Синдром аспергера у женщин симптомы
Данный материал в равной степени полезен:
— родителям, растящим девочек-аспи,
— знакомым, друзьям и членам семей женщин-аспи,
— самим женщинам-аспи, особенно диагностированным во взрослом возрасте, или подозревающим у себя СА.
Текст представляет собой сводный перечень черт по групповым характеристикам личности: внешний вид, обучение, умственные способности, эмоциональность, психика, социальные взаимоотношения и т.д.. Подводится краткое резюме отличий женского и мужского вариантов синдрома Аспергера.
Внешний вид/Личные привычки
Одежда комфортная из-за сенсорных особенностей и практична.
Не тратит много времени на уход за собой и волосами. Прическа может сводиться к «помыла волосы и пошла». Может быть вполне счастлива и без постоянного ухода за собой.
Эксцентрична, что, возможно, отражается на внешности.
Юные, несообразные возрасту, взгляды, стиль одежды, поведение, вкусы.
Обычно чуть более выразительная мимика и жестикуляция чем у мужчин синдромом Аспергера.
Возможно наличие андрогинных черт, несмотря на внешне женственную наружность. Восприятие себя как «она» и как «он» (равновесие женского и мужского начал).
Возможно отсутствие четкого самоопределения, сильная переменчивость (как хамелеон), особенно до диагноза.
Уход в чтение книг и просмотр фильмов, чаще научно-фантастического, сказочного, детского характера; самые предпочтительные становятся убежищем.
Использует контроль как метод управления стрессом: правила, дисциплина, ригидность в некоторых привычках, которые противоречат её кажущейся чуждой условности натуре.
Обычно счастливы дома или в любой иной хорошо контролируемой среде.
Умственные способности/Одаренность/Обучение/Профессия
Могут быть диагностированы как аутисты или аспи, но также воспринимаются исключительно одаренными, застенчивыми, чувствительными и проч. Также могут иметь очевидные или очень значительные трудности с обучением.
Нередко музыкальны, артистичны.
Возможно наличие савантических черт или иных уникальных талантов.
Возможно наличие сильного интереса к компьютерам, играм, науке, графическому дизайну, изобретательству, вещам технического и визуального характера. Склонны к внутренним размышлениям, могут тяготеть к писательству, изучению языков, культуры, психологии.
Возможно самостоятельное овладение навыком чтения или гиперлексия в детстве. Могут присутствовать и иные хорошо освоенные самостоятельно навыки.
Возможно достигаются успехи в учебе, но для понимания социальных аспектов в колледже требуются усилия (в той или иной степени).
Могут быть очень увлеченными в ходе учебы или работе, но затем быстро меняют направление или охладевают к процессу.
Нередко имеют проблемы с удержанием на работе и сложности с трудоустройством.
Высоко интеллектуальны, но, тем не менее, иногда медленно реагируют из-за особенностей сенсорных и когнитивных процессов.
Плохое понимание словесных инструкций — потребность в письменных указаниях и наглядных схемах.
Присутствуют навязчивости, но менее необычные по сравнению с имеющимися у мужчин-аспи (меньше похожи на самозабвенного наблюдателя поездов).
Эмоциональность/Психика
Эмоционально незрелы и эмоционально чувствительны.
Преобладающие эмоции — тревога и страх.
Более способны к разговору о чувствах и эмоциях чем мужчины с СА.
Значительные сенсорные проблемы со слухом, зрением, обонянием, тактильным восприятием и склонны к перегрузкам (но менее чувствительны к вкусу и консистенции еды чем мужчины с СА).
Капризны и склонны к приступам депрессии. Возможно диагностирование биполярного аффективного расстройства (сопутствует СА), при этом ошибочно не будет диагностирован синдром Аспергера.
Вероятно способы лечения симптомов различаются от случая к случаю. Возможна высокая чувствительность к препаратам и любому воздействию на организм вплоть до реакции отторжения.
9 из 10 имеют желудочно-кишечные расстройства, в том числе язву, гастрит, синдром раздраженного кишечника.
Во время огорчения или волнения успокаиваются стимами: раскачивание, трение лица, зудение, дергание пальцами, покачивание ногой, постукивание пальцами или ступнями.
