Синдром аспергера это высокофункциональный аутизм

Синдром аспергера это высокофункциональный аутизм thumbnail
Высокофункциональный аутизм

Высокофункциона́льный аути́зм (англ. high-functioning autism, сокращённо HFA) — общее нарушение психического развития, одна из форм аутизма. Термин относится к людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта (IQ) больше 70, поэтому их когнитивные способности оцениваются как «высокофункциональные»[1]. Характерными чертами высокофункционального аутизма считаются трудности в социальных навыках и некоторая неуклюжесть, а также задержки в речевом развитии, характерные и для некоторых других форм аутизма[2].

В настоящий момент спорным является вопрос о том, существуют ли отличия высокофункционального аутизма от синдрома Аспергера, так что многие врачи и исследователи объединяют эти понятия. Высокофункциональный аутизм не включён в психиатрические классификаторы МКБ-10 и DSM-5[3].

Классификация[править | править код]

Высокофункциональный аутизм относится к расстройствам аутистического спектра, которые представляют собой общие расстройства развития и характеризуются нарушениями в сфере социального взаимодействия, ограниченными интересами и стереотипиями[2]. Высокофункциональный аутизм чаще встречается у мужчин, чем у женщин[1].

Характеристики[править | править код]

Высокофункциональный аутизм является нарушением развития нервной системы, основные симптомы которого схожи с симптомами при синдроме Аспергера[1]. Определяющей характеристикой клиницисты чаще всего называют значительную задержку в развитии речи у больных в возрасте до трёх лет, в то время как диагностические критерии синдрома Аспергера исключают общую задержку речи[4]. Однако существует ряд различий между высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, в числе которых следующие[5][4][6]:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом выше показатель коэффициента интеллекта (IQ);
  • У лиц с синдромом Аспергера (в отличие от высокофункционального аутизма) наблюдается отставание в мелкой моторике;
  • По сравнению с высокофункциональным аутизмом, синдром Аспергера характеризуется значительным дефицитом в невербальных способностях, например, в решении зрительно-пространственных задач и при зрительно-моторной координации;
  • Люди с высокофункциональным аутизмом имеют не такие высокие вербальные способности, как люди с синдром Аспергера;
  • Согласно некоторым исследованиям, синдром Аспергера, в отличие от высокофункционального аутизма, характеризуется нарушением невербального обучения, однако существуют противоречащие данные;
  • Лица с высокофункциональным аутизмом обычно имеют более широкий круг интересов;
  • При высокофункциональном аутизме люди меньше способны к эмпатии;

Лица с расстройствами аутистического спектра, в том числе с высокофункциональным аутизмом, часто подвержены повышенной тревожности[7].
Встречаются также и другие расстройства, часто сопутствующие высокофункциональному аутизму, например, депрессия, биполярное расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство[8].

Причины[править | править код]

Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определённых областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга[9].

Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном Эндрю Уэйкфилдом, результаты которого были позднее признаны сфальсифицированными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей. В настоящее время отсутствуют научные доказательства связи аутизма с вакцинацией детей[10].

Диагностика[править | править код]

Диагноз высокофункционального аутизма обычно ставится детям в возрасте до трёх лет, то есть раньше, чем синдром Аспергера. В то время как не существует единого общепринятого стандарта диагностики мера для высокофункционального аутизма, одной из наиболее часто используемых методик для раннего обнаружения заболевания является специальный тест на способность к социальной коммуникации. Если результаты теста показывают, что у человека вероятно наличие расстройства аутистического спектра, дальнейшая комплексная оценка может привести к диагностике высокофункционального аутизма[11]. Некоторые характеристики, например, отсутствие зрительного контакта, так же используются для выявления аутизма.

Лечение[править | править код]

В настоящее время лечение высокофункционального аутизма заключается лишь в устранении отдельных симптомов расстройства. Например, для избавления от тревожности, которая часто сопутствует высокофункциональному аутизму, основным методом лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Хотя это метод показан для лечения повышенной тревожности, он не избавляет от остальных симптомов высокофункционального аутизма. Используется так же вид когнитивно-поведенческой терапии, подразумевающий непосредственное участие родителей и учителей, действующих в роли социальных тренеров — этот метод считается более эффективным[7].

