Синдром 1 и 2 жаберной дуги
Синдром Гольденхара — наследственная односторонняя гипоплазия лица с преимущественным поражением ушной раковины, глаз, носа, зубов, позвоночника. При этом вторая половина лица имеет абсолютно нормальный вид. Это редко встречающееся, генетически обусловленное заболевание отличается неполноценным развитием скелета, мышц, сосудисто-нервных стволов и прочих структур человеческого организма.
Окуло-аурикуло-вертебральная дисплазия — второе название данного недуга. Синдром Гольденхара представляет собой отдельный вид целой группы патологий, для которой характерна задержка физического развития человека. Непосредственной причиной его развития является внутриутробное повреждение жаберных дуг, из которых у плода формируются структуры слухового и жевательного аппарата.
Синдром Гольденхара отличается широким клиническим полиморфизмом. Классическими симптомами заболевания являются: недоразвитие в процессе эмбриогенеза нижней челюсти, резкое нарушение симметрии лица, деформация наружного уха и глаза, нарушение строения позвонков шеи. Возможно полное отсутствие ушной раковины или органа зрения. У больных формируются дермоидные кисты в глазах, развиваются отклонения в работе сердечно-сосудистой, мочеполовой систем и желудочно-кишечного тракта. Клинически это проявляется одышкой, нарушением процесса питания, снижением слуха с пораженной стороны. Синдром Гольденхара не связан с умственной отсталостью. Выявить патологию можно на 20-24 неделе беременности с помощью ультразвуковой диагностики со сканированием в трех измерениях. Большинство случаев синдрома – спорадические.
Впервые патологию описал в 1952 году американский доктор Гольденхар. Синдром получил свое название по фамилии его первооткрывателя. У мальчиков заболевание встречается несколько чаще, чем у девочек. С помощью современных методов диагностики заболевание обнаруживают внутриутробно и решают вопрос о целесообразности сохранения беременности.
Этиология и патогенез
Причины возникновения и механизмы развития синдрома Гольденхара остаются неизвестными. Мнения ученых сходятся на том, что патология относится к наследственным недугам. У пациентов с данным синдромом обнаруживают хромосомные аномалии и мутации генов. Больной ребенок рождается с множественными дефектами лица и патологиями внутренних органов.
Факторы риска рождения больных детей:
- кровнородственный брак,
- частые аборты у матери,
- тяжелые эндокринопатии,
- лишний вес матери,
- воздействие химических веществ и патогенных биологических агентов на ранних сроках беременности.
Во время замены источника кровоснабжения на участке 1 и 2 жаберных щелей эмбриона происходит кровоизлияние. Разрыв кровеносного сосуда в этом месте приводит к нарушению митотического деления клеток и неправильному формированию основных анатомических структур человеческого организма.
Симптоматика
Первые симптомы патологии можно заметить сразу после рождения ребенка. У больных детей асимметричное лицо, мелкие глазницы, деформированные ушные раковины, недоразвитая нижняя челюсть. Это внешние признаки патологии, которые нередко сопровождаются патологическими изменениями во внутренних органах.
Симптомы со стороны зрительного анализатора:
- Анофтальмия,
- Микрофтальм,
- Микрокорнеа — малая роговица,
- Аниридия — отсутствие радужки,
- Птоз верхнего века,
- Страбизм – отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации,
- Помутнение хрусталика,
- Дермоиды и липодермоиды на поверхности глазного яблока – небольшие опухоли,
- Поражение глазодвигательных мышц.
Клинические признаки при поражении ушей:
- Аномальное расположение ушных раковин,
- Минимальные размеры ушей,
- Деформация ушных раковин,
- Плоская или выступающая форма ушей,
- Характерные выросты на ушных раковинах,
- Дефекты барабанной перепонки,
- Соединение ушной раковины с уголком рта, придающее лицу перекошенный вид,
- Сужение слухового прохода,
- Фистулы и околоушные свищи,
- Отсутствие наружного слухового прохода,
- Снижение слуха,
- Двусторонняя асимметричная кондуктивная тугоухость,
- Полное отсутствие слуха.