Выражают радость в физической форме: машут руками, хлопают, поют, прыгают, кружатся, танцуют, шумят.
Склонность к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь , вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку.
Ненавидят несправедливость и когда их не понимают, это может привести к гневу и ярости.
Склонны к немоте во время стресса, беспокойства, после мелтдауна. Заикаются реже чем мужчины с СА, но могут иметь скрипучий голос, монотонную речь, особенно когда тревожатся или огорчены.
Социальность/Отношения
Слова и действия часто не понимаются окружающими.
Слывет хладнокровной, эгоцентричной особой, недружелюбной.
Временами чрезмерно откровенна, может самозабвенно рассказывать о своих увлечениях и интересах.
Может быть застенчивой и молчаливой.
Как и мужчина с синдромом Аспергера, может отключаться во время социального взаимодействия из-за перегрузки, но в целом более удачно действует в социуме при маленьких нагрузках. Может даже производить впечатление уверенного в себе человека, но это лишь видимость.
Мало куда ходит, как правило, с партнером или с детьми, если они есть.
Не имеет много подружек, не увлечена типично девичьими делами типа хождения по магазинам и совместных прогулок, сборищ.
Возможно в школе имеет близкого друга или друзей, но не когда достигает взрослого возраста.
Либо хочет, либо не хочет романтических отношений. Если она в отношениях, то, вероятно, воспринимает их серьёзно. Но может и осознанно выбрать целибат или одиночество.
Из-за сенсорных особенностей или по-настоящему наслаждается сексом, или испытывает сильное отвращение к нему.
Если ей нравится мужчина, то может быть напористой, заметной, чудаковатой в своем желании дать ему знать об интересе. Например она может таращиться на него при встрече или звонить ему много раз подряд. Это происходит из-за непонимания социальных гендерных ролей. С наступлением зрелости это может измениться.
Часто предпочитает компанию животных, но не всегда из-за сенсорных особенностей.
Резюме различий между женщинами и мужчинами с синдромом Аспергера
Обычно более выразительны в мимике и жестикуляции чем мужчины.
Лучше чем мужчины подражают, также умеют подражать большему количеству типажей по сравнению с мужчинами. Некоторые чрезвычайно плохо самоидентифицируют себя и очень переменчивы, особенно до диагноза.
Фиксации не столь необычны или абстрактны, как у мужчин с СА, и более практичны.
Более открыты к разговорам о чувствах и эмоциях, чем мужчины с СА.
Диагностированы реже чем мужчины, потому что критерии диагностики базируются на поведении и чертах мужчин. Ганс Аспергер обследовал только мальчиков. Чаще получают диагноз «Биполярное аффективное расстройство» (сопутствует СА).
Жестикуляция и поведение во время радости более выразительны чем у мужчин: машут руками, хлопают, поют, прыгают, кружатся, танцуют, шумят; это свойственно как девочкам, так и женщинам.
Взрослые женщины склонны к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь, вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку. Взрослые мужчины с СА не склонны к плачу.
Как правило, окружающие проявляют к женщине с СА меньшее терпение и большие ожидания, потому что она выглядит более адаптированной.
Ненавидят несправедливость и непонимание, это может привести к гневу и ярости.
Заикаются реже мужчин с СА во время тревоги или беспокойства; и те, и другие имеют скрипучий голос, монотонную речь, с трудом говорят или немоту.
Женщины в общем лучше социализируются. Могут создать видимость уверенности в себе. Как и мужчины с СА, могут отключаться в социальных ситуациях из-за перегрузки.
Чаще заводят животных для эмоциональной поддержки, но не только из-за сенсорных особенностей.
Представленный выше материал — перевод текста «List of Female Asperger Syndrome Traits» из книги Руди Симон «Аспидевочки: Расширяя права и возможности женщин с синдромом Аспергера».
Источник
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Что такое синдром Аспергера?
Что такое синдром Аспергера?
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы
Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
- 50% получают высшее образование.
- 12% находят работу на полный рабочий день.
- 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
- 3% живут самостоятельно.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы
Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Синдром Аспергера: причины
Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: диагностика
Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
Синдром Аспергера: лечение
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством
- Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
- Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
- Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
- Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
- Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
- Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
- Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
- И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник