоятельства, но ведь невозможно, чтобы все вокруг были виноваты. Ты сам во всем виноват.
Источник
.
Каждая семья, где есть два или больше малышей, сталкивалась с проблемой соперничества. Связано это с восприятием себя и своего положения в семье и обществе. Как показывают исследования, наше поведение в обществе зависит от того, каким по счету мы были: страшим, средним, младшим или единственным. В зависимости от этого фактора меняется наш характер и мировосприятие.
Описание
Исходя из названия можно отметить, что этот комплекс встречается у младших в семье. Синдром младшего брата или комплекс младшей сестры – это в первую очередь влияние воспитания. С рождением второго малыша в семье происходят перемены, на новорожденного переносится вся любовь и забота родителей.
Часто родители уверены, что малыш, родившийся позже, должен получать всё внимание, он маленький. С появлением такой мысли у родителей, у детей начинает развиваться комплекс младшего ребенка. Малыш видит, что ему достается всё самое лучшее, по сравнению со страшим, и привыкает к такому положению дел.
Существует и другая сторона синдрома. Родители, которые пережили опыт воспитания старшего, целиком перекладывают его на младшего. В результате чего его постоянно сравнивают со страшим, выбор дополнительных занятий очевиден – младшего запишут в тот же кружок, что и старшего. Младший не проводит время со своими сверстниками, потому что гуляет он в окружении старшей дочери или сына и его друзей. Самая непродуманные вещи – это постоянные сравнения одного с другим, на фоне этого могут развиться многочисленные комплексы.
Проявления проблемы
Для того чтобы понять, есть ли у вашего чада такой комплекс, необходимо ознакомиться с присущими ему чертами. Не все они заметны в детском возрасте, большинство проявляются тогда, когда воспитывать уже поздно.
- Люди с подобным комплексом склонны быть эгоистичными. Дети быстро привыкают, что их балуют, и внимание крутится вокруг них. От взрослой жизни они ожидают того же.
- Малышу тяжело дается самодисциплина и организация. Он привык, что за него всё делают другие.
- Младшие – манипуляторы. Все знают, как получить желаемого. Но дети, рожденные вторыми, – прирожденные манипуляторы. У них есть все рычаги давления на семью, родственников и окружающих.
- Безответственность. Младшим прощается почти всё, потому что считают их еще маленькими. Что бы они ни сделали, им всё сойдет с рук. И это очень плохая тенденция, каждый человек, даже самый маленький, должен нести ответственность за свои действия.
- Бунтарское начало. В семьях, где детей сравнивают с друг другом, рождаются бунтари. Дети стараются сделать всё наперекор и вопреки родителям, чтобы доказать, что они лучше.
- Драки между детьми. В каждой семье есть негласное соревнование за внимание родителей. Иногда такая конкуренция перерастает в самые настоящие драки.
Комплексы из семьи
Комплекс младшего брата или комплекс младшей сестры – это не единственные проблемы, которые возможны в семьях. Комплекс старшего брата или старшей сестры проявляется в чувстве ответственности за младшего братика или сестричку. Неправильно, когда родители перекладывают ответственность за младшего на старших детей. Поэтому первенцы быстрее взрослеют, становятся перфекционистами и стремятся к лидерству. Также комплекс старшей сестры может сыграть роль в замужестве. Женщины с синдромом старшей сестры оберегают мужа и не позволяют себе лишнего ни при каких обстоятельствах.
Комплекс брата/сестры или же сестринский комплекс проявляется в повышенной заботе не только к братьям и сестрам, но и ко второй половине, друзьям. Такие люди очень нежны и заботливы, часто становятся врачами.
Комплекс братика присущ людям, которые привыкли к чрезмерной заботе. Они безответственны и ожидают помощи от других.
Полезные советы
Как известно, все наши проблемы из детства, поэтому бороться с ними надо еще тогда, а в идеале не допускать их появления. Чтобы предотвратить появление комплекса, необходимо:
- уделять своим детям равное внимание: никто не должен чувствовать себя обделенным или недостойным любви – проводите равное количество времени с обоими;
- не ожидайте, что второй малыш будет копией первого: несмотря на то, что дети рождены в одной семье, они могут быть совершенно разными – не заставляйте младшего идти по стопам первенца, если он того не хочет;
- подружите детей: казалось бы, они должны с самого начала сами подружиться, но это не так – часто дети враждебно настроены по отношению друг к другу, т. к. собираются бороться за внимание родителей.
Некоторые родители уверены, что развитие тех или иных комплексов неизбежно. Но при правильном воспитании и грамотном выстраивании отношений, любых проблем можно избежать. Главное – не пускать все на самотек.
Загрузка…
Источник
Комплекс младшего брата – психологический феномен, который сегодня занимает умы многих специалистов. Он выражается в том, что родители совершают определенные ошибки в воспитании детей. Часто они снимают с себя всякую ответственность, не могут равномерно распределить нагрузку между двумя малышами. Ситуация, когда родился второй ребенок, а старшее чадо начинает страдать от недостатка внимания, к сожалению, не является редкостью.
Многие родители даже не догадываются о том, что на самом деле чувствует их отпрыск. Описание комплекса младшего брата представлено в данной статье. Сама проблема указывает на недостатки воспитания, на неправильный подход. Рассмотрим подробнее, какие сложности возникают в семье, где растут два брата.