Существуют также особые методики, направленные на развитие навыков самообслуживания и самоуправления для повышения уровня независимости людей с высокофункциональным аутизмом. Улучшение навыков самоконтроля позволяет человеку быть более самостоятельным вместо того, чтобы всё время полагаться на внешний источник (родителя, учителя) для наблюдения или контроля.

В культуре[править | править код]

В фильме режиссёра Гэвина О’Коннора «Расплата» главный герой по имени Кристиан Вульфф (в исполнении Бена Аффлека) страдает высокофункциональным аутизмом.

См. также[править | править код]

  • Расстройство аутистического спектра
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром саванта

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк: «Лебедь», 1999.
  2. 1 2 Gilberg I. Autism in immigrants: a population-based study from Swedish rural and urban areas (англ.) // Journal of Intellectual Disability Research : journal. — 1996. — Vol. 40, no. 1. — P. 24—31. — ISSN 09642633. — doi:10.1111/j.1365-2788.1996.tb00599.x.
  3. Tsai, Luke Y. Asperger’s Disorder will be Back (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 2013. — Vol. 43, no. 12. — P. 2914—2942. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/s10803-013-1839-2.
  4. 1 2 Laura Arnstein Carpenter, Latha Soorya, Danielle Halpern, PsyD. Asperger’s Syndrome and High-Functioning Autism (неопр.) // Pediatric Annals. — 2009. — Т. 38, № 1. — С. 30—5. — doi:10.3928/00904481-20090101-01.
  5. Mazefsky, C. A., Oswald, D. P. Emotion Perception in Asperger’s Syndrome and High-functioning Autism: The Importance of Diagnostic Criteria and Cue Intensity (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 37, no. 6. — P. 1086—1095. — doi:10.1007/s10803-006-0251-6. — PMID 17180461.
  6. Rinehart, N.J, Bradshaw, J.L., Brereton, A.V., Tonge, B.J. Lateralization in individuals with high-functioning autism and Asperger’s disorder: A frontostriatal model (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2002. — Vol. 32, no. 4. — P. 321—331. — doi:10.1023/A:1016387020095. — PMID 12199137.
  7. 1 2 Reaven, J. The treatment of anxiety symptoms in youth with high-functioning autism spectrum disorders: Developmental considerations for parents (англ.) // Brain Research (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 1380. — P. 255—263. — doi:10.1016/j.brainres.2010.09.075. — PMID 20875799.
  8. Mazzone, L., Ruta, L., Reale, L. Psychiatric comorbidities in Asperger syndrome and High-functioning autism: Diagnostic challenges (англ.) // Annals of General Psychiatry : journal. — 2012. — Vol. 11, no. 1. — P. 16. — doi:10.1186/1744-859X-11-16. — PMID 22731684.
  9. Spencer, M., Stanfield, A., Johnstone, E. Brain imaging and the neuroanatomical correlates of autism // Researching the Autism Spectrum (неопр.). — 2011. — С. 112—55. — ISBN 978-0-511-97391-8. — doi:10.1017/CBO9780511973918.006.
  10. Rutter M. Incidence of autism spectrum disorders: changes over time and their meaning. (англ.) // Acta paediatrica (Oslo, Norway : 1992). — 2005. — Vol. 94, no. 1. — P. 2—15. — PMID 15858952.
  11. Klin, A. Autismo e síndrome de Asperger: Uma visão geral (неопр.) // Revista Brasileira de Psiquiatria (англ.)русск.. — 2006. — Т. 28. — С. S3—11. — doi:10.1590/S1516-44462006000500002. — PMID 16791390. (порт.)
Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников

Источник

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Источник

Аутизм — «расстройство спектра», и это означает, что у людей с аутизмом наблюдается широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом «расстройство аутистического спектра» имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?

Читайте также:  Какой врач лечит антифосфолипидный синдром

Как менялся диагноз «аутизм» в последние годы?

В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» IV версии (1994 г. — май 2013 г.) аутизм был представлен пятью различными диагнозами: «синдром Аспергера», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» (PDD-NOS), «аутистическое расстройство», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».

К сожалению, эти диагнозы сбивали с толку. Имелись не только трудности с их определением — разные врачи выбирали различные диагнозы для одних и тех же пациентов. Чтобы пояснить диагноз, практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как «тяжёлый аутизм», «лёгкий аутизм» и «высокофункциональный аутизм». Однако эти термины вовсе не являются диагнозами, это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителями и учителями статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть «лёгкий» или «тяжёлый» аутизм.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?

