Синдром аспергера и отношение со сверстниками

Синдром аспергера и отношение со сверстниками thumbnail

В то время как молодым людям с классическим аутизмом обычно достаточно уединенного образа жизни «отшельника», людям с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом он часто не подходит. Клинические исследования показали, что большинство таких подростков и молодых людей заинтересованы в романтических отношениях. При этом очень мало исследований затрагивают этот аспект расстройств аутистического спектра или стратегии по успешному развитию этих отношений.

Нам известно, что молодые люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений со сверстниками и понимании того, что может думать или чувствовать другой человек. Обычные дети постигают это естественным путем и практикуются в навыках развития отношений с членами семьи и друзьями задолго до того, как применяют эти способности для успешного развития романтических связей. Молодые люди с диагнозами «синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» обладают ограниченным набором навыков общения и им может быть сложно проявлять эмоции, особенно привязанность. У них также может присутствовать очень высокая чувствительность к определенным сенсорным ощущениям. Все эти диагностические характеристики оказывают влияние на навыки формирования отношений, пока ребенок растет, и, в итоге, снизят шансы взрослого на успешные долгосрочные отношения.

Любовь и привязанность

Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают сложности в понимании и выражении эмоций, и самой сложной эмоцией для таких людей является любовь. Обычные дети и взрослые часто с удовольствием выражают свою привязанность, знают, как выражать ее для обмена взаимными чувствами привязанности и любви, и знают, как поддержать кого-нибудь с помощью выражения привязанности. Ребенок или взрослый с аутизмом могут не нуждаться в такой же глубине и частоте выражений любви с помощью действий или могут не осознавать, что в данной ситуации от них требуется демонстрация их привязанности, что принесло бы удовольствие другому человеку. Он или она могут быть раздражены тем, насколько другие люди «зациклены» на выражении любви друг к другу.

Некоторые аутисты могут быть очевидно незрелыми в своих выражениях привязанности и иногда воспринимают их как негативный опыт. Например, объятие может казаться неприятным и ограничивающим движения. Человек может смутиться или переполниться эмоциями, когда от него ожидается выражение и принятие достаточно умеренных выражений любви. Я недавно разработал программу по когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, которая объясняет им суть эмоции любви и способы выразить то, что ты любишь кого-то или испытываешь к нему симпатию. Программа вскоре будет оценена в ходе исследования, которое проводит Университет Квинсленда в Австралии.

Специальные интересы

Одной из диагностических характеристик синдрома Аспергера является развитие специального интереса, необычного своим объектом и значимостью. У подростков и молодых людей таким объектом порой становится человек, что можно интерпретировать как обычную подростковую влюбленность, но степень интереса и связанное с ним поведение часто вызывают обвинения в преследовании и домогательстве. Склонность к развитию особого интереса может и другими способами влиять на появление знаний об отношениях. Специальные интересы во многом помогают людям с синдромом Аспергера, в том числе в приобретении знаний для понимания раздражающих аспектов их жизненного опыта. Подростки с синдромом Аспергера часто стремятся к тому, чтобы понять и испытать в плане общения и отношений, в том числе романтических и сексуальных, то же, что и их сверстники, но у них могут возникнуть проблемы с источниками информации об отношениях и сексуальности.

У подростка с синдромом Аспергера мало или вовсе нет друзей, с которыми он может обсудить такие темы как романтические или сексуальные ощущения и правила сексуального поведения. К несчастью, единственным источником информации для подростков с синдромом Аспергера могут быть или порнофильмы, если речь идет о мальчиках, или «мыльные оперы», если мы говорим о девочках. Человек с синдромом Аспергера может решить, что действия, показанные в порнографических материалах, могут служить «сценарием» того, что нужно говорить или делать на свидании, но это недопонимание способно привести к обвинениям в домогательствах. Такие обвинения чаще всего связаны с неприемлемым поведением, чем с насильственными или агрессивными действиями сексуального характера. Девушки с синдромом Аспергера могут использовать фильмы и телевизионные передачи в качестве источника знаний об отношениях и не способны осознать, что сериалы не совсем верно отражают начало и развитие отношений в реальной жизни.

