Синдром белого потолка у детей
Моя история знакомства с отказными детками случилась для меня достаточно неожиданно…
После того, как я родила свою двойню раньше срока мы с ними около 2-х месяцев пролежали в отделении патологии новорожденных (ОПН). Где я и узнала, что там же, в отдельном боксе находятся малыши, от которых отказались сразу после рождения.
Не мне и не вам судить тех матерей, которые так поступили. О них даже говорить не надо. Я хочу поговорить о малышах.
Когда я проходила мимо этого бокса я всегда останавливалась, чтобы получше их рассмотреть. Все детки были разные кто-то поменьше, кто-то побольше, темненькие, светленькие, наверное, похожие на своих родителей.
Особенно мне запомнился крупный пупсик с шикарной кудрявой шевелюрой, похожий на ангелочка…
Был еще малыш с заячьей губой. Кстати, в это же время с нами в ОПН лежала молодая мама с таким ребенком. Ее учили правильно кормить и ухаживать за ним, и рассказывали о дальнейшем лечении малыша.
Остальные детки не имели никаких физических недостатков. Не знаю конечно о других возможных заболеваниях, об этом было написано только в их карточках…
За ними был должный уход. Их кормили каждые три часа, меняли памперсы, купали, даже делали массаж и другие необходимые процедуры и конечно проводили необходимое лечение.
Но часто проходя мимо я могла услышать чей-то плачь.
Это естественное состояние новорожденного, когда он плачет- как ему по другому звать маму или показывать то, что он чувствует себя не комфортно, что его что-то беспокоит. Но мед сестры, это конечно не мама. Их не так заботит то, что маленький пациент чем-то недоволен.
Эти малыши находятся около 2-х месяцев в ОПН. Некоторые больше, некоторые меньше в зависимости от состояния здоровья. Потом кого-то переводят в детскую больницу, если это необходимо, а других в дом малютки.
Пока я лежала в ОПН в бокс к отказникам пару раз приходили семейные пары. Возможно, это были чьи-то будущие родители. Надеюсь кому то из малышей повезло, ведь они не виноваты, что их биологические родители оставили их. И они тоже имеют право на маму и папу.
Вы кстати знали, что у таких деток развивается синдром «белого потолка»- это когда ребенка в грудном возрасте не берут на руки, не разговаривают и он постоянно лежит и видит только потолок. Поэтому у таких малышей в дальнейшем появляется задержка развития.
Поэтому чем раньше у таких малышей появятся заботливые родители, тем лучше для них.
Я никак не могла быть равнодушной к этим детям и старалась оказать хоть какую-то помощь и отдавала некоторые детские вещи и средства гигиены.
Как-то к нам в палату зашла «молочная сестра», которая за наше долгое пребывание стала уже хорошей знакомой. Она выглядела очень расстроенной. И после того как я спросила что случилось. Она не охотно рассказала нам историю одного из «новеньких» малышей того самого бокса.
Если коротко, то малыш был рождён горе-матерью алкашкой, которая не переставала пить и родила его в неадекватном состоянии где-то под столом своей кухни, после чего уснула под крики новорожденного. Скорую и полицию вызвали соседи. А ребенка, конечно, забрали. И он уже в ОПН… Вот такая история.
Там наверно у каждого из этих деток, совсем недавно появившихся на свет, уже есть своя грустная история. Очень хотелось бы, чтобы таких историй было меньше.
Читайте также:
Двойная радость. Моя история беременности двойней. Все плюсы и минусы.
Мечты, которые не сбылись.
Источник
Из больницы — в семью
— Лариса, помню, вы начинали с того, что приходили в роддом к женщинам, собирающимся подписать отказ от своего ребенка. Беседовали с ними, рассказывали, какие есть пути решения их проблем, словом, боролись за сохранение каждой отдельно взятой семьи. И этим тогда занимался только «Аистенок»…
— Просто мы понимали, что профилактика отказа, помощь женщине — вопрос первостепенной важности. В 2003 году об этом мало кто задумывался. Более того, многие считали, что эта бесполезная затея. Но мы уверены, что отказ от ребенка — одна из причин появления новых сирот. Профилактика отказа есть профилактика сиротства.
Понятно, что не всегда мы могли помочь ребенку на стадии роддома, поэтому возникло следующее направление — помощь ребенку в обретении семьи тогда, когда он еще находится в больнице. Поэтому мы стали обучать волонтеров, готовых работать с малышами в больницах. При постоянном индивидуальном уходе ребенок сохраняет психологическое, психическое здоровье, что увеличивает его шансы попасть в приемную семью.
Понимаете, отсутствие человека, находящегося постоянно с малышом, ухаживающего за ним, крайне негативно сказывается на его развитии. Услышала как-то, что таких ребятишек называют «потолочные дети». Когда дети только лежат в кроватях, возникает «синдром белого потолка». Медики, конечно, выполняют свои обязанности, но в больницах просто не предусмотрены штатным расписанием люди, постоянно находящиеся рядом с отказниками, чтобы с ними гулять, играть, развивать их, на руки брать… Многие и сегодня не понимают, как пагубно влияет на ребенка изоляция от родной матери. Если такой ребенок не будет получать индивидуального внимания, это обязательно скажется на его интеллектуальном, физическом, эмоциональном развитии.
— Что может поставить крест на возможности его усыновления?
— Может. У нас, увы, медицина не бесплатная, поэтому и родители желают взять более или менее здорового ребенка. А долгое пребывание в больничных палатах тогда, когда мы начали этим направлением заниматься, в конечном итоге приводило к постановке диагноза «задержка психического развития», а в домах ребенка к нему добавлялись другие проблемы со здоровьем и… Словом, чтобы эту цепочку прервать, нужно просто на ранней стадии, пока отказник еще находится в больнице, отдать его в семью. Мы это доказали на практике. В 2006 году, когда мы запустили пилотный проект, за три месяца в семью из больницы «ушло» 16 детей.
— Вы же еще и школу приемных родителей открыли, причем задолго до того, как ее прохождение стало в стране обязательным?
