Симптом и синдром в психиатрии определение

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Виды симптомов[править | править код]

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Классификация симптомов[править | править код]

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
    • Симптом капюшона
    • Негативизм
    • Симптом воздушной подушки
    • Симптом Павлова
    • Мутизм
    • Стереотипия
  • Эхо-симптомы:
    • Эхопраксия
    • Эхолалия
  • Симптомы расстройства воли:
    • Абулия
    • Парабулия
    • Гипобулия
  • Симптомы расстройств восприятия:
    • Галлюцинация
    • Слуховая галлюцинация
    • Метаморфопсия
  • Симптомы расстройств мышления:
    • Бред
    • Сверхценная идея
    • Бредоподобная идея
    • Персеверация
    • Патологическая обстоятельность
  • Симптомы расстройств эмоций:
    • Уплощённый аффект
    • Гипотимия
    • Гипертимия
    • Экзальтация
    • Эйфория
    • Дисфория
  • Симптомы расстройств памяти:
    • Амнезия
      • Антероградная амнезия
      • Ретроградная амнезия
      • Фиксационная амнезия
    • Конфабуляция
    • Парамнезия
    • Криптомнезия
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
    • Симптом аутизма
    • Симптом передачи (открытости) мыслей
    • Псевдогаллюцинация
    • Симптом эха мыслей
    • Симптом вкладывания мыслей
    • Симптом отнятия мыслей
    • Симптом блокировки мыслей
    • Речевая бессвязность
    • Шизофазия

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

Читайте также:  Клиническая картина поли х синдрома у женщин характеризуется

Примечания[править | править код]

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Литература[править | править код]

  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Источник

Основные этапы диагностического процесса в психиатрии

  1. Чувственное познание феномена болезни (главная задача этого этапа: выявление, выделение и описание признаков психического расстройства). Основной метод: клинический (описательный). Мы беседуем с больным, задаем ему вопросы и познаем патологию. Облегчает это познание то, что все феномены мы разделили на разные группы (ощущения и представления, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, помраченное состояние сознания). Опрашиваем больного на предмет расстройств в этих сферах психической деятельности. Беседа начинается с вопросов о сознании. Как Вас зовут, где Вы находитесь, число, месяц и год. Далее: нет ли необычных ощущений в теле. Не слышится, не видится ли Вам что-то. Расстройства мышления: хорошо ли к Вам все относятся, Вы хорошо ли ко всем относитесь (ищем бредовые расстройства). Мы прошлись по всем сферам психической деятельности и написали:

?

Написание психического статуса больного

?

  1. Терминологическое типирование выявленных признаков психического расстройства (симптомы и синдромы). То, что мы записали в психическом статусе, обозначаем симптомами и синдромами. Например: в статусе написано: «Больной отвечает тихо, монотонно, жалуется на тоску, которая сконцентрирована в области груди». Дальше надо определиться с синдромами: депрессивный синдром.

?

Синдромальный диагноз

?

  1. Диагностическое заключение о нозологической форме психического заболевания (динамика: синдромокинез, синдромотаксис). Данных пункта 2 будет недостаточно, это состояние больного на сегодняшний момент. Но надо знать динамику – как долго развивался синдром. Динамика формирования синдрома и динамика последовательной смены синдромов (синдромокинез и синдромотаксис). Можно опросить родственников, как долго больной лечился.

?

Нозологический диагноз.

Симптом – это некий повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущий к дезадаптации человека в окружающей среде.

Симптомы в психиатрии практически всегда неспецифичны. Например, бред встречается при различных заболеваниях. Галлюцинации истинные – тоже. Сенестопатии.

Основное диагностическое значение симптомов реализуется только через образование из них синдрома или симптомокомплекса.

Синдром – это повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами своего происхождения и характеризующих текущее состояние больного.

