Синдром аспергера у взрослых симптомы тест
Тест AQ
Тест AQ
Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.
В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше — высоким
В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.
Ответьте на все вопросы
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
1. | Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно | ||||
2. | Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова | ||||
3. | Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ | ||||
4. | Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное | ||||
5. | Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие | ||||
6. | Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию | ||||
7. | Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо | ||||
8. | Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица | ||||
9. | Меня завораживают даты | ||||
10. | В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
11. | Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением | ||||
12. | Я склонен замечать детали, которые не замечают другие | ||||
13. | Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку | ||||
14. | Мне легко сочинять истории | ||||
15. | Меня больше тянет к людям, чем к вещам | ||||
16. | Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать | ||||
17. | Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём» | ||||
18. | Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко | ||||
19. | Меня завораживают числа | ||||
20. | Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
21. | Я не очень люблю читать художественную литературу | ||||
22. | Мне сложно заводить новых друзей | ||||
23. | Я всё время замечаю узоры на вещах | ||||
24. | Я скорее пойду в театр, чем в музей | ||||
25. | Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен | ||||
26. | Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор | ||||
27. | Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает | ||||
28. | Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях | ||||
29. | Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов | ||||
30. | Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
31. | Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно | ||||
32. | Мне легко заниматься несколькими делами одновременно | ||||
33. | Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить | ||||
34. | Мне нравится делать что-то спонтанно | ||||
35. | Часто я последним понимаю шутку | ||||
36. | Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует | ||||
37. | Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу | ||||
38. | У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём» | ||||
39. | Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме | ||||
40. | В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
41. | Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.) | ||||
42. | Мне сложно поставить себя на место другого человека | ||||
43. | Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую | ||||
44. | Я получаю удовольствие от общественных мероприятий | ||||
45. | Мне сложно разобраться в намерениях людей | ||||
46. | Новые ситуации заставляют меня беспокоиться | ||||
47. | Мне нравится встречать новых людей | ||||
48. | Я хороший дипломат | ||||
49. | Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей | ||||
50. | Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен |
Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в «ключе» для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] — англоязычные версии теста AQ.
Ссылки:
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17 - Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335. - https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
(англоязычная версия) - https://aq.server8.org/
(англоязычная версия) - https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
(русскоязычная версия, есть неточности в переводе)
Источник
Тесты на выявление аутистических черт, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства.
Тесты делают самодиагностику более объективной, хотя и не заменяют официального диагноза. Если скрининговые тесты выявили у Вас повышенный уровень аутичности и Вы испытываете трудности в повседневной жизни, рекомендуется обратиться к специалисту.
Обращение к специалистам в области психологии и психиатрии. Уважаемые специалисты, данные тесты созданы для некоммерческого использования с целью помочь людям в поисках решения их проблем. Если вы хотите использовать размещенные на сайте тесты в вашей профессиональной деятельности, то напишите на e-mail, указанный в разделе «о сайте».
Обещаем публиковать список специалистов, которые нарушают это предупреждение, в открытом доступе. Подумайте о вашей репутации, не рискуйте ей. Благодарим за понимание.
Aspie Quiz — тест на выявление аутических черт у взрослых людей, состоит из 150 вопросов, имеет подробную расшифровку и детализацию по группам черт (обсуждение в форуме).
Тест RAADS-R — шкала для выявления расстройств аутистического спектра у взрослых с интеллектом не ниже нормы. RAADS-R не даёт ложного положительного результата при следующих расстройствах: социофобия, шизофрения, клиническая депрессия, биполярное аффективное расстройство типа I и II, обсессивно-компульсивное расстройство, дистимическое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическое расстройство БДУ, нервная анорексия, полинаркомания.
От тестов AQ и Aspie Quiz её отличает учёт поведения и особенностей восприятия не только в настоящий момент, но и в возрасте до 16 лет, а также более полный набор контрольных групп.