— В наш адрес стали поступать обращения. Люди интересовались, где взять ребенка, куда пойти, с чего начать. На тот момент эта информация еще не была столь доступна, как сегодня. Вопросы были практически одинаковые, поэтому мы поняли, что потенциальных родителей можно объединить. Создали сначала клуб, где мы их обучали, а потом уже образовалась школа. Сегодня у нас в ней десять преподавателей — психологи, юристы, врачи… Растет и число «учеников».
Рука помощи
— Насколько я знаю, некоторые «ученики» в итоге отказываются от решения взять ребенка в семью.
— Очень хорошо, когда человек понимает, что «это не его», что ему не справиться, еще в нашей школе. Если люди за два месяца не открылись, не вытащили все скелеты из шкафов, потом процесс будет очень трудный. Как для ребенка, который вошел в семью, так и для родителей, которые его приняли.
Досье | |
---|---|
Лариса Владимировна Лазарева родилась в Ростове-на-Дону. Окончила Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Свердловский педагогический колледж. В 2003 г. организовала и возглавила Свердловскую региональную общественную организацию «Аистенок». Эксперт Фонда профилактики социального сиротства (г. Москва), член комиссии по детству и демографии Общественной палаты Свердловской области. |
— Лариса, вы в рамках своей организации, по сути, выстроили идеальную программу профилактики сиротства. Что нужно для того, чтобы она заработала тотально?
— Политическая воля. Государство должно понимать, что профилактика — первична. А у нас пока работа ведется с последствиями. Даже когда мы как общественная организация просим помощи у спонсоров, они нередко отвечают: «А мы уже работаем с детскими домами». Семьям, которые находятся в кризисной ситуации, помогают единицы. Ранее семейное благополучие у нас, к сожалению, не выявляется. На него обращают внимание, когда процесс становится запущенным, когда мы видим пьющих родителей, когда становится очевидным факт насилия в семье… Тогда очень трудно помочь, тогда процесс требует уже «хирургического» вмешательства.
А общая система профилактики, к сожалению, у нас еще не работает. Между ведомствами тоже нет единого понимания ситуации. Потому мы и начали этой проблемой заниматься, понимая, что мы можем стать связующим звеном. Но мы и понимаем, если эта единая система заработает, будет гораздо проще семье выбраться из кризиса. И это будет очень важно, особенно для ребенка. Но это должен быть единый работающий механизм.
Если у нас все серьезно задумаются об истинных причинах появления у нас сирот и возьмутся всем миром решать именно эту проблему, обязательно что-то получится. Проблему сиротства не решить только устраивая праздники в детских домах и кормя сирот сладостями.
— Вы оговорились, что у нас охотнее берут в семьи относительно здоровых детей…
— …Между тем 12% сирот — с врожденными аномалиями, дефектами. Для них нужно строить хорошие, специализированные дома ребенка, где бы их быстро лечили. Не должно быть задержек. Все медицинские квоты должны быть на них полностью отработаны. Нельзя допускать, чтобы трехлетний ребенок был, например, с челюстно-лицевой патологией, которую можно было на первом году жизни устранить. Этим детям-сиротам необходимо особое внимание! В них нужно вложить максимум средств, имеющихся в здравоохранении, для оказания им медицинской помощи, для реабилитации. Уж с 15% детей государство должно справиться. И тогда можно будет вести речь о том, что нам не нужны иностранные усыновители.
Смотрите также:
- Татьяна Мерзлякова задалась вопросом: «Откуда берутся сироты?» →
- Как ответить на вопрос: «Откуда берутся дети»? →
- Как подружить отцов и детей? →
Источник
13 марта 2013 г.
Из больницы — в семью
— Лариса, помню, вы начинали с того, что приходили в роддом к женщинам, собирающимся подписать отказ от своего ребенка. Беседовали с ними, рассказывали, какие есть пути решения их проблем, словом, боролись за сохранение каждой отдельно взятой семьи. И этим тогда занимался только «Аистенок»…
— Просто мы понимали, что профилактика отказа, помощь женщине — вопрос первостепенной важности. В 2003 году об этом мало кто задумывался. Более того, многие считали, что эта бесполезная затея. Но мы уверены, что отказ от ребенка — одна из причин появления новых сирот. Профилактика отказа есть профилактика сиротства.
Понятно, что не всегда мы могли помочь ребенку на стадии роддома, поэтому возникло следующее направление — помощь ребенку в обретении семьи тогда, когда он еще находится в больнице. Поэтому мы стали обучать волонтеров, готовых работать с малышами в больницах. При постоянном индивидуальном уходе ребенок сохраняет психологическое, психическое здоровье, что увеличивает его шансы попасть в приемную семью.
Понимаете, отсутствие человека, находящегося постоянно с малышом, ухаживающего за ним, крайне негативно сказывается на его развитии. Услышала как-то, что таких ребятишек называют «потолочные дети». Когда дети только лежат в кроватях, возникает «синдром белого потолка». Медики, конечно, выполняют свои обязанности, но в больницах просто не предусмотрены штатным расписанием люди, постоянно находящиеся рядом с отказниками, чтобы с ними гулять, играть, развивать их, на руки брать… Многие и сегодня не понимают, как пагубно влияет на ребенка изоляция от родной матери. Если такой ребенок не будет получать индивидуального внимания, это обязательно скажется на его интеллектуальном, физическом, эмоциональном развитии.
— Что может поставить крест на возможности его усыновления?
— Может. У нас, увы, медицина не бесплатная, поэтому и родители желают взять более или менее здорового ребенка. А долгое пребывание в больничных палатах тогда, когда мы начали этим направлением заниматься, в конечном итоге приводило к постановке диагноза «задержка психического развития», а в домах ребенка к нему добавлялись другие проблемы со здоровьем и… Словом, чтобы эту цепочку прервать, нужно просто на ранней стадии, пока отказник еще находится в больнице, отдать его в семью. Мы это доказали на практике. В 2006 году, когда мы запустили пилотный проект, за три месяца в семью из больницы «ушло» 16 детей.
— Вы же еще и школу приемных родителей открыли, причем задолго до того, как ее прохождение стало в стране обязательным?