Нижняя челюсть у больных недоразвита. Одна половина лица меньше другой, мимические мышцы развиты слабо. Небо имеет вид высокой арки, иногда расщепляется. Ротовая щель при этом слишком широкая, прикус нарушается, появляются добавочные уздечки и расщелины на малом язычке. Нарушается рост зубов. Мягкое небо, губы и гланды деформированы. Имеются трахеопищеводные свищи. Рот большой, один угол выше другого. Недоразвиты скулы, лоб выступает, присутствуют аномалии языка.
У деток с синдромом Гольденхара имеются проблемы с позвоночником: недоразвитие шейного отдела, сколиоз, косолапость, клиновидная форма позвонков, их слияние, наличие полупозвонков, сращение шейных позвонков с затылком, костные аномалии, короткая шея, искривление позвоночника.
Проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы являются симптомы врожденных пороков сердца. Больные дети рождаются с недоразвитием легких, отсутствием органов малого таза, парезом лицевого нерва, гидроцефалией. Они испытывают трудности в обучении. Каждый 10 больной ребенок рождается с поражением ЦНС.
Для синдрома Гольденхара характерно появление симптоматики с одной стороны лица и туловища.
Осложнения и последствия
тяжелое поражение лица и глаз при СГ
Некоторые проявления синдрома Гольденхара не совместимы с жизнью. Ребенок может умереть сразу после рождения.
Осложнения синдрома Гольденхара:
- неправильный прикус вызывает ряд неудобств,
- развивается гипоплазия лицевых костей,
- трудности с глотанием и жеванием,
- прогрессирующая патология зрения,
- серьезные физические неудобства,
- психологическая травма.
Диагностика
Предварительный диагноз патологии устанавливают сразу после рождения ребенка на основании визуального осмотра. Диагностика включает тщательный опрос родителей и составление анамнеза.
Разнообразные диагностические процедуры позволяют поставить точный диагноз.
- Определение остроты слуха – регистрация активности слухового нерва после короткой акустической стимуляции, аудиометрия, импедансометрия.
- Осмотр глаза и проведение офтальмологического исследования.
- Электрокардиография.
- Ренгенография черепа, шеи, грудной клетки.
- УЗИ внутренних органов.
- КТ головного мозга.
- Медико-генетическое консультирование.
Лечение
Лечение синдрома Гольденхара мультидисциплинарное. Дети до трехлетнего возраста наблюдаются у различных специалистов — ЛОР-врача, окулиста, сурдолога, ортопеда и прочих. Детей старше 3 лет направляют к хирургу. В тяжелых случаях для удаления грубых врожденных дефектов сразу после рождения проводят оперативное лечение, а затем комплексную медикаментозную и ортодонтическую терапию.
Хирургическое лечение
Вид оперативного вмешательства определяется тяжестью патологии.
- После искусственного перелома кости соединяют костные фрагменты и устраняют их подвижность с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов.
- Проводят протезирование и реконструкцию височно-нижнечелюстного сустава.
- Устраняют деформации носа и улучшают его функции путем искусственного перелома носовой кости.
- Исправляют патологический прикус оперативным путем.
- Проводят пластические операции — пластику носа, ушных раковин, нижней челюсти.
Чтобы предотвратить развитие воспалительных осложнений, во время реабилитации назначают антибиотики и витамины. К остеотропным антибактериальным препаратам относятся «Линкомицин», «Эритромицин», защищенные пенициллины – «Амоксиклав». Для снятия боли назначают анальгетики – «Нурофен», «Ибуклин». Больные дети должны полноценно питаться и принимать поливитаминные комплексы.
Физиотерапия – неотъемлемый компонент лечебного и реабилитационного процесса любых заболеваний. Больным с синдромом Гольденхара проводят УФО, ультразвук, магнитотерапию, лазерное лечение, оксигенотерапию. В терапевтический комплекс входит также лечебная гимнастика, занятия с сурдологом и психологом, слухопротезирование цифровыми имплантируемыми слуховыми аппаратами, контроль слуха и периодические настройки аппаратов. При сколиозе доктора назначают массаж и ношение специальных корсетов.
