Симптомы и синдромы шизофрении у детей
Шизофрения – это одно из частых психических заболеваний взрослых, у детей шизофрения встречается редко, её выраженные проявления возникают чаще всего в пубертатном (или препубертатном) возрасте.
Термин «шизофрения» происходит от греческих слов «схизо» – расщепляю, «френ» – ум. Расщепление личности, нарушение её единства проявляется в расстройстве внутренней связи психических процессов, в одновременном существовании противоположных чувств и стремлений. Поэтому реакции больного на окружающее непонятны, неестественны, поведение его кажется странным, чудаковатым. Нарушение единства отмечается и в мыслительной деятельности, нет последовательности в логических процессах. Характерным признаком шизофрении является также отрыв от реальности, тенденция к уходу в свой внутренний мир – аутизм.
Общепризнанным критерием дифференциации шизофрении является ведущий психопатологический синдром. Выделяют четыре формы шизофрении:
1) Простую, характеризующуюся нарастающим эмоциональным опустошением, расстройством мышления, аутизмом (нарушение контакта с внешним миром);
2) Гебефреническую – с разорванностью мышления, вычурностью, манерностью, дурашливостью, эйфорией;
3) Кататоническую, при которой основное место в клинической картине принадлежит кататоническим явлениям (ступор и возбуждение);
4) Параноидную – с преобладанием бредовых идей.
Для правильного понимания клинической формы шизофрении очень важно учесть не только симптоматику, но и тип течения болезни. В соответствии с типом течения могут быть выделены следующие варианты:
1) Медленно текущие с постепенным началом болезни и дальнейшим непрерывным течением процесса с небольшими обострениями, без острых приступов и без ясно очерченных ремиссий;
2) Приступообразно протекающие в виде отдельных остро (или подостро) начинающихся приступов с ремиттирующим и интермиттирующим течением;
3) Смешанные по течению формы.
Внутри каждой из этих трёх групп проводится дальнейшая дифференциация по психопатологическим синдромам.
Причины возникновения
В этиологии шизофрении у детей играет немаловажную роль генетическая предрасположенность, жизненные условия раннего детства, психологические и социальные взаимодействия, нейробиологические нарушения, однако единая органическая причина пока не установлена.
Клиническими фактами устанавливается, что часто возникновению у ребёнка шизофрении предшествует ряд внешних вредностей в форме инфекций, интоксикаций, психических травм. Не все инфекционные и токсические агенты играют одинаковую роль в возникновении шизофрении. Развитию данного заболевания относительно чаще способствуют инфекции, протекающие с небольшой интенсивностью, но длительно (такие инфекционно-аллергические заболевания, как ревматизм, из острых инфекций – повторные ангины, грипп и др.).
Патологическая анатомия
При макроскопическом исследовании характерных изменений головного мозга обычно не обнаруживается. Нередко отмечаются гипоплазии и аномалии строения различных внутренних органов и эндокринных желез (половых, щитовидной, гипофиза, надпочечника).
Данные микроскопического исследования более характерны для шизофрении, но они видоизменяются в зависимости от типа течения. Когда речь идет о медленно начинающейся форме болезни, с непрерывным течением, обычно устанавливают в нервных элементах наличие дегенеративных процессов, ведущих к гибели клеток. Такие поражения локализуются преимущественно в третьем и пятом слоях коры лобных, височных и нижнетеменных долей головного мозга. Подкорковые узлы вовлекаются в процесс относительно редко. Пролиферации мезоглии не отмечается.
В том случае, когда больные погибают в острой стадии болезни, в патологоанатомической картине отмечаются явления острого набухания периваскулярного отёка, тигролиза нервных клеток. Однако эти изменения нетипичны только для шизофрении. Они могут быть отнесены и к изменениям, возникающим в агональном периоде.
Симптомы
Клинические проявления шизофрении у детей и подростков зависят от возраста больного. Различие между детской и пубертатной шизофренией значительно больше, чем между шизофренией у подростков и взрослых.