— В наш адрес стали поступать обращения. Люди интересовались, где взять ребенка, куда пойти, с чего начать. На тот момент эта информация еще не была столь доступна, как сегодня. Вопросы были практически одинаковые, поэтому мы поняли, что потенциальных родителей можно объединить. Создали сначала клуб, где мы их обучали, а потом уже образовалась школа. Сегодня у нас в ней десять преподавателей — психологи, юристы, врачи… Растет и число «учеников».
Рука помощи
— Насколько я знаю, некоторые «ученики» в итоге отказываются от решения взять ребенка в семью.
— Очень хорошо, когда человек понимает, что «это не его», что ему не справиться, еще в нашей школе. Если люди за два месяца не открылись, не вытащили все скелеты из шкафов, потом процесс будет очень трудный. Как для ребенка, который вошел в семью, так и для родителей, которые его приняли.
Досье | |
---|---|
Лариса Владимировна Лазарева родилась в Ростове-на-Дону. Окончила Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Свердловский педагогический колледж. В 2003 г. организовала и возглавила Свердловскую региональную общественную организацию «Аистенок». Эксперт Фонда профилактики социального сиротства (г. Москва), член комиссии по детству и демографии Общественной палаты Свердловской области. |
— Лариса, вы в рамках своей организации, по сути, выстроили идеальную программу профилактики сиротства. Что нужно для того, чтобы она заработала тотально?
— Политическая воля. Государство должно понимать, что профилактика — первична. А у нас пока работа ведется с последствиями. Даже когда мы как общественная организация просим помощи у спонсоров, они нередко отвечают: «А мы уже работаем с детскими домами». Семьям, которые находятся в кризисной ситуации, помогают единицы. Ранее семейное благополучие у нас, к сожалению, не выявляется. На него обращают внимание, когда процесс становится запущенным, когда мы видим пьющих родителей, когда становится очевидным факт насилия в семье… Тогда очень трудно помочь, тогда процесс требует уже «хирургического» вмешательства.
А общая система профилактики, к сожалению, у нас еще не работает. Между ведомствами тоже нет единого понимания ситуации. Потому мы и начали этой проблемой заниматься, понимая, что мы можем стать связующим звеном. Но мы и понимаем, если эта единая система заработает, будет гораздо проще семье выбраться из кризиса. И это будет очень важно, особенно для ребенка. Но это должен быть единый работающий механизм.
Если у нас все серьезно задумаются об истинных причинах появления у нас сирот и возьмутся всем миром решать именно эту проблему, обязательно что-то получится. Проблему сиротства не решить только устраивая праздники в детских домах и кормя сирот сладостями.
— Вы оговорились, что у нас охотнее берут в семьи относительно здоровых детей…
— …Между тем 12% сирот — с врожденными аномалиями, дефектами. Для них нужно строить хорошие, специализированные дома ребенка, где бы их быстро лечили. Не должно быть задержек. Все медицинские квоты должны быть на них полностью отработаны. Нельзя допускать, чтобы трехлетний ребенок был, например, с челюстно-лицевой патологией, которую можно было на первом году жизни устранить. Этим детям-сиротам необходимо особое внимание! В них нужно вложить максимум средств, имеющихся в здравоохранении, для оказания им медицинской помощи, для реабилитации. Уж с 15% детей государство должно справиться. И тогда можно будет вести речь о том, что нам не нужны иностранные усыновители.
Источник
Ê îãëàâëåíèþ íîìåðà
Áåäà
Äåòè çàáûòûå, êàê âàì æèâåòñÿ â ñèðîòñòâå?
Áåäíûå äóøè — â êàçåííûõ ïðèþòñêèõ çàïëàòàõ
Ñëåäñòâèå ñóäîðîã, ñòîíîâ, ëþáîâåé êîðîòêèõ,
Õðóïêèå êîñòî÷êè æåíùèí, íåâçðîñëûõ, ðàñïÿòûõ
Íà ïðîñòûíÿõ, íà çåìëå, íà ãàçåòå â÷åðàøíåé
Áîæüè ÿãíÿòà, çà÷àòûå â ÷ðåâå çâåðèíîì,
Ðàíèò âàì ñëóõ íåïîíÿòíîå ñëîâî «äîìàøíèé»,
Ðàíèò âàì ãîðëî íåçðåëàÿ ãîðå÷ü ðÿáèíû.
Äåòè áåç äåòñòâà, êàïðèçîâ, áåç ñëàäêîãî ïëà÷à, —
 óãîë ïîñòàâèëè âàñ, äà ïðîñòèòü ïîçàáûëè —
Òàê çàáûâàþò â ëàâ÷îíêå êîïåå÷íîñòü ñäà÷è,
Òàê çàáûâàþò ëþáîâü íàäîåâøåé ðàáûíè
Îáùèå äåòè, ïðîéäåò ëè óðîäëèâîñòü øðàìîâ,
Æèçíüþ ïîñòàâëåííûõ íà íåîêðåïøèå äóøè?