Клинические исследования демонстрируют, что непопулярные девочки с синдромом Аспергера, которых не принимают ни в какие компании, после физических изменений, произошедших в период полового созревания, польщены вниманием со стороны мальчиков. Из-за своей наивности девочка может не осознать, что их интерес носит сексуальный характер, а вовсе не является стремлением просто общаться с ней и проводить время в ее компании. У нее может не оказаться подруг, которые проводили бы ее на первое свидание или дали бы совет по поводу правил социального и сексуального поведения. У ее родителей могут возникнуть сильные опасения в связи с ее уязвимостью перед негативным сексуальным опытом и возможным изнасилованием во время свидания.

Продолжительные отношения

В отношениях присутствует переход от знакомства к партнерству. Людям с синдромом Аспергера может быть сложно справиться с каждой ступенью этого перехода. Чтобы перейти из друзей в статус партнера, подростку или молодому человеку с синдромом Аспергера нужно понять искусство флирта, чтобы аккуратно считывать сигналы взаимной симпатии и не теряться во время свиданий. Люди с синдромом Аспергера не понимают этого интуитивно. Такие подростки и молодые люди часто спрашивают меня: «Как мне найти себе парня/девушку?» И на этот вопрос нелегко ответить. Одной из трудностей может стать правильная интерпретация чьих-то намерений. Простое выражение доброты или сочувствия могут восприниматься гораздо серьезнее, чем было задумано. Мне приходилось объяснять мужчинам с синдромом Аспергера, что улыбка и внимание со стороны женщин-стюардесс — это просто знаки вежливости, а не желание завязать отношения.

Несмотря на проблемы в сфере отношений, которые есть у большинства людей с синдромом Аспергера, некоторые из них могут развивать их и заводить романтические и интимные связи, даже вступать в брак. Для достижения такого уровня отношений партнерам нужно изначально подмечать привлекательные качества друг друга. Что же привлекательного можно найти в молодом человеке с синдромом Аспергера?

Привлекательные качества людей с синдромом Аспергера

Мужчины с синдромом Аспергера могут обладать большим рядом качеств, привлекательных для будущего партнера. Когда я провожу консультации пар, в которых у одного или обоих партнеров есть характерные черты или диагноз «синдром Аспергера», я часто спрашиваю нейротипичного партнера: «Какими качествами Ваш партнер привлек Вас при первой встрече?» Многие женщины описывают, что партнер с синдромом Аспергера первоначально произвел на них впечатление человека доброго, внимательного, но социально или эмоционально незрелого. Термином «молчаливый красивый незнакомец» часто описывают каждого, кто кажется относительно тихим и симпатичным. Внешность и проявленное внимание могут стать очень важными, особенно если у женщины есть сомнения по поводу собственной самооценки и физической привлекательности. Недостаток социальных навыков и навыков ведения беседы приводят к формированию имиджа «таинственного незнакомца», чью наивность и незрелость партнер может компенсировать, становясь для него экспертом по эмпатии, социализации и общению.

Я заметил, что партнеры многих мужчин, а иногда и женщин, с синдромом Аспергера, находятся на другом конце социального и эмпатического спектра. Они на интуитивном уровне являются экспертами в «модели психического» (понимании чужого сознания), то есть понимают и сочувствуют переживаниям других людей. Они обладают даром видения мира таким, каким он представляется людям с синдромом Аспергера, в гораздо большей степени, чем люди со средними способностями к сопереживанию. Будучи понимающими и сочувствующими, они помогают своему партнеру справиться с трудностями в социальных ситуациях. Несомненно, взрослые с синдромом Аспергера нуждаются в подобных характерных чертах и желают видеть их в потенциальном партнере. Он или она будут активно искать кого-нибудь, обладающего интуитивными социальными навыками, того, кто станет объяснять для них социальные ситуации, обучать их и заботиться о них. Однако в то время как социально одаренный и сочувствующий партнер может понимать переживания человека с синдромом Аспергера, тот будет испытывать значительные трудности в понимании своего нейротипичного партнера.

