Синдром аспергера в мкб 10

Синдром аспергера в мкб 10 thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Симптомы
  4. Причины
  5. Характеристика
  6. Диагностика
  7. Лечение
  8. Прогноз
  9. Основные медицинские услуги
  10. Клиники для лечения

Названия

 Название: Синдром Аспергера.

Синдром Аспергера
Синдром Аспергера

Описание

 Синдром Аспергера. Расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

Дополнительные факты

 Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом). По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.
 Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. За данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Синдром Аспергера
Синдром Аспергера

Симптомы

 Раздражительность. Эхолалия.

Причины

 Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания.
 В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода. Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. Синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
 Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности, внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и тд ).

Характеристика

Социальные трудности у детей с синдромом Аспергера.

 Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.
 Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр. ), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.
 Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.
 Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).
 Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Диагностика

 Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и тд ). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром. В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов.
 Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Лечение

 Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает тренинги социальных навыков, ЛФК, занятия с логопедом, когнитивно-поведенческую психотерапию.
 Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и тд ).

Прогноз

 Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 705 в 41 городе

Источник

Рубрика МКБ-10: F84.5

МКБ-10 / F00-F99 КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения / F80-F89 Расстройства психологического развития / F84 Общие расстройства психологического развития

Определение и общие сведения[править]

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это нарушение психологического развития, относится к расстройствам аутистического спектра. Для синдрома Аспергера характерно отсутствие интеллектуального и речевого дефицитов, но пациенты имеют трудности во взаимодействии и общении с другими людьми, не воспринимают социальные сигналы и им трудно выражать свои эмоции.

Этот синдром описал австрийский психиатр Аспергер в 1944 г. Он особенно стал широко известен в мировой литературе с 1981 г., когда L. Wing представила наблюдения детей с соответствующими расстройствами, отличавшихся относительно высоким уровнем интеллектуального функционирования и выраженными нарушениями социального общения, назвав этот круг расстройств синдромом по имени впервые выделившего его автора. С этого времени в психиатрической литературе появилось много публикаций, направленных на отграничение синдрома Аспергера от раннего детского аутизма Каннера, с одной стороны, и «высокофункционирующего аутизма» — с другой. Существует точка зрения, согласно которой синдром Аспергера рассматривают вариантом «высокофункционирующего аутизма» или менее тяжёлой формой раннего детского аутизма, при которой интеллект остаётся достаточно сохранным. Официальным признанием синдрома следует считать его введение в американскую классификацию DSM-IV и в МКБ-10 ВОЗ.

Согласно первоначальным описаниям самого Аспергера для синдрома характерны трудности социальной интеграции детей в группы общения со сверстниками. В этом отношении такие дети напоминают больных с синдромом Каннера, но отличаются от них достаточной сохранностью речи и более высоким развитием интеллекта, а также более благоприятным прогнозом болезни. Аспергер назвал эту форму аутизма аутистической психопатией детского возраста и отнёс к РЛ (расстройства личности).

В современной классификации МКБ-10 (1999) синдром относят к более тяжёлым повреждениям, определяемым как «общие нарушения психического развития».

Эпидемиология

Распространённость синдрома Аспергера точно не определена, так как его трудно диагностировать в возрасте до 3 лет. По литературным данным, она составляет 1:10 000 детей. Распространённость данного синдрома в общей популяции в Гётеборге (Швеция) у детей в возрасте 7-16 лет составила 7,1 на 1000 детей. В этом случае различие в частоте синдрома у мальчиков и девочек ещё больше, чем при детском аутизме Каннера, и отношение между ними достигает 8:1.

Этиология и патогенез[править]

Этиология и патогенез синдрома Аспергера остаются неясными. Наибольшее значение придают генетическим факторам, обусловливающим врождённый характер нарушений. Об этом свидетельствуют факты накопления случаев данного синдрома в семьях больных с этим расстройством и иногда повышенная частота секундарных случаев не только синдрома Аспергера, но и раннего детского аутизма. Но наряду с представлениями о генетической обусловленности этого синдрома многие психиатры допускают, что он возникает в результате пренатального и перинатального повреждения ЦНС.

Клинические проявления[править]

При обсуждении клиники аутизма следует подчеркнуть, что аутизм в этой группе расстройств соотносится с аутизмом как симптомом, описанным E. Bleuler в 1911 г. Синдром Аспергера в раннем детском возрасте нередко диагностируют при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми и окружающими людьми.

В дальнейшем ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны: одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребёнка они имеют равную значимость). Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно их замещают особые интересы «заумного», отвлечённого характера. Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и так далее сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности.

Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокие показатели характерны для вербального теста Векслера. У детей достаточно развито логическое мышление, хотя в мышлении могут возникать тенденции к пустым рассуждениям, символизму и амбивалентности заключений. Речь при возможной её грамматической правильности обычно не направлена к собеседнику, изменены её мелодика и темп. Знания трудновоспроизводимы и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво.

Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленной деятельности недостаточны. По этой причине поведение больных преимущественно определяют импульсивность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства и внутренней логики. Дети нуждаются в постоянных помощи, направлении, побуждениях к школьной работе, заданиям.

Характерен внешний облик таких детей. Обращает на себя внимание отрешённое выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращённым мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглублённым: брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя. Выразительных мимических движений недостаточно, жестикуляция обеднена, нередки парамимии.

Моторика угловатая, движения недостаточно гармоничные и неловкие. Также могут возникать стереотипии (типа раскачиваний); временами стереотипные движения могут быть весьма сложными и пластичными, даже сверхпластичными.

Аутистические игры также стереотипны, характерно непреодолимое влечение к ним, больные привлекают к играм родных. Обычно дети не могут в таком общении воспринимать предложения иного плана, вне темы увлечения.

Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким, длительным сохранением симбиотической зависимости от матери. Взаимоотношения со сверстниками в школьном периоде инфантильны. Общение нередко сводится к тактильным и моторным формам, возне без учёта половой принадлежности; со взрослыми (учителями) постоянно утрачивается чувство дистанции, вплоть до возможности тактильных проявлений как приязни, так и агрессии.

На фоне описанных психических особенностей возможно развитие соматоформных, аффективных расстройств, стёртых навязчивостей, могут возникать ипохондрические жалобы, фобии. Такого рода нарушения обычно возникают преимущественно в периоды физиологических кризов под влиянием травмирующих внешних факторов.

Синдром Аспергера: Диагностика[править]

Чтобы диагностировать синдром Аспергера, состояние должно соответствовать нижеследующим критериям:

  • Отсутствует клинически очевидное общее замедление когнитивного или речевого развития. Диагноз правомерен при использовании отдельных слов в возрасте не позже 2-го года и коммуникативных фраз не позже 3-го года. Навыки самообслуживания, адаптивное поведение и любопытство к окружающему должны в течение первых 3 лет жизни соответствовать нормальному развитию интеллекта. Основные этапы двигательного развития могут быть несколько замедлены, дискоординация является частым (но не обязательным) диагностическим признаком. Специальные навыки, нередко связанные с изолированными интересами, характерны, но также не обязательны для диагноза.
  • Качественное нарушение социального взаимодействия (в соответствии с критериями аутизма).
  • Необычно интенсивный изолированный интерес к чему-либо или ограниченные поведенческие стереотипии и занятия (за исключением манерности в поведении, излишней фиксированности на отдельных объектах или нефункциональных элементах игрового материала, что соответствует критериям аутизма).
  • Расстройство не соответствует критериям других общих нарушений развития, шизотипического расстройства (F21), простой шизофрении (F20.6), реактивного или расторможённого расстройства привязанности детского возраста (F94.1, 2), ананкастного расстройства личности (F60.5) или обсессивно-компульсивного расстройства (F42).

Дифференциальный диагноз[править]

Главным признаком различения синдрома и детского аутизма является отсутствие общего отставания в речевом развитии. В дополнение к этому больные с синдромом Аспергера лучше понимают невербальную информацию и лучше используют интонацию для общения. В отличие от шизофрении при синдроме Аспергера нет галлюцинаторно-бредовых проявлений, прогрессирующего ухудшения социальных навыков, наследственной отягощённости шизофренией и другими психозами.

Синдром Аспергера: Лечение[править]

Профилактика[править]

Прочее[править]

Личностные расстройства могут иметь различную выраженность, они и определяют прогноз. Этих больных чаще всего обнаруживают в катамнестических когортах с шизоидной психопатией, имеющих на ранних этапах развития проявления синдрома Аспергера.

Больные с синдромом Аспергера могут проходить обучение в обычной школе, но преимущественно в коррекционных классах. Хотя они и пребывают в школьном коллективе, но держатся обособленно, их всегда считают эксцентричными. По этой причине более оправдано обучать таких детей в специальных школах для детей с поведенческими отклонениями.

В дальнейшем относительно достаточное развитие формальных функций интеллекта сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно полным использованием полученных знаний. У больных с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-компульсивные и биполярные аффективные расстройства.

Источники (ссылки)[править]

Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970420300.html

Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]

Действующие вещества[править]

Источник