Клиническая картина шизофрении у детей младшего возраста элементарна. Выраженные психотические проявления – галлюцинаторные и бредовые синдромы – встречаются сравнительно редко, однако основные признаки шизофрении наблюдаются и у детей. Начало данного заболевания иногда бывает острым (или подострым). Возникают состояния немотивированного, беспредметного страха, сопровождающиеся обычно зрительными галлюцинациями. Вскоре после этого ребёнок перестаёт общаться с окружающими, не играет с детьми, нередко совершенно перестает говорить (мутизм) или говорит очень мало.
В дальнейшем у некоторой части больных отмечаются более или менее выраженные кататонические явления (кратковременные застывания, негативизм, манерность, стереотипия поз и движений).
Характерны для детей, страдающих шизофренией, расстройства речи (изменение темпа, ритма, модулированности, появление аграмматизмов), утрата навыков самообслуживания и опрятности.
В начальном периоде болезни иногда наблюдаются также навязчивые состояния и ритуалы, которые первоначально имеют аффективное содержание, а в дальнейшем превращаются в двигательные стереотипы. Постепенно становится более отчетливым расстройство мышления и нарастающее эмоциональное опустошение. Бледнеет аффект, ничто не радует и не печалит больного. Нередко теряется привязанность к близким.
Гораздо чаще шизофрения у детей начинается постепенно и протекает медленно, без острых приступов. В таких случаях точно установить начало заболевания бывает достаточно трудно. Ранним симптомом чаще всего является снижение жизнерадостности, детской непосредственности и активности; наблюдаются спонтанные колебания настроения, во время которых ребёнок становится ещё более пассивным, жалуется на скуку, временами появляется тоскливость, состояние немотивированного беспокойства с двигательной ажитацией.
На фоне нарастающей вялости, безучастности, бездеятельности, часто возникают беспредметные страхи, нелепые поступки, причудливые шалости, немотивированная агрессия. Наблюдаются также расстройства со стороны двигательной сферы: движения становятся замедленными, неловкими, походка и мимика изменяются. Несколько позже обнаруживаются изменения мышления, его непоследовательность, нелогичность, часто склонность к бесплодному мудрствованию.
Дети постарше, способные к самонаблюдению и самоотчёту, жалуются на нарушение течения мыслительных процессов – «задержки», «наплывы», раздвоение мысли. Своеобразно изменяются и интересы больных детей. Вместо характерной для здорового ребёнка активной пытливости, направленной на познание конкретных явлений окружающего мира, появляются странные, оторванные от реальной жизни, чуждые данному возрасту интересы, вопросы: «что такое время», «когда всё кончится» и т. п. Излюбленным занятием становится чтение словарей, заучивание календаря, составление ненужных планов и схем географических карт. Наряду с этим обнаруживается склонность к патологическому фантазированию, часто отражающему опасения или желания больного, его патологически изменённое отношение к окружающим людям.
Особенно отчётливо выявляются все эти изменения в играх больного ребёнка, которые утрачивают живость, подвижность, творческую фантазию и становятся всё более однообразными, причудливыми по содержанию и, что особенно характерно, играми в одиночку, без участия сверстников.
По мере развития болезненного процесса, на первый план всё больше выступает эмоциональное опустошение и потеря активности, утрата аффективных связей и нарастание холодности, отчуждённости, эмоционального притупления.
Таким образом, в клинической картине шизофрении у детей достаточно выражены основные признаки болезни: нарастающий аутизм и утрата единства психики. Но у детей проявления этих нарушений более однообразны: аутизм выражается больше в своеобразных фантазиях, а расщепление психики – в автоматизмах и ритуалах.
Наряду с основными признаками, в клинической картине шизофрении есть и ряд других симптомов, которые называют «дополнительными», так как они встречаются не только при шизофрении, но и при многих других психических заболеваниях. К ним относятся:
1) Кататонические синдромы – состояния ступора и возбуждения;
2) Галлюцинации и псевдогаллюцинации;
3) Бредовые идеи;
4) Гебефренические проявления (манерность, дурашливость, нелепость поступков, разлаженность мышления);
5) Депрессивные и маниакальные картины.
