Симптомы синдрома аспергера у подростка

Симптомы синдрома аспергера у подростка thumbnail

Существует много различных симптомов синдрома Аспергера, но, основным является четко прослеживаемая трудность в установлении социальных контактах. Дети, страдающие синдромом Аспергера, могут иметь мягкие, умеренные или выраженные симптомы болезни.

Иногда появляется очень мало симптомов, но у других людей с синдромом Аспергера могут возникнуть многочисленные симптомы. Ввиду многообразия симптомов и различной формой заболевания, у каждого ребенка синдром Аспергера проявляется по-своему.

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Родители замечают первые симптомы синдрома Аспергера у своих детей, как правило, в период дошкольного возраста, когда дети начинают взаимодействовать с другими детьми. Дети дошкольного возраста с синдромом Аспергера имеют проблемы в общении с другими людьми. Многие дети не понимают языка тела окружающих их людей, не умеют начать разговор или поддержать его.

Ребенок за стеклом, как символ аутизма

Аутизм это заболевание…

Дети с синдромом Аспергера не переносят изменений в установленном порядке дня. Посторонним людям может показаться, что им не хватает сочувствия. Кроме того, дети, страдающие этим синдромом, как правило, не в состоянии различать тончайшие изменения в тембре голоса, не понимают шуток и принимают язвительные комментарии слишком серьезно.

Для детей с синдромом Аспергера типичным является формальный стиль речи, избегание зрительного контакта или взгляда на других. Их интересует только одна или несколько тем, которые они глубоко изучают. Большой популярностью среди детей с синдромом Аспергера пользуется рисование подробных изображений, изучение астрономии или животных, названий звезд или динозавров. Дети с удовольствием говорят о своих интересах, причем, как правило, это скорее монолог, чем диалог. Часто эти дети говорят вслух свои мысли.

Некоторые дети с синдромом Аспергера медленнее учатся пользоваться ножом или ложкой, езде верхом, на велосипеде или ловле мяча. Они могут иметь довольно необычную походку и, как правило, не слишком эстетичный почерк. Еще один симптом синдрома Аспергера – повышенная чувствительность к стимулам, например, шуму, сильному свету, вкусовым и осязательным ощущениям.

Стоит понимать, что наличие одного или двух выше перечисленных симптомов не означает обязательного наличиня синдрома Аспергера. Такой диагноз ставится в том случае, когда, кроме этих симптомов, у ребенка есть явные проблемы с социализацией. Более того, несмотря на то, что синдром Аспергера немного напоминает аутизм, есть много существенных различий между ними.

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обычно не в состоянии нормально общаться и развиваться социально, но, как правило, показывают большую готовность к налаживанию контактов с окружающей средой.

Синдром Аспергера у подростков

Большинство симптомов синдрома Аспергера сохраняется и в подростковом возрасте. Несмотря на то, что подростки, страдающие от этого синдрома, могут начать учиться недостающим социальным навыкам, поддержание контактов для них все еще может быть проблемой.

Многие подростки с трудом понимают поведения других людей. Подростки с синдромом Аспергера, как правило, способны налаживать дружбу, но могут чувствовать неуверенность и отсутствие уверенности в себе при общении со сверстниками.

Подростки с синдромом Аспергера могут быть недостаточно зрелы для своего возраста, наивны и слишком доверчивы, что может вызывать нелицеприятные комментарии со стороны сверстников и даже издевательства. В результате подростки могут еще больше изолироваться. Иногда они переживают депрессии и тревожные расстройства.

Следует, однако, помнить, что некоторые подростки с синдромом Аспергера в состоянии установить дружеские отношения и поддерживать их в течение периода обучения в школе. Часть детей с синдромом Аспергера проявляет нетрадиционное мышление, креативность и способность к изучению оригинальных тем, стремление к соблюдению принципов и искренность, что может пригодиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Симптомы синдрома Аспергера у взрослых

Синдром Аспергера не проходит с возрастом, но его симптомы, как правило, стабилизируются. Взрослые, обычно, в состоянии лучше понять свои слабости и сильные стороны, они также способны научиться существовать в обществе.

Многие люди с синдромом Аспергера вступают в брак и имеют детей. Некоторые характерные черты людей с синдромом Аспергера, например, внимание к деталям и конкретные интересы, повышают шансы на успешную карьеру и профессиональный успех.

Среди известных всему миру людей, которые имели симптомы синдрома Аспергера можно выделить: Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Вольфганга Амадея Моцарта, Марию Кюри-Склодовская и д.р.

Многие взрослые с синдромом Аспергера увлекаются технологиями, поэтому популярным направлением среди них является инженерия. Возможности приобретения профессионального образования не ограничиваются, однако, наукой.

Источник

Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.

Считается что синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.

На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.

Как распознать синдром Дауна у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

Характеристика патологии

Фото мальчика с синдромом Аспергера:

Читайте также:  Диссертации на тему синдром диабетической стопы

Основная характеристика патологии

Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер, и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.

Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.

Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов.

Коммуникация

Взаимодействие

Социальное воображение

Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением.

Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение.

Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями.

Малыш старается держаться подальше от сверстников, предпочитает играть или заниматься каким-либо делом в одиночку. Нередко такие дети не воспринимаются в детском коллективе, становятся изгоями.

Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики.

Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей.

О причинах и лечении лунатизма у детей читайте здесь.

к содержанию ↑

Причины возникновения

Главные причины возникновения

Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.

Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.

Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.

В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.

К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.

к содержанию ↑

Основные черты заболевания

Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей, и далеко не все из них можно считать отрицательными.