Читайте также:  Синдром дыхательной недостаточности методы диагностики

Интеллектуальные способности, своя карьера и повышенная внимательность к партнеру во время ухаживания могут повысить привлекательность человека с синдромом Аспергера. Иногда, правда, эта внимательность может восприниматься другими как чрезмерная, а слова и действия будут казаться словно бы заученными из голливудских романтических фильмов. Человеком могут восхищаться за его прямолинейность, даже если его комментарии задевают других людей, из-за его сильного стремления к социальной справедливости и четких моральных принципов. Тот факт, что он может вовсе не быть «мачо» или не стремится проводить время с другими мужчинами на спортивных матчах, также может быть очень привлекателен в глазах некоторых женщин. И то, что человек с синдромом Аспергера довольно поздно вступил в отношения, тоже может быть плюсом. У него может не быть «багажа» предыдущих отношений. Я также слышал, как многие женщины говорили, что партнер с синдромом Аспергера напоминает им их отца. То, что они выросли с родителем с чертами синдрома Аспергера, тоже могло повлиять на их выбор партнера в зрелом возрасте.

Какие же черты мужчины считают привлекательными у женщин с синдромом Аспергера? Они могут быть схожими с теми, которые женщины находят привлекательными в мужчинах с синдромом Аспергера, особенно степень их внимательности. Социальная незрелость женщины может привлечь мужчин, склонных к опеке и состраданию. Они могут восхищаться ее красотой или талантами и способностями. К сожалению, женщинам (а иногда и мужчинам) с синдромом Аспергера трудно оценить характер человека и понять, когда отношения становятся «опасными». Такие женщины часто обладают низкой самооценкой, что влияет на их выбор партнера для отношений. Они могут стать жертвами разных форм насилия. Как объясняла мне одна женщина с синдромом Аспергера: «У меня были заниженные ожидания, и в результате я тянулась к людям, склонным к насилию».

Стратегии по улучшению навыков развития отношений

Людям с синдромом Аспергера потребуется помощь в развитии отношений на каждом их этапе, а возможно, и в течение всей жизни. Детям младшего возраста понадобится помощь логопеда для улучшения навыков ведения разговора, а с навыками по установлению дружеских отношений в школьные годы поможет педагог или психолог. Развитие таких навыков должно стать приоритетом для образовательного учреждения, поддерживающего ребенка с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом, так как позитивный опыт дружеского общения повысит самооценку, поможет избежать издевательств со стороны одноклассников, заложит основы для развития дружеских отношений в будущем и улучшит способности к работе в команде для более успешного трудоустройства.

Подросткам понадобится правдивая информация по поводу привлекательности, ухаживаний и сексуальности. В то время как такая информация легко доступна для обычных подростков (чаще всего от родителей, друзей и собственного опыта) у подростков с синдромом Аспергера могут возникнуть трудности в ее получении. Отсутствие помощи от сверстников, информирования от взрослых и практики будет препятствовать приобретению навыков развития отношений. К счастью, теперь у нас есть специальные программы по информированию об отношениях и сексуальности, разработанные специально для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера, предусматривающие возможность получить совет у сверстника с таким же синдромом. Некоторые врачи и терапевты Австралии разрабатывают материалы по обучению навыкам развития отношений для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера. Подобное обучение будет включать все, начиная с правил поведения на свиданиях и чувства стиля и заканчивая способами распознавания и избегания опасных партнеров. Ценной стратегией здесь может стать встреча социально восприимчивых друзей или родственников с потенциальным партнером, чтобы определить, является ли он хорошим человеком, до завязывания отношений.

