Синдром аспергера это форма аутизма
Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.
1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.
2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:
- экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
- взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
- социальная и эмоциональная неадекватность общения.
3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).
4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.
5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).
6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:
- ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
- выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
- отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).
8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.
9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.
10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.
11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).
12) Моторная сфера развита плохо:
- отмечается неуклюжесть, неловкость;
- моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.
13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
Письменная Н.В.
Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.
Источник
Синдром Аспергера — психическое расстройство, проявляющееся нарушенным взаимодействием в обществе, ограничением круга интересов и занятий. При этом сохранены интеллектуальные и речевые функции. Часто протекает доброкачественно и к взрослому периоду может сглаживаться. Является одной из разновидностей аутизма.
Назван в честь австрийского врача психиатра Ганса Аспергера, описавшего это расстройство. Другие распространенные названия синдрома Аспергера: аутистическое расстройство личности, аутистическая психопатия. Шифр по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) F 84.5. Распространенность у детей от 7 до 16 лет составляет около 0,7%. Чаще встречается у мальчиков.
Симптомы
На ранних этапах развития у ребенка часто не обнаруживаются никакие симптомы. Но с первыми попытками взаимодействия с обществом (при посещении детского сада, поступлении в школу) начинаются проблемы: не получается естественным для всех образом контактировать со сверстниками. У детей с синдромом Аспергера отсутствует эмоциональная чувствительность (не понимают где должно быть весело, что интересно другим, чего нужно опасаться и т.п.), не чувствуют выражения взглядов, жестов и мимики. Из-за этого они плохо слушают собеседника, не понимают намеков и юмора, не чувствуют дистанции, могут разговаривать сами с собой. Замкнуты, предпочитают сосредотачиваться на своих интересах, не понимая что нужно окружающим. Характерной чертой является неуклюжесть, им свойственны странные и чудоковатые движения. Часто в своем повседневном поведении следуют стереотипным привычкам, шаблонам и ритуалам. Плохо спят. Не переносят беспорядок.
При этом характерны раннее и богатое речевое развитие (начинают говорить и читать раньше сверстников), хорошо развито абстрактное мышление и воображение, высокий (не по возрасту) интеллект.
Причины
Окончательно причины не установлены. По мнению врачей имеет те же причины, что и аутизм. Большую роль играют генетические нарушения и минимальные органические повреждения мозговой ткани на ранних этапах развития (во время беременности, в родах, в период грудного возраста).
Выявление
Для того, чтобы поставить этот диагноз нужен осмотр врачом психиатром, на котором доктор соберет анамнез (историю жизни и заболевания) и оценит состоянии психики. Помимо клинической картины с описанными выше симптомами для синдрома Аспергера свойственны специфические изменения на ЭЭГ. Проявляется преобладанием специфического α (альфа) — ритма высокой частоты. Патопсихологическое обследование выявляет специфические изменения некоторых высших психических функций.
У детей
Наиболее тяжело протекает в детском возрасте. У таких детей не складываются дружеские отношения, часто, они становятся объектами насмешек и издевательств со стороны детских коллективов. Оценивая их историю жизни можно увидеть, что они не удерживаются в детских садах, часто вынуждены менять школы. Именно из-за возникающих конфликтов в детских и подростковых коллективах происходят ухудшение психологического состояния с развитием депрессивных состояний, навязчивостей, агрессивности. С такими жалобами попадают в поле зрения врачей психиатров. Если помощь врача будет адекватной, то состояние улучшается, нормализуется взаимодействие со сверстниками и общение уже не приносит им столько страданий.
У взрослых
К периоду окончания школы состояние обычно сглаживается. К моменту окончания школы они сосредотачиваются на интересных для них специальностях и направлениях и, в дальнейшем, могут быть очень успешны в них. Достаточно поздно (после 30-40 лет) создают свои семьи. Во взрослом возрасте на прием к врачу психиатру попадают редко, но могут быть частыми клиентами психологов: из-за повышенной чувствительности и непонимания мотивов других людей часто страдают невротическими состояниями в виде тревожности, навязчивостей, эмоциональных срывов и сниженного настроения.
Лечение
Лечением занимается врач психиатр. В нетяжелых случаях проводится в домашних условиях. Если поведение осложняется агрессивным поведением, бессонницей, изнуряющими навязчивостями, депрессией, то терапия сначала осуществляется в специализированном стационаре.
Методики лечения:
- Психотерапия. Психокоррекция. Тренинги навыков.
- Психотерапевтическая работа с семьей пациента.
- БОС-терапия.
- Медикаментозная терапия (нейрометаболическая, общеукрепляющая, нормотимическая, антидепрессивная, нейролептическая и др.)