Ñíèòñÿ íî÷àìè âàì ñëîâî îãðîìíîå — ÌÀÌÀ
Áîæå, êàê ñòðàøíî — äî ñìåðòè íå ñîõíóò ïîäóøêè
Íàòàëèÿ ÀÍÒÎÍÎÂÀ
Áîëåå äåñÿòè ëåò Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé Îáùåñòâåííûé Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Ðîäèòåëüñêèé ìîñò», ïðåäñòàâèòåëè êîòîðîãî îáðàòèëèñü ê íàì â ðåäàêöèþ çà èíôîðìàöèîííîé ïîääåðæêîé, çàíèìàþòñÿ òåì, ÷òî ïûòàþòñÿ íàéòè ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé äëÿ äåòåé-ñèðîò. Ñðàçó æå îãîâîðèëèñü, ÷òî ïðàâîñëàâíûì áàòþøêîé íå îêîðìëÿþòñÿ: ïîñêîëüêó ñ÷èòàþò, ÷òî ïîìîãàòü íóæíî âñåì ðîññèéñêèì îáåçäîëåííûì äåòÿì — ëþáîé íàöèîíàëüíîñòè, öâåòà êîæè è âåðîèñïîâåäàíèÿ. Íàì äóìàåòñÿ, ÷òî ìîëèòâåííàÿ ïîìîùü ïðàâîñëàâíîãî ñâÿùåííèêà áûëà áû òîëüêî â ïîìîùü, íî ôàêò îñòàåòñÿ ôàêòîì Çàðåãèñòðèðîâàí ôîíä áûë 4 äåêàáðÿ 1996 ã., à óæå ñ 1987 ã. ñóùåñòâîâàë êàê îáùåñòâåííàÿ îðãàíèçàöèÿ, îáúåäèíèâøàÿ âñåõ, êòî ñ÷èòàë ñâîèì äîëãîì è ïðèçâàíèåì äàòü êàæäîìó ðåáåíêó øàíñ íà äîñòîéíóþ æèçíü. Íàø êîððåñïîíäåíò âñòðåòèëñÿ ñ äèðåêòîðîì ïðîåêòà «Ïîèñê îòáîðà è ïîäãîòîâêè ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé» Àëèíîé Îëåãîâíîé ËÅÎÍÎÂÎÉ è ñïåöèàëèñòîì ïî ñîöèàëüíîé ðåêëàìå Èðèíîé ×ÓÑÎÂÎÉ.
ß ïîìíþ, êàê âñå íà÷èíàëîñü
Ó Àëèíû Ëåîíîâîé âîñåìü äåòåé. Äâîå ñâîèõ è øåñòü ïðèåìíûõ. Èç íèõ ñîâåðøåííî çäîðîâûì ìîæíî íàçâàòü òîëüêî îäíîãî. Íî ýòî ñ÷àñòëèâàÿ ñåìüÿ, è ýòî äåòè, ó êîòîðûõ åñòü áóäóùåå.
Àëèíà Ëåîíîâà: —  ñåðåäèíå 80-õ íåñêîëüêî ñåìåé, æåëàþùèõ ñòàòü óñûíîâèòåëÿìè ïîêèíóòûõ ìàëûøåé, îáúåäèíèëèñü. Ñíà÷àëà ìû îðãàíèçîâàëè àññîöèàöèþ ïîïå÷èòåëåé ðîäèòåëåé, ïîçæå âîçíèêëà îðãàíèçàöèÿ «Ðîäèòåëüñêèé ìîñò» ïîä ïðåäñåäàòåëüñòâîì Ì.Ëåâèíîé, êîòîðàÿ ñ÷èòàåò, ÷òî ñèðîòà — ýòî íå òîò, ó êîãî íåò êðîâíûõ ðîäèòåëåé, íî òîò, êòî íèêîìó íà ñâåòå íå íóæåí. Êñòàòè, ìíîãèå èç ó÷ðåäèòåëåé è ñîòðóäíèêîâ ôîíäà èëè ñàìè áûëè ïðèåìíûìè äåòüìè, èëè ñòàëè ïðèíèìàþùèìè ðîäèòåëÿìè.
Ïî÷åìó ÿ ðåøèëàñü ñòàòü ïðèåìíîé ìàìîé? Ó ìåíÿ ðîäèëñÿ áîëüíîé ðåáåíîê «ñ îãðàíè÷åííûì ñðîêîì æèçíè», êàê âûðàæàëèñü âðà÷è. Îí ëåæàë â ðåàíèìàöèè, à ÿ, ÷òîáû òîëüêî áûòü ðÿäîì è óõàæèâàòü çà íèì, ñîãëàñèëàñü òàêæå îáèõàæèâàòü è äðóãèõ äåòåé ýòîé ïàëàòû, îò êîòîðûõ îòêàçàëèñü èõ ìàòåðè. Òàêèì îáðàçîì, ÿ âïåðâûå ñòîëêíóëàñü ñ ïðîáëåìîé ñèðîòñòâà. Òîãäà è äàëà îáåò — åñëè ïîñòàâëþ ñâîåãî ìàëûøà íà íîãè, óñûíîâëþ åùå ðåáåíêà ñ ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè. Âûéäÿ èç áîëüíèöû, îáðàòèëàñü â îðãàíû îïåêè è ïîïå÷èòåëüñòâà. Ìíå îòêàçûâàëè ïîä ðàçíûìè ïðåäëîãàìè, ãîâîðèëè, ÷òî äåòè íå ïîäëåæàò óñûíîâëåíèþ ïî ìåäèöèíñêèì ïîêàçàòåëÿì — èáî ïî÷òè âñå îíè ñ äèàãíîçîì îëèãîôðåíèè, íåêîòîðûå â ñòàäèè äåáèëèçìà. Íåäîóìåâàëè, çà÷åì ìíå ýòî íàäî. Íàêîíåö ïîñòàâèëè â î÷åðåäü íà ñåìü ëåò. ß áûâàëà â ñèðîòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ è âèäåëà òàì âïîëíå íîðìàëüíûõ, ïî ìîèì ïîíÿòèÿì, äåòåé, ó íèõ íå áûëî íèêàêèõ ÿðêî âûðàæåííûõ óìñòâåííûõ íåäîñòàòêîâ. Íî íà ýòèõ çàâåäåíèÿõ âèñåëè òàáëè÷êè, îòïóãèâàþùèå óñûíîâèòåëåé, — «Ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîå ó÷ðåæäåíèå». Ó ìåíÿ ïåðåä ãëàçàìè ñòîÿëè ïîêèíóòûå ñèðîòêè, è ÿ óïðîñèëà ìàìó óñòðîèòüñÿ òóäà ðàáîòàòü íÿíå÷êîé, ÷òîáû ÿ ìîãëà ïðèéòè ê äåòÿì, ïîêîðìèòü, ïåðåïåëåíàòü, ïîêà÷àòü íà ðóêàõ.