Авторы шкалы RAADS-R упоминают, что она не предназначена для использования в качестве он-лайн теста без наблюдения специалиста (возможен как завышенный, так и заниженный результат). Поэтому если Вы обеспокоены результатами тестирования, рекомендуется сохранить их и обратиться к психологу или психотерапевту (обсуждение в форуме).
Тест «Расширенный фенотип аутизма» (The Broad Autism Phenotype Test ). Термин «расширенный фенотип аутизма» относим к широкому кругу лиц, у которых проблемы с личностью, языком и социально-поведенческими характеристиками на уровне, который считается выше среднего, но ниже, чем диагностируется аутизм. Предположительно, родители, являющиеся частью расширенного фенотипа аутизма, чаще, чем другие родители, имеют нескольких детей с аутизмом (обсуждение в форуме).
Торонтская шкала алекситимии — определяет когнитивно-аффективные особенности идентификации и описания собственных чувств; проведение различий между чувствами и телесными ощущениями; снижение способности к символизации (обсуждение в форуме).
TAS20 — алекситимия (греч. a – отрицание, lexis – слово, thyme – чувство) — неспособность человека называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Алекситимия встречается у значительной части (до 85 %) людей, страдающих аутистическими расстройствами. В тесте имеются три подшкалы: трудности идентификации чувств (ТИЧ), трудности с описанием чувств другим людям (ТОЧ), внешне-ориентированный тип мышления (ВОМ). Чем выше балл, тем более выражены признаки алекситимии по подшкале.
Тест AQ — тест индекса аутистического спектра Саймона Барон-Коэна — шкала определения признаков аутизма у взрослых или коэффициент аутизма (обсуждение в форуме).
Тест EQ — шкала оценки уровня эмпатии или коэффициент эмпатичности на русском языке (обсуждение в форуме).
Тест SQ — шкала оценки уровня систематизации на русском языке (обсуждение в форуме).
Тест SPQ (Schizotypal Personality Questionnarie) — тест на шизотипические черты (т.е. признаки, присущие шизотипическому расстройству, также известному в СНГ как вялотекущая шизофрения). У 55% набравших 41 балл и более было диагностировано шизотипическое расстройство. Хотя часть вопросов в тесте может показаться общей с симптомами синдрома Аспергера, речь идёт о совершенно ином диагнозе (обсуждение в форуме).
Шкала оценки детского аутизма — опросник на степень детского аутизма PDD (обсуждение в форуме).
ASSQ — скрининговый тест ASSQ предназначен для предварительного выявления аутичных черт у детей в возрасте 6–16 лет. Может быть использован как родителями, которые подозревают РАС у ребенка, так и просто взрослыми людьми для самодиагностики (в этом случае заполняется либо самим человеком, либо его родителями по воспоминаниям о детстве).
Тест «Reading the Mind in the Eyes» — согласно авторской задумке данный тест способен обнаруживать снижение в понимании т.н. модели психического у взрослых испытуемых с нормальным интеллектом. Он должен выявлять, насколько испытуемый может поставить себя на место другого человека и «настроиться» на его психическое состояние. Данная методика включает в себя 36 изображений пар глаз непосредственно для тестирования… На фотографиях представлена область вокруг глаз разных актеров (мужчины и женщины представлены в равном количестве), они изображают различные эмоции. Испытуемый должен дать ответ о внутреннем состоянии другого человека ориентируясь на ограниченное количество информации — только на область вокруг глаз и взгляд (обсуждение в форуме).
Внимание: тестирование не заменяет официальную диагностику.
Источник
Источник
Симптомы синдрома Аспергера у взрослых проявляются, как шизоидное расстройство личности, сопровождается перечнем однотипных ритуалов и замкнутым кругом интересов. Развивается с раннего детского возраста и является хроническим заболеванием психики.
Что такое синдром Аспергера
Синдром Аспергера у взрослых – это системное нарушение психического развития личности, основными симптомами которого являются существенные трудности в социальной адаптации больного, коммуникации с близкими и посторонними людьми. Первые признаки заболевания обнаруживаются в раннем детском возрасте.