- Лечебная физкультура.
- Трудотерапия.
- Терапия путешествиями. Музыкотерапия. Арт-терапия.
Не существует универсальных схем лечения синдрома Аспергера, к каждому пациенту подбирается свой уникальный терапевтический «код» из сочетания вышеперечисленных методик.
Лечение синдрома Аспергера в клинике РОСА:
- Мы — специализированная и официально лицензированная клиника для лечения нарушений поведения у детей и взрослых. Располагаем собственным стационаром в Москве. Принимаем,
- Большой опыт помощи лицам с синдромом Аспергера и другими видами аутизма, в том числе, и со сложными случаями.
- Собственный штат психиатров, психотерапевтов, неврологов, психологов и реабилитологов.
- Психотерапевтическая помощь родственникам пациента.
- Консультации специалистов в клинике, выезд на дом.
- Работаем круглосуточно.
- Анонимно и конфиденциально.
Источник
Фото: Poindexter Propellerhead, wikimedia
Можно ли вылечить синдром и какие подходы, методы лечения и меры принимаются для улучшения качества жизни человека с этим диагнозом.
Содержание:
- Что такое синдром Аспергера
- Синдром Аспергера: признаки у взрослых и детей
- Что вызывает синдром Аспергера
- Можно ли вылечить этот синдром?
- Сильные стороны людей с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера – это врожденное расстройство психики. Специалисты часто описывают его как «спектр расстройств», поскольку данный синдром затрагивает людей по-разному и в различной степени.
Что такое синдром Аспергера
Синдром Аспергера можно назвать «самой легкой формой аутизма». Это расстройство, которое сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Синдром Аспергера в основном является «скрытой дисфункцией». Это означает, что по внешнему виду нельзя определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. В то же время люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях, которые часто называют «триадой нарушений»:
- социальная коммуникация
- социальное взаимодействие
- социальное воображение
Синдром Аспергера: признаки у взрослых и детей
Людям с синдромом Аспергера трудно интерпретировать такие знаки, как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми. Что вызывает у обладателя синдрома Аспергера тревогу, беспокойство и сильную растерянность.
При этом, в отличие от «классического аутизма», у людей с синдромом Аспергера не так выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. Они способны к обучению, хотя могут в этом иметь некоторые затруднения. У них могут быть дислексия, апраксия (диспраксия), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эпилепсия.
У разных людей симптомы могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени. При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.
Что вызывает синдром Аспергера
Точная причина синдрома Аспергера пока неизвестна. В то же время ученые считают, изменения в развитии мозга вызывает определенное сочетание генетического и экологического факторов. При этом синдром Аспергера не является результатом воспитания или социальных обстоятельств, нет в этом и вины самого человека с данным расстройством.
Можно ли вылечить этот синдром?
На данный момент для синдрома Аспергера нет лекарств или другого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера вырастают и становятся взрослыми с этим же заболеванием.
В то же время на данный момент существует несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.
Сильные стороны людей с синдромом Аспергера
- Уровень интеллекта от среднего до высокого.
- Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас.
- Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса.
- Способность мыслить визуальными образами.
- Независимое, самостоятельное обучение.
- Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы.
- У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях.
- Способность заниматься делами в одиночку.
- Заинтересованность в малоисследованных или нестандартных областях знаний.
- Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов.
- Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме.
- Способность выполнять однотипные задачи, в которых важны точность, правильность и порядок.
- Серьезный подход к работе; приверженность качеству и точности работы.
- Способность и склонность говорить правду. Даже если это невежливо или не отвечает личным интересам.
- Потребность в правилах и их соблюдении.
- Склонность симпатизировать животным и защищать их.
Кроме того, люди с синдромом Аспергера часто прикладывают много усилий для получения социальных навыков, которые не приобретаются естественным путем. Они упорны и не принимают неудачи, принимают несовершенства других людей как данность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Все о краснухе: как распознать, лечить и предотвратить
Краснуха — это острое инфекционное заболевание вирусной природы. Чаще всего встречается у детей и молодых взрослых.
Источник
Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.
Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера
Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.
Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования
Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.
Двигательные умения и навыки
В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.
Речевое развитие
Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.
Возраст обнаружения
Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.
Резюмируя:
- У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
- Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
- Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
- Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.
Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.
Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.
Источник
У СДВГ и синдрома Аспергера есть некоторое сходство, что затрудняет диагностику. Но это два разных расстройства, два разных с точки зрения медицины состояния с частично похожими симптомами. Вносит дополнительную путаницу и тот факт, что у человека одновременно может быть и синдром Аспергера, и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Определения данных расстройств помогут понять важные различия между этими состояниями.
