Синдром аутизма программы работы с детьми
Пересыпкина Светлана
Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми
Пересыпкина Светлана
тьютор дошкольной группы.
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная
школа – интернат»
Статья: «Система диагностико –коррикционной работы
с аутичными детьми. «
Мать больного аутизмом:
«Мне кажется, что он смотрел на луну
сквозь меня и улыбался ей, а не мне».
Эта статья о «детишках дождя». О детях, которые от нас убегают, прячутся и ищут защиты будто бы под зонтиком. О непоседах, постоянно суетящихся торопыжках, о неумолкающих «птичках – говорунах» и «молчунах – партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый взгляд.
В коллективе, в котором я работаю, таких деток ласково называют «аутята». Мы их так стали называть после того, как в журнале «Аутизм и нарушения развития» прочитали трогательное стихотворение. Я процитирую в сокращённом варианте:
Мой ребенок — Аутёнок,
Мой ребёнок – аутист.
Он другой походкой ходит,
По – другому видит жизнь.
То смеётся он, то плачет,
То ночами он не спит.
Об одном и том же часто
Упоенно говорит.
То без устали рисует,
То в укрытии лежит, то игрушки разбирает,
А задашь вопрос – молчит.
Неуклюже ест и ходит,
Ну а с техникой на «ТЫ»,
Он в два счета вам раскрутит
Вещь любую на винты.
Мой особенный ребенок –
Нежный, ласковый, родной,
Беззащитный Аутёнок,
Как мы выживем с тобой?
Разделяя твои страхи,
Иногда боюсь сама:
Ну а если что со мною –
Как ты будешь без меня?
Ты взрослеешь, поднимаюсь
По ступенькам я с тобой, мой любимый Аутёнок,
Аутист мой дорогой.
С «аутёнком» раньше или позже встречается любой специалист, работающий в сфере специальной педагогики и психологии. Всегда один – два ребёнка с аутизмом «вкрапливались» в дошкольные группы для детей с ЗПР или в группы для детей с нарушением речи. В любом массовом детском саду всегда находились «аутята» с легкими спектрами нарушений. Дети не всегда могли удержаться надолго в садике в силу своих поведенческих трудностей. В отечественной дефектологии очень долго дети с нарушениями в развитии дифференцировались, а дети с аутизмом часто просто выпадали из учебно–воспитательного процесса. И сейчас ещё дети – аутистыи их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: почему — то человек с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с опаской, страхом, ужасом и даже с некоторой брезгливостью.
Работа с аутичными детьми, а также с их родителями требуют значительных энергетических затрат. Любой специалист, работающий с аутистами, скажет, как непросто работать с этой категорией детей, какие порой непростые отношения складываются со «сложными» родителями «сложного» ребенка. У недоверчивого ребенка и недоверчивый родитель.
Надо сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий с аутичными детишками. Прежде всего он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети чувствуют, когда взрослый раздражен или возбужден.
По частоте ранний детский аутизм находится на 4- м месте среди различных видов патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. Частота этого нарушения оценивается от 5 до 20 человек на 10 тысяч населения. Пока не существует общепринятого подхода к коррекции РДА ни за рубежом, ни в России. В нашей стране большинство пока не готово принять людей с нарушениями, не желает понимать их проблемы. Потребуется время, чтобы общество стало милосердным и гуманным.
Психолого-медико-педагогическая
характеристика детей с аутизмом
При аутизме психическое развитие ребенка протекает по особому и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом на 4 группы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.
1–я и 2-я группы — самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный.
1-я группа- «отрешенные дети с лицом принца»
Аутизм детей 1-й группы можно обозначить как «отрешенность». Именно с детьми этой группы у начинающего специалиста возникает ощущения собственной неодушевленности. Первое время дети никак не реагируют на присутствие нового человека, а если позже и начинают его замечать, то относятся к нему как к неодушевленному предмету. Ребенок может взять взрослого за руку и манипулировать его рукой для своих нужд. Ребенок просто использует человека, при этом продолжает как бы не видеть, как бы не слышать, как бы не замечать его. Поведение детей обозначается как «полевое». Всё окружающее поле захватывает ребенка и он не может сосредоточиться на чем-либо больше, чем на несколько секунд. Взгляд ребенка скользит сквозь человека, не останавливаясь. Не смотря на отсутствие экспрессивной стороны речи, ребенок может понимать чужую речь и выполнять требуемые инструкции. «Полевое» поведение проявляется в том, что ребенок бегает, скачет, кружится в пространстве. В коллективе такой ребенок присутствует формально. Его лишь на очень не продолжительное время можно организовать сидящем в кругу или водящим хоровод, Любой контакт его быстро напрягает, истощает, и он начинает убегать. Если что-то оказывается не так, такой ребенок начинает проявлять приступы самоагрессии. Он может начать биться головой о стену или бьёт сам себя руками по голове.
