Синдром беспокойного ребенка что делать
Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности
Кулагина Любовь Леонидовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 227»
Мотовилихинского района г Перми.
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)
Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»…
Активный ребёнок:
Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребёнок:
Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.
Рекомендации родителям:
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).
Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.
Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.
Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!
И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.
«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)
Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.
Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.
«АРХЕОЛОГИЯ»
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.
Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.
Источник
Конечно, каждая мама любит своего ребенка таким, кокой он есть. И для нее важно, чтобы он был любознательным, веселым, активным. Но что делать, если вы замечаете, что ваш ребенок неусидчив, обеспокоен, раздражен или капризничает и не хочет засыпать? А в более старшем возрасте беспокойства могут носить уже другой характер: повышенная нагрузка в школе, ребенку трудно сосредоточиться, страдает успеваемость.
Все это нельзя оставлять без внимания! Попробуем разобраться в этом вопросе.
Причины, которые могут влиять на эмоциональное состояние и активность ребенка, и что с этим делать?
Состояние мамы: тревожность, гнев, раздражительность. На ребенке это отражается очень явно. Ведь духовная связь между матерью и ребенком гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Эта незримая связь присутствует не только в младенчестве, но и в гораздо более позднем возрасте. Поэтому маме тревожного, непоседливого ребенка, в первую очередь, стоит обратить внимание на свое эмоциональное состояние и предпринять какие-то меры в борьбе с перенапряжением.
Активные игры с бурными эмоциями. Особенно, если в игре участвуют взрослые, которые тоже бурно выражают свои эмоции – с выкриками, репликами, эмоциональными жестами и т.д. Только взрослый очень легко перейдет из состояния игры в состояние спокойствия, а вот у ребенка такой навык быстрого переключения эмоций еще не сформировался. По этой причине ему может понадобиться больше времени, чтобы успокоиться. Поэтому старайтесь все подобные игры и мероприятия проводить в первой половине дня, чтобы это не повлияло на сон.
Нахождение в обществе таких же активных детей. Как правило, активность ребенка рядом с таким же активным товарищем удваивается. И если вы знаете о своей проблеме, то в такой коллектив ребенка лучше не водить.
Нехватка определенных гормонов в организме. В состоянии покоя, бездвижности выработка некоторых гормонов замедлена, поэтому неосознанно ребенок вынужден двигаться, чтобы запустить выработку этого гормона. Определить это может тоже только врач. Для этого, скорее всего, придется сдать анализы.
Активный или гиперактивный
Если вы родитель очень активного ребенка, то здесь опять же для многих встает вопрос: неусидчивость, невнимательность, чрезмерная, на ваш взгляд, активность – что это? Гиперактивный характер или гиперактивность как синдром (полное название СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Различить это и определить точно, норма или диагноз, поможет только специалист.
В выявлении этого синдрома есть много особенностей, например: посмотрите, как ведет себя ребенок дома и в коллективе (например, в детском саду). Если его активность одинакова везде: мешает другим людям, на него поступают постоянные жалобы от других родителей, он одинаково шумный как дома, так и в других местах – то это может быть одним из признаков синдрома гиперактивности. Потому что синдром не поддается контролю и, если ребенок не может себя сдерживать, то он не сдерживает себя везде. В этом случае есть повод обратиться к специалисту. А если же поведение ребенка дома и в коллективе отличается (шумный он только дома), то можно просто поддержать его с помощью специальных детских успокаивающих средств.
Как помочь успокоиться ребенку?
С 3-х летнего возраста ребенку можно принимать, например, детский успокаивающий витаминный комплекс в форме мармеладных мишек «Бэби Формула Мишки Спокойствие» от компании «Эвалар». В их составе глицин (редко где можно найти его в виде мармеладок, как в этом препарате), магний и витамин В6, усиленные успокаивающими экстрактами мелиссы и мяты. Они способствуют повышению концентрации внимания ребенка при нагрузках, оказывают успокаивающее действие, помогают уменьшить возбудимость. Когда ребенок бодрствует, они способствуют повышению концентрации внимания и усидчивости, а ночью помогают сделать сон спокойным. Такой эффект обеспечивается за счет сбалансированного подбора компонентов.
Их большое преимущество в том, что в виде вкусных мармеладных пастилок дети будут принимать их охотнее.
«Бэби формула Мишки Спокойствие» предназначены для детей с 3 лет для курсового приема. Они выпускаются по международному стандарту качества GMP из ингредиентов высокого качества, без ГМО, искусственных красителей и ароматизаторов.