Молодым людям понадобится поддержка и создание возможностей для новых знакомств. Здесь можно предложить заняться каким-то делом или вступить в группу по интересам, связанную с их собственным особым увлечением, например, принять участие в собраниях фанатов «Звездного пути» или «Доктора кто», или применить свои таланты, скажем, к уходу за животными, и вступить в группу защиты животных. Возможности завести новых друзей есть и на общественных мероприятиях, таких как местный хор или образовательные курсы для взрослых. Местные группы поддержки родителей детей с синдромом Аспергера основали также группы поддержки для молодых людей с этим синдромом. В таком случае специалисты могут прийти на группу и провести групповую дискуссию или дать советы. Такие группы могут дать возможность для развития отношений между членами группы. Об отношениях, возникшими между Джерри и Мэри, двумя людьми с синдромом Аспергера, которые встретились на группе поддержки в Лос-Анджелесе, написана книга и снят фильм («Без ума от любви»). Некоторые люди с синдромом Аспергера используют Интернет и брачные агентства, чтобы познакомиться с кем-нибудь, но этот способ знакомств может также быть использован и опасными партнерами, поэтому нужно учитывать большой риск при использовании этой стратегии для знакомства.

Я заметил, что у взрослых, имевших выраженные признаки аутизма в детстве (значительная задержка речи, трудности в обучении, избегание социальных ситуаций), но в более позднем возрасте прогрессировавших до высокофункционального аутизма, гораздо меньше желания развивать долгосрочные отношения. Вероятнее, они будут довольствоваться одиночеством и не станут поддерживать сексуальные отношения, предпочитая поверхностные знакомства дружбе. Чувство собственной идентичности и самооценки у таких людей достигается за счет успешной карьеры и независимой жизни. Темпл Грандин — хороший тому пример. Некоторые взрослые с синдромом Аспергера также решают не строить близких отношений по причинам, кажущимся логичными с учетом черт, характерных для этого синдрома.

Дженнифер объясняет свое решение так: «Как я могу жить в одном доме с человеком, который может трогать мою коллекцию моделей аэропланов?» И так: «Модели аэропланов не хотят, чтобы их конструировал кто-то другой, пусть и более привлекательный или менее зависимый». При этом она вполне удовлетворена своей жизнью. Она утверждает: «Я могу вас уверить, что влюбленность и специальные интересы дают примерно одни и те же ощущения». Для некоторых людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом отказ от романтических отношений может стать правильным выбором, если они с удовольствием и полностью посвящают себя своим особым интересам, таким как фотографирование дикой природы или карьера в сфере информационных технологий. Они не соответствуют культурным штампам о том, что только с помощью вступления в брак и долгосрочных отношений можно достичь счастья.

Перспективы будущих исследований

Мы знаем, что люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений, но у нас недостаточно исследований, которые снабдили бы нас качественными и количественными данными об их способностях к развитию отношений, обстоятельствах и опыте. Недавно вышло исследование о способности к поддержанию дружбы у детей с синдромом Аспергера, но о подростковых отношениях и сексуальности исследований очень мало. Доктор Изабель Эно из Монреаля вместе со мной проводит исследование касательно сексуального профиля людей с синдромом Аспергера, и предварительные результаты показывают, что этот профиль отличается от профиля обычных людей в связи с меньшим сексуальным опытом, хотя сексуальный интерес развивается у них в тот же период, что и у их сверстников-подростков. Также у них может присутствовать более спокойное отношение к сексуальному разнообразию, такому как гомосексуальность и бисексуальность, и богатая сексуальная фантазия. Они могут быть менее озабочены возрастом и культурными отличиями партнера. Тем не менее, необходимо проводить дальнейшие исследования, и база данных Интерактивной Сети Аутизма может быть полезной в плане предоставления информации о романтических отношениях подростков и молодых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.

Источник

В то время как молодой человек с классическим аутизмом может казаться вполне довольным одиноким «отшельническим» образом жизни, для молодых людей с синдромом Аспергера или высокофункционирующим аутизмом это зачастую не так. Клинический опыт показывает, что большинство таких подростков и молодых людей хотели бы иметь романтические отношения. Тем не менее, существует примечательно мало исследований данного аспекта расстройств аутического спектра (РАС) и стратегий, которые могут способствовать успешным отношениям.