Навыки самообслуживания у таких детей формируются со значительной задержкой и с большим трудом.
Рекомендации специалистов в отношении детей 1-2й групп аутизмане самые утешительные: они могут воспитываться дома или находиться под опекой взрослого в условиях специальных учрежденияй.
2-я группа – «активно отвергающие дети», «тираны семьи».
Проявления аутизма у детей 2-й группы обозначают как «активное отвержение». По сравнению с 1-й группы эти дети в большей степени находятся в контакте с окружающей средой, но среда предстает перед ними как источник глобальной тревоги и страха. Поэтому в качестве защиты от окружающего мира ими выбирается «активное отвержение». Формирование контакта с таким ребенком может занимать довольно продолжительное время. Именно эти дети при форсировании контакта могут отвечать контакта первое время к ним нельзя обращаться по имени – реакция может быть самой непредсказуемой, ребенок может даже укусить того, кто его зовет по имени. По сравнению с детьми1-й группы дети 2-й группы выглядят более встревоженными и испуганными: их взгляд скользит сквозь человека, но можно заметить, что ребенок наблюдает за ним боковым зрением, если не сказать, что он «видит человека спиной». Так же как и дети 1-й группы,дети 2-й группы предпочитают играть с неигровыми предметами: бутылочкой, билетиком, шнурочком. Речь детей на начальных порах представляется в виде вокализаций. В процессе длительной коррекционной работы можно сформировать номинативный словарь, но коммуникативная сторона речи даже при активной психолого — медико-педагогической работе остается в зачаточном состоянии. Даже к 8-ми годам такой ребёнок не всегда становится подготовленным к обучению по программе школы 8-го вида. Дети 2-й группы воспитываются дома или находятся под опекой со стороны взрослых в условиях специальных учреждений.
3-я группа – «захваченные энтузиасты»
Аутизм детей 3-й группы обозначают как «захваченность аутистическими интересами». Особая природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и изолированностью. У одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других – механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники). Дети 3-й группы – это основной контингент аутичных детей, попадающих в любые специализированные дошкольные коррекционные группы. Они так же смотрят как бы сквозь вас. Эмоциональный уровень развития более высок, и при частой встречи со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь – закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Аутодиалоги, аутомонологи, эхолалии, называние себя во втором, третьем лице, по имени, вычурность интонации – вот многообразие спектра специфических речевых нарушений детей 3-й группы аутизма. Именно эти дети надоедают родителям одними и теми же темами разговоров, многократным повторением одних и тех же новых звучных слов, а также бесконечным задаванием одних и тех же вопросов с требованием ответов на них. Стереотипии в речевых высказываниях, играх, рисунках проявляются в многократном воспроизведении одного и того же. У детей этой группы отмечаются бредоподобные фантазии. При активной психолого-медико-педагогической коррекции можно «вытянуть» ребенка 3-й группы. Такой ребёнок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по программе школы 8-го, так и 7-го вида.
4-я группа – «сверхтормозимые», «висящие на матери» дети
Это на первый взгляд самая лёгкая группа детей, наиболее близкая к норме. Не имея серьёзных речевых и интеллектуальных нарушений, такие дети, как правило могут находиться а массовом дошкольном учреждении. Но чаще все же они производят впечатление детей с ЗПР, имеющих спектр невротических нарушений. Дети 4-й группы аутизма отличаются стеснительностью, пассивностью, безынициативностью, повышенной ранимостью. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но, стесняясь, будут отводить взгляд. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, при этом они способны обращаться за помощью к взрослым. У них часто наблюдаются страхи. У одних – это сверхценные страхи, например страх насекомых (боятся даже мухи на картинке, у других – страх остаться одному в помещении, третьи просто боятся, что их поругают. Речевое развитие у детей 4-й группы значительно выше, чем у детей 3-й группы, специфические нарушения если и присутствуют, то совсем незначительно. Такие дети более способны к обучению, и при активной психолого-медико-педагогической помощи могут обучаться и по программе школы 7-го вида, и по программе массовой школы.
Качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме
Отмечают в следующем:
1 У ребенка наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам: непереносимость шума, света, нелюбовь к тактильному контакту, брезгливость.
2 Ребенок избегает взгляда в глаза, смотрит как бы сквозь, мимо. Лишь иногда можно поймать мимолентный острый взгляд.
3 У части детей в раннем возрасте не возникает феномен «заражения улыбкой», дети быстро перенасыщаются общением со взрослым, отстраняются от них.
4 Феномен привязанности проявляется в том, что у ребенка либо сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне симбиотической связи (например, к маме, либо симбиотическая привязанность на какой – то период к другому члену семьи.
5 Трудности взаимодействия с окружающими проявляются в том, что взрослому тяжело догадаться, чего хочет ребенок, что его удовлетворяет.
6 Трудности произвольной организации ребенка возникают из-за большой зависимости от влияний окружающего поля. Ребенок больше зависим от окружающего психического поля, чем от близких, — отсюда и трудности организации его поведения.
7 Своеобразные страхи выражаются как общая тревога: всё поле заряжено отрицательно, весь окружающий мир вызывает глобальный генерализованный страх.
Особенности организации коррекционно – воспитательной работы с аутичными детьми.
Коррекционная работа с аутичным ребёнком направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребёнка со взрослым и со средой, на аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребёнка и является самым главным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, а также родителей детей-аутистов.
Одной из основных задач является формирование стереотипа учебного занятия: ребёнок должен привыкнуть к тому, что его учат. Дети-аутисты очень плохо принимают всё новое. Начинать занятие надо с известного для ребенка, а потом вводить что-то новое (игрушку, картинки, задание). Специалистам, работающим с аутичными детьми, следует подбирать доступные для ребенка задания, создавая ситуацию успеха, постепенно усложняя задания. Важно быть последовательным в своих требованиях к ребенку. Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов.
Установление контакта – основная задача в работе с аутичными детьми. Она же представляется начальным, первым этапом работы. Специалисты считают, что необходимо выяснить, в каких случаях ребёнок не хочет общаться, а в каких – не может. Необходимо завоевать доверие ребёнка.
Формирование пространственно-временного стереотипа занятия – 2-й этап работы. Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено, предсказуемо. Сначала делается одно, потом – другое.
Развитие смыслового стереотипа занятия – 3-й этап работы. Любым играм придается сюжетный эмоциональный смысл. Возводим постройку из кубиков – рассказываем о том, что там будут жить мама, папа, ребенок. В результате у ребенка появляются большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими людьми.
Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими нарушениями. Переживать проблемы, связанные с аутичным ребенком, помогает группа поддержки, состоящая из таких же родителей. А задача специалистов — врачей, психологов, педагогов — научиться ещё раз самим и научить родителей умению «переживать вместе с ребенком все его состояния, его тревоги, научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает, научить родителей никогда не терять надежду».
» даже если сейчас очень тяжело, надо верить, что в дальнейшем будет лучше».
Источник
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Пояснительная записка.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Тематическое планирование занятий по программе
Дата | Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | 1 | 1 | |
1.ЭТАП | |||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 1 | 2 | |
Диагностика активности | 1 | 3 | |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 1 | 4 | |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 5 | |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 6 | |
2.ЭТАП | |||
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | 1 | 7 | |
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | 1 | 8 | |
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | 1 | 9 | |
3.ЭТАП | |||
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | 1 | 10 | |
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) | 1 | 11 | |
4.ЭТАП | |||
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | 1 | 12 | |
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 1 | 13 | |
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | 1 | 14 | |
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 15 | |
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 16 | |
5.ЭТАП | |||
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | 1 | 17 | |
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | 1 | 18 | |
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | 1 | 19 | |
6.ЭТАП | |||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | 1 | 20 | |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 21 | |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 22 | |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 23 | |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 24 | |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 25 | |
ВСЕГО | 25 | 25 |
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Источник