Симптом и синдром в психологическом консультировании
Явление, с которым имеет дело медицина, — болезнь — особое образование. По мнению А.Ш. Тхостова[1], общим и в медицине, и в психологии является утверждение о том, что болезнь как субъективная реальность и феномен культуры не сводится к натуральным функциям организма. Недаром даже для описания жизни используют понятия «симптом» и «синдром».
Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия.
И психолог, и врач никогда не работают с одним симптомом. Исключение бывает в случаях диагностических симптомов, которые свойственны единственной нозологической, болезненной форме. В этой ситуации предполагаемый диагноз сразу становится окончательным. Такие симптомы чаще всего связаны с физиологическими показателями работы организма, например с уровнем гликемии.
Специфические симптомы встречаются при ограниченном круге болезней, например жажда при заболевании сердца и почек, при диабете, сонливость при синдроме Клейна-Левина, летаргии при функциональном заболевании центральной нервной системы.
Неспецифические симптомы, например общая слабость, утомляемость, снижение уровня внимания, встречаются при широком круге болезней. Нехарактерные симптомы никогда не встречаются при предполагаемом заболевания. Чаще всего симптом может быть охарактеризован по частоте его появления в связи с тем или иным заболеванием как частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).
Симптомокомплекс представляет собой сочетание симптомов, которых объединяет единый принцип образования. Так, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование (потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары и др.), бывает при тиреотоксикозе.
Синдром — симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезненной формы, имеющий единое обозначение и название в соответствии с принятой медицинской терминологией.
Как и для симптома, для синдрома можно указывать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдром исчерпывает описание болезни, и это равносильно установлению медицинского диагноза. Чаще всего синдром составляет только часть клинической картины, но его обнаружение повышает вероятность постановки верного диагноза, что является важнейшей задачей в работе врача.
Обычно синдромы носят имена людей, открывших их: синдром Шмидта, синдром Каннера и т.п. Человек, описавший синдром, берет на себя ответственность за его нозологическое содержание и возможное воздействие на его проявления.
Донозологическая диагностика, которую проводит врач в виде опросов и осмотров, предполагает выявление специфических и диагностических признаков каких-либо из известных ему нозологических форм, что позволяет сформулировать предварительный диагноз. Затем осуществляется нозологическая диагностика — обследование, предполагающее выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни, уточнение предварительного диагноза.
Врач, работающий с жалобами больного и результатами обследования, попадает под влияние таких обстоятельств, как собственная внушаемость, настойчивость жалующегося человека, «чувствительность» врача.
От диагностического поиска, выраженности неспецифических признаков болезни и можно установить наличие специфических симптомов. Именно на этапе диагностики врач и встречается с теми свойствами болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе, т.е. о системе, содержащей означаемое, означающее и знак. В болезни телесный конструкт (орган или функциональная система) — означаемое, чувственное ощущение человека, выраженное в жалобе, — означающее, а знак — те конкретные слова и жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственным ощущением и органом или функциональной системой, что уже является психологическим симптомом.
Симптом становится знаком (означенное телесное ощущение), который отражает связь ощущения человека и органа, обращая эту связь вовне — для другого человека, прежде всего врача. Как отмечает А.Ш. Тхостов, став симптомом, ощущение только внешне не меняется, на самом деле оно подчиняется уже другим законам и содержит в себе то, что не присутствует в нем как свойство организма человека.
Симптом как психологическое содержание не только означает болезненное ощущение человека, но и становится его знаком. Как отражение ощущений человека он имеет телесную реальность с ценностью для самого человека и для окружающих. Ведь больной — это страдающий человек.
В то же время психологический симптом становится мифом. Миф порожден самим существованием идеи или концепта болезни, так как любое обозначение состояния («болеет», «ноет», «плохо», «не получается» и т.п.), включенное в более общее понятие болезни, выраженное в диагнозе (например, ДЦП, ОРЗ и т.п.), создает особые отношения собственных ощущений больного человекам его знаний о болезни, механизме ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. В этом смысле мысли об ОРЗ и о раке по-разному будут влиять на самочувствие человека.