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Ребенок зачастую обладает развитым интеллектом, у него хорошо развита речевая функция, имеется обширный словарный запас.
  2. Хорошо воспринимает большие объемы информации, но только той, которая ему интересна.
  3. Имеет нестандартное мышление.
  4. Способен к самостоятельному обучению.
  5. Умеет заниматься каким- либо делом в одиночестве, не отвлекаясь на других людей и посторонние раздражители.
  6. Могут сосредоточиться на выполнении работы, не упуская даже незначительных деталей.
  7. Хорошо выполняют рутинную работу, которая требует определенного порядка действий.
  8. Соблюдают установленные и прописанные правила, к которым уже привыкли.
  9. Не воспринимают ложь и не умеют лгать сами.
  10. Такие дети видят в посторонних людях больше позитивных качеств, верят в добро и справедливость.
  1. Сложности в восприятии информации, неинтересной ребенку.
  2. Невозможность распознавать эмоции других людей, их поведение.
  3. Неспособность принимать негласные правила в обществе.
  4. Сложности в обработке слуховой информации, требующей подключения воображения.
  5. Склонность к стрессам.
  6. Проблемы в общении, неумение построить беседу или найти подходящую тему для разговора.
  7. Неадекватное восприятие посторонней критики, неприятие помощи от других людей.
  8. Нарушения сна.
  9. Неумение правильно выражать свои эмоции.

Как проявляется фетальный алкогольный синдром у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:

  1. Симптомы и признаки недугаЗамкнутость, стремление держаться обособленно от сверстников и взрослых.
  2. Неловкость движений, неуклюжесть при изменении положения тела, использовании различных предметов.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук, в результате чего у ребенка в дальнейшем возникают сложность в обучении письму.
  4. Недостаточная адаптированность поведения. Ребенок может неадекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в жизни, часто не подчиняется общепринятым нормам поведения, отрицательно относится к любым изменениям привычного для него порядка вещей и действий.
  5. Эмпатическая неразвитость, которая проявляется в неспособности распознавать выражения лица, жесты, мимику, эмоции и интонации других людей.
  6. Неспособность в полной мере выражать свои чувства и желания. Отсутствие эмоциональной окраски произносимой речи.
  7. Отсутствие стремления к общению, поддержанию приятельских и дружеских отношений с другими детьми.
  8. Сложности, возникающие во время игр на воображение.
  9. Повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, навязчивым запахам, ярким цветам. Часто бывает так, что ребенок не любит детские мультики, которые обычно интересны его сверстникам. Малыша раздражают яркие краски и обширный звуковой ряд.
  10. Буквальное восприятие полученной информации. Ребенок не понимает переносных значений слов, сравнений, метафор, чувства юмора.
  11. Склонность к повторению определенного порядка действий и движений. Например, ребенок выбирает один и тот же маршрут от дома и до школы, и придерживается его постоянно. Во время игр малыш так же демонстрирует четкую последовательность действий, выбранных им единожды. Любые изменения вызывают у ребенка протест и неадекватную реакцию.
  12. Симптомы и признаки состоянияРебенок проявляет сильный интерес только к какой-либо одной сфере деятельности, может увлеченно рассказывать о ней, посвящать любимому занятию большую часть своего времени, совершенно не интересуясь при этом другими делами.
  13. Подростки не проявляют никакого интереса к противоположному полу, характерного для данной возрастной категории.
  14. Склонность к депрессиям, у детей старшего возраста могут возникать суицидальные мысли.
Читайте также:  Синдром карпального канала клиника лечение

к содержанию ↑

Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?

Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга.

В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное отставание в интеллектуальном развитии, нарушения речи, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.

У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным, ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.

к содержанию ↑

Тесты для выявления

Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:

    Тесты для выявления недуга

  1. Восприятие картинок для оценки эмоционального недоразвития ребенка. Врач показывает малышу различные графические изображения, и просит его описать свои эмоции и ощущения, возникающие во время их просмотра.
  2. Врач называет ребенку какие-либо метафоры, слова в их переносном значении, предлагает определить значение символов. Данный тест позволяет определить уровень аутических нарушений и способность ребенка воспринимать нестандартную информацию.
  3. Для детей старшего возраста предлагается ответить на 100 вопросов, соответствующих должному уровню интеллектуального развития, необходимого для данной возрастной категории.

Рекомендации по лечению невроза навязчивых движений у детей вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Лечение

Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков, которыми он не обладает.

В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.

к содержанию ↑

Медикаментозная терапия

Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:

  • Нужна ли медикаментозная терапия?антипсихотические препараты для устранения возможной агрессии и раздражительности;
  • антидепрессанты при склонности к депрессивным состояниям и мыслям о самоубийстве.

Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке, своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.

к содержанию ↑

Поведенческая коррекция

Основная задача терапии – научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих. Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.

На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.

Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.

к содержанию ↑

Особенности воспитания

Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:

  1. Особенности воспитания малышаНеобходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, ссоры, крики и прочие негативные обстоятельства неприемлемы.
  2. Родители должны пополнять свои знания о воспитании и современных методах лечения детей с синдромом Аспергера.
  3. Необходимо постоянно рассказывать ребенку о правилах поведения, принятых в обществе, однако, делать это необходимо мягко, в ненавязчивой манере.
  4. Почаще хвалить ребенка даже за незначительные успехи.
  5. Поощрять малыша за достижения в интересующей его сфере деятельности.

Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка. Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.

Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными. Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.

О методах коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте тут.

О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  • Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  • Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  • Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.
Читайте также:  Анализ крови на синдром жильбера для чего

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-aspergera-u-detey-simptomyi-i-lechenie/

Источник