Лечение у ортодонта проходит в несколько этапов. Первый этап — молочный. Он представляет собой знакомство с патологией. Специалисты объясняют родителям, как правильно ухаживать за полостью рта больного ребенка, предупреждают о возможных осложнениях, проводят аппаратное лечение для исправления дефектов челюсти. Следующий этап — сменный, заключающийся в исправлении прикуса и коррекции имеющихся деформаций во рту. Постоянный этап – замена съемных аппаратов на брекеты и различные фиксаторы. Обычно к 18-летнему возрасту ортодонтическое лечение полностью завершается.
Народная медицина
Наиболее распространенные рецепты народной медицины:
- для промывания и очищения глаз можно использовать отвары и настои лекарственных трав – василька, подорожника, ромашки, тмина,
- употреблять внутрь средство, приготовленное из меда и сока калины,
- закапывать в уши настой из масла шиповника и семян аниса,
- принимать внутрь настой из корня аира.
Прогноз
Длительное, раннее и комплексное лечение заболевания в большинстве случаев делает прогноз благоприятным. Пластические операции в некоторых случаях полностью устраняют внешние признаки заболевания. Это позволяет детям посещать общественные места, учиться, а в дальнейшем – работать, полноценно жить, создавать семью и заводить детей. После проведения ряда операций ребенок становится совершенно здоровым.
Если ребенок имеет не только внешние признаки патологии, но и поражение внутренних органов, он получает инвалидность. В случаях с особо тяжелыми проявлениями прогноз неблагоприятен. Длительность жизни больных с синдромом Гольденхара зависит от тяжести поражения жизненно важных органов.
Профилактика
Специфической профилактики синдрома Гольденхара не существует. К общим профилактическим мерам, позволяющим предотвратить это врожденное заболевание, относятся:
- отсутствие хронических гинекологических заболеваний у матери,
- правильное питание будущей матери,
- отказ родителей от вредных привычек,
- оптимальная физическая активность,
- обоюдное желание иметь ребенка,
- взаимопонимание, теплая и любящая атмосфера в семье.
Пренатальная диагностика врожденных аномалий заключается в проведении фетоскопии и ультразвукового сканирования эмбриона. Проводят УЗИ на 20-24 неделе беременности. Этот метод является точным на 100%. Он позволяет специалистам понять, стоит ли сохранять беременность.
Источник
Êëàññèôèêàöèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã
Ã.Â. Êðó÷èíñêèé
Áåëîðóññêèé ãîñóäàðñòâåííûé èíñòèòóò óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ âðà÷åé
 íà÷àëî…
Íà îñíîâàíèè ìíîãîëåòíèõ íàáëþäåíèé áîëåå 1000 áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã è ïîðîêàìè óøíîé
ðàêîâèíû, ñîïðîâîæäàþùèõ ñèíäðîì, ðàçðàáîòàíà èõ êëàññèôèêàöèÿ. Íà îñíîâàíèè êëèíèêî-ìîðôîýìáðèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ ñèñòåìàòèçèðîâàíî è îáúåäèíåíî ìíîæåñòâî ðàçíîâèäíîñòåé ïîðîêîâ ÷åðåïà, ëèöåâûõ êîñòåé, îðãàíà
ñëóõà è óøíîé ðàêîâèíû. Ïðè ýòîì ñàìîñòîÿòåëüíî âûäåëåí ñèíäðîì 1-é è 2-é, ñèíäðîì 1-é, à òàêæå i.ïðîñòîélå
ñèíäðîì 2-é æàáåðíûõ äóã. Êàæäûé èç ñèíäðîìîâ ñîäåðæèò òèïû. Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã ñîäåðæèò 3
òèïà: ÷åðåïíî-÷åëþñòíî-ëèöåâîé, ñóñòàâíîé è óøíîé; ÷åðåïíî-ëèöåâîé è óøíîé; óøíîé. Ñèíäðîì 1-é æàáåðíîé äóãè
ñîäåðæèò 2 òèïà — íèæíå÷åëþñòíîé è óøíîé, à òàêæå íèæíå÷åëþñòíîé. Ê «ïðîñòîìó» ñèíäðîìó îòíåñåíû ñëîæíûå
ïî ôîðìå àíîìàëèè óøíîé ðàêîâèíû â âèäå âðîñøåé, ãîôðèðîâàííîé óøíîé ðàêîâèíû, ñî÷åòàíèå ðàñùåïëåíèÿ óõà
ñ äåôåêòîì ìî÷êè. Ïî òÿæåñòè âûäåëåíû 3 ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ êîñòíîãî ñêåëåòà â âèäå òÿæåëîé, ñðåäíåé
òÿæåñòè è ëåãêîé ñòåïåíè, à òàêæå 4 ñòåïåíè ïîðîêà óøíîé ðàêîâèíû â âèäå àíîòèè è 3 ñòåïåíè ìèêðîòèè.