Синдром — закономерное сочетание симптомов, или симпто- мокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов).
Изменение психических функций при болезни рассматривают в двух планах: 1) дефицитарная симптоматика и 2) продуктивная симптоматика (новообразования, не имеющие адаптивного значения, — галлюцинации и т.п.). Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанный с выпадением одного или нескольких факторов.
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихо- логического синдрома.
Симптом — внешние проявления болезни. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. При этом выделяют первичный нейропсихологический симптом как нарушение непосредственной связи с нарушением определенного фактора и вторичный, который возникает как системное следствие первичного нейропси- хологического по зонам системной взаимосвязи с первичным. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.
Фактор — это, с одной стороны, принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома, а с другой — продукт деятельности дифференцированных зон мозга, которые одновременно являются составляющей частью различных психических процессов.
Типы факторов:
- • произвольная регуляция деятельности — мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция;
- • кинетический — движение души и тела;
- • кинестетический — обратная афферентация (предметные движения, который ориентированны на свойства предметов);
- • пространственный анализ и синтез;
- • зрительный анализ и зрительная память;
- • слуховой анализ и синтез;
- • энергетическое обеспечение активности — функциональные состояния (отдельные стволовые структуры);
- • нейродинамика — смена и баланс возбуждения и торможения;
- • межполушарное взаимодействие.
Миф болезни как принятая человеком идея ее существования деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а как бы отодвигая, отчуждая. В сознании больного человека постоянно присутствует (через обозначение в словах) ощущение симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами, возникает то непроизвольно, то произвольно. Человек, как бы не желая думать о симптоме, думает о нем. И хотел бы от него избавиться, но он возникает в сознании снова.
Миф болезни нуждается в подтверждении (он так устроен), поэтому человек реагирует на соответствующие мифу телесные ощущения. У него начинает болеть там, где «должно» болеть. Всем известен симптом 3 курса у студентов-медиков, когда они обнаруживают у себя все изучаемые болезни или явления ятрогении, когда человек «специально» чувствует необходимую для диагноза боль.
Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии[2]. Яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Так, один из авторов настоящего издания был свидетелем нескольких случаев реакции матери на боль ее ребенка. Все они характеризовались появлением у матери видимых признаков боли (покраснение) в местах ушибов ребенка.
Особую роль миф болезни играет в ситуации лечения. Идея болезни начинает очень быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство выступает как знак. Независимо от его содержания, оно может быть заменено плацебо-агентом, ритуалом или любым другим предметом, который сможет сыграть его роль. Лечебный миф, как и миф болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне.
Ритуальное лечение демонстрирует влияние символического действия, объективно не связанного с причинно-следственными характеристиками заболевания, оно объединено с ними лишь в сознании человека. Эффект ритуального лечения как объективный, так и субъективный, часто очевиден. Понять его можно на психологическом уровне, если признать, что болезнь человека —не просто дефект какого-то органа, а прежде всего феномен сознания.
В логике ее развития есть две стороны: объективная и субъективная. Объективная подчиняется законам природы, законам организма человека. Субъективная подчиняется закономерностям психического и семиотического (знакового). В реальности эти стороны могут весьма значительно расходиться. Как замечает А.Ш. Тхостов, «объективная верность мифа, лежащая в основе метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые фантастические и нелепые лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов»[3].
Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению. Большое значение имеет и готовность людей определенной группы или целой нации к восприятию мифов определенного содержания. Сегодня, например, можно говорить о том, что в США и Европе появился «психоаналитический пациент» — человек, умеющий заявить о своих жалобах в психоаналитических терминах (это связано с развитием и упрочением психоанализа как научно обоснованного метода лечения).
Врач попадает в сложное положение, если принимает миф за реальность, или наоборот. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, так и с оценкой реального состояния пациента. С виду невинное заблуждение врача в своих качествах как целителя может привести к потере больными времени, сил и средств для осуществления настоящего патогенетического лечения.