Однако в клинической картине шизофрении у детей в допубертатном возрасте дополнительные симптомы не занимают такого большого места, как при шизофрении у взрослых. Из отдельных клинических синдромов, у детей относительно чаще наблюдаются кататонические явления. Из галлюцинаций чаще встречаются зрительные, реже – слуховые. Бред отмечается главным образом в рудиментарной форме (в форме бредовой настроенности) и сопровождается диффузной тревогой и страхом. По содержанию это чаще бред преследования, отношения; более сложные формы встречаются редко.
Клинические формы шизофрении, начинающейся в пубертатном возрасте, отличаются от детских:
1) Большей частотой возникновения;
2) Склонностью к приступообразному типу течения;
3) Более сложной клинической картиной.
У подростков, так же как у взрослых, наблюдаются разнообразные синдромы: галлюцинаторные, бредовые, депрессивные, кататонические, гебефренные и др.
Заболевание часто начинается остро: появляется тревожность, растерянность, восприятие окружающего изменяется; больной испытывает страх, галлюцинации, высказывает бредовые идеи. Характерны наблюдающиеся в это время нарушения сна (бессонница), соматические и вегетативно-сосудистые расстройства. Такие эпизодические психотические вспышки возникают иногда задолго до начала длительного приступа психоза, носят кратковременный характер. Типичными продромальными симптомами шизофрении у подростков являются нарастающая апатия, отгороженность от окружающего, снижение работоспособности, отдельные неожиданные и нелепые поступки.
В острой стадии возникает двигательное и речевое возбуждение с импульсивностью и агрессивностью, манерностью, стереотипией, негативизмом. Мышление разорвано, непоследовательно, речь бессвязна, иногда представляет только набор слов. Часто кататоническое возбуждение сменяется ступором. Иногда оба этих состояния несколько раз чередуются в течение одного приступа.
Бредовые переживания имеют разнообразное содержание: чаще всего наблюдается бред воздействия и преследования, реже – самообвинения, ещё реже – величия. Настроение изменчиво: то повышенное с оттенком весёлого, то подавленное, депрессивное, часто преобладают раздражительность и злобность. Больные недоступны контакту, негативистичны. На высоте приступа иногда отмечаются явления спутанности и нарушения ориентировки в окружающем; восприятия неотчетливы, больные не знают, где находятся, кто их окружает, не ориентируются во времени. Однако эти нарушения сознания очень кратковременны и нестойки.
В этот период болезни подростки имеют вид соматических больных: голос хриплый, лицо красное, иногда сальное, запекшиеся губы, обложенный язык. Отмечаются потливость ладоней и стоп, запах изо рта, резкий дермографизм, тремор, фибриллярные подергивания мышц лица, иногда сыпи, субфебрильная температура.
Течение болезни
Шизофрения является прогредиентным заболеванием с тенденцией к неблагоприятному исходу. Однако такая тенденция к неблагоприятному исходу отнюдь не всегда реализуется. Наблюдаются и более благоприятные формы течения с такими глубокими и длительными ремиссиями, которые можно расценить как практическое выздоровление.
Остро начавшаяся шизофрения в раннем детском возрасте протекает менее благоприятно, чем в пубертатном, в связи с тем, что шизофренический процесс поражает несформировавшийся мозг. В картине дефектного состояния у детей раннего возраста большое место занимают симптомы нарушенного развития (больные не по возрасту инфантильны), нередко отмечается и более или менее выраженная умственная отсталость. Однако нередко интенсивный рост и развитие, присущие детскому возрасту, могут оказывать и положительное влияние на течение болезни и повышать компенсаторные возможности больного. В том случае, когда процесс малоинтенсивен и течёт более медленно, ребёнок, заболевший шизофренией, продолжает развиваться и даже неплохо успевает в школьных занятиях.