Âûÿâëåíà âòîðè÷íàÿ äåôîðìàöèÿ çäîðîâîé ñòîðîíû ëèöà ïðè îäíîñòîðîííåì òÿæåëîì íåäîðàçâèòèè ëèöåâûõ
êîñòåé.
Êëþ÷åâûå ñëîâà:
ñèíäðîìû 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, ïîðîêè ðàçâèòèÿ, àíîìàëèè óøíîé ðàêîâèíû
Ïîðîêè ãîëîâû, ëèöà è øåè îòëè÷àþòñÿ áîëüøèì
ðàçíîîáðàçèåì. Ïåðâîå óïîìèíàíèå î âðîæäåííûõ ïîðîêàõ ãîëîâû, ëèöà è øåè îáíàðóæåíî íà òåðàòîëîãè÷åñêèõ äîùå÷êàõ ìåñîïîòàìñêèõ õàëäååâ, íàïèñàííûõ
çà 2000 ëåò äî í.ý. Ïåðåâîä äðåâíèõ êëèíîâèäíûõ ïèñüìåí ñîäåðæèò ïî÷òè ïîëíûé ïåðå÷åíü ïîðîêîâ ëèöà,
÷åëþñòåé, óõà è òåëà, íàáëþäàþùèõñÿ è òåïåðü [5].
Longacre J. [15] â ñîâðåìåííîé êíèãå ïðèâîäèò ôîòîãðàôèè äðåâíèõ óíèêàëüíûõ êåðàìè÷åñêèõ èçäåëèé
Êîëóìáèè, Ìåêñèêè, èëëþñòðèðóþùèõ ðàçëè÷íûå
òèïû ãåìèôàöèàëüíîé ìèêðîñîìèè îðãàíà ñëóõà, â òîì
÷èñëå íàñëåäñòâåííûõ (èçîáðàæåí ðîäèòåëü ñ ðåáåíêîì
íà ðóêàõ ñ òîé æå ïàòîëîãèåé).
Çàòåì â òå÷åíèå âåñüìà äëèòåëüíîãî ïåðèîäà ñâåäåíèé ïî äàííîìó âîïðîñó íå áûëî. Òîëüêî íà÷èíàÿ ñ
XVII âåêà ïîÿâëÿþòñÿ îòäåëüíûå ðàáîòû ñ îïèñàíèåì
èçìåíåíèé, òèïè÷íûõ äëÿ ñèíäðîìà 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã ó äåòåé (Bertolinis, 1654, Lochmund, 1688). Ïîçæå Von-Rathka (1825) îïèñàë æàáåðíûé àïïàðàò ïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ, à Thomas (1843) â ñâîåì áîëüøîì
òðóäå, ïîñâÿùåííîì ýìáðèîëîãèè, âïåðâûå âûñêàçàë
ïðåäïîëîæåíèå î ñâÿçè óðîäñòâ íàðóæíîãî óõà, ëèöà è
÷åëþñòåé ñ çàäåðæêîé èëè íåñîâåðøåíñòâîì ðàçâèòèÿ
ñòåíîê âèñöåðàëüíîé ïîëîñòè ýìáðèîíà, èìåííî äâóõ
ïåðåäíèõ æàáåðíûõ äóã è ùåëè ìåæäó íèìè.
Ýòîé ïðîáëåìå ïîñâÿùåíû áûëè òàêæå ðàáîòû
Morton (1855), Virchov (1854), Rizmissone (1902), à
ïîçæå Kazanijan (1940), Rudi (1954), R. Stark ñ ñîàâò.
[19], W. Grabb [13]. Ïðè ýòîì ïðåäïðèíèìàþòñÿ ïîïûòêè ñèñòåìàòèçàöèè ýòèõ ñëîæíûõ ìíîãîîáðàçíûõ ïîðîêîâ.
