Синдром аспергера у детей фото
Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.
Что такое синдром Аспергера?
Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.
Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.
При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.
Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.
По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.
Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.
Причины нарушения
Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:
- генетическими мутациями;
- генетической предрасположенностью;
- возрастом родителей;
- биологическими нарушениями.
Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.
Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.
При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.
Как проявляется синдром?
Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:
- социальные нарушения;
- коммуникативные нарушения;
- поведенческие нарушения;
- нарушения моторики;
- нарушения воображения и эмпатии.
Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.
Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.
Социальные нарушения
Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.
Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.
Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.
Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.
Проблемы с коммуникацией
Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:
- проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
- непонимание юмора;
- сложности с восприятием идиом;
- дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
- проблемы с ведением диалога.
При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.
Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.
Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.
Поведенческие нарушения
Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:
- необходимость самостимуляции;
- склонность к упорядочиванию и структурированию;
- ограниченность интересов.
Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.
Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.
Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.
Координация движений
Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.
В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.
Воображение и эмпатия
Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.
Осложнения и последствия
Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.
Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.
Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.
Среди потенциальных последствий синдрома:
- тревожные расстройства;
- фобии;
- неврозы;
- склонность к депрессии;
- суицид.
Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.
Диагностика
Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.
Особенности лечения
Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.
Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:
- когнитивно-поведенческая терапия;
- лечебная физкультура;
- соблюдение режима дня.
Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.
Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.
Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.
Источник
Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным дефицитом общения, ограничением во взаимодействии с социумом. Первые симптомы болезни начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.
Суть заболевания
В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.
Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что болезнь (синдром) Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.
Причины возникновения
Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:
- наследственно-генетическую предрасположенность;
- травмы, полученные в процессе родоразрешения;
- интоксикацию плода в период внутриутробного развития.
Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.
Классическая триада симптомов
В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:
- коммуникативные проблемы;
- дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
- сложности при пространственном восприятии мира.
Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.
Признаки синдрома у детей
У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.
Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:
- нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
- сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
- неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
- отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.
Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.
Синдром Аспергера у взрослых
Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.
Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.
Чем опасна болезнь Аспергера?
Симптомы неврологической дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.
Методы диагностики
Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:
- оценка уровня интеллекта;
- характеристика творческого воображения;
- определение сенсорной чувствительности.
Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.
Терапевтические методики
В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.
Источник