Большинству пациентов ошибочно выставляется диагноз – аутизм, но синдром Аспергера имеет ряд отличительных особенностей.
Больные этим психическим расстройством имеют высокий уровень когнитивных способностей, речь не нарушена, развитие и возрастные изменения в центральной нервной системе соответствуют возрасту. В тот же момент, взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера, отличаются выраженной неуклюжестью в движениях.
Возможно частичное нарушение координации движения, периодическое головокружение. Впервые заболевание было открыто в 1944 г. австрийским врачом-педиатром и психиатром – Гансом Аспергером. Доктор работал с группой детей, которые отличались от своих сверстников.
Они не умели выстраивать невербальные коммуникации, были не общительными, проявляли ограниченную эмпатию по отношению к другим детям аналогичного возраста. Кроме того, все они отличались выраженной неловкостью, были неуклюжи, часто падали, руками и ногами задевали игрушки, окружающие их предметы.
Виды синдрома у взрослых
Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого проявляются, как психическое расстройство личности, относится к общим нарушениям аутистического спектра. В связи с этим заболевание классифицируют по видовому разнообразию, но с учётом его схожести с аутизмом.
В таблице ниже перечислены типы синдрома Аспергера, а также описаны их отличительные особенности:
Разновидность заболевания | Специфика клинической картины |
Дезинтегративный | Возникает ещё в детском возрасте, но причины его появления связаны с нарушениями умственного развития ребёнка. Болезнь имеет врождённую этиологию, становится приобретённой в результате того, что родители ребёнка не уделяли ему достаточного количества времени, полностью отсутствовал воспитательный и образовательный процесс. По мере взросления признаки заболевания не отступают, а становятся ещё более выраженными. Взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера дезинтегративного типа отличаются замкнутостью, полной апатией к окружающему миру и происходящим событиям. Речь и мыслительный процесс сохранены, но больной с самого детства и уже будучи взрослым выполняет один и тот же перечень действий, ритуалов. |
Первазивный | Классическое проявление синдрома Аспергера. Ребёнок растёт и развивается в нормальной среднестатистической семье. Его родители воспитанные, образованные люди, не имеющие патологических зависимостей и врождённых привычек. Несмотря на это ребёнок растёт замкнутым. Полностью отсутствуют навыки построения схем невербального общения. Сверстники у него не вызывают интереса. Уже повзрослев, больной отличается высокими умственными способностями, имеет хорошо поставленную и чёткую речь, но ведёт себя крайне скрытно, замкнут, не желает общаться с окружающими. Проявляется это в ограниченной эмпатии. Заболевание протекает стабильно без выраженных обострений и ремиссий. |
Стадии и степени
Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого типичны для психического расстройства формирования личности, разделяют на стадии его развития. Тяжесть заболевания напрямую зависит от стадии болезни, которая характеризуется поведенческими нарушениями, присутствующими у взрослого человека.
Выделяют следующие стадии синдрома Аспергера:
- 1 стадия – взрослый больной проявляет ограниченную эмпатию к окружающему миру и к близким родственникам, но по отношению к незнакомым людям коммуникационные связи слабые (пациент разговаривает только с теми людьми, которые ему нравятся), круг интересов достаточно широк;
- 2 стадия – эмпатия присутствует, но только к членам семьи, к окружающему миру и посторонним людям больной безразличен, ежедневно выполняет от 6 до 10 видов однотипных действий ритуалов;
- 3 стадия – взрослый больной не реагирует на попытки родственников наладить с ним общение, заинтересовать его тем или иным действием, является замкнутым, имеет ограниченный круг интересов, не способен передавать своё настроение мимикой лица, либо же строить длинные монологи;
- 4 стадия – в сочетании с выраженной замкнутостью и отсутствием способности к невербальной коммуникации, присоединяется физическая неуклюжесть, которая выражается в небрежности походки, краткосрочном и внезапном нарушении координации движений, сокрушении рядом находящихся предметов.