Îäíîé èç ïåðâûõ, áîëåå ïîëíûõ ñëåäóåò ñ÷èòàòü
êëàññèôèêàöèþ ïîðîêîâ, îïèñàííóþ A. Franceschetti,
P. Zwahlen [21].
Ïîçæå îá ýòîì ïèñàëè V. Karfik [14], N. Elsahy,
J. Visthes [10], êîòîðûå â îñíîâó ñâîèõ êëàññèôèêàöèé
ïîëîæèëè äàííûå ýìáðèîëîãèè.
P. Tessier [20] ñèñòåìàòèçèðîâàë òàêèå ïîðîêè ñ
ó÷åòîì îáùåãî ïðèçíàêà — ðàñùåïëåíèÿ òêàíåé.
M. Habal, J. Maniscalca [11] êëàññèôèöèðîâàëè ÷åðåïíîëèöåâûå ïîðîêè ñ ó÷åòîì îïåðàöèîííûõ íàõîäîê.
J. Meulen è ñîàâò. [16] âûäâèíóëè ìîðôîëîãè÷åñêóþ
êëàññèôèêàöèþ.
R. Tenconi, B. Hall (öèò. ïî E.P. Harvold [12]), ñîâåðøåííî íå êàñàÿñü ñîñòîÿíèÿ óøíîé ðàêîâèíû, âûäåëÿþò 4 òèïà ìèêðîñîìèè. Ïðè ýòîì â I òèïå èìåþòñÿ
ïîäòèïû: À — êëàññè÷åñêèé, îäíîñòîðîííèé;  — ìèêðîîôòàëüìè÷åñêèé, Ñ — äâóñòîðîííèé àñèììåòðè÷íûé;
D — êîìïëåêñíûé. Òèïû II è III — êðàåâîé è ôðîíòàëüíûé. IV òèï âêëþ÷àåò 2 ïîäòèïà Ãîëäåíõàðà — îäíîñòîðîííèé (À) è äâóñòîðîííèé (Â).
Ìíîãèå àâòîðû, êàñàþùèåñÿ ýòîé ïðîáëåìû, ïîä÷åðêèâàþò áîëüøèå òðóäíîñòè, îáóñëîâëåííûå ðàçíîîáðàçèåì òåðìèíîëîãèè è îòñóòñòâèåì ñîãëàñîâàííîñòè â ïîíèìàíèè ñóòè òåðìèíîâ. Òðóäíîñòè ýòè îñòàþòñÿ äî ñèõ ïîð. Íàïðèìåð, â êíèãå Ñ.È. Êîçëîâîé è ñîàâò.
[1] î ñèíäðîìàõ 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã íå óïîìèíàåòñÿ, à ïðåèìóùåñòâåííî èñïîëüçóþòñÿ íàçâàíèÿ ñèíäðîìîâ ïî èìåíè àâòîðîâ, èõ îïèñàâøèõ. Îäíàêî ýòî,
êàê óæå ãîâîðèëîñü, íå ëó÷øèé ïóòü.
Ïðèâåäÿ î÷åíü êðàòêèé îáçîð ðåäêèõ ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ãîëîâû è ëèöà, ñëåäóåò òàêæå âûäåëèòü ïîïûòêè
ñèñòåìàòèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïîðîêà.
 ýòîì ïëàíå âûäåëÿþò ðèíýíöåôàëè÷åñêèå, îòîöåôàëè÷åñêèå, îðáèòîïàëüïåáðàëüíûå, îôòàëüìîîðáèòàëüíûå, êðàíèîöåôàëè÷åñêèå è àòèïè÷íûå ïîðîêè [14].
Ìû íàìåðåíû êîñíóòüñÿ òîëüêî îòîöåôàëè÷åñêèõ ïîðîêîâ, ïðè êîòîðûõ îñíîâíûå èçìåíåíèÿ êàñàþòñÿ
óøíîé ðàêîâèíû, îðãàíà ñëóõà è ðåæå — ïðèëåãàþùèõ
ñòðóêòóð. Ó÷èòûâàÿ äàííûå ýìáðèîëîãèè, ïîðîêè ýòè
îòíîñÿòñÿ ê ñèíäðîìó 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.