Необходимо подчеркнуть, что современная терапия и благоприятные условия жизни, правильное воспитание, учитывающее патологические особенности ребёнка, могут существенным образом повысить восстановительные процессы и компенсаторные функции организма и стимулировать его дальнейшее развитие. Таким образом, может быть не только достигнута определенная компенсация причинённого болезнью ущерба, но и осуществлена профилактика дальнейших обострений шизофренического процесса.
Шизофрения, остро начавшаяся в пубертатном возрасте, нередко протекает приступообразно с хорошими ремиссиями. Длительность приступа психоза от 2-3 недель до 2-3 месяцев и больше. По окончании острой фазы больные в течение нескольких дней или недель остаются подавленными, ипохондричными, малодоступными, астеничными, неработоспособными. Иногда они бывают расторможены, грубы, несколько эйфоричны и дурашливы. Постепенно состояние больного улучшается, наступает ремиссия, которая может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Глубина ремиссии и её качество могут быть различными. При хорошем качестве ремиссии работоспособность больного более или менее быстро восстанавливается и поведение его становится упорядоченным. Относительно часто отмечается снижение работоспособности и недостаточная устойчивость поведения. Большое значение для устойчивости ремиссии имеют условия, в которых живет больной, отношение к нему родных, организация его лечения в домашних условиях (поддерживающая терапия). Для некоторых больных трудоустройство или организация трудового режима является основным фактором, способствующим хорошей компенсации дефекта.
Лечение
Для лечения больных шизофренией детей применяется ряд лечебных мероприятий, а именно:
• Инсулинотерапия. В зависимости от стадии болезни и преобладающих синдромов можно ограничиться только гипогликемическими дозами, не вызывающими шоков, или применять большие дозы, вызывающие гипогликемическую кому. Курс инсулиношоковой терапии не менее 2 месяцев. Этому виду лечения лучше поддаются больные шизофрений с малой давностью болезненного процесса.
• Нейролептические препараты. Курс лечения длительный, в течение нескольких месяцев (а иногда и лет). Выбор того или иного препарата зависит от преобладающих клинических синдромов и степени их выраженности, а также давности заболевания.
• При некоторых медленно и вяло протекающих формах шизофрении с отсутствием грубых психотических проявлений применяются различные стимулирующие и успокаивающие средства в комбинации с транквилизаторами и нейролептическими веществами. Лечение детей проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера.
Большое значение для закрепления ремиссии и предупреждения рецидивов имеет поддерживающая терапия различными лечебными средствами, которая проводится в амбулаторных условиях. При всех формах шизофрении большую роль играет и психотерапия, помогающая больному найти занятие, соответствующее его интересам и возможностям.
Рекомендуем посмотреть видео о детской шизофрении
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребенка данного заболевания, обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Шизофрения у детей встречается крайне редко – статистика показывает, что в детском возрасте ею заболевает один ребенок из пятидесяти тысяч. Впрочем, проблема усугубляется тем, что распознать недуг в раннем детстве очень сложно, ведь это не физический недостаток, который сразу очевиден. В раннем возрасте проявление болезни может остаться незамеченным, а ведь своевременная диагностика могла бы помочь маленькому пациенту. Стоит подробно рассмотреть симптомы и признаки этого заболевания у детей.
Причины
Как и любая другая болезнь, детская шизофрения обусловлена определенными факторами, ведущими к развитию недуга. При этом ученым не удалось установить весь спектр причин – есть лишь факторы, которые увеличивают риск заболеваемости, но не означают стопроцентной вероятности такого исхода.
Основной причиной считается генная предрасположенность, а именно – нарушение генной структуры. Впрочем, никто не может сказать, когда этот фактор сыграет свою роль, потому что врожденная по своей сути шизофрения проявляется лишь под действием определенного катализатора.
Диагностировать недуг у новорожденного вскоре после рождения вероятнее в том случае, если катализатором выступило событие, произошедшее еще в бытность ребенка плодом – например, обвитие пуповиной, митохондриальная недостаточность, другие патологии беременности и осложнения при родах.
В большинстве случаев первые признаки наблюдаются значительно позже, будучи вызванными вирусным инфицированием нервной системы или сильным стрессом. При этом совпадение даже нескольких названных факторов совсем не означает, что ребенок заболеет шизофренией.
