Синдром аспергера у детей до года

Синдром аспергера у детей до года thumbnail

Синдром аспергера у детей до года

Марина Довбыш

Узнайте, как вы можете обнаружить ранние признаки и симптомы аутизма у младенцев и малышей постарше.

Аутизм — это отклонение развития, которое влияет на то, как дети взаимодействуют с окружающими людьми и окружающим их миром. Часто диагностируется около четырех лет, поэтому важно знать ранние признаки, которые можно увидеть у младенцев и детей младшего возраста. Раннее вмешательство может кардинально улучшить результаты для ребенка и их семьи, ведь мозг малышей более податливый, а это означает, что он активнее отреагирует на терапию, которая может изменить курс аутизма. К сожалению, в настоящее время нет медицинских тестов, которые могут диагностировать аутизм у детей, поэтому выявление аутизма основано на тщательных наблюдениях.

За последние 30 лет число детей и взрослых, у которых диагностирован аутизм, увеличилось, в основном благодаря более глубокому пониманию симптомов.

Что такое аутизм?

Аутизм — это отклонение в развитии, которое влияет на то, как человек общается с другими людьми и окружающим миром и относится к ним. «Это означает, что у ребенка могут быть трудности с социальной коммуникацией, взаимодействием и воображением», — говорит Джудит Флуд, клинический психолог и директор National Autistic Society’s Lorna Wing Centre.

Что такое синдром Аспергера?

Это часть спектра аутизма. «Люди с Аспергером имеют схожие проблемы с аутизмом, но, как правило, имеют средний или выше среднего интеллекта и имеют меньше проблем с речью», — говорит Джудит. «Для людей с синдромом Аспергера может быть трудностью прочтение социальных сигналов, которые большинство из нас воспринимают как само собой разумеющееся, такие как жесты, мимика или тон голоса».

Синдром аспергера у детей до года

Каковы симптомы аутизма у детей младше 12 месяцев?

Определение признаков аутизма может варьироваться, потому что каждый ребенок неповторимый. Но все же вот список некоторых сигналов, которые могут насторожить.

  • Ребенок еще не лепечет: если через 12 месяцев ваш ребенок не будет произносить гласные и согласные комбинации, такие как «ба», «да» и «агу», это может быть ранним признаком аутизма.
  • Ребенок не зовет вас, чтобы привлечь внимание или показать вам, чего он хочет.
  • Ребенок не показывает вам объекты — эксперты предположили, что если ребенок не собирает предметы, чтобы показать вам, это может быть сигнал
  • Ребенок не любит играть или взаимодействовать с другими: будь то со сверстниками, братьями и сестрами или родителями, когда их пытаются вовлечь их в игру.
  • Ребенок повторяет одно и то же действие снова и снова: аутизм часто распознается повторяющимся поведением. Большинство развивающихся детей будут делать это в определенной степени, например, повторное вращение колес на игрушечной машине, но если вы заметите, что ваш маленький человек делает это слишком много, может быть, что-то, чтобы поговорить с вашим врачом.
  • Ребенок избегает зрительного контакта / не отвечает на свое имя: если ваш ребенок проявляет признаки боязни общаться уже, это может быть ранним признаком аутизма. Аутичные дети часто не имеют нарушений слуха, но испытывают трудности с уделением внимания и понимания языка.
  • Ребенок уделяет больше внимания игрушкам, чем людям, но не следует это путать с нормальным развитием ребенка. Все дети будут любить играть со своими игрушками, но если ваш ребенок, кажется, проводит больше времени, взаимодействуя с игрушками, чем с людьми, это может быть ранним признаком аутизма.
  • Ребенок не подражает звукам — если ваш маленький человек не пытается подражать вам, когда вы хлопаете в ладоши или агукаете, это может быть знаком для обращения к доктору.

Каковы симптомы аутизма у детей старше года?

Некоторые типичные признаки аутизма у детей в возрасте от 18 до 24 месяцев.

  • Ребенок слишком агрессивен.
  • Малыш не заинтересован в творческих играх, таких как переодевание.
  • Кажется, что малыш теряет свои речевые навыки: примерно 20-50% родителей с детьми-аутистами сообщают, что их ребенок потерял часть своих навыков в возрасте 18 месяцев.
  • Маленький человек может быть очень навязчив в том, чтобы раскладывать вещи, собирать предметы по своим личным строгим правилам.

Другой ключевой проблемой, с которой страдают дети с аутизмом, является чувствительность. «Малыш может ненавидеть громкие звуки или не наслаждаться прикосновением или доктор

Стоит отметить, что если ваш малыш, показывает некоторые вышеперечисленные симптомы, это ещё не означает, что он аутист.

Аутизм диагностируется, когда ребенок отображает ряд симптомов, которые нарушают их способность общаться и формировать отношения с окружающими.

Читайте также:  Астено невротический синдром его симптомы и лечение

Существуют ли медицинские тесты для аутизма?

Единственный способ диагностировать аутизм — это полная история развития ребенка. «Нет никаких биологических маркеров, сканирования мозга или анализа крови, которые могут определить аутизм», — говорит Джудит. «Тем не менее, успешный и быстрый диагноз зависит от вас и вашего партнера, вашей наблюдательности и серьезного отношения к развитию ребенка, а ваш врач-терапевт распознает симптомы и предоставит правильную оценку и даст рекомендации».

Мамы часто признают, что с самого раннего возраста они могут сказать, что их малыш отличается от других, поэтому важно, что если вас что-то беспокоит, обсудить это с вашим педиатром.

Каково лечение аутизма?

Не существует одного конкретного метода лечения детей с аутизмом, поскольку всё зависит от каждого отдельного случая. Виды лечения варьируются в зависимости от потребностей ребенка. Раннее вмешательство, как правило, будет сосредоточено на различных аспектах развития ребенка и может включать работу над следующими навыками.

  • Коммуникационные навыки — помогать ребенку общаться с окружающими, поскольку языковые навыки обычно значительно задерживаются.
  • Социальные навыки общения: помогать ребенку понимать чувства других людей.
  • Игровые навыки — развитие воображения и творческое мышление.
  • Академические навыки: помочь вашему ребенку получить традиционные знания, необходимые им, не важно, будут ли они учиться дома или в школе, например, чтение и письмо.

фото:shutterstock

Читайте также

Источник

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

Читайте также:  Диагноз синдром угнетения цнс у новорожденных

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Читайте также:  Остеохондроз позвоночника с мышечно тоническим синдромом

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Источник