Êàñàÿñü èñòîðèè îïèñàíèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é
æàáåðíûõ äóã, ïðåæäå ñëåäóåò îòìåòèòü ðàáîòó Prizansky
(öèò. ïî J. Converse [7]), êîòîðûé âïåðâûå ïðåäëîæèë
êëàññèôèöèðîâàòü ñèíäðîìû 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã â
çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ êîñòíûõ è ìÿãêèõ òêàíåé êàê ìèíèìàëüíîå, óìåðåííîå è ðåçêîå íåäîðàçâèòèå íèæíåé ÷åëþñòè, âåòâè è ñóñòàâíîé ãîëîâêè ñ ìèêðîòèåé.
M. Edgarton, J. March [9] ïðåäëîæèëè âûäåëÿòü ÷åòûðå ñàìîñòîÿòåëüíûõ òèïà ñèíäðîìà — íèæíå÷åëþñòíîé, ÷åëþñòíî-ëèöåâîé è ìÿãêîòêàííûé, óøíîé è
êîìáèíèðîâàííûé.
J. Murray è ñîàâò. [17] âûäåëÿþò òðè òèïà ñèíäðîìà
â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ, íà÷èíàÿ ñ íåáîëüøîãî íåäîðàçâèòèÿ ëèöà è ïîðîêà óøíîé ðàêîâèíû, çàìåòíîé äåôîðìàöèè êîñòåé ëèöåâîãî ñêåëåòà,
íàêîíåö, íàèáîëåå òÿæåëûå âàðèàíòû ñèíäðîìà ñ îòñóòñòâèåì óõà.
D. David è ñîàâò. [8], ñîîáùàÿ î ÷àñòîòå ãåìèôàöèàëüíîé ìèêðîñîìèè (îò 1 íà 3500 äî 1 íà 5642 íîâîðîæäåííûõ), îòìå÷àþò íàëè÷èå ìíîãèõ êëàññèôèêàöèé, â îñíîâó êîòîðûõ ïîëîæåíû ñèììåòðè÷íîñòü è
àññèìåòðè÷íîñòü äåôîðìàöèé, ñòåïåíü ïðîÿâëåíèÿ,
íàðóøåíèÿ ñòðîåíèÿ è ôîðìû óøíîé ðàêîâèíû, îêðóæàþùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äð.
Ã.À. Êîòîâ [2] âûäåëÿåò òðè ôîðìû ñèíäðîìà — àáîðòèâíóþ, íåïîëíóþ è ïîëíóþ, õàðàêòåðèçóþùóþñÿ íåäîðàçâèòèåì ïîëîâèíû ëèöà, âèñî÷íîé êîñòè, îòñóòñòâèåì ÷åëþñòíîãî ñóñòàâà è âñåé óøíîé ðàêîâèíû.
Èçâåñòíî òàêæå, ÷òî ÷àñòü ïîðîêîâ, ïàòîãåíåòè÷åñêè òåñíî ñâÿçàííûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, îïèñûâàþòñÿ êàê ñàìîñòîÿòåëüíûå ôîðìû,
íàïðèìåð ñèíäðîì Ôðàí÷åñõåòòè, Ðîáåíà, Ãàëëåðìàíà
è äð. Ðÿä æå ñèìïòîìîêîìïëåêñîâ îáúåäèíåí ïîä îáùèì íàçâàíèåì — ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.
Ïîìèìî ýòîãî, ñóùåñòâóåò ðÿä íàçâàíèé, êîòîðûå
ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê ñèíîíèìû, íàïðèìåð: íåêðîòè÷åñêàÿ ëèöåâàÿ äèñïëàçèÿ, ãåìèôàöèàëüíàÿ ìèêðîñîìèÿ, îòîìàíäèáóëÿðíûé äèñòîç, ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã. Ïî íàøåìó ìíåíèþ, íàèáîëåå ýìáðèîëîãè÷åñêè îáîñíîâàííûì íàçâàíèåì ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì 1-é è
2-é æàáåðíûõ äóã, õîòÿ ïîíèìàåì, ÷òî ëîêàëüíûé ïîäõîä èìååò ñâîè ñëàáûå ñòîðîíû. Êñòàòè, ýòîãî íàçâàíèÿ
ïðèäåðæèâàþòñÿ è äðóãèå àâòîðû [10, 13, 17]. Çàìåòèì, ÷òî íàøè ïîïûòêè ñèñòåìàòèçàöèè óêàçàííûõ
ïîðîêîâ èìåëè ìåñòî ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ ìàòåðèàëà è
ðàíåå [3-6].