Íåëèðè÷åñêîå îòñòóïëåíèå:
Ñåãîäíÿ â Ðîññèè 29500 äåòåé-èíâàëèäîâ ïðåáûâàþò â ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêèõ èíòåðíàòàõ âíå ñåìüè è áåç íàäåæäû íà áóäóùåå. Îêîëî 200000 ðîññèéñêèõ äåòåé ñîäåðæàòñÿ â ãîñóäàðñòâåííûõ ñèðîòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî 95% èç íèõ èìåþò õîòÿ áû îäíîãî ðîäèòåëÿ. Åæåãîäíî èç ñèðîòñêèõ ó÷ðåæäåíèé Ðîññèè âûõîäÿò â áîëüøóþ æèçíü îêîëî 15000 äåòåé. Èç íèõ â áëèæàéøåì áóäóùåì 5000 ñòàíóò áåçðàáîòíûìè, 6000 — áåçäîìíûìè, 3000 áóäóò ïðèâëå÷åíû ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè, 1500 ïîêîí÷àò ñ ñîáîé. Ìíîãèå ñòàíóò æåðòâàìè ìàíèïóëÿöèé ñ æèëïëîùàäüþ. È äàæå ñàìûå «áëàãîïîëó÷íûå», êîòîðûì óäàñòñÿ âûæèòü â ñèñòåìå, íå ñìîãóò íàéòè ñâîåãî ìåñòà â æèçíè.
Ñèíäðîì áåëîãî ïÿòíà
Àëèíà Îëåãîâíà: — Ïåðâîå âðåìÿ ìàìà ïðèõîäèëà ñ ðàáîòû ðàññòðîåííàÿ, çàìêíóòàÿ. Óñòóïèâ ðàññïðîñàì, ðàññêàçàëà, êàê èõ, íÿíå÷åê, ðàáîòàþùèõ ñ ãðóäíè÷êàìè, îáó÷àþò ïðèåìàì íàêàçûâàòü ìàëûøåé ôèçè÷åñêè òàê, ÷òîáû íå îñòàâàëîñü ñëåäîâ. Íàïðèìåð, óäàð ïî òåëüöó ìîêðûì ïîëîòåíöåì èëè òàïêîì (Òàê áûëî ðàíüøå, êàê ñåé÷àñ — íå çíàþ). Äèòÿ áûñòðî óñâàèâàåò — ïëàêàòü íåëüçÿ, äàæå åñëè òû ìîêðûé è ãîëîäåí, èíà÷å áóäåò áîëüíî.
Èðèíà ×óñîâà: — È ýòî åùå õîðîøî: äåòè èñïûòûâàþò õîòü êàêîé-òî êîíòàêò ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ïóñòü óäàðÿò, íî ïîòîì ïîêîðìÿò, ïåðåïåëåíàþò. Õóæå, êîãäà â íåêîòîðûõ ðîääîìàõ ê ãðóäíè÷êàì âîîáùå íå ïîäõîäÿò. Òàêèå äåòè èçî äíÿ â äåíü âèäÿò íàä ñîáîé áåëûé ïîòîëîê è áîëüøå íè-÷å-ãî. Îíè íå çíàþò, êàê âûãëÿäèò òðàâà, ìàòåðèíñêàÿ ãðóäü, íå çíàþò, ÷òî ó êîìíàòû åñòü ñòåíû, ïîë, äâåðè, íå çíàþò, êàê âûãëÿäèò ëèöî ÷åëîâåêà Ñî âðåìåíåì ó äåòåé âûðàáàòûâàåòñÿ òàê íàçûâàåìûé ñèíäðîì áåëîãî ïÿòíà. Ðåáåíîê ïîñòåïåííî ïðåâðàùàåòñÿ â «ðàñòåíèå».
Êîðð: — Íàäî äîíåñòè äî ñîçíàíèÿ ìàòåðåé, ÷òî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ ñ èõ äåòüìè, òîãäà ó íèõ íå äîñòàíåò ñèë áðîñèòü äèòÿ — âûíîøåííîå, â ìóêàõ è áîëÿõ ðîæåíîå: äàæå çìåÿ ñâîèõ ÷åðåâ íå åñò.
Àëèíà Îëåãîâíà: — Äà Îäíà èç ôîðì ðàáîòû íàøåãî «Ðîäèòåëüñêîãî ìîñòà» — óãîâîðèòü òàêèõ ìàìî÷åê çàáðàòü ñâîåãî ðåáåíêà äîìîé. Ïðè íåêîòîðûõ ðîääîìàõ ó íàñ åñòü êàáèíåòû, ãäå ñïåöèàëèñòû âåäóò ïîäîáíûå áåñåäû. Íî óãîâàðèâàåì äî îïðåäåëåííîãî ïðåäåëà. Âåäü, ïîääàâøèñü óãîâîðàì, ìàìî÷êà ìîæåò âçÿòü ðåáåíêà, à âåðíóâøèñü äîìîé, â íåóñòðîåííîñòü è áåçäåíåæüå, åñëè îíà ìàòü-îäèíî÷êà, èëè â ñåìüþ, êóäà åå ðåáåíîê âõîäèò íåíóæíûì è íåæäàííûì, åñëè ðîæåíèöà åùå ñàìà ðåáåíîê, — äèòÿ ìîæåò áûòü â ïîðûâå çëîáû èëè îò÷àÿíèÿ óìåðùâëåíî, èëè áóäåò æèòü íåëþáûì è òåðïåòü îò ðîäíîé ìàòåðè ãðóáîñòè è ïîáîè.
Ãîâîðèò ãëàââðà÷ Ðîääîìà ¹16 Åâãåíèÿ Õðóñòàëåâà: «Èäåò ïîñòûäíûé ðîñò îòêàçîâ îò ñîáñòâåííûõ äåòåé. Åñëè ðàíüøå îòêàçû áûëè åäèíè÷íû, òî ñåé÷àñ îòêàçûâàþòñÿ ñåìüÿìè » Êñòàòè, çà ïîñëåäíèå ãîäû ÷èñëî áðîøåííûõ äåòåé ðåçêî âûðîñëî, à êîëè÷åñòâî ðîññèéñêèõ óñûíîâèòåëåé è îïåêóíîâ ñîêðàòèëîñü.
