Симптомы и синдромы психических расстройств в детском возрасте
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- умственная отсталость;
- задержки развития;
- аутизм раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.
Психические расстройства у детей и подростков
Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.
Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.
У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.
У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.
К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».
Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.
Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.
Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.
У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.
Также для детского аутизма характерны такие симптомы:
- стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
- компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
- предпочтение однообразия и страх перемен;
- узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
- агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.
Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.
Детское гиперкинетическое расстройство
Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.
Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.
Расстройства физиологических функций
Сюда относится:
- заикание;
- энурез.
Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.
Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.
Тики
Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.
Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.
Олигофрения
Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.
Кретинизм
Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.
Подростковые психические расстройства
Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.
Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков
Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.
Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.
Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.
Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.
В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.
Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej
Источник