 òå÷åíèå 40 ëåò ìû íàáëþäàëè áîëåå 1000 áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.  ïðîöåññå
íàáëþäåíèé, ñðàâíåíèé è íàêîïëåíèÿ îïûòà ìû ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî ðàçíîîáðàçíûé íàáîð ïðèçíàêîâ, âñòðå÷àþùèõñÿ ïðè ñèíäðîìå 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, ìîæíî ñèñòåìàòèçèðîâàòü, ðàöèîíàëüíî
ðàñïðåäåëèòü, îáëåã÷èâ ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü
â êëèíèêå.
Äëÿ ýòîãî, ïîìèìî îáùåïðèçíàííîãî ïîíÿòèÿ
«ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã», ñëåäóåò ââåñòè ïîíÿòèå «ñèíäðîìà 1-é æàáåðíîé äóãè» è «ïðîñòîãî ñèíäðîìà 2-é æàáåðíîé äóãè».
Ïîìèìî ýòîãî, ñëåäóåò ââåñòè ïîíÿòèå «òèï ñèíäðîìà» è íàçâàòü êàæäûé èç íèõ, íàïðèìåð, ïåðå÷èñëèâ ïîðàæåííûå ñòðóêòóðû. Ñëåäóåò òàêæå â êàæäîì
êîíêðåòíîì ñëó÷àå óòî÷íÿòü ëîêàëèçàöèþ è ñòåïåíü
òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ òîãî èëè èíîãî îðãàíà.
Ðàñïîëîæèâ â îäèí ãîðèçîíòàëüíûé ðÿä äàííûå î
òèïå ñèíäðîìà è âñå òèïû îäèí ïîä äðóãèì ïî âåðòèêàëè, ðàññìîòðèì òàáëèöó.
Êëàññèôèêàöèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, èõ òèïîâ è âñòðå÷àþùèõñÿ ïðè ýòîì ïîðîêîâ è àíîìàëèé óøíîé ðàêîâèíû | |||
Íàçâàíèå ñèíäðîìà | Òèïû ñèíäðîìà è ñòîðîíà ïîðàæåíèÿ | Ñòåïåíü è ëîêàëèçàöèÿ íåäîðàçâèòèÿ êîñòåé ÷åðåïà, ëèöà è îêðóæàþùèõ ìÿãêèõ òêàíåé | Íàçâàíèÿ ôîðì ïîðîêà èëè àíîìàëèè óøíîé ðàêîâèíû |
Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã | ×åðåïíî-÷åëþñòíî-ëèöåâîé, ñóñòàâíîé è óøíîé, îäíîñòîðîííèé | Òÿæåëàÿ ñòåïåíü íåäîðàçâèòèÿ âèñî÷íîé êîñòè, ëèöà, âåðõíåé è îñîáåííî íèæíåé ÷åëþñòè, ñêóëîâîé êîñòè è äóãè, îòñóòñòâèå ñóñòàâíîãî îòðîñòêà, ãîëîâêè è äàæå ñóñòàâíîé ÿìêè. Àòðîôèÿ ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè, ìèìè÷åñêèõ è æåâàòåëüíûõ ìûøö, ñëþííûõ æåëåç. Âûðàæåííàÿ àñèììåòðèÿ ëèöà, â òîì ÷èñëå çà ñ÷åò âòîðè÷íîé äåôîðìàöèè êîñòíûõ ñòðóêòóð çäîðîâîé ñòîðîíû ëèöà | Àíîòèÿ èëè ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, èíîãäà ñ äèñòîïèåé ðóäèìåíòîâ, çàðàùåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ìîæåò áûòü ñîõðàíåíà ìî÷êà, èíîãäà ÷àñòè÷íûé ïàðåç ëèöåâîãî íåðâà |