Читайте также:  Анализ на синдром жильбера отзывы

couple

Мы знаем, что молодые люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в формировании отношений со сверстниками и имеют задержку развития в знаниях о том, что может думать или чувствовать другой человек. Типичные дети усваивают эти навыки естественным образом и отрабатывают их в общении с членами семьи и друзьями за много лет до того как пытаются завязать успешные романтические отношения. Молодые люди, у которых диагностирован синдром Аспергера или высокофункционирующий аутизм, также могут страдать от серьезной нехватки разговорных социальных навыков или способности передавать свои эмоции, особенно привязанность. Они также могут быть гиперчувствительны к определенному сенсорному опыту. Все эти диагностические характеристики могут повлиять на навыки отношений в течение детства, и с течением времени ограничить способность взрослого человека поддерживать длительные отношения.

Для успешных отношений человек должен в первую очередь понимать и уважать самого себя. Понимание себя и рефлексия могут быть особенно трудны для людей с синдромом Аспергера. Самоуважение человека с синдромом Аспергера может быть подорвано в результате отвержения, насмешек и издевательств со стороны сверстников. Подростки с синдромом Аспергера могут быть наивны и уязвимы, в результате чего их сверстники могут сознательно дезинформировать их в области отношений. Это включает ситуации, когда их обманывают или «подставляют». Например, подросток с синдромом Аспергера был одинок и мечтал о том, чтобы встречаться с девушкой. Все его просьбы о свиданиях неизменно отвергались. Затем очень популярная и привлекательная девочка из его класса предлагает им сходить на свидание в кино. Он счастлив и свидание проходит хорошо, но тут девочка смущается и признается, что она пригласила его на свидание из-за пари со своими друзьями. Подросток приходит в отчаяние.

Любовь и привязанность

Люди с расстройствами аутичного спектра испытывают трудности в понимании и выражении эмоций, а любовь – это эмоция, которая выглядит особенно сложной для людей с РАС. Типичные дети и взрослые наслаждаются частыми выражениями привязанности и знают, как выразить привязанность и сообщить о своих чувствах восхищения и любви или приободрить другого человека выражением привязанности. Ребенок или взрослый человек с РАС может не искать такой же глубины и частоты выражений любви с помощью проявлений привязанности, или он не понимает, что в определенной ситуации от него ожидается выражение привязанности, и что это необходимо другому человеку. Он или она может испытывать озадаченность, потому что с его точки зрения другие люди «одержимы» выражением любви друг к другу.

Человек с РАС также может быть незрелым в своих выражениях привязанности, и может воспринимать подобные выражения любви как нечто отвратительное. Например, объятие может восприниматься как неприятное сжатие, которое ограничивает в движениях. Человек может испытывать замешательство и смешанные чувства, когда от него ждут демонстрации и радости по поводу самых незначительных проявлений привязанности. Не так давно я разработал программу когнитивно-поведенческой психотерапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, в которой объясняется такая эмоция как любовь и способы, с помощью которых можно показать свою любовь к другому человеку. Скоро должно начаться исследование по оценке эффективности этой программы, которое проведет Университет Квинсланда в Австралии.

Специальные интересы

Одна из диагностических характеристик синдрома Аспергера – это развитие специального интереса, который отличается необычной сосредоточенностью и интенсивностью. В подростковом или раннем взрослом возрасте таким интересом может стать человек, что окружающие могут воспринимать как обычную подростковую «влюбленность», но интенсивность этого увлечения и сопутствующее ему поведение могут привести к обвинениям в преследовании и сексуальных домогательствах. Предрасположенность к формированию специального интереса также может повлиять на развитие знаний об отношениях. Для людей с синдромом Аспергера специальные интересы выполняют множество функций, и одна из них состоит в понимании собственного запутанного опыта.