Во время проведения дифференциальной диагностики нет необходимости устанавливать стадию развития синдрома Аспергера. Большинство взрослых людей, страдающих от этого заболевания психики, уже имеют признаки 3-4 стадии расстройства личности.
Болезнь хроническая и начинается с раннего детского возраста, поэтому до момента полового созревания уже присутствует весь спектр поведенческих нарушений и физическая неуклюжесть.
Симптомы у взрослых
Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого можно обнаружить во время попытки построения коммуникации с больным человеком, является психическим заболеванием. Проявление внешних признаков болезни выглядит следующим образом:
Необычная речь
Взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера, у которых сохранены навыки к коммуникации с окружающими людьми, строят длинные предложения без пауз и выраженной интонации. Они говорят монотонным голосом без проявления, каких-либо эмоций.
Могут повторять одни и те же самые фразы или рассказывать о своих увлечениях, не реагируя на вопросы собеседника. У людей, которые сталкиваются с больными синдромом Аспергера, складывается впечатление, что они разговаривают с компьютером.
Отсутствие мимики
Взрослые люди, у которых диагностировано это психическое расстройство, не проявляют никаких эмоций. Во время диалога у них отсутствует жестикуляция руками. Они не способны передавать чувство удивления, радости, заинтересованности, сострадания с помощью мимики лица, либо же эмоциональная составляющая является слабовыраженной.
Дефицит зрительного контакта
Больные синдромом Аспергера практически никогда не смотрят в глаза своих собеседников. Они не ощущают психологической необходимости в зрительном контакте. Их взгляд постоянно отведён в сторону или обращён в пол.
Если человек со здоровой психикой, обратит на это внимание и попросит собеседника смотреть ему в глаза, то больной может положительно отреагировать на эту просьбу. Он может начать слишком пристально смотреть в глаза не отводя взгляд.
Отсутствие этикета
Для людей с таким диагнозом чужды правила хорошего тона, так как у них нет интуиции и навыков социальных контактов.
Взрослые больные с диагнозом синдром Аспергера могут игнорировать своего собеседника и окружающих, пригласить друга вечером на ужин и не прийти, либо же внезапно отвернуться и начать заниматься своими делами прямо во время разговора. Такие люди просто не знают, как вести себя в обществе.
Необычная навязчивость
Кроме того, что больные этим психическим расстройством отличаются замкнутостью, они могут становиться излишне навязчивыми. Объектом их повышенного внимания становится конкретный человек, которому они симпатизируют. В отношении своего объекта обожания больные предпринимают всяческие действия и попытки зависти разговор.
Синдром Аспергера — первые симптомы, которые нельзя игнорировать.
Могут строить длинные монотонные предложения, бесконечно рассказывая о своих интересах и увлечениях. Все попытки прекратить дискуссию не приносят положительного результата.
Нарушенные навыки общения
Больные синдромом Аспергера – это очень замкнутые личности. Они очень редко выходят на контакт с малознакомыми и чужими людьми. Частичная коммуникация присутствует в семейном кругу с близкими родственниками.
Во время стрессовой ситуации может возникнуть обратный эффект нарушенного общения, когда больной начинает громко разговаривать, рассказывая о своём хобби или другом ежедневном занятии. На просьбы прекратить рассказ – не реагирует.
Неумение делится чувствами
Кроме отсутствия навыков к состраданию по отношению к близким людям, больные синдромом Аспергера не умеют делиться собственными сопереживаниями. При встрече с человеком, страдающим от данного расстройства психики, нет смысла интересоваться его делами. Больной никак не отреагирует на заданный вопрос, а может наоборот замкнуться в себе и не проявлять никаких эмоций.