Современная мифология болезней весьма разнообразна. Она основана на том, что болезнь — неуправляемое явление, обладающее не зависимой от человека активностью.
Главное свойство переживания болезни состоит в том, что болезнь делает тело человека неуправляемым, плотным, тяжелым. В состоянии здоровья тело полностью подчиняется человеку, оно осознается лишь на уровне его границ. Болезнь ставит задачу объяснения неуправляемости, чуждости тела в соответствии с картиной мира, в которой живет человек.
Каждое историческое время каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются прежде всего знания людей о свойствах их организма, свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.
Как отмечает А.Ш. Тхостов, в сознании современного человека мифы болезни воплощаются в разные образы. Среди наиболее распространенных можно назвать биополе, карму, чакры, жизненные силы, которые понимаются чаще всего в мифологически- механическом духе. Очень популярна аналогия организма с роботом, компьютером и другой новой техникой, которая порождает и аналогичные методы воздействия на организм, и психику человека, — кодирование, программирование, зомбирование и т.п.
Развитие в XIX—XX вв. микробиологии (Р. Вирхов, Л. Пастер) привело в обыденном сознании людей к созданию модели избавления от болезней, основанной на стерилизации организма, — избавлении от микробов и бактерий. Понятия «нормальной», «патогенной» или «условно патогенной» среды крайне непопулярны и воспринимаются только специалистами.
Таким образом, лечащий врач встречается прежде всего не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее свой миф болезни, свое сознание, наполненное переживаниями о ее ценности, роли в жизни, о ее происхождении и возможном исходе конкретного лечения и лечения вообще. С этой точки зрения работа целителя, врача похожа на встречу с химерами. К ней надо готовиться, изучая процессы и законы психической жизни человека.
Источник
25. ^
Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
26. Третий этап консультативной беседы: Оказание воздействия. Подэтапы: коррекция установок, коррекция поведения.
27.
Основные навыки выслушивания клиента. Этапы выслушивания.
28.
Типы вопросов, их значение для продуктивной беседы
29.
Основные навыки воздействия на клиента в ходе беседы.
30.
Особенности консультирования тревожных клиентов
31.
Консультирования при реакциях страха и фобиях.
32.
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
33.
Консультирование в ситуации тяжелой болезни.
34.
Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.
35.
Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.
36.
Типы консультативных групп.
37.
Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта. Права участников консультативной группы группы.
38.
Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.
39.
Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.
40.
Основные акценты в психологическом консультировании психодинамического направления
41.
Основные акценты в консультировании с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода
42.
Основные навыки наблюдения за клиентом. Критерии наблюдения.
43.
Невопросительные формы.
44.
Типы проблемных ситуаций. Отличие критической ситуации от кризисной.
^
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ (ОСНОВНАЯ)
1.
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование.-М.:Академия.-2000.-240с.
2.
Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании.-М.:ПЕРСЭ.-2001.-142с.
3.
Абрамова Г.С. Практикум по псхологическому консультированию.-Екатеринбург « Деловая книга».-1995.-128с.
4.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
5.
Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов //Журнал практического психолога. — 1998. — №7. — С. 54 — 58.
6.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
7.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
8.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.-СПб: Питер.-2004.-336с.
9.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-128с.(ч.1 и 2)
10.
Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи/Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 77).
11.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология.-СПб:Речь.-2001.-352с.
12.
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-288с.
13.
Ліщинська О.А. Практикум з індивідуаль-психологічного консультування для початківців.-К.:НПУ.Перспектива.-1997.-36с.
14.
Мэй P. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
15.
Немов Р.С. Психологическое консультирование . Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.
16.
Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг.-СПб:Речь.-2003.-192с.
17.
Основы возрастно-психологического консультирования. Учебно-методическое пособив для студентов факультетов психологии государственных университетов.-под редакцией А.Г. Лидерса.-изд. Московского университетета.-1991.-82с.
18.