Подростки с синдромом Аспергера часто хотят понять и пережить социальные и романтические отношения со сверстниками, включая постоянные отношения и сексуальный опыт, но у них могут возникнуть проблемы с источниками информации об отношениях и сексуальности. Подросток с синдромом Аспергера обычно имеет мало друзей (если они у него вообще есть), с которыми он или она может обсудить темы отношений, например, романтических и сексуальных чувств и кодов сексуального поведения.

К сожалению, очень часто источником информации об отношениях для мальчиков с синдромом Аспергера становится порнография, а для девочек – мыльные оперы. Человек с синдромом Аспергера может предположить, что действия в порнографическом материале – это сценарий того, что нужно говорить или делать во время свидания, и такое недопонимание может привести к обвинениям в сексуальных оскорблениях. Обычно это обвинения в именно сексуально неприемлемом поведении, а не в сексуальном насилии или злоупотреблениях. Девочки-подростки с синдромом Аспергера могут использовать телевизионные программы и фильмы как источник информации об отношениях, и при этом они могут не понимать, что там показаны действия и темы, которые отличаются от отношений в реальной жизни.

Клинический опыт показывает, что девочки-подростки с синдромом Аспергера, которые ранее подвергались социальному остракизму и были непопулярны среди сверстников, в период полового созревания могут чувствовать себя польщенными, когда мальчики проявляют к ним интерес. Из-за своей наивности, девочка с синдромом Аспергера может не понимать, что этот интерес носит исключительно сексуальный характер, и что мальчику неинтересна ее личность, общество или разговоры с ней. С большой вероятностью у нее нет подруг, которые могли бы сопровождать ее на первое свидание, дать ей совет по поводу социальных и сексуальных кодов, а ее родителей может беспокоить ее уязвимость перед беспорядочными половыми связями, негативным сексуальном опытом и изнасилованием на свидании.

Континуум отношений

Существует целый континуум отношений от простого знакомого до постоянного партнера. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности на каждой стадии этого континуума. Чтобы продвигаться в континууме отношений от друга к романтическому партнеру, подросток или молодой человек с синдромом Аспергера нуждается в том, чтобы понять искусство флирта и романтики, чтобы правильно распознавать сигналы взаимного влечения и понимать игру свиданий. У людей с синдромом Аспергера отсутствует способность понимать это интуитивно.

Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера часто спрашивают меня: «Как мне найти парня/девушку?» Ответ на этот вопрос далеко не прост. Людям с синдромом Аспергера трудно интерпретировать намерения другого человека. Жест доброты или сострадания может восприниматься как проявление интереса или как нечто более личное, чем на самом деле. Мне приходилось объяснять мужчинам с синдромом Аспергера, что улыбка и персональное внимание со стороны стюардессы – это вежливость, а не заинтересованность в отношениях.

Несмотря на проблемы с навыками отношений, которые характерны для многих людей с синдромом Аспергера, некоторые взрослые могут прогрессировать в континууме отношений и способны испытать романтические и, впоследствии, интимные отношения, даже найти партнера на всю жизнь. Для того чтобы добиться подобных отношений, оба партнера должны заметить привлекательные качества другого. Какие характеристики молодого человека с синдромом Аспергера могут привлечь потенциального партнера?

Привлекательные качества человека с синдромом Аспергера

Мужчины с синдромом Аспергера могут обладать множеством привлекательных качеств для потенциальных партнеров. Когда я провожу консультирование по вопросам отношений с парами, где у одного или обоих партнеров есть характеристики или диагностирован синдром Аспергера, то я часто спрашиваю типичного партнера: «Какие качества привлекли вас в партнере во время первой встречи с ним/ней?» Многие женщины говорят, что их партнер с синдромом Аспергера показался им добрым, внимательным, но социально или эмоционально незрелым человеком. Термин «молчаливый, красивый незнакомец» обозначает человека, который мало говорит и хорошо выглядит.

Внимательность и физические характеристики могут быть особенно важны для женщин, у которых есть проблемы с самооценкой и которые сомневаются в собственной физической привлекательности. Социальные и речевые трудности мужчины могут привести к тому, что его воспринимают как «молчаливого незнакомца», чья социальная наивность и незрелость могут измениться при партнере с высоким уровнем эмпатии и социальных навыков.