Íîâîðîæäåííûé ðåáåíîê çíàåò, ÷òî åãî áðîñèëè
Îò îò÷àÿíèÿ — ê íàäåæäå
Êîðð: — ×òî êîíêðåòíî ïîëåçíîãî äåëàåò «Ðîäèòåëüñêèé ìîñò»?
Àëèíà Îëåãîâíà: — Íàø äåâèç: «Êàæäûé ðåáåíîê äîëæåí èìåòü äîì, ñåìüþ è ëþáÿùèõ ðîäèòåëåé». Ìû ïîìîãàåì âñåì, êòî èñêðåííî æåëàåò óñûíîâèòü áðîøåííîãî ðåáåíêà èëè îôîðìèòü îïåêóíñòâî.
Êîðð: — Ðàçâå íåëüçÿ ãðàæäàíàì òî æå ñàìîå ñäåëàòü, îáðàòèâøèñü â ãîñóäàðñòâåííûå ó÷ðåæäåíèÿ, çàíèìàþùèåñÿ îôèöèàëüíî îïåêóíñòâîì è óñûíîâëåíèåì äåòåé-ñèðîò?
Àëèíà Îëåãîâíà: — Ìîæíî. Ïðè÷åì ïóòü ýòîò áîëåå êîðîòêèé: ÿâèëèñü â îðãàíû îïåêè è ïîïå÷èòåëüñòâà, ïîëó÷èëè íàïðàâëåíèå, ïîøëè è âçÿëè ðåáåíêà, íå ïîäîçðåâàÿ î òîì, êàêèå òðóäíîñòè âàñ îæèäàþò. Ìû æå ïðåäëàãàåì ñíà÷àëà ïðîéòè äâóõìåñÿ÷íûé êóðñ îáó÷åíèÿ â íàøåé «Øêîëå ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé», çàòåì ïîäïèñûâàåì äîãîâîð-ñîãëàøåíèå î ñîòðóäíè÷åñòâå. Ñîáèðàåì èíôîðìàöèþ î ñåìüå óñûíîâèòåëåé èëè îïåêóíîâ, âñòðå÷àåìñÿ ñ ïîðó÷èòåëÿìè, ðîäñòâåííèêàìè, áëèæàéøèì ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì. Íàøè þðèñòû ïîìîãàþò â îôîðìëåíèè äîêóìåíòîâ. Åùå ìû îòëè÷àåìñÿ îò ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé òåì, ÷òî êóðèðóåì ñâîèõ äåòåé, ïîêà îíè íå ñòàíóò âçðîñëûìè, ñàìîñòîÿòåëüíûìè ëþäüìè. Îêàçûâàåì ìåäèöèíñêóþ, þðèäè÷åñêóþ, ñîöèàëüíóþ è ìàòåðèàëüíóþ ïîìîùü.
Êîðð: — Äà, â ýòîì åñòü ðàöèîíàëüíîå çåðíî. Êîãäà ãîòîâèëñÿ ê ïóáëèêàöèè ýòîò ìàòåðèàë, â ðåäàêöèþ ïðèøëî ïèñüìî îò Ç.Æóðàâëåâîé, êîòîðàÿ íåñêîëüêî ëåò òîìó íàçàä óñûíîâèëà äåòäîìîâñêèõ äåòåé — Àëåøó è Îêñàíó. Îíà ïèøåò: «Ñåé÷àñ ïÿòü óòðà, íî ÿ íå ñïàëà âñþ íî÷ü. Î÷åíü áîëåí ìîé ñûíî÷åê Àëåøà. Åìó 15 ëåò, à óñûíîâèëà ÿ åãî äåñÿòèìåñÿ÷íûì. ß çíàëà, ÷òî ìàëü÷èê î÷åíü áîëåí: íåâðàëãè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî — ãèïåðàêòèâíàÿ ìîçãîâàÿ äèñôóíêöèÿ, êîòîðàÿ ëå÷èòñÿ äîëãî è äîðîãî. Âñå ýòè ãîäû ÿ ñðàæàëàñü çà çäîðîâüå ðåáåíêà, íî íåäàâíî ìíå ñàìîé ñäåëàëè îíêîëîãè÷åñêóþ îïåðàöèþ Ñûí íå ìîæåò ñïàòü áåç ëåêàðñòâ, åãî ìó÷àþò êîøìàðû, óòðîì âñòàåò ñ ãîëîâíûìè áîëÿìè, ëèöî èñêàæàþò íåðâíûå òèêè. Áîëüíî âèäåòü åãî ñòðàäàíèÿ. Áóäü ÿ çäîðîâà, îòäàëà áû ëþáûå ñâîè îðãàíû âçàìåí íà åãî çäîðîâüå. Íî êîìó íóæíû ìîè ñòàðûå áîëüíûå ïî÷êè, ñåðäöå Êîìó íóæíû ìû?»
Êîðð: — Ðîäèòåëè, ïðîøåäøèå âàøó «Øêîëó» è îôîðìèâøèå îïåêóíñòâî èëè óñûíîâëåíèå ÷åðåç âàø ôîíä, íå îñòàþòñÿ áåç ïîääåðæêè?