Практика телефонного консультирования. Хрестоматия Редактор-составитель А.Н. Моховиков 2-е издание М.: Смысл.-2005.- 463с.
19.
Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты.Ред. и сост.Сахакиан У.С., перевод с англ., М.:Апрель пресс., изд.ЭКСМО пресс.-2000.-624с.
20.
Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение.-СПб.:Речь.-2001.-160с.
21.
Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) //Психологический журнал. — 1994. — №5. — Т.15. — С. 44 — 55.
22.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Ком, 1998 — 608 с.
23.
Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе //Вопросы психологии. Научный журнал. — 1995. — №4. — С. 49 — 55.
24.
Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М.: Ось-89,2003.-273с.
25.
Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии.-М.,Воронеж:НПО «Модек»,2005.-325с.
Программа учебной дисциплины разработана преподавателем кафедры прикладной психологии ___________________ Мельник Н.Ю. | Утверждено на заседании кафедры прикладной психологии «___»____________2009, протокол №___ Зав. кафедрой прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Василенко_________________ |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
ЦДОР | Сердобский |
Вид работы | Творческое эссе |
Название дисциплины | Клиническая психология |
Тема | Симптом, синдром, фактор |
Фамилия | Костенко |
Имя | Любовь |
Отчество | Александровна |
№ контракта | 03502100701034 |
Основная часть
Симптом, синдром, фактор в клинической
психологии
На границе между двумя такими
известными и обширными науками
как медицина и психология появилась
клиническая психология.Вначале
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.
Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические
особенности человека, страдающего
различными заболеваниями, методы и
способы диагностики психических
отклонений, дифференциации психологических
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.
Таким образом, можно дать определение
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
— это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.
В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.
Как и в любой другой науке
в клинической психологии имеются
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
— симптом и синдром, фактор, психическое
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.
Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.
Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при
измененных состояниях функционирования
нервной системы.
Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.
Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.
Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.
Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.
Синдром
— строго формализованное описание
закономерного и устойчивого
сочетания симптомов.
В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение
расстройства. Дополнительный симптом
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).
Использование
понятий симптома и синдрома позволяет
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.
Нозос
или болезнь — это болезненный
процесс, текущее и динамическое
явление.
Патос
или дефект — это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.
Их
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.
В
широком смысле дефект обозначает необходимый
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.
В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.
И.А.
Полищук делила дефектное состояние
по этиологическому, патогенетическому
и нозологическому принципам, выделяя
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.
Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.
Симптомы
нарушения различных психических
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.
Таким
образом, синдром представляет систему
взаимосвязанных типовых расстройств
— симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.
Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.
Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.
Большинство психических и поведенческих
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.
Нейропсихологический
фактор — физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.
Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.
Психологические расстройства связаны
с действием нескольких генов. В
современной науке считается, что
возникновение психических расстройств
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. — С. 9.
, за счет которых в природе
поддерживается уровень распространенности
и степень выраженности определенных
функций.
Разные комбинации одних и тех
же генов могут давать различные
проявления, в зависимости от условий
окружающей среды.
Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.
Нейрофизиологические факторы
являются материальной основой психических
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.
Психофизиологические факторы. В
них включается общая физиологическая
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.
Личностные факторы, связаны с
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.
Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки
и представления. Они могут иметь
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.
К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения
и взаимодействия с желаемыми
или необходимыми для личности социальными
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.
Изменения характеристик общения
и взаимодействия у людей с
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.
Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.
Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.
Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным
за возникновение и развитие психических
расстройств. Неравенство жизненных
условий и шансов людей, которые
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.
Заключение.
Клиническая психология — довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
— ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить
взаимопроникновение психологии и
медицины.
Но не смотря на это, клиническую
психологию можно назвать самостоятельной
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет
и задачи.
Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.
Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п | Наименование интернет-ресурса | Ссылка на конкретную используемую страницу |
1 | allbest.ru | https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html |
2 | Институт Психотерапии и Клинической | https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613 |
3 | О психологии |
Источник