Читайте также:  Катаральный синдром при аденовирусной инфекции

Я заметил, что многие партнеры мужчин (и иногда женщин) с синдромом Аспергера находятся на противоположном конце социального и эмпатического континуума. Это интуитивные эксперты теории разума, которые с легкостью понимают и сочувствуют чужой точке зрения. Их врожденные особенности помогают им понять опыт человека с синдромом Аспергера лучше, чем это может сделать человек с обычными способностями к теории разума. Это понимающие и сочувствующие люди, и они помогают своему партнеру сориентироваться в социальных ситуациях. В действительности, люди с синдромом Аспергера зачастую называют эти характеристики как наиболее желательные в партнере. Он или она может активно искать партнера с интуитивным социальным знанием, который может выполнять функции переводчика, и по своему характеру склонен к заботливому, социально адаптированному и материнскому поведению. Тем не менее, хотя социально одаренный и эмпатичный партнер может понять точку зрения человека с синдромом Аспергера, самому человеку с синдромом Аспергера бывает трудно понять своего типичного партнера.

Привлекательность человека с синдромом Аспергера в перспективе отношений может быть связана с его интеллектуальными способностями, карьерой или высокой внимательностью во время ухаживания. Тем не менее, иногда эта внимательность может восприниматься как нездоровая одержимость, особенно если человек пользуется фразами, заученными из голливудских романтических фильмов.

Даже если другие люди могут воспринимать его комментарии как оскорбительные, человеком с синдромом Аспергера могут восхищаться за честность и прямолинейность из-за его сильного чувства социальной справедливости и четких моральных принципов.

Тот факт, что мужчина с синдромом Аспергера может быть далек от идеала «мачо» и равнодушен к спорту и распитию алкоголя, может быть крайне привлекательным для многих женщин.

Человек с синдромом Аспергера может начать интересоваться отношениями позже других, что также может восприниматься как привлекательная черта. Это также может означать отсутствие «бремени» прошлых отношений.

Я часто слышал, как женщины говорили, что их партнеры с синдромом Аспергера напоминают их отца. Возможно, на их выбор партнера повлиял тот факт, что у одного из их родителей были проявления синдрома Аспергера.

Какие качества привлекают мужчин в женщине с синдромом Аспергера? Такие же, которые привлекают женщин в мужчине с синдромом Аспергера, в первую очередь, это относится к уровню внимательности к партнеру. Социальная незрелость женщины может быть привлекательна для мужчин, которые склонны к отцовской и сочувствующей роли в отношениях. Мужчины также могут ценить ее внешнюю привлекательность или восхищаться ее талантами и способностями.

К сожалению, женщины (и иногда мужчины) с синдромом Аспергера плохо разбираются в характерах и редко могут определить потенциально опасных людей. Женщины с синдромом Аспергера часто страдают от низкой самооценки, что может негативно повлиять на выбор партнера. Они могут стать жертвами самых разных форм насилия со стороны партнера. Как сказала мне одна женщина с синдромом Аспергера: «Мои запросы такие низкие, что в результате меня тянет к людям, склонным к насилию».

Стратегии по улучшению навыков отношений

Людям с синдромом Аспергера требуется руководство в усвоении навыков отношений на каждой стадии континуума отношений и, возможно, на протяжении всей их жизни. Детям нужно руководство специалиста по развитию речи для овладения искусством беседы, а также стратегии по улучшению навыков дружбы в течение школьной учебы, которые может предоставить учитель или психолог. Развитие навыков дружбы должно стать приоритетом для образовательных служб, которые поддерживают ребенка с синдромом Аспергера, поскольку зрелость и способности в области дружбы повышают самооценку, снижают частоту случаев травли, закладывают фундамент для взрослых отношений и развивают способности к командной работе, которые нужны для успешного трудоустройства.