«Синдром – это совместный бег симптомов». Примеры

Делириозный синдром – истинные зрительные сценоподобные галлюцинации, однотематическое содержанию галлюцинаций эмоциональное напряжение, психомоторное возбуждение, аллопсихическая дезориентировка с сохранением аутопсихической ориентировки, частичная конградная амнезия реальных событий с сохранением воспоминаний о психопатологических переживаниях

Синдром психического автоматизма – псевдогаллюцинации, бред физического (психического) воздействия или преследования и симптом психических автоматизмов (идеаторный, сенсорный, моторный)

Корсаковский амнестический синдром – фиксационная амнезия, амнестическая дезориентировка, ретро (антеро) градная амнезия, парамнезии (всевдореминистценции, конфабуляции), снижение критического отношения к своему состоянию.

Один симптом еще ни о чем не говорит, а если они уже «выстроилитсь в ряд», мы констатируем определенное заболевание. В психическом статусе не должно быть никаких терминов. Как я увидел, как я почувствовал больного. Все – своими словами.

Облигатный симптом – обязательный, синдромообразующий признак:

— снижение настроение (гипотимия) – депрессия

— истинные слуховые галлюцинации хульного содержания – острый вербальный алкогольный галлюциноз

— фиксационная амнезия – Корсаковский синдром

— истинные зрительные сценоподобные галлюцинации – делириозный синдром.

Возникновение облигатных симптомов обусловлено основными патогенетическими механизмами психической болезни. При формировании синдрома, они появляются раньше других расстройств, а при его редукции устраняются в последнюю очередь.

Читайте также:  Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга

Факультативные симптомы – дополнительные. Они отражают тяжесть, выраженность патологического процесса и особенности его течения у конкретного больного:

— депрессия – тревога, возбуждение (ажитация), идеи самообвинения (опасность таких идей – возможность суицида).

— делирий – корфология, тактильные, ротоглоточные галлюцинации. Если больной перенес пневмонию, ослабленный, с сердечной патологией – появляется корфология (обирающие движения). Ротоглоточные галлюцинации – ощущение присутствия волос и ниток во рту. Это признаки того, что делириозное помрачение сознания переходит в аментированное, больной может погибнуть.

— синдром Кандинского-Клерамбо – обонятельные галлюцинации. Как правило, мерзкие, отвратительные запахи. Это говорит, что шизофрения приобретает более сложное течение, и до дефекта личности будет проходить мало времени.

Факультативные признаки присутствуют не у всех больных.

Простой (малый) синдром – клиническая картина исчерпывается лишь одним симптомом. Например, сенестопатоз (как будто жжет, печет, булькает и т. д.), галлюциноз (истинные слуховые гаплюцинации хульного содержания), паранойяльный (изолированное расстройство мышления, бред не выходит за пределы обыденной жизни), маниакальный синдром (протекает в виде болезненно повышенного настроения или гипертимии) и т. д.

Сложный (большой) синдром – в клинической картине заболевания встречаются два и более ведущих симптомов:

— галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо, галлюцинации и бред воздействия). Когда мы говорим о шизофрении, это синонимы.

— депрессивно-параноидный бред (бред Котара), в рамках депрессии появляются идеи самообвидения

— кататоно-онейроидный (перед глазами больного красочные картины, но он лежит и не двигается)

— апато-абулический (эмоциональное бесчувствие и нежелание что-либо делать)

— сенестепато-ипохондрический (сенестопатии появляются, а потом их ипохондрическая трактовка)

Психопатологические синдромы – это структуры, изменяющиеся во времени, что делает необходимым изучение их синдромокинеза.

Синдромокинез – это динамика возникновения, развития, существования и исчезновения структурных элементов синдрома (от момента возникновения до полного регресса). То, в какой последовательности выкладываются симптомы.

Пример. Формирование делириозного синдрома («движение» во времени)

Делирий проходит три обязательных стадии:

1-я стадия: тревога, психическая гиперстезия, нарушение сна.

2-я стадия: парейдолические иллюзии (парейдолическая).