В 2013 году была опубликована пятая версия «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». В нём имеется только одно «расстройство аутистического спектра».

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом «аутизм» подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как «невербальный», призваны сделать диагностику проще и понятнее.

Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины — некоторые из них яснее, чем «расстройство аутистического спектра, уровень II». Действительно, даже врачи и другие специалисты могут в речи использовать такие термины, как «синдром Аспергера», а новый код спектра аутизма — для выставления счетов.

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.

autism

Что такое «спектр аутизма»?

Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.

До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали «аутистическое расстройство», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «синдром Аспергера», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».

Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как PDD-NOS и синдром Аспергера.

Что такое «первазивные расстройства развития»?

Первазивное расстройство развития — это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, вы могли слышать данный термин от специалиста или врача, однако в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

  • Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
  • Термин был синонимом «расстройства аутистического спектра».
  • Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкой до тяжёлой.

Что такое «синдром Аспергера»?

Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высокофункциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из «Диагностического руководства» в 2013 году, но практически все в аутичном сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, однако у них присутствуют значительные трудности в социальном взаимодействии.

Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом «с причудами», расстройство иногда называют «синдромом гика» «или «синдром маленького профессора».

Основные моменты:

  • Синдром Аспергера больше не является валидным диагнозом.
  • Термин «синдром Аспергера» использовался и до сих пор часто используется для описания людей с «высокофункциональным аутизмом».
  • У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном взаимодействии.
  • У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
  • Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначаются как «расстройство аутистического спектра, уровень I».

Что такое «лёгкий аутизм»?

Термин «лёгкий аутизм» не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем «синдром Аспергера» или «аутизм». Когда используют термин «лёгкий аутизм», подразумевают тех людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но при этом у них имеются развитые вербальные навыки и мало поведенческих проблем.

Однако у этих людей могут наблюдаться серьёзные проблемы с социальным взаимодействием. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных стимулов (громкий шум, яркий свет и т.д.).

Основные моменты:

  • Лёгкий аутизм по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
  • Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не «провалятся» в сложных социальных ситуациях.
  • Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими «расстройство аутистического спектра, уровень I».
Читайте также:  Признаки предменструального синдрома и первые признаки беременности

Что такое «высокофункциональный аутизм»?

Как и «лёгкий аутизм», высокофункциональный (иногда сокращают до ВФА) — это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия «аутизма» от «синдрома Аспергера».

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствовала задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера речевое развитие шло нормально. В настоящее время диагноза «синдром Аспергера» нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

  • Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется «расстройством аутистического спектра уровня I».
  • В отличие от тех, кому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
  • Высокофункциональный аутизм (как и синдром Аспергера, и лёгкий аутизм) — явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям образовательных учреждений и ожиданий в рабочем коллективе, и даже с проведением досуга.

Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?

Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений — это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы PDD-NOS сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, эта диагностическая категория более не существует. Однако новый диагноз «социально-прагматическое расстройство» может стать новой всеобъемлющей диагностической категорией.

Основные моменты:

  • Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений c 2013 года не является диагнозом.
  • PDD-NOS был некой диагностической свалкой для расстройств с аутичными симптомами, не соответствующих полностью критериям аутизма.
  • У людей с PDD-NOS бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
  • Люди, которым диагноз PDD-NOS был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» уровня I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.

Что такое «тяжёлый аутизм»?

Тяжелый аутизм — это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и имеют интеллектуальную инвалидность, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

  • Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра, уровень III».
  • Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
  • Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
  • Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое «синдром Ретта»?

Синдром Ретта — генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.

У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.

Основные моменты:

  • Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
  • Синдром Ретта — генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
  • Синдром Ретта бывает только у девочек.
  • Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.

Что такое «расширенный фенотип аутизма»?

Термин «расширенный фенотип аутизма» применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь в небольшой степени. Иногда их называют «теневыми симптомами». Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность в однообразии и рутине, необычную степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных «атак».

Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социального взаимодействия и совладании с сенсорными проблемами.

Основные моменты:

  • Существует «расширенный фенотип аутизма», включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
  • У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
  • Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.

Не всегда полезно опираться на термины аутизма

Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что вам известно значение определённого термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.

Представленный выше материал — перевод текста «What Are the Different Types of Autism?».

Источник