Подростки нуждаются в точной и корректной информации о влечении, ритуалах свиданий и сексуальности. Хотя типичные подростки могут легко получить доступ к подобной информации, зачастую от своих друзей, родителей, занятий в школе и по мере получения личного опыта, для подростка с синдромом Аспергера эти знания могут быть недоступны. Отсутствие руководства со стороны сверстников, опыта групповых дискуссий и практики препятствует развитию навыков отношений. По счастью, теперь появляются специальные учебные программы по отношениям и сексуальности для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера, равно как и возможности получить совет и узнать об опыте других подростков с синдромом Аспергера.

Некоторые врачи и психотерапевты, особенно в Австралии, разрабатывают ресурсные материалы по обучению навыкам отношений подростков и молодых людей с синдромом Аспергера. Это обучение варьируется от знаний об этикете во время свиданий и навыков подбора одежды до информации о том, как можно выявить и избегать сексуальных хищников. Одна из самых ценных стратегий – найти социально восприимчивого друга или родственника, который сможет знакомиться с потенциальным партнером, чтобы оценить, насколько у этого человека хороший характер, прежде чем отношения начнут развиваться.

Молодым людям взрослого возраста нужно поощрение и возможности завести новых знакомых и друзей. Это может включать вступление в кружок или группу по интересам, которые связаны со специальным интересом, например, посещение конвенции поклонников «Звездного пути» или «Доктора кто». Это может включать использование таланта человека, например, если молодой человек обладает прирожденными способностями к уходу за животными, то он может стать добровольцем организации по защите животных. Можно искать друзей, присоединяясь к местной общественной деятельности, например, вступить в хор или записаться на учебные курсы для взрослых.

Местные группы поддержки родителей детей с синдромом Аспергера часто создают группы поддержки для взрослых молодых людей с синдромом Аспергера. В рамках таких групп специалист может обратиться к их участникам, провести дискуссию и предоставить рекомендации по отношениям. Подобные группы также могут предоставлять возможность для развития отношений между членами группы. Примером могут служить отношения между Джерри и Мэри – двумя взрослыми людьми с синдромом Аспергера, которые познакомились на группе поддержки в Лос-Анджелесе, и чья история легла в основу книги и фильма.

Некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера пользуются Интернетом и службами знакомств, чтобы встретить новых людей, однако этот метод знакомства также часто используется сексуальными хищниками, и человеку с синдромом Аспергера следует знать о многочисленных рисках, которые связаны с этой стратегией.

Я заметил, что взрослые люди, у которых были яркие проявления аутизма в раннем детстве (значительная задержка речи, трудности в обучении, избегание социальных ситуаций), которые по мере взросления начинают подходить под описание высокофункционального аутизма, в среднем менее мотивированы искать постоянные отношения. Они гораздо чаще довольны одиночеством и целибатом и скорее имеют знакомых, чем друзей. Чувство собственной идентичности и личной ценности достигается ими с помощью успешной карьеры и независимой жизни. Темпл Грандин – широко известный тому пример.

Некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера также решают отказаться от интимных отношений по объективным причинам, которые связаны с характеристиками этого синдрома. Вот как объясняет это решение Дженнифер: «Как я смогу жить в одном доме с другим человеком, который может трогать мою коллекцию моделей самолетов?» и «Модели самолетов не думают, что их должен делать более привлекательный или менее нуждающийся человек».

В жизни Дженнифер есть моменты глубокого личного удовлетворения. По ее словам: «Уверяю вас, что влюбленность и специальный интерес – это, по большому счету, одно и то же чувство». Отсутствие отношений может быть положительным выбором для некоторых взрослых людей с синдромом Аспергера или высокофункционирующим аутизмом, которые наслаждаются развитием и реализацией своих специальных интересов, например, фотографированием дикой природы или карьерой в информационных технологиях. Они счастливо игнорируют нашу культурную веру в то, что брак или продолжительные отношения являются единственным способом достигнуть счастья.

Направления для дальнейших исследований

Мы знаем, что люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в континууме отношений, но у нас отсутствуют качественные и количественные данные исследован?