Ревность
Младшему ребенку обычно уделяется достаточно времени и внимания. С появлением малыша старшее чадо нередко чувствует себя в чем-то обделенным и покинутым. На этом фоне часто возникает ревность, желание чем-то привлечь внимание родителей. Старший ребенок для этой цели выбирает неподобающее поведение. Вот почему у него появляются проблемы в школе и детском саду. Два брата нередко становятся соперниками на долгое время. Их противостояние может продолжаться несколько лет до полного разрешения конфликта. Ревность обладает очень разрушительной силой. Она способна испортить самые хорошие отношения, поставить под сомнение семейные ценности.
Несамостоятельность
Комплекс младшего брата выражается в отсутствии стремления достигать чего-то собственными силами. Ребенок полностью зависит от взрослых и не предпринимает никаких попыток для того, чтобы исправить ситуацию. Несамостоятельность выражается во всем: в неумении принимать решения, в нежелании учиться, открывать для себя какие-то перспективы. В большинстве случаев из несамостоятельных детей вырастают инфантильные личности, которые не хотят брать на себя ответственность.
Во взрослом возрасте они предпочитают жить за чужой счет. Принимать индивидуальные решения для них становится невыгодно только потому, что это лишает их возможности оставаться «маленьким» надолго. А это весьма удобная позиция.
Эгоцентризм
Младшие дети нередко высоко ценят собственную личность и при этом не уважают окружающих. Они настолько сконцентрированы на самих себе, что не понимают потребностей других людей. Развитие чрезмерного эгоцентризма происходит по той причине, что родители пытаются за них решать проблемы и при этом не приучают к самостоятельности. Ребенок привыкает воспринимать себя как центр вселенной. При любых возникающих трудностях он снимает с себя всякую ответственность за результат.
Младшие дети нередко воспринимают заботу и внимание со стороны родителей как должное: не ценят подарков, не хотят участвовать в жизни семьи, не стремятся быть полезными. Такая чрезмерная замкнутость на себе самом себе рождает эгоизм, которым со временем становится довольно трудно управлять.
Манипуляции
Быть младшим братом – это выгодно. Многие дети прекрасно осознают те возможности, которые перед ними открываются благодаря положению в семье. Они понимают, что оставаясь «маленьким», можно получить всего, чего желаешь, и не спешат взрослеть. Прибегая к манипуляции, чадо намеревается добиться исполнения всех своих желаний. Если родители выполняют любую прихоть, то ими становится легко управлять. Не надо думать, что дети столь наивны, чтобы этого не заметить. Они прекрасно распознают настроение взрослых, знают, к кому и когда можно подойти с конкретными просьбами, чтобы остаться в выигрышном положении.
Агрессивность
На самом деле подобные проявления редко встречаются в чистом виде. Гораздо чаще имеет место выраженное недовольство и нетерпение. Ребенок не понимает, что портит отношения с окружающими. Он с детства привыкает к вседозволенности и пытается добиться желаемого криком и многочисленными требованиями.
Агрессивность выступает его собственным методом, с помощью которого чадо стремится получить желаемое. Такие дети не проявляют толерантности к чужому мнению и часто пытаются самоутвердиться за счет других людей. Родители чувствуют свою вину перед ними и пытаются удовлетворить любые потребности.
Решение проблемы
Для того чтобы преодолеть комплекс младшего брата, необходимо постоянно работать над собой. Нужно преодолевать многочисленные страхи, сомнения, неуверенность в себе. Решение проблемы нельзя осуществить в один миг. Как правило, требуется довольно продолжительный период времени, чтобы приобрести новые полезные навыки. Причем работать надо в первую очередь родителям, потому что они мудрее и умнее, у них больше жизненного опыта.
Внимание к детям
Первое, что стоит уяснить: необходимо стараться уделять достаточно времени обоим детям. Это поможет исключить всякую ревность и преодолеть дух соперничества. Помните, что каждый ребенок по-своему уникален и неповторим. Стремитесь развивать своих отпрысков. Делайте скидку на младший возраст. Не надо слишком сурово наказывать ребятишек. Дайте им возможность самим извлекать уроки из собственных поступков и действий. Каждый мальчик или девочка достойны уважения. Дети, которые не обделены вниманием родителей, растут более благополучными и счастливыми.
Индивидуальный подход
Один ребенок не может быть похожим на другого. Этого не стоит даже ожидать, а уж тем более требовать от своего чада. Даже близнецы будут чем-то отличаться друг от друга, хотя внешне они абсолютно идентичны. Воспитывая детей, нужно обязательно принимать во внимание индивидуальный подход. Следует избегать сравнений, обобщений и критики. Родителям необходимо научиться принимать своих ребятишек такими, какие они есть на самом деле. Используя индивидуальный подход, можно добиться гораздо более высоких результатов, чем если постоянно ругать и предъявлять обвинения.
Таким образом, комплекс младшего брата – это не проблема, а задача, которую родителям нужно решать сообща. Истинная любовь способна преодолеть любые преграды, помочь справиться с многочисленными трудностями. Дети должны чувствовать, что их действительно любят и ценят, а все проблемы являются решаемыми.
Источник