Àëèíà Îëåãîâíà: — Äà, åñëè ñàìè íå ðàçðûâàþò ñ íàìè ñâÿçè, íå æåëàÿ, ÷òîáû ðåáåíîê óçíàë, ÷òî îí — ïðèåìíûé. Ìû æå ñ÷èòàåì, ÷òî ðåáåíîê èìååò ïðàâî çíàòü, êòî åãî íàñòîÿùèå ðîäèòåëè. À âîîáùå íàìè ðàçðàáîòàíû íåñêîëüêî ñîöèàëüíûõ ïðîãðàìì: ïðîåêò «Ìîñò ê äåòÿì Ðîññèè», êîòîðûé ïðåäïîëàãàåò îáúåäèíåíèå ðåñóðñîâ ãîñóäàðñòâåííîãî è íåãîñóäàðñòâåííîãî ñåêòîðîâ Ðîññèè, ñðåäñòâ ðîññèéñêèõ è çàðóáåæíûõ ñïîíñîðîâ; ïðîåêò «Îò îò÷àÿíèÿ — ê íàäåæäå», öåëü êîòîðîãî ïðåäîòâðàùåíèå îòêàçà îò êðîâíûõ èëè ïðèåìíûõ äåòåé è ðàñïàäà ñåìåéíûõ ñâÿçåé, â ðàìêàõ ïðîåêòà ñåìüÿì îêàçûâàåòñÿ ìàòåðèàëüíàÿ, þðèäè÷åñêàÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü; ïðîåêò «Ñïîíñîð», öåëü — ìåäèêî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ ïîääåðæêà ñåìåé ñ ïðèåìíûìè äåòüìè äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ îòêàçà îò äåòåé; ïðîåêò «Ïîäàðè ëåòî» îðãàíèçóåò ñïåöèàëüíûå ðåàáèëèòàöèîííûå ïðîãðàììû ëåòíåãî îòäûõà äëÿ ïðèíèìàþùèõ ðîäèòåëåé è èõ äåòåé, áîëüøèíñòâî êîòîðûõ ñòðàäàåò õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè èëè èìååò îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè. Íî ãëàâíàÿ öåëü — íàéòè áðîøåííûì è îñèðîòåâøèì äåòÿì íîâóþ ñåìüþ.
Êîðð: — Âñå ýòî òðåáóåò äåíåã è íåìàëûõ. Êòî âàñ ôèíàíñèðóåò?
Àëèíà Îëåãîâíà: — Åñòü íåìíîãî÷èñëåííûå ðîññèéñêèå æåðòâîäàòåëè, ðÿä èíîñòðàííûõ áëàãîòâîðèòåëåé, íî îñíîâíîé íàø ïàðòíåð — Áëàãîòâîðèòåëüíûé Õðèñòèàíñêèé Äåòñêèé Ôîíä Âåëèêîáðèòàíèè.
Êîðð: — Íå õî÷åòñÿ ïîâòîðÿòü èçáèòóþ ôðàçó î áåçñïëàòíîì ñûðå â ìûøåëîâêå, íî íå î÷åíü âåðèòñÿ â áåçêîðûñòíóþ ëþáîâü èíîñòðàíöåâ ê ðóññêèì äåòÿì. Ñ ÷åãî îíè òàê âîçëþáèëè íàøèõ äåòåé? ×åãî õîòÿò çà ñâîþ «áåçêîðûñòíóþ ëþáîâü» è ïîìîùü?
Ñèðîòèíêà, ïîäè íà ÷óæáèíêó
Êîðð: — Ñêîëüêî ðîññèéñêèõ äåòåé ïðè ïîääåðæêå âàøåãî ôîíäà áûëî óñûíîâëåíî èíîñòðàííûìè ãðàæäàíàìè?
Àëèíà Îëåãîâíà: — Ìû íå ðàáîòàåì ñ èíîñòðàíöàìè, äà è íå èìååì íà òî ïðàâà, ïîñêîëüêó íå èìååì ãîñóäàðñòâåííîãî ñòàòóñà. Íî ìåæäóíàðîäíîå óñûíîâëåíèå â íàøåé ñòðàíå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíî: âñåìè ïðàâäàìè è íåïðàâäàìè ñòàðàþòñÿ ïðîïèñàííûé íà áóìàãå çàêîí îáîéòè, ïðè÷åì èñïîëüçóÿ äëÿ ýòîãî íåîïûòíûõ ðîäèòåëåé, êîòîðûå îáðàùàþòñÿ ñ ïðîñüáîé îá óñûíîâëåíèè.  çàêîíå ñêàçàíî, ÷òî íåîáõîäèìî òðè îòêàçà îò ðîññèéñêèõ ãðàæäàí-óñûíîâèòåëåé, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã áûòü óñûíîâëåí çà ãðàíèöó. Êàê ýòî äåëàåòñÿ? Ïðèõîäÿò ðîäèòåëè çà íàïðàâëåíèåì íà êîíêðåòíîãî ðåáåíêà. À èì äàþò ñïèñîê èç ïÿòè ðåáÿòèøåê. Óñûíîâèòåëü: «ß õî÷ó îäíîãî ìíå íå íàäî ïÿòåðûõ». Åìó ìÿãêî: «Äà âû ïîñìîòðèòå. Íå çàõîòèòå — íàïèøèòå îòêàç íà îñòàëüíûõ». Åñòåñòâåííî, ÷òî óñûíîâèòåëè áåðóò îäíîãî ðåáåíêà, íà îñòàëüíûõ ïèøóò îòêàç. Ïîòîì ñïèñîê ýòèõ æå äåòåé ïîäñîâûâàþò äðóãèì óñûíîâèòåëÿì Òàê äîáûâàþòñÿ îòêàçû íà ñîâåðøåííî çäîðîâûõ íîðìàëüíûõ äåòåé, à âåäü ïîäðàçóìåâàåòñÿ, ÷òî íà ìåæäóíàðîäíîå óñûíîâëåíèå èäóò òîëüêî òå äåòè, êîòîðûå íå èìåþò øàíñà çäåñü, ò.å. áîëüíûå. Íî â ñïèñêå, ïðåäúÿâëåííîì ðîññèéñêèì óñûíîâèòåëÿì, êàê ïðàâèëî, çäîðîâûå äåòêè. Òàê âïîëíå îôèöèàëüíî óâîçÿòñÿ çäîðîâûå ðîññèéñêèå äåòè çà ãðàíèöó.
Èðèíà ×óñîâà: — ß ñ÷èòàþ, ÷òî íåò íè÷åãî ñòðàøíîãî â òîì, ÷òî ðîññèéñêèõ äåòåé óñûíîâëÿþò èíîñòðàíöû. Åñëè çäåñü ðåáåíîê áûë âñåìè çàáðîøåí è ìåäëåííî ïðåâðàùàëñÿ â ðàñòåíèå, à òàì åãî ñ ðàäîñòüþ ïðèíèìàþò â ñåìüþ è îí îáðåòàåò ëþáÿùèõ ðîäèòåëåé, áðàòüåâ è ñåñòåð, ÷òî â ýòîì ïëîõîãî? Ðàçâå òå, îò êîãî îòêàçàëèñü êðîâíûå ìàòåðè, íå èìåþò ïðàâà áûòü ëþáèìûìè?