Где купить?
Заказать на Фитомаркет.ру
Заказать на Аптека.ру
Найти аптеку в вашем городе
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
Источник
Конечно, каждая мама любит своего ребенка таким, какой он есть. И для нее важно, чтобы он был любознательным, веселым, активным. Но что делать, если вы замечаете, что он слишком активен, беспокоен, часто капризничает, не может долго усидеть на одном месте, сосредоточиться, долго засыпает, проявляет тревожность и порой бывает неуправляем…
А в более старшем возрасте беспокойства могут носить уже другой характер: стрессы в школе, ребенку трудно сосредоточиться, страдает успеваемость.
Все это нельзя оставлять без внимания! Попробуем разобраться в этом вопросе.
Причины, которые могут влиять на эмоциональное состояние и активность ребенка, и что с этим делать?
Состояние мамы: тревожность, гнев, раздражительность. На ребенке это отражается очень явно. Ведь духовная связь между матерью и ребенком гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Эта незримая связь присутствует не только в младенчестве, но и в гораздо более позднем возрасте. Поэтому маме тревожного, непоседливого ребенка, в первую очередь, стоит обратить внимание на свое эмоциональное состояние и предпринять какие-то меры в борьбе со стрессом.
Активные игры с бурными эмоциями. Особенно, если в игре участвуют взрослые, которые тоже бурно выражают свои эмоции – с выкриками, репликами, эмоциональными жестами и т.д. Только взрослый очень легко перейдет из состояния игры в состояние спокойствия, а вот у ребенка такой навык быстрого переключения эмоций еще не сформировался. По этой причине ему может понадобиться больше времени, чтобы успокоиться. Поэтому старайтесь все подобные игры и мероприятия проводить в первой половине дня, чтобы это не повлияло на сон.
Нахождение в обществе таких же активных детей. Как правило, активность ребенка рядом с таким же активным товарищем удваивается. И если вы знаете о своей проблеме, то в такой коллектив ребенка лучше не водить.
Нехватка определенных гормонов в организме. В состоянии покоя, бездвижности выработка некоторых гормонов замедлена, поэтому неосознанно ребенок вынужден двигаться, чтобы запустить выработку этого гормона. Определить это может тоже только врач. Для этого, скорее всего, придется сдать анализы.
Активный или гиперактивный
Если вы родитель очень активного ребенка, то здесь опять же для многих встает вопрос: неусидчивость, невнимательность, чрезмерная, на ваш взгляд, активность – что это? Гиперактивный характер или гиперактивность как синдром (полное название СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Различить это и определить точно, норма или диагноз, поможет только специалист.
В выявлении этого синдрома есть много особенностей, например: посмотрите, как ведет себя ребенок дома и в коллективе (например, в детском саду). Если его активность одинакова везде: мешает другим людям, на него поступают постоянные жалобы от других родителей, он одинаково шумный как дома, так и в других местах – то это может быть одним из признаков синдрома гиперактивности. Потому что синдром не поддается контролю и, если ребенок не может себя сдерживать, то он не сдерживает себя везде. В этом случае есть повод обратиться к специалисту. А если же поведение ребенка дома и в коллективе отличается (шумный он только дома), то можно просто поддержать его нервную систему с помощью специальных детских успокаивающих безрецептурных средств.
Как помочь успокоиться ребенку?
С 3-х летнего возраста ребенку можно принимать, например, детский успокаивающий витаминный комплекс в форме мармеладных мишек «Бэби Формула Мишки Спокойствие» от компании «Эвалар». В их составе глицин (редко где можно найти его в виде мармеладок, как в этом препарате), антистрессовые элементы магний и витамин В6, усиленные успокаивающими экстрактами мелиссы и мяты. Они способствуют поддержанию нервной системы ребенка при повышенных нагрузках, оказывают успокаивающее действие, помогают уменьшить возбудимость и тревогу. Когда ребенок бодрствует, они способствуют повышению концентрации внимания и усидчивости. А ночью помогают нормализации сна. Такой эффект обеспечивается за счет сбалансированного подбора компонентов.
Их большое преимущество в том, что в виде вкусных мармеладных пастилок дети будут принимать их охотнее.
«Бэби формула Мишки Спокойствие» предназначены для детей с 3 лет для курсового приема. Они выпускаются по международному стандарту качества GMP из ингредиентов высокого качества, без ГМО, искусственных красителей и ароматизаторов.
Где купить?
А также спрашивайте в аптеках!
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
Источник