СДВГ и синдром Аспергера: беглый обзор
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это состояние, характеризующееся проблемами с фокусом внимания, концентрацией внимания на деятельности или субъекте, проблемами со следованием указаниям и периодами экстремальной физической активности.
СДВГ обычно подразделяют на три подтипа:
- преимущественно гиперактивно-импульсивный,
- преимущественно невнимательный,
- комбинированный гиперактивно-импульсный и невнимательный.
Невнимательное и импульсивное поведение наиболее похоже на поведение при синдроме Аспергера. СДВГ обычно диагностируется в детстве и может сохраняться во взрослой жизни.
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — это первазивное расстройство развития, влияющее на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и сопровождающееся сенсорными нарушениями (в ряде случаев). Симптомы включают проблемы, связанные с умением вести беседу, проблемы с пониманием данных в устной форме инструкций, а также навязчивое и повторяющееся поведение. Обычно это состояние диагностируют в раннем детстве. У ребёнка с синдромом Аспергера, как правило, очень узкий круг интересов, он испытывает трудности со сосредоточением внимания на вещах, к ним не относящихся. Проблемы с вниманием и трудности с общением — те аспекты синдрома Аспергера, которые можно спутать с СДВГ.
Сходства синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера
Следующие симптомы демонстрируют сходство СДВГ и синдрома Аспергера:
- проблемы с вниманием;
- при разговоре болтает без умолку или не принимает во внимание ответы окружающих;
- сложности со следованием указаниям;
- сложности с обучением;
- зачастую возникает впечатление, что во время разговора не слушает других;
- иррациональная физическая активность (при синдроме Аспергера включает стиммиг и повторяющееся поведение);
- высказывание неприемлемых вещей и проблемы с адекватной реакцией в некоторых ситуациях;
- истерики.
Различия синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера
Основные различия синдрома Аспергера и СДВГ отражаются в способности фокусировать внимание, повторяющемся поведении и сенсорных проблемах. При СДВГ основные проблемы: сложности с вниманием и импульсивное и гиперактивное поведение. При синдроме Аспергера больший акцент делается на других медицинских вопросах: сложности с речью, самостимулирующее поведение, потребность следовать жёсткому порядку действий, навязчивые ритуалы. В отличие от ребёнка с СДВГ, ребёнок с синдромом Аспергера может сосредоточиться на интересующей его деятельности. При этом он настолько концентрируется на предмете своего интереса, что всё остальное просто находится вне области его внимания. Например, он в течение нескольких часов вращает какую-то вещь и отказывается заняться чем-то другим. У ребёнка с синдромом Аспергера может не быть внимания к деятельности вне его интереса, ему бывает трудно сфокусироваться на данных учителем устных инструкциях.
Разница между синдромом Аспергера и СДВГ наблюдается и в выражении эмоций. Ребёнок с синдромом Аспергера может разозлиться, если прервать его любимое занятие или нарушить распорядок. Но при этом на публике он обычно не демонстрирует широкий спектр эмоций. Бывает, что ребёнок с синдромом Аспергера неуместно реагирует из-за плохого понимания эмоций других людей. Ребёнок с СДВГ, как правило, склонен чётко выражать эмоции.
Ребёнок с СДВГ не может сосредоточиться на какой-либо деятельности или предмете более нескольких минут. Во время выполнения задания он несколько раз переключается между действиями. Также у него возможны проблемы с пониманием инструкций, поскольку ему трудно сконцентрироваться на поступающих указаниях. Ребёнок с СДВГ зачастую нетерпелив и может действовать и выражать свои эмоции, не задумываясь о возможных последствиях.
Коморбидность синдрома Аспергера и синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Коморбидность СДВГ и синдрома Аспергера вполне возможна — это означает, что у ребёнка есть оба состояния. При этом такие симптомы СДВГ как импульсивность и гиперактивность у него более выражены, чем в среднем при синдроме Аспергера. И тут важно получить верный диагноз, чтобы выработать эффективный план терапии.
Узнать больше об СДВГ можно на сайте National Resource Center on ADHD, а о синдроме Аспергера — на сайте Asperger’s Syndrome Information and Support (OASIS).
Заключение
Синдром Аспергера и СДВГ имеют некоторое сходство, которое может затруднить диагностику. Однако тщательное изучение определений этих расстройств показывает, что проблемы внимания при синдроме Аспергера сильно отличаются от симптомов СДВГ. У ребёнка может быть как синдром Аспергера, так и СДВГ; в таком случае требуется терапия для каждого состояния. Раннее вмешательство может помочь найти для ребёнка эффективные способы решения многих проблем обучения, связанных с обоими состояниями.
Представленный выше материал — перевод текста «ADHD and Asperger».
Источник