Будучи заболеванием генного характера, шизофрения не передается никак, кроме как по наследству.
При этом у родителей с генными нарушениями могут рождаться совершенно здоровые дети, и наоборот – болезнь в полностью здоровой семье может впервые проявиться у малыша, получившего генное нарушение не в наследство, а в результате собственной патологии.
Признаки у младенцев
В некоторых случаях определить явные нарушения психики у малыша можно еще до того, как ему исполнится 2 года. Наиболее бросающиеся в глаза симптомы – это странное поведение: например, четко сфокусированный взгляд буквально с рождения, как будто ребенок смотрит на несуществующий предмет. И это при том, что многие младенцы так просто не умеют.
Попадаются и обратные примеры, когда ребенок совершенно не реагирует на движущиеся предметы. Спят такие дети очень мало – всего лишь несколько часов. Они остро реагируют на шум и плачут чаще других – при общей вялости.
При дальнейшем развитии ребенка патология становится все более явной. Типичный признак шизофрении – задержки развития речи и моторики, хотя сами по себе они еще ни о чем не говорят. В движениях очень заметна неловкость и медлительность, кроме того, такие дети обычно не умеют строить межличностные отношения.
В целом поведение малышей выглядит очень эксцентричным. Их былая вялость, наблюдавшаяся в первые месяцы жизни, сменяется легкой возбуждаемостью, склонностью к агрессии и крику, но при этом – сравнительной холодностью по отношению к родителям. Такой ребенок способен увлечься своим занятиям вплоть до одержимости, а в играх обычно не ищет компании, да и вообще не задумывается об интересах окружающих. Иногда шизофрения сопровождается олигофреноподобным дефектом, который характеризуется низкими возможностями памяти и общей наивностью.
Протекание болезни
Если дети и заболевают шизофренией, то обычно это происходит еще на этапе дошкольного возраста. Это особенно усложняет диагностику, поскольку практически все названные симптомы сами по себе на шизофрению не указывают, а являются отклонениями в пределах нормы, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.
Ситуация еще больше усугубляется также тем, что более двух третей всех больных шизофренией детей переживают заболевание в виде приступов. Оно не проявляется стабильно, тогда как непрерывное развитие недуга наблюдается лишь у каждого четвертого маленького пациента.
Каждый третий среди больных шизофренией детей страдает ее злокачественной формой, которая характеризуется высокой степенью сопутствующей олигофрении.
По неустановленным причинам в группе особого риска находятся мальчики – девочки составляют всего лишь четверть всех пациентов такого типа. Кроме того, именно у мальчиков болезнь прогрессирует хоть и вяло, но стабильно, тогда как девочки отличаются более ярко выраженными, но все же не постоянными приступами.
Специфика злокачественной формы
Злокачественная форма шизофрении справедливо считается наиболее тяжелой, поскольку она не просто замедляет развитие ребенка, а буквально поворачивает его вспять. При появлении болезни в самом раннем возрасте подозрительные процессы становятся заметными уже в возрасте около года – и приобретают окончательную форму уже к возрасту 5-7 лет. Хотя в особо тяжелых случаях формирование негативной симптоматики происходит очень быстро.
В первую очередь заметно общее угасание эмоционального фона. Для малышей обычно характерно не унывать, они быстро забывают обиды и снова радуются жизни, но больным злокачественной шизофренией жизнерадостность чужда. Ребенок замыкается в себе, ему уже не интересно происходящее вокруг, даже встреча с родителями не вызывает у него радости.
Игровая активность все больше скатывается в примитив, детская неаккуратность со временем не только не исчезает, но и усугубляется. Малыш настолько не воспринимает все новое, что любые изменения могут оказаться едва ли не единственным фактором, вызывающим у него сильные эмоции – негативные.
Речевая активность тоже падает. Хорошо говоривший ребенок начинает ограничиваться короткими и простыми фразами, затем у него портится произношение, а дальше он может вообще прекратить разговаривать. Регресс задевает и движения – даже если малыш уже умел сам одеваться, в плане моторики рук он понемногу возвращается к уровню ребенка 1-1,5 лет. При этом вероятно регулярное повторение какого-нибудь простого, ничем не обусловленного движения – вроде раскачивания.
При непрерывном протекании злокачественной формы шизофрении описанный регресс неизбежен. Если же она проявляется в виде приступов, то указанные симптомы присутствуют у двух из трех маленьких пациентов.
Кататоническая симптоматика
Одним из наиболее распространенных сопутствующих шизофрении расстройств является кататония, то есть явное нарушение двигательной активности. Оно не всегда выражено в виде снижения активности – вместо ступора может проявляться необоснованное чрезмерное возбуждение. Нередка также крайне резкая «смена режима».
Если поразительная пассивность просто пугает, то у аномального возбуждения есть вполне конкретные риски, вроде неоправданной агрессии и склонности к импульсивным поступкам. Что характерно, кататонический синдром может развиваться сам по себе, без сопутствующих расстройств умственной деятельности. Его типичными признаками являются:
- Топтание на месте, прерывистые движения без конкретной цели или же походка без определенного ритма, чем-то напоминающая езду на автомобиле с начинающим водителем, который еще не успел освоить коробку передач. Сюда относится также многочасовая хаотичная ходьба, сопровождающаяся рассредоточенным взглядом, что не мешает больному успешно избегать любых препятствий на своем пути.
- Ситуация, когда ребенок внезапно «выключается»: только что он был гиперактивен и весьма подвижен, а спустя мгновение – уже лежит совершенно обессиленный.
- Спонтанные пробуждения посреди ночи – без возможности быстро заснуть дальше.
- В особо тяжелых случаях – деструктивная гиперактивность, когда фактически беспричинно разъярившийся ребенок способен целенаправленно причинять физический вред себе и окружающим, а также ломать любые окружающие предметы.
Нарушения восприятия
Типичным состоянием для большинства детей, больных шизофренией, является безразличие к происходящему вокруг. При этом безразличие буквально ко всему остро контрастирует с нелогичными, но очень заметными увлечениями каким-то определенным предметом, занятием или темой.
Весьма характерным является также галлюцинаторное восприятие, когда маленький пациент видит и тактильно ощущает то, чего на самом деле нет.
Подобные иррациональные ощущения вызывают у ребенка страх и часто развиваются до масштабов полноценной фобии, которая усиливается с наступлением вечера.
В дневное время страх и недоверие также присутствуют, но они больше направлены на реально существующие объекты – например, на незнакомую обстановку или людей. Тревога ребенка сопровождается отказом от пищи и игр, а также стремлением быть как можно ближе к матери.
Специалистами замечено: если страх вызван определенным реальным фактором, то его устранение в целом улучшает состояние ребенка.
Описанные симптомы имеют и внешне выраженные черты: приоткрытый рот и блуждающий, рассредоточенный взгляд. Непрерывная шизофрения – это стопроцентная гарантия нарушений восприятия, а вот более чем у трети пациентов с приступообразной формой такие расстройства психики не наблюдаются.
Диагностика
Поскольку детская шизофрения все же не является неизлечимой болезнью, очень важно как можно раньше и точнее провести диагностику. Даже если вылечить ребенка в итоге так и не получится, только с помощью правильно и своевременно поставленного диагноза можно хотя бы частично уменьшить пагубное воздействие на малыша всех описанных симптомов. При этом чаще всего врачи уверенно определяют шизофрению лишь в младшем школьном возрасте, до 12 лет, да и то – только по результатам большого стационарного обследования.
Сложностей, препятствующих быстрому выявлению шизофрении, сразу несколько. Во-первых, очень многие симптомы этого заболевания действительно могут оказаться всего лишь особенностями характера или индивидуального развития. Они не указывают на болезнь. Во-вторых, многие психические заболевания обладают очень похожим набором признаков, но при этом предполагают совершенно разное лечение.