3-я стадия: истинные зрительные сценоподобные галлюцинации, психомоторное возбуждение, аллопсихическая дезориентировка (развернутая стадия).

Купирование делирия:

— литически – в обратной последовательности проходит все три стадии обратно. Симптомы уходят в обратной последовательности.

— критически: 12-14 часов сна (просыпается без признаков психоза). Критический обрыв бывает реже.

Весь делирий длится 3-5 дней.

Синдромотаксис – последовательное замещение одного психопатологического синдрома другим в процессе развития одного и того же психического заболевания.

Пример. Параноидная форма шизофрении (развивается 5 и более лет, в зависимости от прогредиентности, от возраста… если перешагивается возраст 20-22, то если и разовьется шизофрения, прогноз будет более благоприятный):

Неврозоподобный синдром ? паранойяльный ? параноидный (галлюцинаторно-параноидный, или синдром Кандинского-Клерамбо) ? парафренный ? апато-абулический (в ряде случаев; дефект личности).

Почему нам важен синдром? Лечить во многих случаях мы будем не болезнь, а синдром. Нозологическая форма – в рамках какого заболевания появился данный синдром.

Продуктивная и негативная симптоматика

Теория эволюции и диссоциации психических расстройств (Дж. Джексон, 1864):

При психических болезнях возникающие расстройства состоят из двух противоположных элементов: негативного, обусловленного деструкцией или временным бездействием клеток мозга и позитивного – как проявление патологической активности живых клеток и тканей, окружающих болезненный очаг и поэтому работающих в неестественном, расстроенном режиме.

Продуктивная симптоматика эволюционирует путем наслоения на мягкие (невротические) расстройства, возникающие в инициальном периоде болезни, все более тяжелых, грубых (психотических) расстройств.

Развитие негативной симптоматики выражается в последовательном стирании, смывании (диссолюции) сначала наиболее хрупких, поверхностных слоев психики и личности, а затем и более глубинных, прочных функций, определяющих ее структуру.

Продуктивная симптоматика (позитивная симптоматика, «плюс-симптом») – новый феномен, некая новая функция, появившаяся в результате болезни, отсутствующая у всех здоровых людей (рис.1).

Рис. 1

Условная норма

+ — это то, что прибавилось, новые качества личности. Какие бы они тяжелые не были, какие бы сложности в жизни больного не создавали – это новое качество личности. В процессе лечения эта симптоматика ушла, и человек возвращается к условной норме.

Негативная симптоматика (дефект, симптомы выпадения, «минус-симптомы») – это ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, безвозвратное исчезновение какой-либо способности или качества личности (рис. 2).

Читайте также:  Диета и лечение при синдроме мальабсорбции

Рис. 2

Условная норма

« — »

« — »

« — »

Было какое-то качество, но в процессе психической болезни, личность это свойство потеряла. Чем дольше продолжается болезнь, тем менее вероятность, что это свойство вернется.

Примеры позитивной симптоматики: бред, галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи, страхи, фобии, гипотимия при депрессии и гипертимия при мании, сенестопатии и т. д.

Примеры негативной симптоматики: утрата интеллекта (деменция), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия, агедония), отсутствие стремления к деятельности, пассивность, адинамия (абулия), апато-абулический синдром, дисгармония психического склада личности («сталь и резина» по П. Б. Ганнушкину; «дерево и стекло» по Э. Кречмеру).

Больной теряет настойчивость (сталь), гибкость в приспособлении к реальной жизни (резина), а остается только душевная тупость (дерево) и хрупкость душевной организации (стекло), уход в себя (аутизация).

Характер негативной симптоматики весьма специфичен.

Шизофрения – эмоционально-волевое снижение, вплоть до апато-абулического синдрома.

Экзогенные заболевания – интеллектуально-мнестические нарушения вплоть до деменции (слабоумия).