×åëþñòíî-ëèöåâîé è óøíîé, îäíîñòîðîííèé, ðåäêî äâóñòîðîííèé | Ñðåäíåé òÿæåñòè íåäîðàçâèòèå âèñî÷íîé êîñòè, âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè, ñóñòàâíîãî îòðîñòêà è ñóñòàâíîé ãîëîâêè. Àñèììåòðèÿ ëèöà, â òîì ÷èñëå çà ñ÷åò âòîðè÷íîé äåôîðìàöèè çäîðîâîé ïîëîâèíû ëèöà | Ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà. Ñîõðàíåíà ìî÷êà èëè ìî÷êà ñ êîæíî-õðÿùåâûì âàëèêîì | |
×åëþñòíî-ëèöåâîé è óøíîé, îäíîñòîðîííèé, ðåäêî äâóñòîðîííèé | Ëåãêàÿ ñòåïåíü íåäîðàçâèòèÿ âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè, ëåãêàÿ àñèììåòðèÿ ëèöà çà ñ÷åò ïîðàæåííîé ñòîðîíû | Ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ñîõðàíåíà ìî÷êà ñ êîæíî-õðÿùåâûì âàëèêîì | |
Óøíîé, îäíîñòîðîííèé | Ëèöî ñèììåòðè÷íî | Ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ñîõðàíåíà ìî÷êà ñ êîæíî-õðÿùåâûì âàëèêîì | |
Ñèíäðîì 1-é æàáåðíîé äóãè | Íèæíå÷åëþñòíîé è óøíîé, îäíî- èëè äâóñòîðîííèé | Ñðåäíåé ñòåïåíè íåäîðàçâèòèå íèæíåé ÷åëþñòè, óìåðåííàÿ àñèììåòðèÿ íèæíåé ïîëîâèíû ëèöà | Ìèêðîòèÿ II ñòåïåíè â âèäå îïóùåííîé (ùå÷íîå óõî), ìàëîé, ñâåðíóòîé (êîøà÷üå óõî) óøíîé ðàêîâèíû, ñóæåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà |
Íèæíå÷åëþñòíîé, îäíîñòîðîííèé | Ñðåäíåé ñòåïåíè íåäîðàçâèòèå íèæíåé ÷åëþñòè, óìåðåííàÿ àñèììåòðèÿ íèæíåé ïîëîâèíû ëèöà | Óøíàÿ ðàêîâèíà ñîõðàíåíà, ìîæåò áûòü ñóæåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ïðèâåñêè, ñâèù | |
Ïðîñòîé ñèíäðîì 2-é æàáåðíîé äóãè | Óøíîé, îäíî- èëè äâóñòîðîííèé | Ëèöî ñèììåòðè÷íî | Ìèêðîòèÿ I ñòåïåíè èëè äåôîðìàöèÿ â âèäå: ñîãíóòîé, ïëîñêîé, âðîñøåé (èíâàãèíàöèÿ), ãîôðèðîâàííîé, îñòðîêîíå÷íîé (óõî Ñàòèðà), óãëîîáðàçíîé (óõî ìàêàêè) óøíîé ðàêîâèíû, ñî÷åòàíèå ëîïîóõîñòè ñ äåôåêòîì ìî÷êè, ïîïåðå÷íîé ðàñùåëèíû ñ äåôåêòîì ìî÷êè, ïîïåðå÷íàÿ ðàñùåëèíà óõà, óâåëè÷åíèå ìî÷êè |
« | « | Äåôîðìàöèÿ óøíîé ðàêîâèíû, ðåæå ìèêðîòèÿ I ñòåïåíè. Áîëüøîé áóãîðîê Äàðâèíà, ðàçâåðíóòûé çàâèòîê, áîëüøîé ïðîòèâîçàâèòîê (óõî Âèëüäåðìóòà), äâîéíîé ïðîòèâîçàâèòîê (óõî Öåðêîïèòåêñà), çàäíÿÿ íîæêà ïðîòèâîçàâèòêà, òîð÷àùèå óøè (ëîïîóõîñòü), âðîæäåííûé äåôåêò ìî÷êè, ïðèðîñøàÿ ìî÷êà | |
Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã | Óøíîé òèï, îäíîñòîðîííèé | Ëèöî ñèììåòðè÷íî | Óâåëè÷åíèå âñåõ îòäåëîâ óøíîé ðàêîâèíû, äâå èëè áîëüøå óøíûõ ðàêîâèí |
Äàëåå…
Íàïèñàòü êîììåíòàðèé
Источник