Полярность мышления
В сознании взрослых людей, больных синдромом Аспергера, отсутствует разнообразие умозаключений и личностных позиций. Их мир состоит из чёрных и белых тонов. Если им не нравится конкретный человек, то нет смысла их убеждать, что он добрый и хороший. Больной все равно будет его игнорировать и относиться к нему холодно. Точно также его невозможно убедить в том, чтобы он изменил свою точку зрения.
Отсутствие психологической гибкости
Для людей, страдающих от данного психического расстройства, очень важно сохранение запланированного порядка действий. Если планы меняются в самую последнюю минуту, то для больного синдромом Аспергера – это настоящий психологический стресс.
Люди с такими патологиями психики не готовы к экспромтам и компромиссам. Внезапная отмена похода в ресторан или поездки на природу может закончиться нервным срывом и отказом от общения с близкими.
Наличие индивидуального плана
Взрослые мужчины и женщины, имеющие данный диагноз, живут по своему индивидуальном графику, в котором отведено место для своих ежедневных интересов, выполнения действия ритуалов, хобби, общения с объектом обожания. Если кто-то вмешивается в их размеренный порядок дня, пытается навязать своё мнение, интересы, то у больного возникает приступ неконтролируемой паники.
Повышенная чувствительность
Речь идёт не об эмоциональной составляющей, а о непереносимости тактильных контактов. Люди с синдромом Аспергера не переносят объятий, сторонятся людей в общественном транспорте, могут отказываться от рукопожатия, всегда отшатнуться от человека, который похлопал их по спине. Они могут проявлять повышенную чувствительность даже к внутренним биркам одежды.
Синдром Аспергера у взрослых, симптомы проявления которого выражаются в поведенческих нарушениях личности – это психическое заболевание.
Диагностика патологии является сложным процессом, требующем проведения дифференциального анализа, а также наличия специальных знаний в области психологии и психиатрии. Связано это с тем, что симптоматика болезни очень похожа на шизоидное расстройство личности.
Причины появления
Синдром Аспергера – это сложное психическое расстройство, предпосылки к возникновению которого закладываются на ранних этапах развития центральной нервной системы, когда человек находится ещё в младенческом возрасте.
Врачи-психиатры выделяют следующие причины, которые способны вызвать данное заболевание:
- наследственная предрасположенность к психическим расстройствам личности (болезни данного типа передаются от близких родственников вместе с генетической информацией);
- ребёнок растёт в неудовлетворительных условиях, родители не занимаются его воспитанием и образованием;
- с детских лет больной подвергался физическому и психологическому насилию со стороны родственников или посторонних людей;
- была перенесена тяжёлая черепно-мозговая травма, которая нарушила процесс развития центральной нервной системы;
- стрессовая ситуация, пережитая в раннем детском возрасте, которая отразилась на психическом здоровье человека.
Синдром Аспергера является до конца не изученным психическим заболеванием. Научные исследования показали, что большинство взрослых больных проживает в местности, где сосредоточены предприятия по производству высоких информационных технологий. Поэтому учёные не исключают фактор техногенного воздействия на психику человека.
Диагностика синдрома Аспергера у взрослых
Процесс обследования пациента с признаками синдрома Аспергера, а также постановка данного диагноза, проводится комиссией психиатров. Выполняется дифференциальная диагностика путём исключения симптомов других психических заболеваний (например, шизофрении, которая имеет очень похожие признаки проявления).
После этого врачи анализируют поведенческие нарушения пациента. Диагноз подтверждается при наличии следующих отклонений, исключающих полноценную социальную адаптацию, налаживание коммуникаций с близкими и окружающими людьми.
Они такие:
- отсутствует фактор эмоциональной и социальной взаимности;
- пациент не способен проявлять такие спонтанные реакции, как радость, сопереживание за успех других людей, волнение за близких;
- способность развития социальных связей и взаимоотношений со сверстниками – отсутствует;
- не развиты навыки невербального общения путём воспроизведения мимики лица, жестикуляции руками;
- через определённый интервал времени повторяются одни и те же действия или ритуалы, пресечение кот?