Èíôîðìàöèÿ ê ðàçìûøëåíèþ:
 1992 ã. â Ðîññèè áûëî çàôèêñèðîâàíî ÿâëåíèå, íàçâàííîå «ðóññêèé êðåñò»: êðèâûå ðîæäàåìîñòè è ñìåðòíîñòè ïåðåñåêëèñü. Ñ òåõ ïîð ïðîöåññ «ðåôîðì» â Ðîññèè (êàê ïîêàçûâàåò ñðàâíåíèå ïåðåïèñåé 1989 è 2002 ãã.) — îäíîâðåìåííî è ïðîöåññ íàðàñòàíèÿ åñòåñòâåííîé óáûëè íàñåëåíèÿ. Ñâîå âñòóïëåíèå â III òûñÿ÷åëåòèå Ðîññèÿ îòìåòèëà óñêîðåíèåì ðîñòà ñìåðòíîñòè â ñòðàíå ñ 14,7 äî 16,3 ïðîìèëëå çà äâà ãîäà (2000-2002). Ïî ïðîãíîçàì Ëèãè áîðüáû ñ äåïîïóëÿöèåé, åñëè ñåé÷àñ â Ðîññèè óìèðàåò â ñðåäíåì â 1,7 ðàçà áîëüøå ëþäåé, ÷åì ðîæäàåòñÿ, òî â 2010 ã. áóäóò óìèðàòü â 3 ðàçà áîëüøå, â 2015 — â 4 ðàçà áîëüøå, â 2022 ã. — â 7 ðàç! Åñëè âñå áóäåò òàê, êàê â ýòèõ ïðîãíîçàõ, ê 2050 ã. íàñåëåíèå ãèïîòåòè÷åñêîé Ðîññèè óìåíüøèòñÿ ñ íûíåøíèõ 144 äî 80 ìëí ÷åëîâåê. Òàêîìó «ïëàíó» ñîîòâåòñòâóåò òîëüêî «ïðîãðàììà Áæåçèíñêîãî» — îáðàçîâàíèå íà òåððèòîðèè íûíåøíåé ÐÔ íåñêîëüêèõ «íîâûõ íåçàâèñèìûõ ãîñóäàðñòâ» ñ åùå íåâåäîìûì ìèðó ðóññêîÿçû÷íûì êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèì òèïîì.
Çà óñðåäíåííûìè äàííûìè äåïîïóëÿöèè âñòàåò ñòðàøíàÿ êàðòèíà: ñîöèàëüíàÿ ïîëèòèêà áîëüíåå âñåãî áüåò ïî ìàòåðèíñòâó è äåòñòâó (åæåìåñÿ÷íîå ãîñïîñîáèå íà ðåáåíêà â íåôòåäîáûâàþùåé Ðîññèè ñîñòàâëÿåò 4% îò îôèöèàëüíî ïðîæèòî÷íîãî ìèíèìóìà). À ðåãèîíàëüíàÿ ïîëèòèêà îáðåêàåò íà îïåðåæàþùåå âûìèðàíèå èìåííî èñòîðè÷åñêèé öåíòð Ðîññèè ñ èñêîííî ðóññêèì íàñåëåíèåì — ßðîñëàâñêóþ, Âëàäèìèðñêóþ, Ðÿçàíñêóþ, Ñìîëåíñêóþ, Òóëüñêóþ, Ïñêîâñêóþ, Èâàíîâñêóþ îáëàñòè: åñëè â ñðåäíåì ïî Ðîññèè ïðåâûøåíèå ÷èñëà ñìåðòåé íàä ÷èñëîì ðîæäåíèé äîñòèãàåò 1,7 ðàçà, òî çäåñü îíî ïî÷òè òðåõêðàòíîå. Åñëè âäóìàòüñÿ, — âûâîç (áîëüøåé ÷àñòüþ èìåííî çäîðîâûõ) íàøèõ äåòåé çà ãðàíèöó — ïðåñòóïëåíèå.
Ì.ËÅÂÈÍÀ, ïðåçèäåíò ôîíäà «Ðîäèòåëüñêèé ìîñò»: — Äàâàéòå âìåñòå ïîñòðîèì ðîññèéñêèé Ðîäèòåëüñêèé Ìîñò ÷åðåç ðåêó îäèíî÷åñòâà è îò÷àÿíèÿ — Ìîñò ê áðîøåííûì äåòÿì! Îáúåäèíèâ óñèëèÿ, ìû ñìîæåì èçìåíèòü èõ æèçíü. Åñëè ó âàñ åñòü æåëàíèå è âîçìîæíîñòü âçÿòü â ñåìüþ îñèðîòåâøåãî ðåáåíêà, íàø ôîíä ñ ðàäîñòüþ ïîìîæåò ñîâåòîì è êîíñóëüòàöèÿìè ñïåöèàëèñòîâ, ïðåäëîæèò ñòàòü ñëóøàòåëåì «Øêîëû ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé». Âñå óñëóãè áåçïëàòíûå». Àäðåñ: ÑÏá ÎÁÔ «Ðîäèòåëüñêèé Ìîñò»: 191180 ÑÏá, óë.Ìîõîâàÿ, 30. Òåë. 272-68-51
Êîíå÷íî, êàæäàÿ ñåìüÿ ñàìà áóäåò ðåøàòü, êóäà îáðàùàòüñÿ, åñëè âîçíèêíåò æåëàíèå ñòàòü ïðèíèìàþùèìè ðîäèòåëÿìè: â «Ðîäèòåëüñêèé ìîñò», â ïðàâîñëàâíûå ïðèþòû èëè â ãîñó÷ðåæäåíèÿ, çàíèìàþùèåñÿ îïåêóíñòâîì è óñûíîâëåíèåì. Íî ïðîéòè áåçïëàòíóþ «Øêîëó ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé», îðãàíèçîâàííóþ ïðè ôîíäå, è âîîðóæèòüñÿ çíàíèÿìè, íå ïîìåøàåò.
Источник