Простая форма шизофрении: почему она так называется. При ней нет продуктивной симптоматики. Нет ни бреда, ни галлюцинаций и т. п. Есть только нарастание негативной симптоматики и быстрое формирование апато-абулии.

Терапевтические возможности при лечении позитивной и негативной симптоматики: мы пока можем лечить только позитивные расстройства (бред, галлюцинации). Негативную симптоматику с помощью лекарственных средств лечить психиатры пока не могут.

В начале 20-го столетия дефектные расстройства развивались у 80% больных, а сейчас – только у 25% больных.

Понятие «дефекта личности» в психиатрии

Дефект личности – это преобразование личности вследствие тяжелого психического заболевания (шизофрении) или органического поражения ГМ.

Два основных типа дефекта личности:

— органический

— шизофренический

Органический дефект личности – преобладание грубых расстройств памяти и снижение интеллекта.

Характерно появление «органических» черт личности: эмоциональная лабильность, взрывчатость, гневливость, торпидность мышления (вязкость), повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушение концентрации внимания, снижение критики, мелочность, придирчивость, приземленность интересов, эгоцентризм.

Шизофренический дефект личности – эмоционально-волевое снижение.

— грубый вариант – апатико-абулический синдром

— мягковатый дефект – фершробен (нем. «странный», «чудаковатый», «взбалмошный»)

Шизофреник интеллект и память не теряет, хотя производит впечатление слабоумного. Но он потерял эмоции и волю. Пока нет препаратов, которые помогли бы лечить больного в апато-абулическом синдроме. Шизофренику не интересно ничего.

При галлюцинаторно-параноидным симптоме идеи для больного эмоционально насыщены. А уже при парафренном синдроме эмоциональное значение идеи иметь перестают. Далее наступает апатико-абулический синдром. Наступит он или нет, зависит от злокачественности заболевания.

Регистры психических расстройств

Концепция регистров психических расстройств основана на 4-х концепциях.

  1. Дж. Джексон – теория эволюции и диссоциации психических расстройств.
  2. В. Гризингер – концепция «единого психоза» (меланхолия – бред (галлюцинации) – слабоумие).
  3. К. Бонгеффер – теория «экзогенного типа реакций».
  1. Е. Крепелин – учение о регистрах психопатологических расстройств:

По степени тяжести:

  1. Легкие – невротические и аффективные, соответствующие неврозам и МДП.
  2. Промежуточные – шизофренические.
  3. Тяжелые – органические (эпилептический, олигофренический, дементный).

Регистры психопатологических расстройств по Е. Крепелину:

— невротический

— аффективный

— галлюцинаторный

— бредовый

— дискинетический

— энцефалопатический

Ранги психопатологических расстройств по А. В. Снежневскому (1960).

Они расположены снизу вверх:

  1. Эмоционально-гиперстетические расстройства – предел для астенического синдрома
  2. Аффективные (депрессивные, маниакальные)
  3. Невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные) – предел для неврозов
  4. Паронойяльные, вербальный галлюциноз – предел для МДП
  5. Катотонические, парафренные, галлюцинаторно-параноидные – предел для шизофрении
  6. Помрачение сознания (делирий, аменция, сумеречные состояния)
  7. Парамнезии
  8. Судорожные – предел для эпилепсии
  9. Психоорганические – предел для органических заболеваний

Для каждого заболевания указан предельный уровень синдрома. Например, для невроза предельный уровень – 3. Для шизофрении – 5 (то есть могут проявляться все виды расстройств до 5-го уровня включительно).

У органика могут быть все виды расстройств. Это говорит о глубине поражения ГМ.

Онейроид относится к уровню 5. Он характерен для шизофрении.

МДП – мы выходим выше уровня невроза, так как встречаются и бредовые конструкции при МДП (величия при мании и виновности при депрессии).

Дифференциальная диагностика – есть симптом, типичный для двух болезней. Например, смотрим – симптомы невротические и голоса. Значит, это уже не невроз.

Источник