В-третьих, такой яркий признак психических расстройств, как галлюцинации и ложное восприятие, никак нельзя наблюдать со стороны – об этом может рассказать только сам пациент. При этом дети дошкольного возраста и без того далеко не всегда способны на подробный обстоятельный рассказ, так еще и шизофрения способствует снижению речевой активности.
В таких ситуациях специалисты обычно проводят сложную диагностику, призванную не столько подтвердить саму шизофрению, сколько проверить возможное наличие тех признаков, которые могли бы указывать на иную природу заболевания. В результате изначально поставленный диагноз может неоднократно меняться, что уменьшает эффективность лечения.
Зачастую даже опытные доктора путают шизофрению с аутизмом, поскольку в начале своего развития они действительно очень похожи. Однако шизофрения чаще проявляется не раньше 3-4 лет, она характеризуется постепенным усугублением нарушений. Аутизм обычно формируется к двум годам и представляет собой резкую деградацию, но с последующим развитием, пусть и очень замедленным.
На этот момент нужно обратить особое внимание, потому что сам ребенок этого не расскажет. Доктор не имеет возможности наблюдать пациента так же регулярно, как это делают родители, поэтому отталкиваться в своих выводах он будет именно от слов последних.
Как лечить?
Медики отмечают, что приблизительно половина детей, которым в дошкольном возрасте был поставлен диагноз «шизофрения», имеют все шансы вырасти здоровыми людьми. Для лечения данного заболевания используется комплекс методов, значительную часть которых еще около ста лет назад предложил знаменитый российский психотерапевт Владимир Бехтерев.
Шизофрения на томографии выглядит как нарушения развития лобной доли мозга, но причин для этого довольно много, что усложняет лечение. Чем младше ребенок, тем труднее составить для него правильную программу. Круг позволенных детям медицинских препаратов весьма ограничен, а психотерапия на них недостаточно действует из-за недостаточного уровня понимания языка.
В дошкольном возрасте шизофрению обычно не столько лечат, сколько сдерживают – с помощью дозволенных препаратов (в умеренных количествах). В любом случае – специалисты должны объяснить всей семье, с чем они столкнулись, что можно сделать для того, чтобы увеличить шансы на положительный исход. Целебный эффект может давать даже правильно организованное окружение. Лечение занимает несколько лет, но при подключении психотерапии в определенном возрасте результат становится все более заметным, и те же стационарные процедуры нужно проходить не так уж часто.
При лечении шизофрении часто назначают медикаменты седативного направления – например, аминазин и препараты лития, успокаивающие как психику, так и двигательную активность.
Для расширения эффекта их дополняют противосудорожными препаратами, а также антидепрессантами и антипсихотиками.
Очень важную роль способна сыграть поведенческая психотерапия, где ребенка научат самостоятельно справляться с собственными переживаниями и налаживать контакты с окружающими. Общий расслабляющий эффект и необходимый позитивный эмоциональный всплеск дает терапия в виде контакта с животными. В восстановлении нарушившейся речи поможет профильный специалист – логопед.
Советы для родителей
Многочисленные отзывы родителей подтверждают, что правильная атмосфера дома способна облегчить больному ребенку протекание болезни. Такое заболевание у малыша может стать серьезным вызовом для родителей. Многие просто боятся собственного ребенка и пытаются сдать его врачам.
При типичном симптоме этого недуга (необоснованных фобиях) очень важны именно семейное тепло и уют. Те семьи, которые делают все для обеспечения маленького пациента счастливым детством, сильно приближают его к выздоровлению.
Чтобы не навредить, а помочь ребенку, придерживайтесь следующих правил:
- Детям вообще свойственно придумывать несуществующие вещи, но здоровые малыши делают это осознанно, а для больных шизофренией это – часть их реальности. Пытаясь переубедить ребенка в том, что его страхов не существует, вы лишь оттолкнете его, потому что он действительно видит то, о чем говорит.
- Поскольку любые изменения в жизни малыша с шизофренией воспринимаются им в штыки, найдите те условия, которые его устраивают, и сделайте их повседневным расписанием, отклоняться от которого нельзя.
- Пациенты такого